Несносный ДеNNис (dennis_rodman) wrote in movie_rippers,
Несносный ДеNNис
dennis_rodman
movie_rippers

Category:

«Поп»



Год выхода: 2010
Жанр: драма, исторический, военный
Режиссер: Владимир Хотиненко
В ролях: Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Степан Морозов, Кирилл Плетнев, Виктория Романенко, Руслан Ягудин
Премьера: 4 апреля 2010

Не хотел выкладывать этот свой обзор от 02.04.2010, но, раз уж речь зашла о "Попе", так и быть, выскажу своё мнение, несколько разнящееся с рецензией, уже выложенной в сообществе.

Свой обзор начну с заявления, что я являюсь стопроцентным атеистом, так что рассматривать фильм «Поп», просмотренный мной накануне, буду с абсолютно беспристрастной с точки зрения религии позиции.

Суть сюжета: начинается война, и в оккупированную немцами деревню под Псковом приезжает отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий), чтобы «дать веру народу в трудное время». Так как это дело проводится при активном содействии немецкого руководства (да и едва ли не по его инициативе), батюшка сперва сомневается, но забота о народе берёт верх.

Небольшое отступление. Немцы были не дураками, поощряя развитие религии на захваченных территориях. Во-первых, тем самым они противопоставляли «хороших себя» «плохим коммунистам», а во-вторых, издревле известно, что контролировать верующий народ куда как сподручнее.

Раскрывать сюжет далее не имеет смысла: батюшка сеет разумное, доброе, вечное, сталкиваясь с ужасами военного времени. В общем, желающие узнать подробности посмотрят сами.

И вы знаете, фильм мне понравился. Под конец, если честно, я ожидал от авторов подлянки: сцены, где злые богомерзкие НКВДшники жестоко убивают главного героя. Это было бы полным провалом картины. Скажем так: возможно, бывали случаи - и расстреливали! Но снять об этом фильм означало бы, что «хорошие немцы» добились-таки своего, пусть даже в лице такого вот фильма.

Картина в целом воспринимается не как религиозная пропаганда, но как глубокая драма, местами перерастающая в трагедию. Сильных эмоциональных сцен в фильме предостаточно. Смотришь и сопереживаешь героям, чего, согласитесь, большинству современных картин ох как недостаёт.



Немалый вклад актёров в том, что у авторов получилось затронуть душу зрителя. Сергей Маковецкий, Нина Усатова – выше всяческих похвал. Неожиданно здорово играет «папина дочка» Елизавета Арзамасова, честное слово, замечательно. Неоднозначный персонаж - немецкий полковник с русскими корнями. Авторы хитро укрепили фундамент зыбкой темы: полковник не белоэмигрант (многими это было бы оценено однозначно – предатель). Ему в уста вложили фразу, мол, он коренной немец, а в Москве только учился. Оправдали, в общем (ну или попытались побелить, по крайней мере). А вот полицай (бывший милиционер) – получился настоящей сволочью, актёр – молодец. (Хоть мне и не очень нравится идея, что советский милиционер смалодушничал и подался в полицаи).

Ну и традиционное «ведёрко с заклёпками». Самый основной трындец – немецкие солдаты выглядят оравой пьяных клоунов, которые только и делают, что шалят, хохочут и беспрестанно фотографируются на фоне чего бы то ни было! Честное слово, одних сцен с фотографированием в фильме штук пятнадцать! Также они без устали кружатся на деревенской карусели, а когда верёвки с неё срезают для постройки виселицы, шалунов это не останавливает и они дружно со смехом забираются на виселицу и продолжают раскачиваться. Ну не были они идиотами, ребята. Это были враги, серьёзные враги.



(В каментах меня упрекнули, что этот кадр - калька с реальной фотографии, на которой немцы проверяют прочность верёвок виселицы. Однако, зачем было заставлять актёров баловаться и веселиться - не вполне понятно.)

Далее. Открою (уже не в первой своей рецензии) ужасный военный секрет. В любой армии – русской или немецкой, солдаты ОБЯЗАНЫ иметь аккуратную причёску. Следят за этим офицеры, такая вот досада для киноделов, знакомых с армией лишь по книжкам. Поэтому немецкий солдат-мотоциклист с локонами едва ли не до плеч – это не то что нонсенс, это, простите, пиздец.



Ну, и заканчивая «немецкую тему», заглянем ненадолго в сцену казни. Седой 50-летний немец с погонами обер-штурмфюрера СС (старшего лейтенанта) вызывает, мягко говоря, недоумение. Не задалась карьера у него, не находите?



(Также в каментах мне рассказали, что я оказался прав: "Я собственно знаю подробности, потому как из этой съемочной группы. Звание офицера - это скорей несогласованность отдела костюмеров и отдела актеров. Актера заменили в последний момент, поскольку более молодой, не приехал на съемки, а этого взяли за колоритность из другой сцены.")

Дети-беженцы из Ленинграда, внезапно возникшие летом 42-го у дома попа вызывают не меньше удивления, как если бы они были негритятами. Кто догадался эвакуировать несчастных детишек не в тыл, а на оккупированную немцами территорию – ответа на этот вопрос в фильме не даётся.

Спасённые дети тут же чувствуют себя в доме попа, как рыбы в воде и даже показывают свою подкованность в некоторых религиозных вопросах. Такое ощущение, что волшебное озеро в России всё-таки есть: нырнули ребятишки году в 1913-м, а вынырнули уже в 1942-м! Авторы забыли, что это были уже СОВЕТСКИЕ дети, которым мама с папой подробно объяснили, что бога нет! И естественной их реакцией на проповеди было бы настороженное: «А вот мне мама говорила…» Вспомните солдата из этого же фильма: хоть он вырос в деревне, которая всегда отличалась от города большей набожностью, он убеждённый атеист, потому что родился и вырос в Советском Союзе! А тут – маленькие ленинградцы-христиане…

И ещё о ненормальном поведении детей. Вспомним хотя бы себя в нежном возрасте. Приходит в гости незнакомый человек и садится с вами за стол. Какая будет ваша реакция? Будете ли вы тут же весело шутить с чужаком или молча уткнётесь в тарелку? А если добавить к тому же знание того, что этот дядька – немецкий полковник и самый что ни на есть смертельно опасный враг? В общем, все детские характеры для своего фильма Хотиненко срисовал с инопланетян.

Теперь о флешбеках солдата Алексея. Когда он смотрит на карусель, на которой резвятся впавшие по милости режиссёра в детство и маразм немецкие бойцы, и вспоминает себя с любимой девушкой на той же карусели, это цепляет за душу. (Для тех, кто не смотрел, поясню – там ещё дополнительные обстоятельства имеют место). Но на этом воспоминания Алексея не заканчиваются. Через несколько минут он начинает вспоминать, как они, опять же с девушкой, смотрели кино в клубе. Ладно. Но когда он в третий раз начинает вспоминать, теперь танцы, это уже реально подзаёбывает. ИМХО.

Ну и сущая нелепица – священник, бодро шагающий под оглушительную «Rivers of Babylon» группы «Бони М». Смотрится, как глупый видеоклип. Нужно подчеркнуть 70-е годы музыкальной темой? Ну включи ты Юрия Антонова где-нибудь тихонько и на заднем фоне! Ну честное слово, ещё бы «Москау, Москау» немецкой группы «Чингисхан» догадались бы врубить.

(Опять пояснения из комментариев: "Фильм изначально назывался "На реках вавилонских" - намекая на псалом 136 ( или 138)про плененных евреев. Начинается фильм оперой Верди - на эту тему и заканчивается Бони М на эту же тему. Такой вот символизм - а поняли зрители или нет - другой вопрос.")

В общем, закрывая глаза на всякие политические подтексты и подоплёки, ставлю фильму 8/10. Пускай фильм нравится не всем, но имею я право на собственное мнение, в конце концов?

З.Ы. Не хотел выкладывать обзор, потому что уже после его написания прочёл много мнений в рецензиях и обсуждениях. Увы, фильм действительно с тухлецой - прототипом главного героя был выбран антисоветчик и власовец Алексей Ионов. Поэтому не всё так однозначно.
Tags: кено и немцы, обзоры из личных архивов, опиум для народа, положительный пример
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments