voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

Естественный свет (2021). Будни оккупационного планктона



Вы будете видеть это лицо весь долбанный фильм... В аду не плохо - в аду... это лицо...

Не так давно вышел венгерский фильм "Естественный свет", посвященный венгерской оккупации СССР. Режиссер - некий венгр Денеш Надь, который использовал кое-какие сюжеты романа Пала Завады, военные дневники и впечатления от рассказов дедушки-ветерана. Главный герой - сержант Иштман Шметка, который не очень хочет воевать, но будучи оккупантом, молча и равнодушно выполняет свои обязанности. Фильм зашел высоколобым критикам и даже получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. В подробностях дело изложено здесь: https://www.colta.ru/articles/cinema/26876-berlinale-2021-oleg-beyda-film-estestvennyy-svet-denesh-nad-luchshiy-rezhisser

Фильм я глянул одним глазком. Идет он без четверти два часа, так что я готовился к тому, что понадобится перемотка. Но не ждал, что перемотка понадобится уже через две минуты, поскольку даже речь персонажей появляется аж на седьмой. В итоге я на перемотке посмотрел вообще весь фильм. И я твердо после этого понял, что иного эта артхаузная и скучная муть о войне не достойна, даже несмотря на облизывания критиков. Их в сети хватает. Вот пример:

https://www.film.ru/articles/osleplyayuschiy-pozhar-voyny-recenziya-na-film-estestvennyy-svet
Формально фильм является экранизацией романа «Наше чужое тело», охватывающего период с 1930 по 1950 годы, однако режиссёр позаимствовал описание всего трёх суток из оригинала. Минимализм сюжетный (мало того что конфликт разворачивается на протяжении трёх суток, так и всю историю можно описать парой предложений) стыкуется с монструозной тягучей формой. Много живописных кадров, чья красота кроется скорее в эстетике разложения и смерти, безмолвные эпизоды, где вся изобразительность исчерпывается мастерским мизансценированием и тоской в глазах непрофессиональных актёров, которых, кстати, искали по венгерским деревням на протяжении нескольких лет. Наконец, какое-то атрофированное (или скорее гипертрофированное?) чувство темпоритма, умение складывать кадры и сцены так, что невыносимая разочарованность бытием, желание поскорее вырваться из этого мира, где запахи, краски и звуки гармонируют в едином депрессивном позыве, переносится и на зрителя. Его, впрочем, легко расценить и как проблему самого фильма — эдакое неумение автора вовремя остановиться, сделать всё тоньше, сложнее, может, вдумчивее.

В переводе на русский: примерно два часа вам придется смотреть, как кучка солдатни шляется по грязище и говнище украинской деревеньки и окрестных лесов и болот, причем у главного героя полностью отсутствуют какие-либо эмоции, событий практически нет, а действие растягивается длинными планами и безмолвными сценами, где на протяжении 5-10 минут даже не звучит речь. Все в лучших традициях Тарковского, причем в такой концентрации, какой даже у него не было.

Вот вам кратенькое описание немногих событий, происходящих на протяжении этих трех дней:

- отряд венгров при поддержке двух украинских полицаев приходит в деревню искать партизан. Держится вольно: отнимает жрачку, угрожает людям, сидит как у себя дома, но никого не бьет, ни пытает и вообще пальцем не трогает. Из всех зверств оккупантов - подвесили на веревке двух захрапевших часовых-венгров в воспитательных целях.





- главгер шляется по окрестностям в одиночку и группами, пялится на местных аборигенов, иногда спрашивает о партизанах. Не получив вменяемых ответов пару минут стоит с рожей застывшего Терминатора, разворачивается и уходит. Работу, в общем, нагло саботирует и не хватает партизан даже когда они у него прямо перед лицом - ему абсолютно покласть на происходящее.



Мальчика фоткают оккупанты. Все параллели с "Иди и смотри" случайны!



Страдания простого мирного оккупанта

- отряд ночью попал под огонь партизан. Снято хреново, темно и ни хрена не видно, плюс снято только крупным планом, так что экшна нет. Герой пялится на раненых и убитых. Оказывается, у него убили командира и есть какие-то раненые, так что он принимает командование, но дальше забивает на все болт также, как и раньше.

- при возвращении в деревню находят труп старосты, которого злые партизаны повесили на дереве с табличкой "Предатель", выколов глаза. По такому случаю селян допрашивают еще раз, теперь построже и угрожают даже наказать. Ноль реакции. Подумав, Шметка всех загнал в сарай, откуда человек семь благополучно удрали на болота. Венгры всполошились, побегали, поорали, но даже не подумали стрелять.



- вскоре подошел отряд дружка Шметки, какой-то усач. Тот прозрачно намекаэ на суть оккупации, отослав Шметку с его бездельниками обыскивать болото. Шметка добросовестно месит сапогами грязь, отправляя в игнор повстречавшихся беглецов. По возвращении - типа кульминация: сарай с арестованными сельчанами горит пышным пламенем. Все с удивлением и явным разочарованием кто ж теперь будет картошку им готовить? пялятся на это. Шметка даже тут не изменил выражение лица вяленой воблы и простоял в позе статуи, видимо, до самого утра, пока не догорело все до углей.



Даже бандеровец впечатлен такой крайне нетипичной для оккупантов жестокостью (сарказм)!



- Усач рассказывает байку о том, как его при невесте чуть медведь не задрал, а его невеста тупо стояла и отправляла его в игнор. Выслушав эту хрень, Шметка делает фото на память и едет на базу, где докладывает обо всем командованию, опустив только неважную деталь о сожжении унтерменшей. Получив двухнедельный отпуск, чего он и хотел с самого начала, Шметка уезжает в вагоне домой. Все. Титры.



Два близких друга-оккупанта... А на войне - как на войне! Солдаты видят мамку во сне-е-е...

Техническое качество действия не такой уж плохое - на жалкий отрядик солдат человек в двадцать, такую же кучу массовки и жалкую деревеньку нашли деньги. Аутентичность высокая, даже несмотря на то, что аборигенов играют латыши, поэтому русский перевод из уст венгров - с каким-то странным тягучим акцентом. Еще я так и не понял, где вообще происходит действие - вроде полицаи украинцы, но в округе то ли Белоруссия, то ли Брянская область - короче, северо-запад. Утверждают, что снималось это на границе России и Прибалтики. Несмотря на это, никаких ляпов в кадре не заметно - над реквизитом и постройками поработали. Также к плюсам фильма относится красивая операторская работа: много живописных и мрачных кадров, как из сервивал-хоррора, удачно выбранные планы, фактурно захвачена грязь, говнище, помои, лужи, болота и прочие концептуально и композиционно образующие детали окружения действия.







БОЛЬШЕ ГРЯЗИ!!!





Какова же мораль этого фильма? Ну, во-первых, это киноэксперимент. Не думай, что неподвижное табло героя на протяжении двух часов - халтура. Отнюдь нет - это концептуальный замысел! "«Меня интриговала попытка снять художественный фильм исключительно вокруг неподвижного лица», — заявил молодой венгерский режиссер" - видите? Кроме того, почти все актеры в фильме не профессионалы - оригинально, правда? Во-вторых, думаете, почему фильм называется "Естественный свет"? А он просто снимался при естественном освещении, без киноламп на них бабла не дали. А? А! Ну разве не круто?





Нет, не круто. "Дни жатвы" Терренса Малика уже снимали при естественном освещении, и у него было лучше - хотя и в фильме визуал это единственное серьезное достоинство. Непрофессиональные, но хорошо играющие актеры много где есть - это типичный прием начинающих режиссеров, у которых тупо не хватает денег, а также киноавангардистов. Эксперимент с неподвижным таблом вообще провалился - смотреть всю эту артхаузную муть просто чудовищно скучно. Таких экспериментов, где зрителя пытают затянутостью и отсутствием сюжета дабы воссоздать мучения от обстановки, аналогичной на экране - сколько угодно, например, "Джерри" с Дэймоном и Аффлеком, где два часа тупо ходят по пустыне. Венгерский подельщик тут никакой Америки не открыл. Не создается никакого ощущения безысходности, напряжения, отчаяния, усталости и тоски - именно от фильма, а не от его чудовищной затянутости и скуки. Артхауз про войну? А где же тогда необходимая для драмы жестокость? "Иди и смотри", на который это фуфло явно ориентировалось, а также свежий немецкий "Гауптман" ярко показывают, что артхауз про войну и перерождение на ней легко совмещать с жестокостью и эффектом шока.



https://www.wsws.org/ru/articles/2021/04/20/ber4-a20.html
Надь, однако, взялся снять небольшой отрывок из романа, действие которого происходит в 1943 году. Он не хотел доводить историю до конца, а сосредоточился на одном моменте: «Что привело его к убийствам? Какой выбор он не сумел сделать на своем пути?» Режиссер хотел показать человека, который осознает свою ситуацию «слишком поздно», добавляя: «Я думаю, мы все можем легко оказаться в такой же ситуации».



Ну, а уж про это и говорить нечего - произведений про людей, сделавших не тот вывод, сколько угодно и все они лучше этой двухчасовой реконструкции жизни простого мирного оккупанта. И тут не нужно этой ублюдочной подделки под Тарковского - а таки да, режиссер прямым текстом говорит, что ориентировался именно на него. Пора бы, твою мать, понять, что Тарковский получался только у Тарковского - и то редко. Ну может еще у Лопушанского. У остальных растягивание без сюжета и с фиксацией на грязи и чернухи вместо сюжета - не работало никогда.



Я уж не говорю о том, что вся эта картинка про мягких венгерских оккупантов - мягко говоря, очень нетипична. В реальности они были куда жестче: "К солдатам Королевской венгерской армии (Мадяр кирайи хонведшег) на оккупированной советской территории намертво приклеились два слова — «хуже немцев». Если из военных поражений (2-я венгерская армия была разгромлена на Дону в январе 1943 года) при большом желании можно вытесать статный миф, то вот из тылового сюжета слепить блестящее сказание уже сложнее". Так что сложно воспринимать эти зарисовки оккупационного планктона иначе, как отмазывание - тем более, что прототипом главгера стал дед Денеша Надя, который реально был оккупантом в годы войны. Как признает Надь, тщательно умалчивал о том, что с ним там было и только рассказал байку, что не успел расстрелять партизана. Разумеется, дедушку порочить никто не будет.



Новый блокбастер - "Эволюция Иштвана", мать его. В ноль процентов.

И вот это заслужило Серебряного медведя, да... Так что в топку всю эту артхаузную дрянь и все эти именитые фестивали. А нам придется выбирать - либо вот такая артхаузная дичь типа "Света" или "Сына Саула" - либо отечественный трэш с нарисованными танками, тупыми героями-патриотами и "хорошими власовцами" из очередного говна Бекмамбетова-Михалкова-Бондарчука-далее-везде.
Tags: бюджет - бутылка водки, в газенваген, глубизна, кено и немцы, ненависть, перлы киноманов, свежачок, унылое говно
Subscribe

  • "Шугалей 3".

    Посмотрел отечественный фильм "Шугалей 3". Теперь можно смело говорить, что это теперь целая "кино-вселенная", куда…

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments