yadocent (yadocent) wrote in movie_rippers,
yadocent
yadocent
movie_rippers

Categories:

Обзор укрокинопропаганды


Украинские художественные фильмы о Донбассе: идеологический заказ и пропаганда!




Я сомневалась, стоит ли делать обзор по украинским фильмам, лишний раз создавать им рекламу. Но так как Украина активно использует кино для националистической пропаганды, и почти все они есть в открытом доступе, я решила дать читателям нашей газеты возможность понять, каким образом конструируются те мифы, которые способствуют продолжению этой войны.

«Гвардия», 2015 год, Украина

Режиссер Алексей Шапарев. «Гвардия» – украинский военно-драматический телесериал конца 2014-го –начала 2015 года, телеканала «2+2». Съемки проходили в Василькове Киевской области на базе воинской части. Картина вышла в прокат в Украине и Польше. Из-за конфликта правообладателей с запланированных 12-ти серий «Гвардии» произведено всего четыре.

2013 год. Украину рвут на части акции протестантов, которые собрались в Киеве для проведения евромайдана. Здесь люди оказались по разные стороны баррикад. С одной стороны – стражи порядка, задачей которых было контролировать мирное прохождение протеста, с другой – сами революционеры, объявившие несогласие с внешней политикой Президента страны. В ходе этих событий Украина потеряла Крым, а восточные части страны объявили оппозицию идеям евромайдана. Развернулась гражданская война, и вчерашние враги на Майдане оказались в единой Нацгвардии…
















В фильме показана объединяющая идея украинской нации – Нацгвардия, которая ведет войну с русскими, вчерашними гражданами Украины. Происходит героизация этой воинской структуры, «прославившейся» в Донбассе грабежами и мародерством. Впрочем, как отмечает сценарист, преподаватель Академии Олег Ивашев, качество этого кинопродукта ниже среднего: «Интересно, что сценарий «Гвардии» написал актер Николай Рыбалка, который долгое время жил и работал в Луганске, пока в начале 90-х не перебрался в Киев.

Слоган сериала «Не мы начали эту войну, но наш долг завершить ее…» не вполне соответствует действительности, потому что никто на Украину не нападает, а суть конфликта упирается в проблему, которую в адрес телевизора в сердцах бросает исполнитель главной роли Алексей Горбунов – «Превратили Киев в бардак»! И именно поэтому герой соглашается возглавить батальон спецназа, собранного из дилетантов, и отправиться на Восток Украины чтобы этот самый «бардак» ликвидировать, и сражаться непонятно с кем, видимо с теми, кто превратил центр украинской столицы в золу и пепел, судя по всему, с подразделением «Беркут», а с кем еще?

По сути дела, новоиспеченные гвардейцы совершенно непонятно с кем воюют, все их боевые дела заключаются в невнятных тренингах на полосе препятствий и поедании обедов, которые для них готовит грузинский волонтер. Словом, никто не в сериале войну заканчивать не собирается, да не об этом история. Так, побряцать оружием, покрасоваться натовским обмундированием и поесть из полевой кухни борща с хачапури, вот и вся «Гвардия».

«Киборги», 2017 год, Украина

Режиссер фильма – Ахтем Сеитаблаев. Фильм рассказывает историю одного двухнедельного боевого дежурства в сентябре 2014 года. Группа украинских военных впервые приезжает в поврежденное боевыми действиями здание старого терминала Донецкого аэропорта им. Сергея Прокофьева. Украинский доброволец с позывным «Мажор», музыкант и сын влиятельных родителей, тайком убежал на войну. Он пытается понять свою роль на этой войне, саму войну, и что будет после нее. Вместе с ним еще шестеро военных, чьими прототипами являются реальные украинские военные.

Олег Ивашев так комментирует эту киноленту: «Еще один могучий опус о сегодняшнем гражданском конфликте в Донбассе. Правда, создается впечатление, что цель героев не защитить Донецкий аэропорт от сепаров и русских оккупационных войск, а максимально его разрушить. Тем самым вернуть его Украине по принципу «Так не доставайся ты никому». Слоган фильма «Герои не умирают». И действительно, к концу картины все живы и здоровы. Еще один неуклюжий вклад в мифологическую картину на тему «Россия напала на Украину» средствами нового кинематографа».

Даже в самой Украине фильм получил смешанные отзывы критиков, которые отмечали слабую режиссуру и слабую экшн-сторону, а также преобладание «картонных» диалогов. При этом первый заместитель главы Госкино Украины Сергей Неретин достаточно эмоционально в резкой форме призвал кинокритиков придержать свои негативные отзывы о фильме до завершения конфликта на востоке страны и возвращения Крыма в состав Украины, что является еще одним подтверждением того, что этот фильм не художественное произведение, а поделка, сделанная по четкому идеологическому заказу.

«Донбасс», 2018 год, Германия-Нидерланды-Франция-Румыния-Украина

Фильм Серегя Лозницы «Донбасс», созданный при участии Германии, Франции, Нидерландов и Румынии с бюджетом более 70 миллионов гривен. Он получил приз за лучшую режиссерскую работу «за пронзительный взгляд на войну на Украине» по решению жюри второго параллельного конкурса Каннского фестиваля «Особый взгляд». Фильм основан на новостных сводках и документальных любительских роликах в YouТube.

Однако, как любое художественное произведение, фильм имеет свою художественную сверхзадачу, которая не сводится к тому, чтобы показать «как было на самом деле». Фильм Лозницы расчеловечивает жителей Донбасса, издевается над теми, кто пострадал от украинской агрессии, и способствует продолжению войны, то есть на самом деле является агиткой, сделанной по прямому заказу киевского режима.

«Позывной Бандерас», 2018 год, Украина

Режиссер Заза Буадзе. Военный детектив «Позывной «Бандерас» рассказывает о том,как капитан Антон Саенко, которого в отряде все называют по позывному «Бандерас», вот уже двадцать лет не был дома в родной деревне. Однако началась антитеррористическая операция, которая заставила не только Антона, но и тысячи других украинских мужчин попасть на территорию Донбасса. Возле небольшой деревни вскоре предвидится серия диверсий, которые Бандерас вместе с другими разведчиками должен предотвратить.

Помимо героизации украинских военных в этом фильме происходит смена значений понятия «бандеровец», которое для русскоязычных регионов Украины обозначает пособника нацистов, националиста и убийцу. Звуковой рисунок имени героя связывает с позитивными ассоциациями героизма, мужества и военного братства. Этот фильм – пропаганда украинского национализма для той аудитории, которая сохраняет память о Великой Отечественной войне.

«Иловайск 2014. Батальон «Донбасс», 2019 год, Украина

Режиссер Иван Тимченко. Бойцы украинского добровольческого батальона «Донбасс» освобождают от ополченцев один населенный пункт за другим. Позади остались Лисичанск и Попасная. Впереди – Иловайск. Захватив его, украинское руководство думает окружить Донецк и впоследствии освободить и его. Но реальность оказывается гораздо трагичнее. Пытаясь выполнить необоснованно сложные приказы, бойцы сталкиваются с врагом гораздо более опасным – российскими регулярными войсками, и сами попадают в окружение.

В фильме используются все мифы украинской пропаганды о войне в Донбассе: на стороне Республик воюет регулярная российская армия, по городу же рыскает ГРУшник в сопровождении кадыровцев, жители Донецка помогают украинским военным и мечтают, чтобы вернулась Украина. Хотя несостоятельность этих мифов неоднократно подтверждалась жизнью, украинская сторона вкладывает силы и средства в их массовое тиражирование на больших и маленьких экранах.

«Дикое поле», 2018 год, Украина

Фильм режиссера Ярослава Лодыгина создан по роману писателя Сергея Жадана «Ворошиловград». Режиссер Ярослав Лодыгин и автор первоисточника Сергей Жадан договорились еще до начала съемок ленты, что книгу и фильм следует разграничить, поскольку это два разных вида произведений и книгу «следует оставить позади». Фильм этот не о войне, но о Донбассе. Но мы решили его внести в свой список, поскольку фильм вызвал резонанс в связи с такой темой, как русский язык на Украине.Создатели фильма сделали сознательное решение включить в ленту русский язык и суржик, смесь русского и украинского. Украинский язык в фильме можно услышать только из уст нескольких персонажей; львиная доля героев говорит или на русском, или на максимально приближенном к русскому языку суржике. После появления первого трейлера фильма, в украинском информпространстве негативно отреагировали на русскую речь в фильме и назвали это проявлением «языково-шизофреничного тренда».

Эта реакция показывает, что легализация русского языка в культурном пространстве, вызывает резкую критику националистических кругов, и это не прощается даже таким популярным персонажам, сделавшим очень многое для украинской идеи, как писатель Сергей Жадан.

«Наши котики», 2020 год, США-Канада-Украина

Режиссер Владимир Тихий. «Наши котики», полное название «Наши котики или как мы полюбили лопаты в условиях ограниченной антитеррористической операции с элементами временного военного положения» – украинский комедийный фильм о приключениях в 2014 году бойцов украинской армии во время войны в Донбассе, которая в фильме называется русско-украинской войной на Востоке Украины. Лозунг фильма – «патриотическаянеполиткорректнаякомедия«Наши котики».

Украинские военные, так называемые «котики», которые в Донбассе грабили и убивали мирное население, бомбили мирные города, показаны в фильме веселыми и бравыми ребятами, которые борются не с людьми – своими бывшими согражданами, а инфернальной нечестью и Путиным.

Друзья, читатели газеты «Казачий вестник», будьте разборчивыми зрителями и не смотрите плохое кино, кино – которое пытается нас одурачить!

Елена ЗАСЛАВСКАЯ















Tags: альтернативная история, атака клоунов, вас найобывают!, киноаборт, мозги на вынос, мотороллер не мой, не-кино, ненависть, просто позор, тяжёлая артиллерия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 80 comments