id77 (id77) wrote in movie_rippers,
id77
id77
movie_rippers

Category:

Самый недооцененный зрителями постсоветский фильм про ВОВ - "Свои"

Здравствуйте уважаемые.
Не для никого не является секретом, что многочисленные попытки снимать кино про войну в постсоветский период чаще всего (увы-увы), заканчиваются печально. Кроме тонны "порожняка" имеется и откровенный шлак, который попросту неприятно смотреть. Это факт.
К счастью, есть и очень неплохие фильмы. Есть! Хотя мало. Думаю, у большинства читающих эти строчки, сходу на ум придут "Брестская крепость" и "В августе 44-го". И это справедливо, но не совсем корректно. Ибо далеко не только эти 2 фильма стоит считать достойными.
И вот сегодняшнюю рассматриваемую мною картину я поставил бы в этот ряд. Очень и очень достойно! И картина должным образом оценена, да. НО..оценена критиками, а не зрителями. Видимо, просто не так много его видели в кинотеатрах, а по ТВ как то не очень активно показывают. И вот это вот несколько удручает, ибо я считаю, что это кино надо посмотреть тем, кто не видел. Стоит того.

Хотя, и сразу сделаю на этом акцент, это художественный фильм, а не документальный. Правда всяческие "заклепочники" особо придераться не будут - по форме постарались почти без ошибок (или, скажем так - без бросающихся в глаза косяков), оружие подобрали правильное, на роль немцев взяли..немцев :-), а для нескольких сцен даже подогнали из Кубинки Pz.Kpfw. III, LT vz.38 и Sd.Kfz. 251.

Тут вопросов нет, и это, кстати, тоже подкупает - не поскупились и старались снимать как надо.
Основной вопрос по времени. Начало - определенно позднее лето 1941 года. По сути действия - это скорее лето 42 года. Такая аберрация времени нужна для лучшего раскрытия персонажей и развития сюжета, и фильму не вредит. Но к этому, определенно, могут докопаться. Хотя у режиссера и сценаристов попросту не было вариантов, как совместить 41 и 42 годы. Иначе - сюжет бы провис.

Повторюсь - по мне - это не проблема.
Опять- таки, главное тут вовсе не сюжет (хотя и он важен), а характеры, персоналии.
Режиссер Дмитрий Месхиев и его команда смогли собрать класснейший актерский состав! Редко, когда в российском кино каждый (!) актер настолько "в тему", настолько четко в роли (даже второстепенные и третьестепенные), что даже удивительно. Нет ни одного лишнего героя. Ни одного!!! Начиная от колоритных Хипо с правильными повязками, по типу того, кто прицел на серьги выменял, и заканчивая шикарнейшим охранником заложников в тюрьме (Павел Бадыров).

Но об этом чуть ниже.
Особо хочу обратить внимание на антураж. Шикарно же восстановили! Для съёмок купили в заброшенных деревнях сараи, баню. Дома разобрали, перевезли на место сьемок и собрали заново. Бричка, хозяйство, сельхозоборудование - все очень аутентичное. Реальное погружение во время.
Действие происходит в Псковской области (кстати с реальными географическими привязками - такие деревни действительно существовали, а некоторые и существуют ныне), поэтом одежду местных, а главное - говор, передали прекрасно. И причем это видно по речи пришедших и местных, отличная разность.

Для усиления всего вышеуказанного снимали все со специальными фильтрами - размытыми, почти монохромными. Это мало того, что давала погружения в эпоху, так еще и подчеркивало основную мысль фильма, о чем еще поговорим:-)
Ну и последний штришок, так сказать "вишенка на торте" - это саундтрек. Не раз и не два я уже говорил о том, что музыка - это чуть ли не главная проблема отечественного кино. Она или никакая, или, если удачная, то режиссеру отказывает чувство меры и он начинает ее вставлять по делу и без дела каждые 15 минут, и к концу картины от вполне нормальной музыкальной темы уже воротит. Тут как раз все соблюдено идеально. И сам саундтрек отличный, и очень в тему и вовремя проходит - тогда, когда надо. Большие молодцы!

Хотя по гамбургскому счету, все это необходимые, но не основные ингридиенты для приготовления классного кино - а это классное кино! Главное - это персонажи и актеры, которые их играют.
Всех разбирать не буду - только парочку главных.
Несколько на втором плане тут полицмейстер Николай (чуть ли не лучшая роль в кино Федора Бондарчука), снайпер Митька Блинов (нежно любимый всеми нами за роль бандоса Феди в "День Выборов" Михаил Евланов) и Катерина (в исполнении Анны Михалковой).

Классический любовный треугольник, в которой Катерине льстит внимание обоих мужчин, ей нравится выступать некой местной фам-фаталь, и я бы даже сказал, что она больше склонялась к Николаю, но живет в доме у отца Митьки и поэтому против его слова не пойдет. Михалкова вообще отличная актриса, что доказывает постоянно, и тут сыграла так как надо - не особо умную бабу, со своим взглядом на мир и стремлением к простому женскому счастью (в ее понимании).


Николай интересный персонаж, как сказал охранник в школе - "принципиальный - такой что при немцах, что при советской власти копать будет". Действительно, кажется, что он работает не из-за страха или каких-то преференций, а потому что основательный. Немцы поставили, оказали доверие - значит работу будет делать по совести.

И он очень хочет найти беглецов, по собственному желанию. Но при всем при этом, он видимо по-настоящему любит Катерину, коль решил идти на сделку с собственной совестью и ради сватовства с Катериной, отпустить дочерей Ивана Петровича Блинова, которых взял в заложники. Видно, что для него это тяжелый момент.
Иван Блинов окончательно его пропульпировал, и понял, что Николай крайне опасен, и решать вопрос с ним надо радикально.


Митька Блинов несколько странный персонаж, но такой, с двойным или тройным дном. Не такой простой, как кажется на первый взгляд. Хотя первоначально слушает командира больше, чем батьку. Убивал и не раз (потом окажется что у него даже Орден Красной Звезды за Финскую), но при этом убивать с помощью снайперской винтовки так сказать отстраненно, или ножом лично - это две большие разницы. Круто снята его истерика, когда он закалывает родственника Мишку, который хочет всех сдать.

В конце концов оказывается достойным сыном своего отца. Идея про "справить документ и поставить хату" и жить с Катериной ему не нравится. В принципе, он не прочь - но потом. Единственное, что я не понял в задумке режиссера, связанной с этим персонажем - так это момент, как Митя стреляет. Он всегда (!) прикладывая винтовку к правом плечу, целится левым глазом. Так прицельно стрелять невозможно, да и вообще неудобно. Почему на этом сделан акцент я не разгадал. Быть может у вас будут какие-нибудь варианты?


Самыми главными тут 4 человека - комиссар Лифшиц (Константин Хабенский), Анна (шикарное исполнение Натальи Сурковой), особист Анатолий (классный Сергей Гармаш) и, конечно же Иван Петрович Блинов (великолепный Богдан Ступка).
Иван Петрович - Анна и Анатолий - это второй любовный треугольник. Лифшиц же по идее Ивана Петровича должен был бы заменить чекиста, но он несколько в стороне остался.

Давайте начнем с него. Хороший, добротный персонаж. Умный, проницательный, сильный, несмотря на кажующуюся слабость. Не боится смерти и пулям не кланяется. Не зря Митя его уважает как командира. Есть за что. Постоянно желает что-то почитать, и когда Иван Петрович приносит ему, еврею и комиссару Библию, не лезет в бутылку, а даже пытается почитать. Но не нравится....
Блинов-старший видит в нем позитивные моменты, он ему симпатичен. И даже не прочь, чтобы интимная близость между томящейся в женской истоме Анной произошла именно с Лифшицем. То есть его мужское самолюбие и естество несколько протестует, но глубокий ум понимает, что именно это вариант. И, кстати, Блинов никак не ошибается в человеческих качествах Лифшица. Комиссар ссылаясь на немощь, не делает ничего, чтобы сблизится с Анной, так как считает это неправильным по отношению к хозяину, а затем, понимая, что является обузой и вовсе жертвует собой ради товарищей.


Анна очень интересный персонаж. Точнее, персонаж то как раз не очень, но вот блистательное исполнение Натальи Сурковой. Крутая баба, которая вместе с сестрой младшей пришла в дом крепкого мужика, и взяла на себя обязанности хозякий, помогла поднять детей, а когда Ивана Петровича сослали, и вовсе вела полностью хозяйство. Настоящая русская женщина, которая и коня на скаку и в избу того самого...:-) Но есть один минус - в томлении она. Ребенка хочет.

А Иван Петрович, видимо все. Не получается. Но ребенка заиметь в деревне, где все уважают ее невенчанного мужа, нет в принципе. И это ее очень удручает. Поэтому беглецы для нее шанс, который она использует. И Анна, кстати, тоже больше склоняется не к Лифшицу, который для нее излишне интеллегентен, а к чекисту. Ну в итоге там все и получается. Хотя Иван среагировал нервно.


Чекист Толя тут самый спорный персонаж. Я вообще очень ценю актера Гармаша, он умеет играть, но первоначально мне казалось, что тут он переигрывает. Но со второго, с третьего раза просмотра, я понял, что он сыграл как надо!

Просто чекист тут такой персонаж своеобразный. Подстрижен под 0, с усиками модными предвоенными, обожает мотоциклы и технику, жесток, говорит прямо без экивоков и считает, что все решает сила. Старается нагонять страху и удивляется, когда у него это не получается. Хитрый, но не особо умный. И, скажем так, не умеющий думать на 2 шага вперед. Готов быстро соображать здесь и сейчас и действовать по ситуации, но что быдет следующим шагом он уже не понимает. Очень и очень глупо было рассказать Ивану Петровичу, что он вернется за Анной рано или поздно. И его последняя истерика, когда он то ругался, то момлил о пощаде - это никак не переигрыш актера Гармаша, это как раз характерно для этого персонажа. Ибо он понял, что он попал окончательно и в угол загнал себя сам. Поэтому он не верит, что Блинов его отпускает и боится выстрела в спину.

Ну и конечно же главный герой всего фильма Иван Петрович Блинов. Знаете, для меня Богдан Сильверстович Ступка всегда был некой загадкой. Вот вроде обычный мужик, и внешность у него, будем честны, не самая распологающая, но при этом от его ролей не оторваться. Он так умеет перевоплощаться, он так играет.... Для меня Богдан Ступка не просто актер, он ВЕЛИКИЙ АКТЕР. Талант с божьей искрой.

И этот фильм в очередной раз подтвердил это. Блистательное исполнение сложного персонажа. Этакий сельский бирюк, которого не знает хорошо никто, и при этом все уважают. Даже недоброжелатели. Очень умный, вдумчивый человек. Не зря его любимая фраза, которую он повторяеть раз шесть за фильм "думать надо". Знающий немецкий, разбирающийся в людях и даже элитных напитках, это человек, который словно грамотный шахматист анализирует ситуацию постоянно и думает на 2-3 хода вперед. В отличие от тактика Анатолия, Иван Блинов стратег. И глобальный. Он постоянно просчитывает ходы и ищет выход из положения с наименьшими потерями. Причем даже когда все идет не по намеченному плану, он перестраивается и переделывает план.
Но он не холодная математическая машина, в нем много живого, человеческого. И срыв на Анне за чекиста, и любовь к дочерям и к сыну показывает нам насколько это живой персонаж. Троица беглецов максимально ему усложнила жизнь, но он не идет по самому простому и логичному пути - убрать комиссара и чекиста и спрятать Митьку. Почему? Потому.....

Мы с вами уже упомянули о фильтре съемок - монохромным, с большим количеством оттенков серого (я не о том, о чем вы с ходу подумали :-)))) Знаете, что я подумал - это ведь аллюзия на внутренний мир и душу главного героя. Все очень размыто, все сложно, но белого и светлого больше, чем черного или даже серого.

Если вы смотрели этот фильм, то не могли не задать вопрос - почему Иван Петрович отпустил чекиста и еще сына с ним. Мне кажется, я знаю ответ. Понятно, что он зашифрован в названии фильма - потому, что они "Свои". А почему они своим? Для него, побитого жизнью, не любящего советскую власть и помогающему немцам, потому что так выгодно и "свои". Ну ладно, Митка - родная кровь, супружница невенчанная с сестрой, дочери - тут ясно. Лифшиц просто понравился как человек. Но Толя то, почему "свой"? Блинов и так чекистов не любил в принципе, а тут персонаж, который с первого взгляда вызвал у него яростное неприятие и свой, и который пообещеал забрать его женщину и свой??? Да, свой!

И тут два момента сыграли свою роль. Первый - слезы Толи, который горевал о гибели Лифшица. Второй - рассказ Митьки о том, что отец был солдатом и первоначально осел в Петрограде. То есть воевал Иван Петрович в Первую Мировую. И воевал против немцев и для него, видимо, есть четкое понятие внутренее кто свои, а кто чужие. И даже неприятный чекист, которого нужно было бы там порешить именно СВОЙ, а самый добрый немецкий офицер - всегда чужой. Четкое понятие.
Поэтому он и сына благословил идти воевать дальше, а не прятаться по тылам. Ибо это правильно, ибо так и надо!
Ну и да, логика и человечская мудрость Ивана Петровича опять сработала - если фильм вернется в расположение части через линию фронта, то делать надо это с особистом, дабы избежать инфильтрации.
Вот такой то фильм. Шикарный.
Низкий поклон создателям. И советую посмотреть.
Приятного времени суток.
Tags: золотой фонд, кено и немцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →