voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

КардиналЕ (2019)

Не так давно "посчастливилось" наткнуться на румынский фильм "Кардинал" (2019). Коротко - киношка посвящена истории румынского кардинала Греко-Католической церкви Юлиу Хоссу. Он был в послевоенное время арестован и заключен в тюрьму Сигет с другими важными заключенными. В 2019 г. Рим присвоил ему звание блаженного посмертно. И по этому случаю в Румынии, где киношникам деньги девать некуда, пухнут от доходов - запилили просветительскую киношку, чтоб молодое поколение знало, кому поклоняться.

Тема демонстрации ужасов советской власти в кино мне интересна, решил ознакомиться. Заранее подозревал, что будет скучно и уныло. Собственно, не ошибся. Соцзаказ отрабатывали откровенно халтурно и слабо, видно, что кино снимали откровенно через силу. Получилась очередная унылая неполживщина и даже без особой клюквы. Так что все описывать не буду, а только отмечу отдельные важные моменты - а сам пост пусть будет в информационных целях.

Итак, начинается все с того, что к некому румынскому фотографу в 1970 г. приезжают партийцы на черной Волге. Уже по первому кадру можно судить о "многобюджетности" постановки.


Фотограф достает свои любимые эротические фотки и начинает рассказывать про кардинала, который тащем-то тогда был еще не кардиналом, а епископом. Эта вступительная сцена - откровенно линия экспозиции, где Фотограф играет в Моргана Фримана и зачитывает справку из википедии о служебном пути кардинала. Они, оказывается, были шапочно знакомы еще с 1919 года, когда Трансильванию присоединили к Румынии.





Но вот однажды пришли коммунисты, краски потухли и дальше весь фильм будет происходить в одной-единственной локации - тюрьме. С черно-белым изображением.



Сцена первая задает тон всему фильму. Арестованных епископов приводят в тюрьму. Кардинале с великим достоинством просит начальство оставить им их священническую униформу, они чтут честь своего сутанского мундира! Толстый надзиратель, конечно, отказывает - и говорит, что дилемма проста: либо носите полосатые робы, либо ничего.

В основном зверства режима довольно скучные и тусклые - темные камеры, вонючая параша, плохая баланда, грязь во дворе... Даже надзиратели, хотя и покрикивают, но никого дубинками не бьют и не пытают. Скукота, угара почти нет. Вот, например, с самого начала арестованных предупредили, что будут стрелять по всем, кто подойдет к окну. И ничего, что окно в трех метрах от пола - инструкция есть инструкция!







Ненадолго атмосферу разбавил безымянный надзиратель, который гонял епископов на прогулке, как старшина срочников на занятиях. И это не случайная ассоциация - румын явно смотрел "Цельнометаллическую оболочку" и стал косплеить сержанта Хартмана, отжигая горячими клюквенными цитаточками. Кое-что достойно отдельного цитирования:



- Я от вас, реакционеров, не отстану, пока история классовой борьбы вас не поимеет! (с. ЗОЛОТОЙ ФОНД ЦИТАТ)
- Дайте ему опиума, который он раздавал людям, чтобы обмануть, болтая о народной демократии!
- Я буду убивать и воскрешать вас Пасху за Пасхой, а потом снова убивать! Вы – низшая форма жизни на земле. Вы вообще нихуя не люди! Вы всего лишь неорганизованная стая скользких, вонючих жаб!

- С этих пор отец истории для вас я. Отец ваш на небесах, а мать ваша в могиле. Вот бы вас всех поиметь! Будете стонать, ныть, срать, падать и вам конец!



Я бы сам готов был там побегать, чтобы еще послушать!

Увы, веселье заканчивается. Пришел Начальник тюрьмы со сложным румынским именем и всех отпустил. Он тут - не самый злой персонаж. Скорее злодей по должности - должен добиться, чтобы епископы перешли в православие. Тогда его переведут по его заявлению служить рядом со своей малой родиной. А до этого ни-ни - такой специалист здесь нужнее!



Я сначала недоумевал, зачем коммунистам переводить всех епископов в православие, но фильм любезно пояснил. Оказывается, потому что у православных нету своего папы - поэтому они подчиняются властям. Странная логика, но официальная историография Румынии утверждает, что именно этого от арестованных и добивались, и в итоге эта борьба за отречение - квинтэссенция всего сюжета!



Кроме епископов тут сидит еще кое-кто. Минут пять начальник с русским советником разбираются с арестованным поэтом-рифмоплетом, который писал что-то религиозное, в духе апостола Матфея (скажите спасибо, что не "Песни песней" царя Соломона). Начальник долго рассказывает, что стихи не любит еще со школы и запугивает, что религия в стенах спецучреждения даже в стихах - это наказуемо. Рифмоплет обосрался и поклялся писать только про птичек и природу. Знакомо. Остается ожидать, когда то же самое будет и сейчас - и в фейсбуке и вконтактике тоже можно будет писать только про котиков и нямку.



Позже выясняется, что недоделанный Симеон Полоцкий - чиновник с почты, которого осудили за чтение писем. Что ха-ха? Ему шпионаж приплели - разумеется, облыжно. В итоге он морально сломался и ведет себя как ненормальный. Но святой и стойкий кардинале вместо того, чтобы сказать: "Ты что, поехавший? Ты понимаешь, не я поехавший, не он - а ты!" - налаживает с ним контакт. Естественно, припадочный постепенно переходит в лоно веры. И не Веры Брежневой, а Веры Греко-Католической.



Львиная доля хронометража забита демонстрациями жизни в тюрьме, а также нудными и бесплодными попытками Начальника сломить кардинале. Он его регулярно вызывает и говорит - мол, ну что ты, ну будьте людьми! Ведь могло быть и хуже. И рассказывает, какие методы у его русских товарищей: "В Советской России интеллигенцию объединяло общее право" (с) - если кто сдавался, то такого никто не жалел. Людей как только не ломали - не давали спать, изматывали вопросами... А мы, мол, вот так - гуманно, по-румынски...

Постепенно епископы узнают, что они тут не одни - в тюрьме сидят также еще 56 священников и пять историков. Последние - та еще контра, например, Георгий Брэтиану - можете почитать, это такой румынский Павел Милюков, тоже исторег, тоже либерал-промонархист, тоже... а, нет. В отличие от Милюкова, этот поц был горячий прогерманским деятелем. Все это никакой роли в сюжете не играет, но в одной сцене будет показано, как зеки ночью вывозят гроб на повозке - и это-де тот самый Брэтиану, которого пожалеть надо, видимо.

Еще сцена, демонстрирующая христианское смирение и веру кардинале. К нему толстый надзиратель, равнодушный к религии, привел свою верующую сестру и после долгих жалоб на ее отсталость оставил одних. И братец таки прав. Оказывается, предсказуемо религиозную веру оглашенной подкрепляет потребность в чуде - у нее дочь больна менингитом, так что надежда только на Бога и молитву. Он дает ей советы в духе Капитана Очевидность - мол, поставь иконку, помолись, авось, Б-г и поможет, он же добрый. Разумеется, дурочка верит, да еще и на брата бочку гонит - думает, что это Бог ей в наказание послал за грехи братца. Логика религиозно оглашенных всем известна! Разумеется, потом через полфильма мимоходом сказано, что сестра вышла из маразма дочь сестры вышла из комы и ей лучше.



После возвращения в камеру кардинале молится и его не оторвать от этого любимого индивидуального самоудовлетворения, даже когда охранники бьют его дубинками по жопе. Вот это погруженность в процесс! Так как дело бы во время обыска, святошу посадили в карцер. Даже Начальник удивлен таким фанатизмом - мол, миллионы баранов повинуются и не ропщут, а почему вы такой мой парень новый просто чума-воооой!.. Начальник пытается еще раз убедить кардинале отречься, ведь папа римский редиска и жал руку Муссолини - что чистая правда, кстати - но старый пень не повелся. В общем, блаблабла, отрекись, религия или смерть, нет - я не могу, слава церкви - словом, это мы уже видели.

Еще есть душераздирающая сцена, когда зеки делят под музыку украденный со склада десерт к баланде - несколько головок лука. Охранник чует измену!.. в буквальном смысле слова. И только ржет, когда зеки признаются в похищении.



Потом у кардинале запросил через сотовую тайную связь услугу какой-то бывший православный, который с бодуна перешел в католичество и просит теперь отпущения грехов для своего коллеги. Пришлось ему зачитывать инструкцию и молитву. Надеюсь, отпущение грехов с мануалом на коленях сработало. Да, на сюжет это тоже не работает.

Однажды Начальник решил сыграть в доброго, подошел к зекам на лесопилке, подарил невообразимую роскошь - сигарету... одну на всех - и пригласил кардинале за угол пааааагаварить. Оказывается, ему очень хочется уехать на родину, поэтому он ОПЯТЬ склоняет кардинале к отречению - благо, уже стали ломаться самые стойкие: "История следует законам Бога, а Сталин, глава Коммунистической партии, следует истории, другими словами, он следует воле Бога" "Как вы можете так говорить?" "Это не я сказал, а Юстиан Марино, патриарх Румынии!" (с) Он напирает на то, что если кардинале хочет служить своим христианам, то должен подписать бумагу. Возразить объективно нечего, и кардинале начинает тупо орать: "Церковь прошла через такие испытания, чтобы подчиниться атеисту?!" Вот и проговорился, гад - а свистел про доброту и аполитичность, как же. "А если завтра Сталин объявит нас атеистами или объявит нас румынами?!" Ой, блеать, какой кошмар, когда величайшую румынскую нацию запретят, да... Помнится, как раз румыны забавлялись тем, что объявляли трансильванцев румынами или украинцев нелюдьми и все в таком духе, а тут нате, проснулся. Разгневанный Начальник даже психанул и попытался сыграть в Отелло.





И в итоге кардинале долго и нудно болеет и болтает, что чуть не подписал и не отрекся, но вера в Б-га спасла его нетронутую за столько лет и девственную... душу.

Изредка черно-белое уныние сменяется цветными вставками, где кардинале радуется воссоединению Трансильвании и Румынии в 1919 г. Венгров, естественно, никто не спрашивал. Обозленная венгерская молодежь в итоге разок даже заявилась к нему в дом и устроила образцово-показательный погром, но наш христианский голубь даже не проворковал в знак протеста.







Сюжет уныло ковыляет к скучному финалу. За двадцать минут до конца Начальник депрессует и дико бухает. К нему приходит советский полковник Воробьев с кокардой рядового, в фуражке явно румынского покроя и с дранными наградными планками. Воробьев не обращает никакого внимания на местную секуритате, которую мешает с говном, и обращается только к Начальнику. Он говорит, что Сталин дал Трансильванию великому румынскому народу, чтобы возместить их тяжелые страдания при фашизме - и теперь они должны оправдать свое высокое доверие и принудить всех к переходу в православие.



Румыны говорят, что пришла директива и отменили гуманитарную программу, а значит, быстрые результаты невозможны. Товарищ Воробьев приходит в яrostь от незнания румынскими любителями государственного шифра: "Гуманитарная - это не программа, которая уважает права человека, а которая не оставляет следов!"

По идее, тут надо было просто взять утюг и паяльник - и кино бы закончилось через десять минут. Но Начальник, видимо, решил идти по заветам Ленина - другим путем! Поэтому он еще долго пытается переубедить кардинале, а остальным впаивает за отказ от 20 лет до пожизненного.



Это не сработало. Тогда Начальник решил тупо их шантажировать. Одного балбеса - того самого недопоэта - подвесили на веревке, а остальных заставили подписать отречение - или его так и бросят в петле! Добрые святоши, конечно, долго топтались. Тогда герой духовного сопротивления в петле решил их спасти - и сам спрыгнул, повиснув, как колбаса на веревке! Единственный раз, когда Премия Дарвина будет вручена герою!



К концу фильма выясняется, к чему была эта линия в начале, где партийцы расспрашивали фотографа. Оказывается, Чаушеску с какого-то бодуна хочет, чтобы кардинале выступил на праздновании 50-летия Союза Румынии и Трансильвании - но не понимает, чем святоша недоволен. Фотограф читает лекцию о несгибаемом, как член возбужденного носорога, духе кардинале и прочие панегирики. Лично кардинале предлагают вернуться в церковь и стать кардинале - при единственном условии: поехать в Рим и остаться там. Конечно же, старый дед не лох - и отлично понимает, что раз ему это обещают, то его уже сделали кардиналом в Риме - а значит, переться куда-то не обязательно. Я, мол, разделю судьбу моих братьев... Как, интересно? Сидя под домашним арестом, лошок? Впрочем, о какой логике я вообще говорю...



В конце крутят фоточки осужденных и пафосно говорят, когда они умерли. А заодно про премьер-министра Илиу Маниу и Георгия Братиану (ах, как жаль нацистскую подстилку, да). Три епископа были освобождены, а римско-католическая церковь восстановлена в правах в 1989 г. В 2019 г. папа римский всех трех причислил к блаженным. Играет боговдухновенная и очень унылая музыка - конец.



Что сказать... Фильм сделан как политическая агитка и ей соответствует. Никаких режиссерских изысков и нормальной постановки не ждите. Снято дешево и любительски, вместо сюжета - его подобие. Смотреть не надо. Лучше уж "Каменный крест" смотреть - там хоть клюква норм. В общем, полку неполживщины прибыло. Ждем, когда снимут лично про маршала Антонеску.

Tags: ЖЗЛ, дотянулся проклятый!, клюквища, опиум для народа, унылое говно, циничный пересказ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments