Засыпать все спойлерами или ловко их обойти? Начать с плохого или с хорошего? Начну с названия, а спойлеры к черту. "Порочная страсть" - конечно, это нелепость переводчиков, хотя все давно уже привыкли, что у нас не переводят названия, а переназывают фильмы. Ну, мало ли зачем это делают, видимо, считают, что наш российский кинопотребитель известен только им, нашим славным прокатчикам, и никому более. А вот за границей, к примеру, некоторые названия некоторых фильмов вообще не переводят. Да что названия, и фильмы-то переводить не стоит в цивилизованных странах. Так глядишь, люди быстрее выучат английский. А также французский, испанский, иранский, румынский, но я отвлекся. "Арбитраж" - это незатертое, красиво звучащее, да просто, в конце концов, внушительное название. Само слово отсылает нас сразу к огромному количеству понятий, по-разному раскрывающих смысл фильма, "Порочная страсть" же отсылает нас прямиком к концу 80-х, началу 90-х, когда, скажем, чуть менее седовласый Майкл Дуглас или паутинкой морщин покрывающийся Аль Пачино попадали в весьма неприятные и запутанные ситуации и выясняли на своем горьком опыте, что причина всех бед - женщина. На словах определенные параллели прослеживаются, только вот "Порочная страсть" напрочь лишена эротизма, а причина всех бед здесь, конечно, деньги. Тут можно открыть новые грани такого названия, мол, страсть-то совсем другая, но тоже весьма порочная. Только вот уже никакие грани не оправдают того, что "Порочная страсть" - не название, а громко звучащая пустышка, никак не желающая лезть в память, и даже на плакате смотрящаяся кое-как и еле-еле.
Но бог с ним, с названием. "Порочная страсть" или "Арбитраж", этот фильм в первую очередь прекрасный триллер, в котором режиссер (браво дебютанту Николасу Джареки) все держит под неусыпным и холодным контролем. При этом, если сравнивать с эталонными творениями Хичкока или с вышеупомянутыми эротическими триллерами, то разница весьма ощутима. Забудьте про "без вины виноватых", гениальную формулу по привлечению зрительского интереса так любимую Альфредом. Роберт Миллер виноват по полной программе, но мы, зрители, вопреки всему будем с замиранием сердца болеть за этого мерзавца с мягким прищуром глаз. Забудьте и про фамм-фаталь, прекрасных как древесные гадюки дам. Единственная фамм-фаталь в этом фильме будет долго отсиживаться за кадром, а в самый решающий момент проявит себя не как подобает героине романтического жанра, а в стиле самого главного героя, если не покруче. "Порочная страсть" не использует выигрышные схемы для триллера, во многом опирается на жанровые клише, но приковывает к экрану бесконечной вереницей моральных дилемм. Если спросите меня, то в этом главное отличие хорошего, настоящего сценария: абсолютно каждый герой фильма должен сделать тот или иной выбор, пройти испытание. Как далеко зайдет полицейский Тима Рота, чтобы добиться правды, что в действительности ценит в себе впутанный во все это молодой чернокожий парниша (свежий Нэйт Паркер), чего ради терпит своего мужа Сьюзан Сарандон, как пройдет крещение ложью идеалистка Брит Марлинг. С Ричардом Гиром все, конечно, сложнее. Знаете, ведь ему здесь выпала настоящая большая роль. Для актера это значит примерно следующее: постоянно держа образ своего персонажа, надо точно знать и воспроизвести всю его жизнь, от того как он пьет кофе и смотрит на ноги секретарши до того как он празднует свое 60-летие, при этом надо постоянно держать внимание на себе и быть все время на взводе. Справиться с этим значит уже покорить определенную актерскую вершину, на мой взгляд, Ричард Гир покорил ее только сейчас. Но кто же все-таки такой этот его Роберт Миллер, и почему нам за него непременно переживать? Он подонок из подонков в мире, где подонки вершат суд друг над другом, а победителем непременно выйдет тот, кто умнее, сильнее и...богаче. И никакого Высшего Суда, только Арбитраж - т.е. суд третьим, частным лицом. Но вот тут все же не могу не сказать о плохом. Приоткрывая перед зрителем своеобразный ад и впуская его туда, Николас Джареки напрочь забывает про какие-либо эмоции. Это, конечно, его ошибка, но с другой стороны, это самый страшный нам приговор.