Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote in movie_rippers,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham
movie_rippers

Category:

Ямамото

Ямамото. Земное божество.

2011
Атака на Пёрл-Харбор
Rengo kantai shirei chokan: Yamamoto Isoroku
Япония
Идзуру Нарусима
Новое, Драма, Военный, Биография
Кодзи Якусё, Хироши Абе, Сюити Азумая, Мицугоро Бандо, Акира Эмото, Ёсихико Хакамада, Миэко Харада, Масато Ибу, Сюндзи Игараси, Теруюки Кагава, Тору Масуока, Нобуко Миямото, и другие...

Конец 30-х годов прошлого века в Японии – время экономического кризиса, страшной безработицы и нищеты, политической нестабильности. Страна неуклонно двигалась к войне. Адмирал Ямамото, командующий императорским флотом, был одним из немногих, кто считал, что начинать войну с США нельзя. Ранее он не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию, ни войну с Китаем. Его позиция вызывала гнев националистов и милитаристов. Они ненавидели Ямомото и угрожали ему. Адмиралу ежедневно грозила опасность стать жертвой покушения. Одновременно он был безгранично популярен во флоте, а также пользовался покровительством императора. Несмотря на его убеждения и предупреждения, когда война со Штатами стала неизбежной, именно Ямомото разработал план нападения на Перл-Харбор, в результате которого американский флот понес огромные потери.

Разумеется, собственно атаке на Жемчужную гавань в фильме отведено буквально десять минут экранного времени. Потому что фильм вовсе не о том. Он и называется-то на самом деле: Исуроки Ямамото, адмирал флота. И весь этот фильм, собственно, о нем.

Автор настоящего обзора полагает, что в истории войн есть несколько вошедших в именно народную память титанических фигур: Суворов, Кутузов, Наполеон, Жуков... вот и Ямамото тоже входит в легендарный пантеон собственного народа. Что с того, что Суворов дурил, кукарекая и раскланиваясь с дворцовыми лакеями? А Кутузов был известнейший ловелас? А Наполеон вообще, был закомплексован из-за своего крохотного роста? Народ сохранил о них память вовсе не за то! Чертов Мост и Маренго, Бородино и Сталинград.... Там сияли они, в нечеловеческом своем величии, как некие Боги Войны.... И чтобы хоть как-то смягчить это нечеловеческое служение Молоху, сжирающему человеческие жизни в чудовищных гекатомбах, и вошло в народное предание : лихой завиток над высоким суворовским лбом, серая шинель маленького капрала...
К чему это я? А к тому, что в фильме один из последних великих адмиралов — прежде всего человечен. Да, показана его государственная мудрость, его военный талант... И тут же: вот он весело шутит с молодым летчиком, с удовольствием смакует рыбку выловленную в родном Внутреннем море, специально заходит, и дарит ленточку маленькой девочке, которая испугалась его изувеченной при Цусиме руке, сыплет горсть сахара на приторно-сладкое пирожное... При этом авторы фильма сумели соблюсти очень важное: меру! Ямамото очень добр. Но при этом бестрепетно посылает в пролив Железное Дно сотни своих матросов, офицеров и адмиралов на верную смерть. Сознательно посылает, совершенно спокойно: да, мы их бросим на съедение американцам, но тем самым, может быть, спасем десяток тысяч наших армейцев. Это хорошая арифметика. И при этом он горько страдает о гибели каждого своего пилота... Но делает это молча, в одиночестве, когда его никто не видит. Не произнося при этом ни единого слова. Чуть дрогнув своим каменным лицом...
А теперь собственно циничный пересказ.
Раннее утро. Мимо офисного здания Министерства флота шагает колонна японских же пехотинцев. Хорошо шагает, с душой. Приблизившись, они четко разворачиваются, и заняв боевую позицию, целятся в своих боевых товарищей. «Не брат ты мне, гнида черножопая!»(с) Оказывается, между армией и флотом идет самая настоящая война. Не мудрено: за пять лет в Японии сменилось девять премьер-министров. Кризис, однако. Но дай боги война! Тогда экономика оживится, как было в прошлую Великую войну.
К Ямамото приходя представители Свободной Прессы (тм), из газеты «Политический уголок», карикатурный Редактор в круглых железных очках (как японцев Кукрыникся рисовали, одно лицо!) и молодой Репортер, тайно собирающий материал для Книги о любимом национальном герое. «Ямамато — живой Имперский военный архив!»
Редактор, как представитель Общественности (тм), требует от адмирала ответ, когда же флот начнет войну против проклятых америкашек? Адмирал в недоумении, мол, а что: очень надо воевать с государством, которое за неделю производит больше национального продукта, чем они за год? Редактор продолжает его троллить — Народ (тм) требуетЪ! Адмирал мудро улыбается, и уходит от ответа... почти уходит, так как состоявшееся тем же вечером покушение его всё же не убивает.
Сценки из жизни: японцы, махая флажками, смотрят кино про Адольфа Алоизовича. А Адмирал сует под нос своему коллеге подлинник «Майн кампф», где Алоизович называет япошек неполноценным народцем (унтерменшами). «Видимо, в японский перевод вкралась какая-то неточность...»
Короче, все выкручивают Адмиралу руки: другие Адмиралы, министры-капиталисты, японский НародЪ, а он упирается, как баран. Он не хочет воевать! Навоевался еще при Цусиме досыта.
Но, сила солому ломит. И дисциплинированный Адмирал атакует. Съемки, я вас умоляю. Корабли, самолеты, бои... выше всяких похвал.
Вторым планом проходит судьба земляков Адмирала — трех молодых пилотов. Один гибнет при атаке Жемчужной гавани, второй — при Мидуэе. Гибнет геройски, бестрепетно направив свой «Зеро» на авианосец америкашек. Снято, прямо слезы из глаз.
Вообще, актеры второго плана радуют... Например, адмирал Ямасито, командир авианосца «Хирю». Настоящий Хищник. Самурай. «Я их чую! Американские авианосцы рядом!» И- эпическая сцена на палубе... «Хирю» пылает в ночи, стоят перед адмиралом уцелевшие моряки. А он с ними очень тепло прощается. Он с палубы своего корабля не уйдет никогда. Банзай, короче.
А Нагумо? Когда он, потерявший все свои корабли, мертво приходит к Адмиралу.... А тот с с удовольствием, с прихлюпыванием ест суп. И предлагает своему гостю, очень ласково: кушайте, пока рис не остыл. И тот, с чудовищным трудом сдерживая рвущиеся из груди рыдания, ест... Как он это делает, просто надо видеть.
Короче, Свободная Пресса изобразила Мидуэй... победой Японии. РедакторЪ приходит к Адмиралу, и спрашивает о перспективах Конечной Победы. А когда Адмирал намекает: нам бы скорей мир заключить, на любых условиях! - орет на национального героя. Обвиняя последнего в предательстве.
Короче, молодой Репортер уходит добровольцем в пехоту. Потому что понимает: дело пошло явно хужей.
И вот последнее сражение Адмирала: битва у Марианских островов. Проиграна. Доблестно. Гибнет последний земляк, молодой пилот, из тех трех, которые начали войну. И Ямамото грустно говорит: сколько молодых погибло! Так что, мне дожидаться, пока я буду с палочкой ходить? Они надо мной ТАМ смеяться будут.
И сознательно отправляется в свой последний полет.
Горит подбитый самолет. Адмирал в залитом кровью мундире крепко сжимает дедовскую катану. Лицо его безмятежно и спокойно. Он тихо и грустно улыбается, встречая смерть.
Очень красиво над зеленым морем джунглей самолет врезается в гору. Вспышка огня, и камера поднимает взгляд на облака... Опускает, и мы видим Репортера, в потрепанной полевой форме, оторопело глядящего на бескрайнее море руин того, что когда-то было Токио.
Мир. И Свободная Пресса (тм). И РедакторЪ, выговаривающий свирепо Репортеру : «Слово Демократизация нужно писать с БОЛЬШОЙ БУКВЫ!!»

И остается открытым вопрос: ради чего все это было? Зачем они гибли?
И ясный, лобовой ответ. Во имя Японии. И если завтра прикажет обожаемый Император, то... Тенно хейку банзай!!
Недостатки фильма.
1.Никакого намека на покаяние(тм). Да, мы храбро воевали, и будем опять воевать.
2.Главный враг не америка, а те, кто живут на Севере. Русские и Россия.
3.И отвратительный перевод! Смотреть только с субтитрами. «Хай!!!! Ссука!!!!», что означает -да, конечно.
Мораль. Фильм добротный, красивый, абсолютно чуждый нам по идеологии. Мигалкову смотреть обязательно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments