Товарищ Тень (jagorq) wrote in movie_rippers,
Товарищ Тень
jagorq
movie_rippers

Category:

Семь пар нечистых

В декабре 2018 года за месяц до премьеры фильма "Спасти Ленинград" на экранах отечественных кинотеатров появилась ещё одна картина, посвящённая теме Великой Отечественной войны и кораблям. Эта кинолента была снята на студии "Мосфильм" (помните такую?) при поддержке Фонда кино (ну куда же без него?) силами некой киностудии "Арк-фильм" (существующей аж с 1995 года) под рабочим названием "Рейс №13-01". В прокат же она ушла, как "Семь пар нечистых".



и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Бытие 7:2.


Стоил фильм 1 700 000 долларов, а его режиссёром выступил Кирилл Белевич, не в первый раз снимающий военные ленты. На его счету Старое ружьё, Единичка и Крепость Бадабер. В отличии от "Спасти Ленинград" в основу "Семи пар нечистых" легли не реальные события, а одноимённая короткая повесть Вениамина Каверина (желающие могут её найти и прочесть), чьё название отсылает читателя к мифу о Ноевом ковчеге (см. цитату выше). Так кто же в контексте фильма эти некошерные? Давайте узнаем. Да, на цифровых носителях фильм пока не вышел, и единственный его показ, кроме кинотеатрального, состоялся лишь на канале НТВ.



После пролёта камеры над морской тишиной, над крутою над волной нас сразу знакомят с главным героем, лейтенантом Николаем Сбоевым (Юрий Борисов).
— Отличник боевой и политической подготовки, — так, цитируя руководителя курса, характеризует персонажа усатый капитан первого ранга Вольский и тут же задаёт каверзный вопрос. — Сам себя как оцениваешь?
— Дадите корабль - сами увидите, — не растерявшись отвечает Сбоев.
— Ишь ты, - удивляется подобной самоуверенности капранг и, не заостряя больше внимания на самооценке лейтенанта, посвящает его в детали задания. А задание такое, прямо слово боевое. Нужно с секретным грузом оружия подняться от Мурманска в Кольский залив, обогнуть побережье мимо полуострова Рыбачий и спуститься на Западную Лицу к укрепрайону, где расположена батарея капитана Куркова. Так что, не подведи, лейтенант!



Для информации. Этот автомобиль ГАЗ-АА создатели фильма взяли напрокат в Ивановском Музее Советского Автопрома.


После титра с названием мы знакомимся с ещё одним персонажем фильма, капитаном судна "Онега" Мироновым (Василий Мищенко), а также с одной чертой молодого лейтенанта - юношеской неуклюжестью. Чуть было не потеряв из-за своих дырявых рук грузовую накладную, лейтенант докладывается Миронову.





Внимательный зритель заметит дату на накладной. Да, события фильма, как и повести, происходят с 21 по 22 июня 1941 года.
А ещё внимательный зритель заметит, что груз оружия записан под продовольственный груз. Хотя в повести факт перевозки оружия никак не скрывали.


Грузите апельсины бочках. А потом и ваш груз. Размещайте рядом с трюмом, — говорит капитан, чем ни мало удивляет Сбоева.
— Почему не в трюме?
А потому что трюм уже забронирован для пассажиров.
— А какие пассажиры на каботажном судне? — еще больше удивляется лейтенант. Но ответ на свой вопрос он получит парой минут позднее, а сейчас его внимание отвлекается на главную героиню этого фильма, военврача Маркелову (Мари Ворожи), которая тоже собралась плыть на Западную лицу. Заинтересованно-оценивающие поглядывания главных героев друг на друга дают нам надежду на любовную линию.
И тут на сцене в сопровождении бойцов НКВД и под звучащий на фоне "Марш энтузиастов" (тонкий ж однако намёк) появляются пассажиры.



Я думаю вы уже догадались, что пассажирами являются идущие по этапу заключённые в количестве 63 штук (именно штук, так как список зэков вписан в накладную. Причем отчего-то только 20 человек. А куда делись ещё 43 плюс шесть человек конвоя? А? Я вас спрашиваю, ответственные за реквизит!).



А возглавляет конвой старший лейтенант НКВД Антонов Григорий Сергеевич (Станислав Курач). И он сыграет в фильме ровно такую же роль, что и его коллега по опасному бизнесу из фильма "Спасти Ленинград". Да, он тоже будет страстно задалбывать товарища Маркелову, потому что... ТА-ДА! ...товарищ Маркелова является дочерью "врага народа". Причём определил он её статус сразу, как только услышал фамилию. То ли Маркеловы во всём Мурманске только одни, то ли у НКВДэшников особый скилл в идентификации детей "врагов народа".
Но вернемся к событиям фильма. Лейтенант быстро сообразив, что ставить груз оружия рядом с трюмом весьма опасно, просит капитана разместить его на полубаке. Но на полубаке ялик.
— Ялик можно пришвартовать сзади, — предлагает Сбоев.
— На этом корабле я решаю, что можно, а что нельзя, — осаждает его капитан. И казалось бы, всё! Слово капитана - закон! Но дальнейшие события покажут нам, что капитан всё же сделал так, как предлагал лейтенант.
Ну, а в данный момент фильма наш неуклюжий лейтенант оступается на ровном месте, падает и рассекает себе об острую ржавую железяку ладонь правой руки. Что же послужило причиной столь нелепого падения? Неужто июньское мурманское солнышко (Мурманск, к слову, снимали в солнечной Абхазии на территории Пицундо-Мюссерского заповедника) хорошенько так пригрело молодого лейтенанта.

Удар.gif


Нет, конечно. Просто лейтенант засмотрелся на плывущую, как каравелла по палубе товарища Маркелову и споткнулся о канат. (О последнем можно только догадываться. Спасибо огромное оператору!)



Этот момент вообще снят крайне неудачно - видно, что персонаж упал чуть ли не в метре от трубы и, поднимаясь, он её не касался.
Кстати, а если приглядеться, то можно заметить заранее нанесённую на острый край красную краску а-ля кровь.


В следующей сцене зэков грузят на корабль и нас визуально знакомят с этими разнофактурными персонажами: отпетыми урками, среди коих Аламасов (Тимофей Трибунцев), Бесо (Бесо Гатаев) и Губин (Михаил Евланов) и с невинно посаженными (В повести Каверина это были так называемые "указники", то есть лица, осуждённые за прогулы и опоздания на работу. В фильме причины ареста не озвучены.), среди коих Интеллигент и Дьячок (Артём Мельничук).



ВГулаге: Добро пожаловать!


Дьячок тормозит с посадкой, ибо боится воды, о чём и объявляет конвойным.
— Бояться надо сержанта Панина, — сообщает ему Антонов и это вмиг излечивает фобию Дьячка.



Вскоре, видимо, благодаря сержанту Панину все зэки были благополучно погружены в трюм. А глупая травма лейтенанта стала поводом для более близкого знакомства с военврачом Маркеловой.



Каботажное судно "Онега" отправилось в путь.



Для информации. Это судно было специально для фильма декорировано под эпоху и доукомплектовано ещё парой палуб.
Использовалось оно только для внешних планов, а съёмки внутренних помещений производились в декорациях кают и трюма, выстроенных в спортзале и бассейне мюссерской гостиницы.
Кстати, о трюме.


А в трюме самые отмороженные отморозки уже начали планировать захват судна.



— Долго мы будем болтаться как маркитанская лодка? Мне до смерти надоел капитан. Хватит ему командовать! Я хочу жить в его каюте.


А самые невиновные захлёбываются слюной, наблюдая как конвойные поедают кашу.



Офицерский состав тоже в этот момент изволили трапезничать, причём традиционным армянским блюдом - борщом, да ещё и под водочку.



Вот он - этот гений армянской кухни! И его идейный вдохновитель!


И только наш лейтенант отказывается от пятидесяти грамм, так как на службе. Весьма похвально!



Тут мимо кают-компании летящей походкой проплывает товарищ Маркелова и старший лейтенант Антонов услужливо предлагает ей присоединиться к их весёлому застолью. Но Нина Андреевна сыта по горло... ой, то есть не голодна. А вот заключённые голодны и Нина Андреевна спрашивает, когда же их будут кормить.
— Завтра, на берегу, — отмахивается Антонов, а после того, как товарищ Маркелова скрывается из глаз, задумчиво замечает. — Яблоко от яблоньки...
Угу, ишь сердобольная нашлась!
Но капитан намёк понял и дал распоряжение коку выделить заключённым хлеба. Оголодавшие зэки чуть было не устроили драку, но староста Аламасов быстро разрулил ситуацию, распорядившись поделить жратву по совести.



Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник А-ла-ма-сов, так что жратву дели по совести!


А старшой лейтенант, видно, обидевшись, что Нина Андреевна его щедрое предложение отвергла, нашёл её на палубе и начал докучать.



— Могу справки про отца навести. Как здоровье, как с одеждой?! (или содержат? Спасибо огромное звукорежиссёру!)
Но Нина Андреевна не желает разговаривать с приставучим старшим лейтенантом. На выручку ей приходит Сбоев.
— Товарищ Сталин 1 декабря 35-го года на совещании передовых комбайнёров сказал, что сын за отца не отвечает, — сообщает он Антонову и тем самым обламывает ему развлечение.
— Ты хоть понимаешь, кто она? Чья она дочь? — переключается Антонов на лейтенанта.
— По уставу командир Красной Армии и Военно-морского флота обязан воспитывать храбрость, героизм, отвагу и разумную инициативу... — отвечает на вопрос в своей голове храбрый юноша.
Столь содержательный диалог прерывается появлением мимо пролетающего немецкого самолёта.
— На берегу договорим, — угрожающе обещает Антонов и бежит, как и все остальные, прятаться.
В этот же момент в другой части судна два зека, Бесо и Губин, которых водили до сортиру, воспользовавшись переполохом из-за самолёта, на раз-два обезоруживают двух салаг-конвойных (то есть, мало того, что все конвойные вооружены лишь винтовками Мосина со штык-ножом, так ещё и в охрану особо опасного контингента выделили совершенно зелёных новичков).



Естественно, отморозки вскоре добираются и до остальных салаг-конвойных и умножают их на ноль.
Старшего лейтенанта Антонова обезоруживают, а его жизнь, как и жизни членов экипажа, спасает запрет Аламасова: "никого на вилы не сажать, а в расход пустить успеем". Григория Сергеевича и остальных отправляют в трюм к "указникам".



С этого момента фильм превращается в блеклую копию картины "В осаде". Сбоев и Нина Андреевна, к которой лейтенант пришёл построить глазки, замечают сорвавшихся с цепи зэков. Наш главный герой не теряется, надёжно прячет мать своих будущих детей, достаёт свой табельный ТТ и сбирается сражаться с бандитами.



К сожалению, повоевать он не успевает. Зэки окружают лейтенанта, обезоруживают и за борт его кидают в набежавшую волну.

За борт.gif


Но ведь главный герой не может погибнуть. И тут пригождается так удачно спущенный на воду ялик.

Догнать.gif


Ну, а урки захватывают рубку и требуют отвезти их в Норвегию. Штурман заявляет, что курс менять не будет и за это Аламасов его убивает.

Честно говоря, при первом просмотре я сильно опасался, что этого выродка потом выставят, как храбреца, жизнью своей рискующего в противостоянии с немцами. К счастью, обошлось. Авторы не стали наступать на эти старые грабли.

Так как дрожащий от холода Сбоев в данный момент пытается попасть на судно,..



...то роль Стивена Сигала временно переходит к капитану. Пробравшись в свою каюту, он вооружается револьвером и отправляется в двигательный отсек разворачивать судно.



По дороге он втаскивает на борт чуть было не сорвавшегося с каната лейтенанта и теперь они вдвоём саботируют зэкам счастливый побег в Норвегию. Кстати, зэки смену курса даже не заметили. Лейтенант просит капитана помочь ему добраться до груза.



А в кают-компании урки, уже считавшие себя вольными пташками, старательно изучают химию, а именно формулу С2Н5ОН. И вот один уже хорошо погрызший гранит науки урка по кличке Штопор решил прогуляться, прихватив с собой ыщё одну путылку водки.



В этот момент по коридору крались наши герои.

Маска.gif


Нет, конечно. Не так.


Злая сценарная воля сталкивает наших героев со Штопором.



Капитан не раздумывая стреляет, тем самым размочив счёт 6:1.



Не знаю, простое это совпадение или намеренный оммаж к "Операции "Ы", но если второе, то он совершенно неуместен, а если первое, то сцена весьма глупа.


Капитан отсылает Сбоева назад, решив в одиночку принять бой с остальными выродками, но зашедший сзади урка забивает его прикладом. Незамеченный лейтенант отступает, включает режим "стелс" и ищет иной путь на полубак, аки Сэм Фишер пробираясь по палубе.



Товарищ Маркелова всё же не смогла отсиживаться в убежище и по зову врачебного долга вышла, чтобы помочь раненным бойцам.



К сожалению, по её тело уже направился Губин, весьма-весьма озабоченный урка.



В её поисках он внимательно обыскивал судно, усердно рылся в вещах Нины Андреевны, старательно обнюхивал её нижнее бельё и наконец ему фортануло. Немного поиграв в догонялки, он загнал военврача Маркелову в каюту с убитыми конвойными.



И казалось бы, ничто не спасёт девичью честь, но мимо пробегавший Сбоев вырубает насильника чайником и учит танцевать. Вместе со спасённой от поругания Ниной Андреевной лейтенант добирается до полубака и взламывает ящики с оружием. Но так как режим маскировки отключился, то зэки его заметили, объявили тревогу и быстро-быстро помчались на нос валить сапога. Так быстро, что сапог успел собрать пулемёт Горюнова СГ-43 в послевоенной модификации.



И казалось бы, сейчас счёт резко увеличится в пользу наших. Но нет, не смог нажать главный герой на гашетку. Зато смогли Пауль и Петер, незаметно подкравшиеся к "Онеге" и вмиг проредившие ряды зэков.



Благодаря возникшей суматохе и сокращению численного состава террористов из трюма выбрались Антонов, члены команды и "указники", а пятерых уцелевших отморозков отправили в трюм. Пауль и Петер улетели, но обещали вернуться. Поэтому герои под руководством лейтенанта начинают готовиться к обороне, собирают ещё пулемёты и маскируют "Онегу" с помощью дымовой завесы. Пятеро отморозков, воспользовавшись тем, что за ними почти никто не приглядывает бегут из трюма, убив при этом матроса.



И удирают на ялике. (Этот момент легко прослушать, так как его не показывают, а лишь озвучивают парой фраз. Спасибо огромное режиссёру!)

Долгая оборона наконец приносит свои плоды и Пауля (или Петера, я их вечно путаю) сбивают. Пауль (или Петер) решает напоследок сыграть в камикадзе и врезается в убегающий ялик, тем самым верша возмездие за погибших бойцов НКВД и членов экипажа. Но Петер-то (или Пауль) остался. И он решил не мелочиться и просто сбросил на "Онегу" бомбу.

- Бомба! - заорал Сбоев и в слоу-мо побежал спасать Нину Андреевну. - Жара, пожар, огонь в тебе горит, и килограммы женского тротила! Москву, Нью-Йорк и Лондон и Мадрид своей взрывной волной ты охватила! Ты баба-бомба!
Но, конечно, нет. Бомба была настоящая, поэтому практически все, кто оставался жив до этого момента, погибли.



А нашего главного героя контузило. Впрочем, это не помешало ему, изведя чуть ли не всю патронную ленту, наконец-то сбить назойливого немца. (Эх, сюда бы курсанта Костю Горелова. Он бы из мосинки оба "мессера" завалил!) К счастью, судно уже подошло к расположению батареи капитана Куркова (его играет режиссер фильма Кирилл Белевич). К счастью и для батареи капитана Куркова, которую утюжил Петер (или Пауль) и для выживших с "Онеги".
А выжили, кроме главных героев, старший лейтенант госбезопасности Антонов, старший матрос Селихов, матрос Кислицин, заключённый Гладышев, он же Дьячок (кстати, никакой он вовсе и не дьяк, а вовсе даже атеист), заключённый Будков по кличке "Мосёл", красноармеец Сариев и старший механик. Капитан Курков ничтоже сумняшеся записал выживших "указников" как бойцов Красной Армии. Всё правильно - заслужили!
И заканчивается фильм вот такой исторической ремаркой.



И казалось бы, судя по моему язвительному (в меру моих юмористических способностей) пересказу, фильм плохой, но нет. Тогда он хороший? И снова нет. Он, к сожалению, никакой. В нём встречаются неплохие и даже весьма эмоциональные эпизоды, навроде сцены с письмом сына капитана Миронова (в обзоре я её опустил, как и эпизоды с ранением Антонова и с затоплением трюма), но следом за ними идут неудачные, а порой и смешные сцены. Отчего же так вышло? Произошло это по нескольким причинам.
Первая причина это режиссура. Она конечно есть, но её как бы нет, она как бы вышла на балкон. Особенно часто она курила к концу фильма. Вторая - монтаж. Он здесь хуже, чем в "Спасти Ленинград". Возьмём к примеру сцену с изнасилованием. Губин загоняет Нину в тупик. Повествование в этот момент прерывается на целых три минуты, оставляя зрителя в полном недоумении. Когда фильм возвращается к Нине, Губин только, хмм, возлёг на героиню. Напомню, прошло три минуты экранного времени, но по событиям внутри фильма времени прошло намного больше: Сбоев и Миронов за это время развернули корабль, поднялись на верхнюю палубу и пристрелили Штопора. Чем же занимался Губин всё это время? Бегал за цветами? Читал стихи? А нужно было всего-то поменять порядок сцен, чтобы не возникало подобного временного провала. Третья причина - сценарий. Выжать что-то на полноценный фильм из короткой повести Каверина весьма сложно, поэтому три сценариста при участии сценарной студии "Стардаст" и осложнили основной конфликт фильма побегом заключённых (у Каверина Аламасов лишь планировал), но сделали это весьма неумело. Начиная от сведения конвойных до уровня заглючивших NPC и заканчивая плохим копированием "Крепкого орешка". Вот вы заметьте, Сбоев так и не вступил в прямое противостояние с зэками. И если бы не germanorum ex machina, то неизвестно в чью бы пользу разрешилась ситуация и вообще смог бы Сбоев воссоздать сцену из "Рэмбо 4". Четвертая - персонажи. Если Сбоев и Миронов запоминаются и даже вызывают симпатию, а Нина весьма мила, то второстепенные толком никак не представлены. Будь то кок, штурман, "указники" или бандиты из шайки Аламасова (их клички и имена мне пришлось узнавать из титров). А всё потому что персонажей много, а хронометраж ленты маленький (1 час 15 минут без титров). По этой же причине и как бы главный антагонист Аламасов (немцы не в счёт - они вообще обезличены) на экране сияет своим оскалом весьма мало. К тому же его невероятно тупо сливают, и то за кадром.
Что касается актёров. Юрий Борисов отыгрывает неуклюжего лейтенанта весьма правдоподобно (он также неплохо сыграл в ещё одном военном фильме "Дорога на Берлин", тоже ленте довольно средней и спорной), Мари Ворожи мила (знаю, я повторился, но большего сказать не могу), Тимофей Трибунцев в очередной раз показал себя хорошим актёром (он даже в мерзопакостном "Празднике" старался), но по причине указанной выше развернуться ему не дали. Также прекрасно отыграли своих персонажей Василий Мищенко и Артём Мельничук, а вот Михаил Евланов порой сильно переигрывал.
Положительно отмечу работу композитора. Музыкальное сопровождение неплохое, хоть иногда было и невпопад происходящему.
Я не буду советовать смотреть этот фильм, но и отговаривать не стану. Как говорится, на ваш страх и риск. Ну, до новых встреч!
Хотя постойте! Ещё одно. Знали ли вы, что "Семь пар нечистых" мы могли бы увидеть намного раньше. Раньше лет на 55.
Оригинальная повесть Каверина вышла в 1961 году. Так вот, в 1963 году на Мосфильме было решено перенести её на экран. Режиссёром назначили тогда ещё не прославившегося Владимира Мотыля. Совместно с самим автором повести он нацарапал сценарий, но проект попал, если можно так выразиться, в "производственный ад". Два с половиной года ждал Мотыль разрешения на съемку, но политика партии за это время поменялась, так что, к счастью, лавочку прикрыли и Мотыль занялся "Женей, Женечкой и Катюшей". Почему к счастью? Потому что, если бы фильм вышел (и, скорее всего, лёг бы на полку), то он стал бы одним из тех никчёмных фильмов про войну, которые мутным потоком хлынули на зрителей после перестройки. Да, и для Мотыля это было бы не очень хорошим началом творческой деятельности. К сожалению, под закат своей жизни он всё же запачкался, сняв Багровый цвет снегопада.
А закончить обзор позвольте цитатой из сценария к тому неснятому фильму. Цитатой, которую в том или ином виде можно встретить чуть ли не в каждой современной военной картине.

Беленький паренек: (шахтеру) А воевать кому? Пол-страны в лагерях сидит? Воевать-то некому. У меня, например, два брата, дядя и батька сидят.

Ну да, ну да! Полстраны сидят, полстраны охраняет. А потом они меняются местами! Такие вот были забавы.

Au revoir!

Tags: благородные урки, кено и немцы, могли бы и лучше, циничный пересказ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments