kineska (kineska) wrote in movie_rippers,
kineska
kineska
movie_rippers

Category:

Первая ласточка - "Белая кость"

Любопытно, что этот фильм вышел в один год с первым полнометражным «Голым пистолетом» и, аналогично ему, представляет собой пародийную феерию. С одним только «но». Фильм «Белая кость», в отличие от того же «пистолета», безнадёжно и безоговорочно устарел…
Увы.
Сегодня он вряд ли засверкает бриллиантом в потоке массового развлекательного кино. Ныне это просто образчик кинокомедии перестроечного периода. Но будет неправ тот, кто поставит это кино на одну полку с «гитлеркапутами» и прочими одноразовыми образчиками «некино».
Внимания этот фильм, всё-таки, заслуживает. Ибо делали его не шоумены от КВН, не денежные самозванцы с улицы, а какие-никакие профи. Профессионалы, которым казалось тогда, в конце бесхудсоветных 80-х, что на их плечи больше не давит груз цензуры, что настала долгожданная свобода творчества и можно всё…


Режиссёры фильма – отец и сын Геворкянцы. Представители старой армянской творческой династии.
Фильм получился излишне многословным. А это – уже огромный минус для комедийного жанра. Но, что греха таить? Этим и сам Гайдай грешил порою…
Второй весомый минус – темпоритм. Шутки, остроты и гэги, которыми должен быть, по идее, туго нашпигован комедийный детективный экшн, несомненно, пристутствуют в картине, но не обрушиваются на зрителя валом, без пауз, как в упомянутом выше «пистолете», а словно зависают в каком-то нарочито безвоздушном пространстве. Точно авторам фильма было необычайно важно, чтобы зрители оценили и усвоили каждую, и ни одна не потерялась, не осталась бы незамеченной на фоне прочих. И тут авторы совершили мощнейший просчёт в виду неравноценности комедийных приёмов. В силу этого искусственно возникают длинноты с ненужной суетой, беготнёй и, как уже было сказано, болтовнёй. Возможно, сыграл свою роль и кавказский менталитет. Кавказский юмор не терпит суеты в то время как юмор кинематографический, где картинка меняется со скоростью 52 кадра в секунду, требует быстрой, моментальной реакции зала на аудио- и визуальном уровнях одновременно.
Третий минус – условный и, вообще, это чисто субъективная оценка. В главной роли снялся А. Паркратов (чёрный). Не самый плохой актёр, но актёр поднявшийся именно в перестроечный период упадка отечественного кинематографа и тем автоматически записанный в знаковые величины: «Если в фильме снимался Панкратов, значит, кинцо – так себе.»
Но, вернёмся к фильму. Из плюсов стоит отметить, что, как и в «Голом пистолете», в «Белой кости» отмечены и обыграны очень многие, характерные для детективного жанра, приёмы и штампы. Многие – так и просто, доведены до абсурда. Однако ни до «пистолета», ни до незабвенных мультипликационных «Шпионских страстей» и, уж тем более, до фееричнейшего «Одного из нас» эта кинопародия не дотягивает.
Главный герой армянин и носит имя Грант. Он служит в милиции и, как оно само напрашивается, естественно, в звании капитана. Живёт с мамой, в холе лелеет золотую рыбку. С обеими даже на пикник выезжает. Здесь и застают семейную идиллию представители милицейского руководства. Капитана Гранта ждёт ответственное задание.
И вот он уже в штабе и к его волосатому телу клеятся пластырями многочисленные «гаджеты»: микрофоны, пистолеты, ножи… Только по ампулам с ядом перерасход и нет бланков, и милицейский начальник трогательно выпарывает и отдаёт капитану Гранту свою.
В 1988 году фильм казался необычайно смешным. Сегодня вряд ли может вызвать даже улыбку сцена двойной жизни простого советского труженика, директора мясокомбината, в одной ипостаси – ударника производства, в другой – подпольного богатея, обитающего в, прямо-таки, шахском дворце с фонтанами и павлинами; секретный вход в который открывается за переходящим красным знаменем в убогоньком кабинете. Или сцена явки с гомосексуальным подтекстом, назначенная капитану Гранту в сауне. Сцена, в которой начальник настоятельно требует посетителей оставить их с коллегой наедине, в конце которой, в знак поощрения, горячо расцеловывает гранта в усы на глазах же случайных свидетелей. Или шутка о корове, больной СПИДом. И – о подпольном производстве ВМ-12 (!), которые нелегально поставляются в Японию в обмен (!) на бриллианты.
И всё же картина не лишена какого-то тёплого обаяния, хотя и снята, признаться, довольно скверно. Видимо, сказывается документальное прошлое Геворкяна-старшего. Неумение заполнить экран действием и слабая ориентировка в экранно-временном пространстве, темпоритмии. Многие сцены неоправданно и совершенно невыносимо затянуты. Скорее всего, действие было слабо прописано ещё в сценарии, авторами которого, к слову, выступали некто Загальский и Лившин, кроме «Белой кости», согласно послужных списков, нигде больше сценаристами о себе не заявившие.
Но есть в фильме две поистине блестящие сцены. Это несколько скомканная сцена пытки, тонко запараллеленная с «Вариантом «Омега»». И сцена подкупа, где появляется абсолютно абсурдный слепой с детской коляской.
Однако полного удовлетворения от этих сцен не остаётся. Потому, что избранные темы лишены динамики, визуально разжижены и не доведены до филигранной точности. Авторы не рассчитали с дозировкой юмора на количество экранных секунд.
Но юмор картины по-хорошему добр и не опускается ниже пояса. Даже любовные сцены, хоть и имеют эротический подтекст, выглядят нарочито целомудренными. Примерно, как «безопасный секс» в «Голом пистолете».
Не выписан образ главного персонажа. По закону жанра Грант должен быть абсолютно положительным супергероем, как все эти бесконечные Сидоровы-Сидоркины-Сидорины из «Шпионских страстей», а на экране он довольно долго никак и ничем особенно не проявляет себя. Это впоследствии Грант лихо прыгает с крыши в бассейн без воды, укладывает быка кулачным ударом в лоб. А В начале фильма он предстаёт не то, чтобы определённо "рыбой или мясом", но заурядным маменькиным сынком.
Впрочем, дилетантами и, в той или иной степени, идиотами, выглядят на экране все, начиная с милицейского начальства и – до их оппонентов. Что, однако, делал с представителями режиссёрской профессии «сладкий воздух» перестроечной «свободы»!
Я бы не стала однозначно рекомендовать «Белую кость» к обязательному просмотру. Хотя бы потому, что те, кто не видел её, потеряли немного. Зато те, кто видел, имеют, что вспомнить. По достаточному количеству отзывов и собственному первому, давнишнему-давнишнему впечатлению, могу сказать, что картина оставляет позитивный отпечаток в памяти, как весёлая детективная кинокомедия перестроечной поры. В ней ещё отслеживаются приёмы традиционной советской киношколы, но уже ясно проступают черты, свойственные кинематографу «смутного времени». Сегодняшние «кинокомедии» большей частью во мно-огом проигрывают старенькой «Белой кости» 1988 года.


Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments