lewhobotov (lewhobotov) wrote in movie_rippers,
lewhobotov
lewhobotov
movie_rippers

Categories:

Камень на могилу военного флота Украины (о военной драме "Черкассы"/"Черкаси", Украина, 2020 г.)

Внимание: Данный обзор написан сугубо с позиций зрительских впечатлений от просмотра фильма, без какой-либо политической пристрастности. Из общего же впечатления проистекает заголовок обзора. В субтитрах на кадрах из фильма присутствует мат. Будьте внимательны, читать строго совершеннолетним. 

Итак, на днях приобщился к сравнительно новой военной драме "по реальным событиям" под названием "Черкассы" (укр. - "Черкаси"). Кинопроизводства, понятно, Украины, 2020 г.
Драма рассказывает о всем известных событиях тихой и мирной кончины крымской группировки ВМС Украины в 2014 году после возврата полуострова в состав России, последним осколком которой и стал тральщик "Черкассы" (бывший "Разведчик" ЧФ ВМФ СССР, 1976 года, корабль в 735 тонн водоизмещением, 61,2 метра длиной и экипажем в 68 человек).
Поскольку среди военных моряков сдача своих боевых кораблей иностранному государству - событие, мягко говоря, позорное, а задачи воспитания нации требуют постоянной подпитки дровами из подвигов предков и современников, то логично было сделать фильм о подвиге если не ратном, то хотя бы духовном - дескать, руки у героев были связаны продажными политиками, а то бы они ого-го наворотили! Видимо, потому и родился на свет означенный фильм.
Скажу сразу - ожидал увидеть очередной эпик про "спартанцев на водах", но ошибся. Оценка на "Кинопоиске" 6.0 и она вполне соотвествует содержанию фильма. Режиссер Тимур Ященко создал очень достойное кино, суть которого наглядно отражает смысл существования военного флота Украины на момент событий - то есть, полное отсутствие такового. Возникшее из маниакального желания досадить соседу и оторвать себе побольше от тела Черноморского Флота СССР изначально было рассчитано не на построение собственного мощного военно-морского инструмента, а на умирание и распиливание доставшегося, облепленного сонмом паразитов в расшитых фуражках и деловых костюмах.
Потому лично я фильмом остался весьма доволен как честным взглядом на события.

Мишка и Лев — парни из украинского села. Они оказываются на военном корабле ВМС Украины «Черкассы» в порту крымского озера Донузлав во время событий на Майдане 2014 года. Вместе с другими кораблями украинского флота «Черкассы» оказывается заблокирован в озере Донузлав — путь к морю перекрыт затопленными судами. Украинские корабли сдаются один за другим, и только экипаж «Черкасс» сопротивляется и продолжает борьбу.

Режиссер Тимур Ященко  Сценарий Robert Kwilman, Тимур Ященко
В главных ролях  Evgeny Avdeenko, Виталина Библив, Сергей Детюк, Орест Гарда, Олег Карпенко, Евгений Ламах и др.
https://www.kinopoisk.ru/film/1115313/




Первые кадры фильма показывают нам будущего героя и примера нации Михаила за год до событий - в состоянии сильного алкогольного опьянения он ссыт, пардон - справляет естественную надобность (хорошо хоть, только малую) посреди улицы родного села где-то на Западе Украины.


Проезжающий сосед берет парня с собой и мчит в коляске своего мотоцикла на другой светский раут по случаю кончины матери его лучшего друга Левы - догоняться.



За столом присутствует как миниум одно наглядное свидетельство внутривидовой мутации в результате кровосмешения близких родственников, которое в наступивших сумерках куда-то тянет из-за стола также употребившую дивчину.


Когда они зашли в хлев, меня аж передернуло от ожидания, что биологический эксперимент сейчас будет продолжен, но нет - "существо" притянуло дивчину подивиться на страшную опухоль на брюхе коровы, принадлежащей умершей женщине, из которой, надо думать, кто-то продолжительное время пил молочко (из коровы, разумеется, а не из женщины)...


Леву же, который предположительно разбит горем (впрочем, у него вид всегда такой, так что разбит ли он чем-то - неизвестно) один из оставшихмя на ногах соседей упрекает в том, что тот сидит на поминках как истукан.



А на утро берет топор, заходит в хлев и рубит им корову (не показано).


Утро после поминок в семье страдающего от похмелья Михаила. Звонок в дверь.


Мать с квадратными глазами (как-то перебор со странными лицами на минуту экранного времени, дает основания полагать, что нездоровое молочко пили многие) возразается к столу, потому что...


...на пороге стоит Лева в окровавленной одежде и говорит Мише: "Я с тобой поеду"


И следующим кадром парни уезжают служить в Военно-Морских Силах Украины.


За какое-то время до основных событий они уже в Крыму,  уже в военно-морской форме.


Чемпионат по силовому многоборью между украинскими моряками и российскими морпехами. Дисциплину "перетягивание каната" выигрывают наши морпехи.



Зато в рукоборье реванширует украинский боцман с "Чаркасс", вызывая уважительную похвалу российского морпеха (см. субтитр ниже)


Забегая вперед - они ещё встретятся.


Ну, а дальше для молодых моряков начинаются суровые будни службы на украинском флоте (см. субтитры)





Господа же офицеры в кают-кампании по телеку смотрят главное событие года - майдан в Киеве.


Так как офицерам явно не до личного состава, а мичманам и старшинам пофигу, морячки бегают через забор части в самоволки.


Где распивают чаи и затариваются "крепеньким", да и 100% - другими "народными средствами" у местных "неравнодушных граждан", чутко держащих руку на пульсе всего, в том числе политической жизни в регионе.


"Черкассы" в море. Автономность, кстати, у корабля невелика - 10 суток без пополнения топлива и припасов.


Молодых моряков, в том числе Леву и Миху посвящают в моряки грозных ВМСУ через ритуал выпивания до дна примерно поллитры заботной воды над растянутым гюйсом, при этом каждая пролитая капля - бутылка пива, которую "тостуемый" обязан выставить старшим товарищам по дружному экипажу.



Почему-то потом начинается чтение Присяги, что выглядит более чем странно. Во-первых, потому что есть риск сблевануть от выпитой жидкости прямо на священный текст, а во-вторых - как может матрос, не приведенный к присяге, нести службу на боевом корабле и быть объектом неуставных отношений? Либо на Украине это как-то иначе, чем у нас, либо просто "красивый киношный ход".


В любом случае, ночью в кубрике начинается "прокачка" молодых матросов, сопровождающася битьем по различным частям тела, с благородной целью быстрейшего освоения ими своих военно-морских специальностей (примеры задаваемых вопросов в виде субтитров на кадрах)



Проходит какое-то время и накануне событий в Крыму тральщик "Черкассы" участвует в международных морских учениях у берегов Болгарии, где обезвреживает, видимо, имитатор морской мины со срамной антиукраинской картинкой.



С чувством выполненного долга экипаж тральщика приобщается к культурным ценностям Европы - заваливается в первый попавшийся бар-бордель с голыми женщинами.
Хватало ли на это денежного довольствия моряков срочной или контрактной службы или они что-то продали с корабля - в фильме не уточняется, хотя вопрос о нищете моряков офицерами тральщика в разговоре озвучен.



Стоящие на вахте матросы чувствуют себя несправделиво обделенными и тоже смываются в тот же бордель, где попадаются в лапы старших по званию (я так понял, возглавлявшего культурную экскурсию мичмана)


После чего на утренним построении демонстрируют свежие фингалы командиру корабля, который справедливо упрекает экипаж в низком качестве несения службы (причем, из реплик следует что об отлучке части экипажа ночью командир не в курсе).



"Черкассы" направляется к родным берегам.


На пути боцман и старослужащие устраивают экзекуцию над коком, по давней флотской традиции насильно потчуя его собственной стряпней.


Тральщик прибывает в бухту Донузлав, на берегах которой уже находятся вооруженные люди в зеленой форме без опознавательных знаков, а украинские корабли стоят на рейде.



Во время очередной самовольной отлучки "неравнодушные граждане Крыма" снабжают морячков радиостанцией для связи.


А на судне начинается боевая учеба личного состава с учетом свежайшего украинского боевого опыта, достигнутого в сражениях на Майдане.



В это время офицерскому составу оставшихся украинских кораблей некий российский капитан первого ранга делает предложение, от которого большинство не откажется - мирно перейти на сторону России. Оставшихся вместе с их кораблями запирают в бухте путем затопления на выходе из нее старых судов.


Тем не менее, на рассвете "Черкассы" пробует пройти через заграждение, даже сдвинуть затопленное судно с помощью лебедки, но ничего не выходит.



Тем более, что едва ли сильно ремонтировавшийся с советских времен двигатель внезапно перестает справляться с нагрузкой.


Тральщику ничего не остается, как вернуться обратно и встать на якорь.


По мере мирной сдачи других кораблей "эскадры", остатки их экипажей, не пожелавших перейти на сторону России, в том числе перебираются и на борт "Черкасс".



Но и в самом экипаже корабля назрел раскол - офицеры тральщика открыто распадаются на партии желающих стоять до конца под флагом Украины и тех, кто считает это пустым номером и надо пользоваться представившейся интересной возможностью перейти на службу России.


Самый психологически интересный момент фильма - это построение, на котором командир оглашает свое решение не пытаться подавлять волю экипажа и предлагает всем принять окончательное решение - кто остается на корабле продолжать пассивное сопротивление, на что-то надеясь, а кто покидает его либо для перехода на службу России, либо для прекращения службы вообще.


Как говориться, достойный поступок - принять такое решение, а не бегать как идиот с маузером в надежде удержать расползающееся. Что мешало так поступить на самой Украине? Одни направо, другие налево. Одни в Россию, вторые в Европу, третьи остаются сами по себе. И никакой войны,трупов и разрухи. Все три части давно бы свой быт наладили в рамках сделанного выбора, а не могилы копали для молодых парней, да ладно бы только для солдат - для детей, женщин и стариков.


В целом сцена выглядит как "алаверды" к аналогичному эпизоду из "72 метра" (Желающие принять украинскую присягу - выйти из строя!)
Как говорится - бумеранги иногда больно возвращаются.



Строй офицеров и мичманов редеет вдвое.


Строй матросов держится дольше, но потом с места стартует корабельный кок.


За ним же один за другим переходят на другой борт матросы и старшины-контрактники.


В том числе и приятель боцмана, деливший с ним каюту.


Командир отдает приказ вышедшим из строя собирать вещи и покинуть борт тральщика.


Боцман мрачно контролирует процесс сборов и покидания корабля "перебежчиками", с молчаливым презерением разбрасывая встречных матросов в стороны широкими плечами.


На пару секунд останавливается, чтобы посмотреть на бывших уже друзей.


Среди перебежчиков оказываются даже те, кто ранее позиционировал себя патриотами Украины.



В целом разделение экипажа произошло без эксцессов, за исключением кока, которого все-таки оставшиеся матросы выкинули за борт вместе с туго набитыми сумками.



А в корабельной оружейной комнате начинается выдача матросам оружия, правда, пока с пустыми магазинами.


Прибытие делегации с другого "непокорившегося корабля".


Командир которого обучает коллегу с "Черкасс"... играть в "World of Tanks", используя голосовой чат игры для связи, так как штатные системы то ли глушатся, то ли прослушиваются российскими спецслужбами.


Тем же днем начинается активное давление на доблестный тральщик. Для начала некое судно пытается его таранить, но корабль уклоняется.




Не везет на службе, повезет в игре. Впрочем - нет, "Танк уничтожен" (с.) А в чате командиру сообщают, что сдался "Констатин Ольшанский"...


На рассвете к тральщику подваливают "неравнодушные граждане Крыма", которые забирают некие коробки, вытканное "именное" полотнище из кают-кампании, а взамен передают крымско-татарский флаг.



Который торжественно поднимают вместе с военно-морским флагом Украины.


Следом еще один визит дружбы, уже от россйского ВМФ.


Стоящий на носу лодки боец снимает маску и боцман "Черкасс" узнает в нем того самого морпеха, которого победил в рукоборье на соревнованиях в "мирное время".






Самый патриотический момент фильма - косплей знаменитой сцены, которую украинские матросы (правда, с "Константина Ольшанского", а не с "Черкасс") записали и выложили на Ютуб в те самые дни противостояния и которая широко тиражировалась в украинских СМИ как пример непоколебимого духа украинских моряков (которых, правда, кинуло и политическое и военное и родное военно-морское руководство страны, да и сам "Ольшанский" скоро спустил флаг и перешел обратно в состав ВМФ России)
Оригинал можно освежить в памяти здесь:
[Spoiler (click to open)]

В целом получилось похоже. Матросы с палками, трубами и громадными гаечными ключами отплясывают дикарский танец (по стилю дикарский, по стилю)





Наступает ночь и к тральщику приближается лодка с тем самый российским капитаном первого ранга, который уговаривал командиров украинских кораблей переходить на сторону России. Последнее предложение сдаться по-хорошему. Иначе придеться решать вопрос уже с позиции силы.


Командир тральщика по-прежнему отвечает отказом.


И тогда начинается штурм. Боевой вертолет Ми-24 начинает подавлять психику экипажа опасными пролетами практически вровень с надстройками корабля.




А моторные лодки то ли со спецназом, то ли с морпехами кружат вокруг, прилепляя к бортам взрывпакеты.


Беспримерный подвиг совершает Миша, вывалившись по трапу за борт, он каким-то дрыном сбивает один взрывпакет, но получает сильную контузию от взрыва второго.




Матросы отбиваются пожарными рукавами.



Второй подвиг Михаила, который пробирается на корму и зажигает там какую-то оранжевую дымовую бочку, которая начинает так погано чадить дымом, что наши лодки переходят в тактическое отступление.



Вечерком экипаж собирается в кают-компании за пустыми столами, причем командир демократично сидит рядом со своими матросами. По телевизору показывают отснятый ими ролик с песнопением.




Капитан: Товарищи матросы, есть две новости. Хорошая: наш ролик набрал дофига просмотров и лайков и может даже выйти в тренды Ютуба. Плохая: возможности сопротивления нами исчерпаны, а кока, видимо, выкинули за борт вместе со всеми остававшимися продуктами. В-общем, пора сдаваться.


Но чтобы сдача выглядела не совсем позорной, принято решение сделать хотя бы одну пакость - вывести из строя двигатель путем залива в него некой субстанции.


Против чего радикально возражает Лева, который просто жил около машины. До такой степени, что пришлось жестко крутить и лишать подвижности.



Экипаж стоит последнюю вахту, после чего весь личный состав собирается в румпельном отделении (где рулевая машина), где начинают спивать грустную песню про море.




В чернильной ночи на захват непокорного тральщика снова идут моторные лодки с российским спецназом, теперь ещё спецназистее - все в черном.


Застают на борту срач и неубранные столы в кают-компании.


Наглухо задраившийся экипаж спивает дальше.



Помещение герметично, так как у певунов заканчивается кислород и моряки начинают сползать в обморок. Чего этим хотели показать - непонятно.
Потому как почувствовав движение корабля (на него завели буксировочный трос и поволокли к берегу) все вслед за командиром поднимаются и собираются на выход.




Финальная сцена геройской обороны "Черкасс" оставляет в полном недоумении - весь экипаж покидает отсек, бросив там находящегося в глухом обмороке контуженного Мишаню и Леву, который пытается привести друга в чувство, но не может.
Непонятно, каким образом Лева заимел пистолет ПМ (то ли командир потерял, то ли подгон от "неравнодушных граждан Крыма"), но он его выхватил и начал направлять на спустившихся в румпельное спецназовцев, не реагируя на их крики.


Через несколько секунд Лева вдруг дослал патрон в патронник, после чего один из спецов применил по нему оружие на поражение.


Причем реакция бойца после выстрела - сокрушенная, так как стрелять в украинского матроса он не хотел до последнего.


Финальная часть фильма. Миша (скорее всего, прошедший курс лечения в российском военном госпитале) один возвращается домой в родное село.




Здесь его ждет бурная встреча как героя - и глава администрации, и классная руководительница, и девушки в вечерних платьях, и куча других людей.



Но у Миши в глазах пронзительная грусть выжившего в аду ветерана крымских событий...  Даже вот и не скажешь, что это мелкий хулиган из первых кадров фильма.


Он удаляется от всех в свою комнату, где отец уговаривает его вернуться к столу.
- А почему никто не спрашивает про Леву? - говорит он отцу.
- А зачем нам какой-то Лева? - удивляется тот: - Нам Лева не нужен.


В ответ Михаил заявляет, что не останется мирно жить в селе, когда Родина в опасности. Берет рюкзак и уходит в закат.


Титры. Занавес.

Итог можно подвести достаточно кратко. 28 мая 1997 года Россия и Украина заключили так называемый «Большой договор». По нему ВМС Украины получили около половины имущества Черноморского флота бывшего СССР: 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолётов, 30 вертолётов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.
В 2020 году украинские зрители аплодируют "героическому" фильму, в котором российские военные вытягивают из трюма последнего сдавшегося украинского кораблика, чудом дожившего до этого момента, последних украинских моряков в Крыму. Достаточно красноречивая сцена, объясняющая всё и подводящая итог тем стервозным попыткам отжать у России побольше при разделе флота - чтобы все сломать, разграбить, распилить и продать, лишь бы у соседа было добра поменьше.

И, кстати, говоря, а в чем "патриотизм" этого фильма, в котором Украины практически нет вообще? Есть брошенный одинокий тральщик, на который и политическому и военному руководству страны наплевать, без связи, без управления сверху. На этом тральщике даже упорных патриотов нет ни единого - у одного флаг над койкой висел, но он сам ушел с корабля и перешел на противоположную сторону. Командир, боцман, мичман и пара старшин-контрактников - это просто служаки, которые служат стране только потому что в ней родились, потому присяга и флаг для них означают некое понятие о воинской и флотской чести. Родились бы в России - точно так же служили на таком же тральщике (разве что поновее), отдавая честь Андреевскому флагу и триколору бело-сине-красного цвета. Потому что служивые люди не идеям нации служат, а выполняют свою работу.
И остается от Украины только флаг на флагштоке да пара-тройка криминальных личностей крымско-татарской национальности, 100% являющиеся членами ячейки какого-нибудь "Тахрира" и ныне обезвреженными органами ФСБ России по Республике Крым.

Так что к просмотру могу даже рекомендовать - вполне себе адекватное кино, достойное своих 6.0 на Кинопоиске.
Жовто-блакитных морских спартанцев здесь не показали, так их и не было в реальности.


Tags: атака клоунов, кено и немцы, циничный пересказ, чужая правда
Subscribe

Posts from This Сommunity “чужая правда” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

Posts from This Сommunity “чужая правда” Tag