yadocent (yadocent) wrote in movie_rippers,
yadocent
yadocent
movie_rippers

Categories:

Чем нас пичкали в 1989 (обзорное)

«Важнейшим из искусств для нас является кино». В.И.Ленин.

Хотела написать про Студенческий форум 1989 года. Решила предварить данное воспоминание знакомством с атмосферой времени. Обзор событий будет обязательно, но сначала – кино 1989 года.

Чтение списка и краткого содержания советских фильмов 1989 года меня ввергло в шок. Вот уж точно – «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Будучи активным кинозрителем – впрочем, как и большинство жителей СССР – я тогда не осознавала изменение идейной направляющей советских картин. Просто ходили и смотрели все, раскрыв рот. Кинотеатр «Дружба» был прямо возле института культуры – в нем, кстати, был установлена самая современная кино- и звуковая аппаратура, был самый большой в городе экран. Где-то он сейчас?

Итак, мы заглатывали новое кино, на которое ходили не реже, чем раз в неделю. А то и чаще.

Напоминаю тем, кто не в теме - в СССР не было частных кинокомпаний, все производство фильмов было в руках государства. И оно в лице идеологического отдела ЦК КПСС выступало заказчиком и генеральном продюсером кинопроизводства.

Теперь рассказывайте сказки, что СССР развалился сам. Ага, сейчас. Был четкий социальный заказ:
1. Обосрать прошлое,
2. Показать безысходность настоящего
А также – начать воспитание «нового человека» - волка-одиночки, чтоб никакого коллективизма. Отсюда вал боевиков по американскому образцу, где все против героя, и он иногда побивает всех, пусть и незаконным путем, или погибает (проклятый совок!!!).

В отличие от нынешних потуг отечественного кино, в то время фильмы делали профессионалы и таланты, поэтому большинство картин было качественными, и их воздействие на зрителей было сильным. Хотя некоторые мэтры внезапно стали терпеть фиаско. Но об этом чуть позже.





Кто у нас был самый главный по идеологии в то время? Кто давал отмашку на все это безобразие? А вот кто – Александр Яковлев. Друг Горбачева. Любой может прочитать биографию этого партийного функционера.

Там все факты в строчку. Это был настоящий враг. А уж был он завербован – нет, какая разница, вредил умело, настойчиво и системно всю жизнь.

Так что главный, кто жал отмашку на обсёр и размазывание страны, ясен. Все это - под сурдинку «гласности».


Итак, поехали.

Фильмы того времени я разделила на 5 видов.

1. Проклятое прошлое
2. Так жить нельзя
3. Очаровательный криминал
4. Хорошее кино
5. Просто херня


1. ПРОКЛЯТОЕ ПРОШЛОЕ, КРОВАВАЯ СТАЛИНЩИНА

Надо было покончить раз и навсегда с ностальгией «совков» по Сталину, с его  фото в автобусах и грузовиках всего СССР и посеять чувство вины за страшную, кровавую историю и невыносимую тотальную несправедливость. Поэтому «социальный заказ» на эту тему был хорошо оплачен, фильмов было выпущено немало. И это только один 1989 год!

АД, ИЛИ ДОСЬЕ НА САМОГО СЕБЯ
Режиссер: Геннадий Беглов
1948 год. Молодого режиссера Виктора Кострова арестовывают по доносу отца его возлюбленной. Бериевская инквизиция, ужасы лагерной жизни, месть блатных и уголовников - таков фон, на котором действуют герои: садистка-надсмотрщица, лагерный "пахан", запуганная невеста Виктора и ее отец - офицер НКВД.

ВАСЬКА

Режиссер: Виктор Титов

В 1934 году на строительстве Московского метрополитена работала Маргарита Чугуева, прозванная за крупную стать и мужскую силу Васькой. Однажды среди новичков бригады она узнала Осипа - своего мучителя, издевавшегося над спецпереселенцами в сибирском поселке, куда была сослана в годы коллективизации семья зажиточных крестьян Чугуевых, и откуда сбежала Маргарита.

ДНИ ЧЕЛОВЕКА

Оригинальное название: Cilvēka dienas

Режиссер: Евгений Пашкевич

По мотивам произведений Андрея Битова.Главный герой фильма - Алексей Инфантьев. В основе фильма внутренний мир главного героя, его восприятие действительности, чувства и мечты на фоне событий 1954-1955, 1968 и 1988 годов.

ЗАКОН

Режиссер: Владимир Наумов

Герой социальной драмы, молодой прокурор, занимается в середине 50-х делами репрессированных. За каждым из сфабрикованных обвинений - человеческая трагедия; вместе они складываются в чудовищную картину торжествовавшего в стране беззакония.

ЗАМРИ - УМРИ - ВОСКРЕСНИ

Режиссер: Виталий Каневский

Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучаны, напоминающем арестантскую зону. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке.

Смотрела этот фильм. Талантливый и лживый. Там мать героя спит к НКВДшиком, и тот ей хвастает фотками голых расстрелянных баб в яме. Подразумевалось: наши хуже фашистов. Соответственно, фильм получил много международных наград.

КАМЕННЫЙ ИДОЛ

Режиссер: Исамат Эргашев

О судьбе молодого пастуха, на долю которого страдания, унижения в годы массовых репрессий НКВД.

КОМА

Режиссеры: Нийоле Адоменайте, Борис Горлов

Марию арестовали после студенческой вечеринки, где она с упоением прочитала цветаевскую "Повесть о Сонечке". Драматичность событий достигает накала, когда ради того, чтобы спасти ребенка, родившегося в лагере, она вынуждена подписать донос на его отца.

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ...

Режиссер: Михаил Ведышев

После окончания войны Бачурин с наградами вернулся домой, где его ждала семья и огромный сад, который он любил с детства. Но вышел указ об обложении налогом фруктовых деревьев, находящихся в частных владениях. И Бачурин загубил сад, ошпарив яблони кипятком. Так он получил свой первый большой срок... В 1953 вернулся к осиротевшим сыновьям.

НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ

Режиссер: Суламбек Мамилов

Драма по одноимённой повести А. Приставкина. О трагической судьбе двух братьев-сирот, в 1944 вывезенных вместе с другими детдомовцами из подмосковного города на Кавказ, откуда было депортировано чеченское население.

«Красная нить» фильма- чеченцы не виноватые. И русские должны перед ними покаяццо.

НОЧЬ БЕЗ КРАЯ

Оригинальное название: Sahilsiz gecə

Режиссер: Шахмар Алекперов

Случается так, что малейшая ошибка, следствие всего лишь единственного неверного шага, может преследовать человека всю жизнь. Именно так случилось с героиней телефильма «Ночь без края». Роковую роль в нравственном падении Зибейды сыграли зловещие 30-е годы...

ПИРЫ ВАЛТАСАРА, ИЛИ НОЧЬ СО СТАЛИНЫМ

Режиссер: Юрий Кара
Экранизация новеллы из романа Фазиля Искандера "Сандро из Чегема" об одном из ночных кутежей Сталина и его присных, где в качестве солиста абхазского ансамбля выступил Сандро из Чегема. После работы (обычной для артиста) он возвращается домой, и вскоре начинаются репрессии - исчезают артисты, побывавшие на последнем пиру

ПОДЪЕМ

Оригинальное название: Äratus

Режиссер: Юри Силларт

Действие фильма, в котором исследуется социально-психологический механизм насилия, начинается с марта 1949 года, когда после очередной операции НКВД в Сибирь были депортированы десятки тысяч эстонцев.

ПРОБУЖДЕНИЕ

Оригинальное название: Pabudimas

Режиссер: Йонас Вайткус

По мотивам пьесы Атанаса Шкемы.Казис, руководитель антисталинской группировки в Вильнюсе, оказывается в застенках НКВД. Его допрашивает бывший одноклассник Пиюс.

ПРОШЛОЕ ВСЕГДА С НАМИ

Режиссер: Караман Мгеладзе

Послевоенная Москва... История грузинского абитуриента ВГИКа, вынужденного скрывать историю отца, репрессированного в 1937-м

РУФЬ / RUF

Другое название: Ruth

Режиссер: Валерий Ахадов

Судьба героини фильма Мари Ломбаль-Булатовой повторяет жизнь французской пианистки Лотар-Шевченко, которая в 1930-е годы вышла замуж за советского дипломата, уехала с ним в Советский Союз, была репрессирована вместе с мужем и провела в тюрьме многие годы.

В главной роли – не хыхры-мухры кто, а сама Анни Жирардо.

СВОЙ КРЕСТ

Режиссер: Валерий Лонской

Фильм снят по повести Юрия Трифонова "Другая жизнь". Молодой историк Сергей Троицкий выбрал темой для диссертации историю царской охраны и начинает заниматься поиском еще оставшихся в живых тайных агентов или их родственников.

В фильме намек на то, что Сталин был агентом царской охранки.

СОФЬЯ ПЕТРОВНА

Режиссер: Аркадий Сиренко

По одноименной повести Лидии Чуковской. Ленинград. Середина 30-х годов. Женщина с пустыми от горя глазами поднесла к пламени уголок письма…

СТУК В ДВЕРЬ

Режиссер: Климент Чимидов

...1949 год. Баулин, директор школы в маленьком молдавском городке, вызван ночью в райком партии. Ему поручено возглавить группу, которая проводит в районе акцию по выселению так называемых пособников фашистов. Мы увидим лишь сутки из жизни главного героя. Он ходит по хатам, видит занесенных в «черные списки» людей, понимает, что они никак не могли быть предателями

ХРАМ ВОЗДУХА

Режиссер: Расим Оджагов

Кончилась война. Не дожидаясь демобилизации, Юсиф спешит в Баку. Его арестовывают и сажают в тюрьму. Через год он возвращается в родной город не как герой, а как человек, запятнавший свою честь. Юсиф узнает, что отец, несправедливо обвиненный в воровстве, умер в лагере; любимая девушка вышла замуж. На работу по специальности его — инвалида, отсидевшего срок — никто не возьмет

ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Оригинальное название: Inimene, keda polnud

Режиссер: Пеэтер Симм

Приехав в Таллин, она получает работу в Доме радиовещания, становится знаменитой и вскоре известный радиокомментатор, чьи передачи она боготворила еще с детства, делает ей предложение. Но события 1949 года меняют жизнь. Возлюбленный вместе со многими высылается в Сибирь. Город пустеет. Не в силах читать тексты о пятилетке, досрочных выполнениях планов и капиталистическом упадничестве, героиня становится для всех немой.

В этом разделе я сделала подраздел про Великую Отечественную войну. Уже тогда наблюдались попытки усомниться в героизме советских победителей. Но об этом - в следующей заметке.

Продожение: В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ БЫЛО НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО
Продолжение 2: Так жить нельзя!
Продолжение 3: Прощальнеая гастроль советского кино

Tags: БЛЕАТЬ!!!, благородные урки, вас найобывают!, дотянулся проклятый!, зачем это сняли?, мотороллер не мой, не-кино, ненависть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →