voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

Рейнджер из атомной зоны (1999)/Запретная зона (2020): Беларусьфильм против Зоны отчуждения ЧАЭС

Как же много дерьма наснимали про несчастный, ни в чем не повинный "Чернобыль"! Ну серьезно, неужели он достоин такой участи? Вот и сейчас кинотеатры рвет напополам ультраэпичный (от обратного) фильм от некого мелкого актера Данилы Козловского! Я порядком устал от всего этого эксплуатационного дерьма, которое выходит про ЧАЭС и решил найти хоть что-то оригинальное по этой теме. И тут при изучении этой самой темы внезапно оказалось, что аж целых два фильма про Зону отчуждения сняты... в Белоруссии! Первый фильм - "Рейнджер из атомной зоны", снятый на излете девяностых, по описанию - нечто вроде боевика про ветерана военной службы в зоне отчуждения. Второй - совершенно свеженький, 2020 года выпуска фильм "Запретная зона" про молодежь в той же зоне, но на сей раз снятый Беларусьфильмом в жанре... хоррора!



Пораздумав, я решил, что пропускать такую экзотику нельзя. Ведь интересно же не только посмотреть на старания белорусских киноделов, но и оценить их эволюцию за двадцать лет. Всяко лучше, чем идти на заведомо плохой киновысер наших киношников. И сегодня я коротко расскажу об обоих фильмах.



Итак, вначале про "Рейнджера". Этот довольно дешевый фильм был снят белорусскими и российскими продюсерами явно на волне успеха "Любить по-русски" про добрых и суровых русских/белорусских мужиков, которые противостоят бандитам и ужасу тех лихих 90-х. Снимали его аж три кинокомпании при участии Беларусьфильма, но вы этого в фильме не заметите. Главную роль даже исполняет приглашенный актер из Москвы - Алексей Кравченко. Он - вице-адмирал 2 ранга подводного флота Алексей Барсук, который попал под сокращение в Москве и вернулся в родное белорусское село. Так как на дворе конец 90-х и работы для отставного военного нет, то он между делом устроился сторожем в зону отчуждения. Там ему предстоит разобраться с бандитами и спасти свою любовь - местную медсестру. В общем, все стандартно для боевика 90-х. (зажав нос): Ааааааамммм, герой после службы в ааааармммиии возвращаецца домоооой. В раадную зззону отчуждения после ааатамнай катастрофы! Однако он узнает, что зззоооона захвачена мааааафиииией! Теперь он должен встаааать на тропу ваааайны с ней! Выживет ли он в этаааай смертельной схваааатке? Узнааааааете из беларуууускава супирбаееевикаааа - "Рейнджер из аааатамнааай зззооооныыыыы"!!!



Да и весь основной сюжет полностью соответствует. Суровый мужик сначала познакомится с красивой девкой, потом погуляет по Зоне и познакомится с тамошними порядками. Порядки так себе - лесорубы нагло вывозят лес грузовиками, рыбаки ловят радиоактивную рыбу, а прямо посреди зоны шарятся бандиты, наркокурьеры и обслуживающие их проститутки. Крышует их пафосный авторитет, традиционный глава местной мафии на джипе и с белым шарфом. По традиции боевиков он носит пафосное и устрашающее имя - Виталик. После пары попыток геррррой их успешно припугнул, увел бабу у бандита, но он ее похитил. В финале Барсук-дундук все разруливает и побеждает демона-Виталика благодаря помощи крутого профессионала - низкорослого и рыженького лейтенанта милиции, который говорит не своим голосом.



Ладно, черт с ней, со штамповкой. Для боевика это нормально. И я ждал именно этого - малобюджетного, но интересного тематикой боевика из 90-х. Но тут-то следует смертельный удар белорусского блокбастера. Отличительной особенностью фильма внезапно является почти полное отсутствие экшна, даже самого жалкого по меркам 90-х. Весь фильм у героя будет куча возможностей показать хотя бы самые примитивные драки и стрельбу - схватка с черными лесорубами, с черными рыбаками, с бандитами, с нелегальными продавцами... Он даже в лучших традициях S.T.A.L.K.E.R. приобретет пафосный вундерствол - дробовик с приваренными к стволу ячейками для патронов. И? Чтоб вы думали? Ничего этого не будет! Ни одной драки за весь фильм и почти ни одного выстрела! Пара жалких потасовок закончится, даже не начавшись. Дробовиком герой будет только угрожать изредка, а чуть ли единственный выстрел сделает, чтобы перебить веревку и спасти своего дорогого друга - повешенного козла в хлеву. И только в самом-самом конце, когда дело идет к развязке, весь жалкий бюджет этого телефильма будет потрачен на очередную схватку на заброшенном торфяном заводе. Только тут будет суматошная и путанная стрельба с плохим монтажом, бессмысленная беготня, плохо подобранные ракурсы и неубедительное падение персонажей от выстрелов.



Короче, по прошествии времени быстро становится понятно, что это не боевик и тем более не замах на постапокалипсис-лайт. Это полный аналог современных телефильмов на НТВ про героя со стволом. Собственно, сюжет идентичен. В кино впихнуты абсолютно все остальные штампы таких унылых недобоевиков про героя на гражданке. Больной отец. Разговоры за жизнь за посиделками с водкой. Затянутые планы природы. ДуховностЪ в виде планов на иконы дома. Родная собачка с больной лапкой, подобранная где-то в начале фильма. Добрый мент. Глубокомысленные размышления дома. Любовь всей жизни, что понятно после одного танца с ней в кабаке под "Мурку" со сцены, заменяемой пафосным вальсом. И так далее, и так далее.





Разумеется, фильм отличает и вопиющая малобюджетность. Массовки на весь фильм крайне мало. Во всей Зоне живут человек этак восемь. Бандитов в финале - тоже меньше десятка. Сама Зона охраняется хуже, чем сейчас любая школа - какие-то убитые убогие халупы, окруженные жиденькой колючей проволокой с парой ржавых табличек и сломанными деревянными воротами. Эту "ограду" показывают весь фильм - других сооружений в кадре почти нет. Сам герой весь фильм будет ездить на маленьком ЛУАЗе, который так и не взорвут и не повредят ни единой пулей. Кроме него, в кадре еще этак машин пять-шесть - мерсы Виталика, уазик мента и пара грузовиков. Атмосфера - соответствует: нищая белорусская глубинка излета 90-х. Никаких изысков не ждите. Поэтому отсутствие стрельбы, видимо, объясняется банальной нехваткой патронов у съемочной группы. А отсутствие драк? Видимо... тупо ленью. Но самое противное - вместо музыки у фильма какие-то убогие и примитивные поп-песенки местной местечковой знаменитости, которые своей фальшивостью и нудностью насилуют уши весь фильм!





Это было огромное разочарование. Понятия не имею, что понравилось тем, кто хвалил фильм в интернете. Примитивная мораль про "правильного мужика", который наводит порядок? Так и герой-то большим умом не страдает. То, угрожая лесорубам, выпускает оба патрона из двустолки в воздух. То попадается как дурак бандитам. Даже в финале бандитов находит и захватывает, а потом крадет у них груз не он, а рыженький лейтенант - а Барсук так, у него на подхвате!



Короче, фильм даже не плохой, а просто никакой. Если бы не тематика, не тянул бы даже на артефакт времени - такое барахло и сейчас выходит как на конвейере. Однако на его примере видны все беды белорусской кинопродукции - дикая штампованность, примитивность, малобюджетность, сюжеты и диалоги хуже, чем во второразрядных советских телефильмах 80-х, эксплуатация примитивной "народности" и "духовности" и чудовищная однотипность.



Однако! Время не стоит на месте. 90-е прошли и спустя 20 лет Беларусьфильм поднатужился и выдал второй удар. Фильм "Запретная зона" (2020). На сей раз он тоже про зону отчуждения, про бандитов и про Белоруссию - правда, уже в советские времена. Но если убогий криминальный фильм 1999 г. косил под боевик, то этот косит уже... под хоррор. Ну и что же, у него получилось? После просмотра неожиданно могу сказать - да, скорее получилось.



Итак, снова Беларусь. На сей раз - советское прошлое. 1989 г. Совершенно обычный день. Простой молодой человек из Минска Артур с друзьями решил сплавать по реке на плоту в турпоход. Компания подобралась - в духе времени. Какой-то доходяга-студент - патлатый неформал с гитарой - пара шлю... девушек - и накаченный туповатый дембель, привыкший к жестокости, почти только что из Афгана; собственно, главный источник всех проблем в фильме. Они плывут, поют под гитару и радостно бухают водку. Набухавшись, молодняк (всем актерам, кстати, под 30, но грим рулит!) в бессознательном состоянии ухитряется непонятно как заплыть в итоге в зону отчуждения. Вместо того, чтобы последовать доброму совету аборигена-дедка и пойти по дороге, они решают срезать. По ряду причин дело заканчивается смертоубийством и разделом неожиданного клада - мешка денег. Нетрудно догадаться, что у денег есть хозяин и просто так это не кончится...







В общем, вы поняли, это очередной пример нынешней эксплуатации советского прошлого и городских легенд для создания говнохорроров, которые легко снимать благодаря куче дешевого реквизита и заброшкам на постсоветском пространстве. "Спутник", "Кольская. Сверхглубокая", "Синевир", грядущие "Красный призрак", "Пищеблок" и "После Чернобыля". Кстати, надо отдать должное - к реквизиту никаких претензий нет. 80-е, как они есть - идеальный подбор всего, от одежды до каких-нибудь мелких значков. Заброшки, хотя и немногочисленные, но тоже фактурные и тоже аутентичные. А нынче уже не 90-е, между прочим, все застраивается и перестраивается. Хорошую аутентичную заброшку советских времен надо либо долго искать, либо сделать самому.







Чем удивляет фильм с первых кадров - так это неожиданно хорошей картинкой. Сделано отлично - и это, пожалуй, самое большое достоинство всего фильма. Хорошая резкость кадра, насыщенная, контрастная атмосфера, много мрачных, но живописных видов, отличные ракурсы и операторская работа, хорошо запечатленная впечатляющая первобытная природа белорусских лесов - в общем, визуал тут сделан на пять баллов. И плевать, что это совершенно непохоже на реальную Зону отчуждения - кто там в ней был, кроме фанатов сталкинга. Нет, конечно, хорошая картинка и спецэффекты для очередного второразрядного хоррора, которые раньше этим не отличались - ныне уже не редкость. Вот, видел же я недавно "Кровавое судно" - типичный тупой трэш-хоррор про нежитей на корабле, причем из небогатой Австралии - но картинка великолепная. Да и наши уже навострились так снимать даже в откровенно плохих проектах. Но тут все-таки Беларусьфильм, который редко кто вспоминает, а картинка у него явно посимпатичнее нынешних хоррор-совьет-стайл.







Кроме примитивной картинки, многие хорроры отличаются и убогой актерской игрой. Тут же с этим вышло не так уж плохо, но и хвалить не за что. Главные роли играют наши уже не такие уж молодые дарования - в роли Артура Александр Головин, тот говноактер из Ералаша, который потом нашел предназначение в съемках говнокомедий типа "Елок". Его кагбэ девушка - Дарья Мельникова, "папина дочка", что нынче снимается во всяких второразрядных проектах. Оба актера играли так себе, на троечку, но не раздражали. Головин порадовал отсутствием вечно улыбающегося еблета, как обычно - оказывается, он умеет показывать и негативные эмоции: часто хмурится, жалуется, ноет и даже местами плачет, хотя в целом персонаж ботан, но не дохляк. Остальные актеры играли также: средненько, но придираться не хочется. Кстати, все актеры российские - видимо, на своих соотечественников решили не полагаться.



Как и положено в эксплуатационных фильмах, сюжетного наполнения не хватило. Так что, как и в "Рейнджере", тут масса затягиваний. Растянутые планы на природу, меланхоличная затянутая постановка, совершенно бессмысленные разговоры друг с другом персонажей... Стрельбы, как ни забавно, больше - аж где-то минуты две. Постановка тоже не блещет оригинальностью. Много привычных штампов хоррора - затянутые планы под угрожающую музыку, борьба с главным злодеем, спасение на последней минуте, сбивание человека автомобилем, безликость героев, злые собаки-каннибалы (этакая замена мутантам из S.T.A.L.K.E.R.) и эпизодическая тупость персонажей. Наиболее яркий пример - главный герой говорит подруге, что автобусы в Зоне стоят, потому что они радиоактивные и потому опасные. Сразу после этого парочка без раздумий забирается туда ночевать. При том, что рядом целый заводик с сухой котельной (бухахахаха!!!).



Но все же штампов не так много, чтобы это заставило отказаться от просмотра. Основной сюжет, конечно, очень примитивен - герои срутся, расходятся по зоне и шатаются там несколько дней. Несмотря на кучу приемов хорроров, которые пытается попутно эксплуатировать режиссер, выглядит это совершенно не страшно. Нас время от времени пытаются запутать интригами - герои постоянно подозревают друг друга в обмане. Интриги ни фига не работают, так как изначально зрителю понятно, кто врет, а кто нет и что все сомнения не сработают. Темы зловещего убийцы-охотника, драки за деньги и просто опасности пребывания в Зоне - согласованы плохо, все время друг друга перебивают и в приятную композицию не складываются.



Так что остается расслабиться и начать угадывать, в каком порядке погибнут молодые долбоебы, которые дохнут вдобавок строго по очереди. А заодно - доживет ли хоть кто-то до финала. Но все же радует полное отсутствие навязшей в зубах мистики и наиболее остодолбавших штампов типа вездесущих скримеров или неубиваемого злодея. Напротив, сюжет тоже довольно реалистичный и все сводится, по сути, к триллеру о бандитской разборке в Зоне, в которую случайно вмешались посторонние. При этом Зона на сей раз не похожа на проходной двор - и кандидатов на злодеи немного. Даже зловещий маньяк, классическая фигура в военном плаще и противогазе, на самом деле вполне реалистичный и достаточно заурядный злодей, а не какой-то стереотипный маньяк или демон. Под конец даже возникает антикапиталистический посыл - что делать с деньгами, которые, на минутку, взяты в радиоактивной зоне? И стоит ли рисковать жизнями других людей, которые умерли из-за этих грязных денег.





Мелких ляпов, конечно, в кино до черта. То туман, который то очень густой, то нет - чтобы герои заблудились. То калашников, которому пафосно передергивают затвор, а через пару кадров видно, что он на предохранителе. То странные игры с пространством - герои за почти три дня не прошли жалкие 30 километров, не раз расходились, но потом почему-то спонтанно обратно сходились, а обратный путь сделали, видимо, всего за несколько часов. Собаки-каннибалы - явно с зачатками коллективного разума. Откуда в 1989 г. у сталкеров в Зоне военный уазик, наконец, и где они берут для него бензин посреди леса? У солдатиков, что ли, выменивают? С другой стороны, цепляться не хочется - это как-то, но можно объяснить, да и на сюжет работает.





Но вот чего я кино простить не могу - это финала. Он тоже сделан в традициях идиотских штампов про хоррор. Ну вы знаете, когда герои вроде как победили зло и выжили, а потом уходят, но внезапно умирают. Или в живых остается только один - как правило, какая-нибудь тупая девка, которая чуть более умная, чем остальные. Ну и здесь то же самое. Один из пары взял и сдох по совершенно тупому поводу. И явный антикапиталистический посыл, который вроде проклюнулся в конце - был безнадежно и чудовищно слит. Отвратительно. Так фильм мог бы хотя бы отчасти замахнуться на какую-никакую мораль и притчевость. А в итоге в очередной раз победили штампы...



Короче, как видите, у обоих фильмов много общего. Оба проекта откровенно эксплуатационные и обращены к белорусскому колориту - Зоне отчуждения. Оба построены на дешевых штампах боевиков 90-х про бандитов в Зоне и потому максимально приземлены и реалистичны, отказываясь даже от подобия экшна. У обоих проектов совершенно не блещут ни постановка, ни игра актеров, ни образы персонажей. Оба отличаются тягой к откровенным штампам. Оба пытаются выехать на второразрядных известных лицах в главных ролях. В обоих фильмах герои обожают жрать водяру, наконец! Серьезно, в "Рейнджере" бухали раз шесть. В "Зоне" же герои набухались раза два или три, но сами видите, всерьез. Но все же, у "Зоны" действительно есть то, чего у "Рейнджера" не было - хотя бы какой-то интерес создателей и уровень качества. И я ставлю этому фильму за старание и отход от наиболее надоевших штампов если не четверку, то уж три с плюсом однозначно. И в принципе, могу это даже порекомендовать - благо, тут тематика Зоны отчуждения отображена получше и поярче. Да и к сюжету вопросов меньше, чем к "Спутникам" и прочим "Кольским". Тем более, что тематика ужасов на ЧАЭС изнасилована уже вдоль и поперек и на фоне того барахла, что уже было, и что еще только будет белорусский фильм выглядит еще выигрышнее.
Tags: бюджет - бутылка водки, ведь могут же!, киносравнения, позитив, полезно, фильм-презерватив
Subscribe

  • "Шугалей 3".

    Посмотрел отечественный фильм "Шугалей 3". Теперь можно смело говорить, что это теперь целая "кино-вселенная", куда…

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • "Шугалей 3".

    Посмотрел отечественный фильм "Шугалей 3". Теперь можно смело говорить, что это теперь целая "кино-вселенная", куда…

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…