lewhobotov (lewhobotov) wrote in movie_rippers,
lewhobotov
lewhobotov
movie_rippers

Categories:

Этот "Праздник" с курицей в глазах (о фильме "Праздник", Россия, 2019 год).

Вот и посмотрел я нашумевший фильм "Праздник".


Праздник (Россия, 2019 год)
режиссер Алексей Красовский
сценарий Алексей Красовский
оператор Сергей Астахов
В главных ролях: Ян Цапник, Алёна Бабенко, Павел Табаков, Анфиса Черных, Тимофей Трибунцев, Анастасия Чистякова
Рейтинг фильма - 6,432 (из 10)
https://www.kinopoisk.ru/film/1189845/

Часть Первая. По стопам первопроходимцев.
Как я и предсказывал ранее https://lewhobotov.livejournal.com/904566.html , пример "Матильды" никого ничему не научил.
Конечно, такого бурления в народе предстоящий выход "комедии про Блокаду" по объективным причинам не вызвал (Кстати, я так и не понял, кто запустил  такое определение - режиссер вроде идет в отказ по этому пункту, ссылаясь на недоброжелателей, а Кинопоиск настолько растерялся, что классифицировал фильм сразу по четырем жанровым категориям - комедия, драма, военный, история, хотя на мой взгляд он ни одной из них не соответствует). Фильм  малобюджетен, его снимала маленькая съемочная группа, в нем не задействованы громкие исторические имена и нет актеров первой величины, а СМИ его не полоскали с таким временным упреждением и так массировано, чтобы уж точно донести скандал до сведения самого далекого от кино человека в самой удаленной точке страны. С "Праздником" было не так громко, но не менее яростно, принципиально и местами радикально. Некоторые граждане в истерике буквально дописались "до статьи".
Сторонники фильма, понятное дело, писали строго наоборот (тоже не увидев ещё самого фильма) - "Спасибо за вашу позицию", "Без сомнения будет шедевр", "Власть боится фильма, потому что видит там себя" и т. д.
Путь "Матильды" был повторен по основным пунктам в точности. Буря негодования, радикальный раскол общественности за и против фильма перед показом, создание аудитории путем информационной раскрутки скандала вокруг фильма, выход фильма, и резкий спад общественного  конфликта после того, как обе стороны его отсмотрели и, надеюсь, посмотрели на себя в зеркало и постучали себя по лбу, зарекшись ещё раз так "разводиться" на пустом месте. Потому что ни с выходом "Матильды", ни с показом "Праздника" небеса не рухнули, мир не перевернулся, а все ожидания шокирующего подрыва устоев оказались жестоко обмануты. В обоих случаях уровень эмоций предварительного скандала на два порядка переплюнул зрительские эмоции от самого просмотра.

Часть Вторая. Фильм без жанра.
Одна из проблем "Праздника", мешающая его восприятию - в отсутствии жанра, к которому его можно было бы однозначно причислить. Он не есть комедия, "черная" комедия или трагикомедия (вариант, который я предполагал после просмотра трейлера и он-лайн интервью Красовского). Для любого из этих жанров в фильме должны быть сцены, вызывающие смех, пусть даже грустный. В фильме таких сцен нет. Есть несуразные ситуации и реплики от "комедии положений", но к улыбке они не побуждают.


Драма? Тоже нет - для драмы нужны какие-то тягостные события, которые произойдут с персонажами в кадре, или хотя бы дадут однозначный повод думать, что после того как действие фильма закончилось, они совершенно точно с героями случатся. Но и этого здесь тоже нет. Забегая вперед - финал настолько нелепый и неопределенный, что недоуменно смотришь на титры и спрашиваешь: - И что, это все? А чем кончилось-то? Их убили/посадили/расстреляли/или всех пронесло/или жизнь семьи пошла по-другому? Нет, серьезно, в "Празднике" просматриваемых по логике финалов не меньше чем концовок в первом "Сталкере". Это сознательное решение автора? Не знаю, кому-то может такая многовариантность и "заходит", но она очень на любителя.
"Военный" - вся военность тут исключительно в том, что дело якобы происходит где-то в пригороде Ленинграда, находящегося в момент событий в фашистской блокаде.
 "История" - история, простите, чего? Кроме не точной временной привязки к Блокаде, более никаких исторических событий, фактов, имен и дат фильм не касается вообще.


Так что же за жанр у фильма? Да плотно забытый "фильм-спектакль", популярный в советские годы жанр. Театральный спектакль, снятый на пленку. Отсюда и единственная "локация", где разворачивается весь сюжет. И единственное объяснение манере героев говорить в полный голос в моменты, когда фразы конфиденциальны и не должны долететь до ушей других участников сцены. Понятно, что в театре, в отличие от кино, такие фразы прогововариваются в полный голос, иначе зрители в зале просто их не услышат.
Несмотря на все желание сделать его в ключе социальной сатиры с явными аллюзиями на сегодняшний день, когда крупные чиновники бессовестно жиреют, советуя обычному плебсу обходиться "макарошками" и проживать на десятку тыщ в месяц, закрываясь треском о патриотизме и том, что все беды от Запада и его санкций, фильм не об этом.
Почему? А потому что глава семейства, которое готовится вкусно и сытно встретить Новый год в то время, когда счет умерших от голода и холода в Ленинграде идет на десятки тысяч - не чиновник и не политик. Не барыга, не завскладом Горисполкома, а крупный ученый-микробиолог, получающий за свою работу от государства особую норму питания, которая существенно выше, чем у простых людей. Вот даже курицу дали в честь Нового года (одну). И шмат сала есть. И буханка блокадного хлеба. На пятерых. И это разом выбивает из фильма весь его остро-социальный смысл, превращая вообще непонятно во что. Если важный ученый-микробиолог  вместо своих бактерий будет постоянно думать о том, где достать и пожевать корку хлеба и накормить ею свою семью - то много он своими мозгами наработает? Или что, были такие страны и такие войны и такие осады городов, где высший командный и руководящий состав, ценные специалисты обеспечивались хуже, чем обычные горожане?

Были ли в блокадном городе люди, которые питались существенно лучше, чем основная часть горожан, работников и защитников? Разумеется, такие были. Одни получали и еду и топливо из-за важности выполняемой ими работы или согласно занимаемой должности (простите, если начальник, на котором ответственность за все, у вас будет ноги протягивать и вырубаться каждые 20 минут - вы его ношу потянете, что ли? Особенно по части ответственности). Другие - не были ценны как руководители и специалисты, но злоупотребяли своим служебным положением и связями.
Ну, и были третьи, конечно, которые брали средства для поддержания своей жизни у слабых, отчаявшихся, утративших бдительность. Воровали и отбирали карточки, грабили, убивали, занимались мошенничеством, подделкой документов. Увы, естественное свойство человеческого общества. Если есть те, кто свою жизнь положат за других, обязательно находятся те, кто ради своей заберут чужую.
Очень общий обзор о разгуле криминала в блокадном Ленинграде и труднейшей борьбе с ним силами милиции и чекистов можно посмотреть здесь: https://mywebs.su/blog/history/17371/

Часть Третья. Для тех, кто клялся не смотреть (но в общих чертах желает знать, про что там все-таки)
Итак, семья Вознесенских готовится встрече Нового (1942-го, как я понимаю) года, с обильным застольем в голодном городе. Несмотря на голод и холод в окруженном гитлеровскими и маннергеймовскими полчищами Ленинграде, у семьи нет никаких проблем ни с продуктами, ни с теплом в частном двухэтажном доме где-то в ближнем пригороде. Такое положение достигается благодаря тому, что глава семьи - профессор-микробиолог Вознесенский, заведующий секретной лабораторией, ведущей исследования в области военной  бактериологии.  У жены Ученого, Маргариты Вознесенской трагедия: у них забрали домработницу/кухарку Любу (не в ГУЛАГ, просто перевели на другую работу, видимо - в интересах обороны города)  и теперь ей самой нужно готовить пресловутую Курицу. Курица - это предмет возмущения, потому что по некоей Высшей Категории, по которой получает паек её муж, им к Новому году положена утка. Но выделили Курицу. Хотя, если она не знает, что делать с курицей - то нафига ей нужна утка?

Профессор Вознесенский - классический киношный ученый - зацикленный на работе и совершенно некомпетентный в домашних делах, плюс потенциальный подкаблучник (просто жена не слишком сильно этим пользуется, бывает много-много хуже).


Наверху весь фильм колотит в пол неходячая, но авторитетная при активной жизни бабка, без конца требуя то пить, то есть, то вынести горшок. Портрет бабки в молодости (как я это понял), отдаленно напоминающий некую Надежду Савченко (может, кажется) прямо и открыто висит на стене. Как выражется молодежь - "без палева". Но есть и положительный момент - раз такое вот висит, значит никто не боится обязательного ночного визита хмурых людей из ЗАО "НКВД" на типовом воронке с надписями "Хлеб".


Локация наполняется персонажами - Сын (буду называть его Студент) совершенно внезапно приводит домой девушку Машу, с которой только что познакомился в бомбоубежище. Дескать, мамо, знакомтесь - вместе будем встречать Новый год. Студент - инфантил, который приводит непонятно кого в дом, по меркам времени ломящийся от изобилия, плюс с порога трепется гостье о том, что его отец заведует секретной лабораторией. То есть - по обоим вопросам с ним не могла не вестись разъяснительная работа, на которую он тупо забил.


Только Студент с Машей размещаются, вваливается Дочь Лиза - неустановленного возраста, но уже 100% светская львица, вся такая богемная, гламурная и с характерной растянутой речью "мне лениво с вами, муравьями, жить на одной планете". Плюс ещё и слегка выпимши. Сообщает родителям о смене своего прежнего "бойфренда" Максима на некоего Виталия, хоть и без ноги, но человека более взрослого (раза в два старше её самой) и солидного, архитектора, занимающегося ныне строительством оборонительных сооружений.
Чему родители радуются, потому что Максим, работающий в лаборатории отца - тупая бестолочь по протекции, и лишение статуса бойфренда дочери автоматом означает его изгнание из стен учреждения.


По роли Лизы (Анфиса Черных) замечаний нет - убедительна. Рулит папкой (меньше - мамкой), война и Блокада - досадные декорации для продолжения бурной и насыщенной личной жизни. Хотя, в плюс явные достоинства перед современными "льфицами" - сообразительна, не чурается физического труда, понимает ответственность за свои косяки.
По факту легче и незаметнее всех роль у Яна Цапника (Профессор) - она сильно клишированная мировым кинематографом в целом и ничего нового в образ "чудаковатого ученого", который задает вопрос, а сам даже не слышит ответ, потому что в голове наука, внести практически невозможно.


Девушка Маша оказывается очень интересным персонажем - из несчастной голодной и замерзшей девочки, которую из острой жалости подобрал Студент чтобы обогреть и накормить, сразу после принятия горячей ванной проступает опытная охотница, которая сама поймала Студента в капкан.


Да, она голодная и замерзшая, и мылась по-настоящему около полугода тому назад, но ничуть не потеряла навыков быстрого и ловкого соблазнения падких на запретный плод мужчин и юношей, чем вероятно, пользовалась до этого дня не раз. И главная её неприятность в жизни на конкретный сегодняшний день - не то, что у неё умер отец, как она сказала при знакомстве Студенту, а то что тело отца у них сегодня забрали, а они его хранили дома и получали на умершего карточки на еду. И теперь скудная норма для оставшихся снизится ещё больше.


Ввиду появления гостьи "из низов" главная головная боль Жены - сделать так, чтобы праздничный стол с Курицей, салатами, шампанским и прочим в её глазах выглядел чем-то понятным и более-менее логичным. Что это "разовая акция" по случаю Нового года, а во все остальное время у них в доме все то же самое, что и у всех. Кстати, и здесь режиссерская аллюзия на сегодняшний день выглядит крайне слабо - если герои фильма прячут свое благосостояние и вынуждены искать оправдания (а это, извините, означает наличие какой-то Совести), то те, на кого намекается в фильме в схожих условиях едва ли что-то стали прятать, а непонятливым объяснили бы, что нужно просто лучше работать или идти делать бизнес


Является последний персонаж - новый жених Дочери - Виталий (Тимофей Трибунцев).
Не знаю, то ли так задолбали стандартные наборы актров, кочующих из фильма в фильм, что каждому новому и интересному лицу радуешься, то ли действительно талант дает о себе знать - но играет здорово, мне понравилось.
Пришел он в образе Деда Мороза с мешком подарков - елочных игрушек, старых, советских ,цельнометаллических (по виду). И с загадочной немецкой настольной игрой "Азалмар", которая так затягивает, что по преданию "Гитлер расстрелял своих офицеров, потому что они настолько увлеклись ею, что утратили связь с реальностью". Интересное сюжетное "ружье" было подвешено, но выстрелить из него то ли забыли, то ли и не планировали. По наведенным в сети справкам такой игры не существует (если такая была - интересно уточнение).


С "Азалмара", который был ярко акцентирован (даже отдельный ролик выложили с неудачными дублями), но так и не раскрыт, следует сразу цепь сценарно-логических провалов, которую актеры вытянуть оказались неспособны.
Лиза знакомит Виталия с родителями. Естественно, Мать интересуется историей знакомства дочери и её скороспелого друга сердца. В ответ оба несут такую хрень, что стыдно становится зрителю - эти моменты они должны были согласовать заранее хотя бы в общих чертах. Впечатление, что сценарист забыл вообще расписать этот момент и актеры дали экспромт, причем совершенно негодный.


Следующий провал - оставшись наедине с Виталием, Жена уговаривает его отложить свадьбу, назначенную якобы на следующую субботу. В целом мотив матери может быть понятен - кто вообще из родителей поддерживает такие срочные решения? Но в фильме он не оглашен никак. Она радовалась, что несимпатичному ей Максиму дали отставку. Про нового кандидата она ни слова не сказала. Просит отложить свадьбу на 4 месяца (почему именно на четыре?). Предлог - у неё опухоль горла, про которую она никому не говорит, и никто из домашних не знает (а совершенно посторонний человек, вошедший в дом - теперь знает). Излечить в условиях блокадного города шансы призрачные, через четыре месяца её самой может не стать. И кому и зачем тогда свадьба? Не логичнее ли сейчас или в обозримой переспективе, пока у всех есть настроение и продукты в доме и немцы не ворвались в город?
Думаю, что обманывала. Впрочем, дальнейшего развития и эта тема в фильме не получила..


Далее следует эпизод, в котором звучат реплики "А откуда у вас столько хлеба, целая буханка?" и "А я просто хлеб не очень люблю", которые больше всего возмутили общественность.
Пока оставлю этот момент без комментариев. Дальше - больше. Жена хватает нож, чтобы разрезать хлеб, но Маша её ошарашенно останавливает: - Вы будете резать без газеты?! (Кто не понял - чтобы крошки не пропали)
Жена Профессора все больше в шоке, понимает, что девочка может и дальше зайти (скорее - пойти и сообщить) и хватает газету, судорожно просматривает её на наличие портретов Вождя и других первых лиц, после чего пытается сделать "как надо". Но опыта у неё в этом нет, и Маша её отстраняет и делает из газеты "коробочку", в которую помещает буханку хлеба для нарезки.



Жена бросается к Виталию с просьбой помочь в  щекотливом вопросе объяснения еды на столе. Совершенно логичный вариант "Скажите, что это премия за работу мужа" почему-то отбрасывется и идет опять какая-то нелепая дичь, финалом которой становится предложение сказать, что это просто "Чудо".


Виталий, сбитый с толку, спрашивает, чем же занимается Профессор, что так хороше живет и сразу становится ясно, в кого такое трепло Студент. Два вопроса - и Виталий уже знает, что Профессор занимается бактериологическим оружием. Тот ведет себя как идиот, пытаясь нелепо отрицать существование такой темы исследований (хотя все логичнее некуда - если ты шаришь в боевой биологии, то явно понимаешь в том, как оно устроено у противника, и как от него защищаться). Но в данном случае, как понимаю, автор фильма сознательно кольнул - вот, мол, чем занимается советский ученый - запрещенными видами ведения войны.


Профессор демонстрирует "из своих рук" наградной Маузер за свою работу от самого Сталина - важную вещь в сюжете.


Начинается заключительная треть фильма - семья и гости приглашаются к столу.


Перед Машей разыгрывается сцена повторного прихода Виталия как Деда Мороза ... из милиции (по окончательной версии сговора Виталий должен быть сотрудником милиции, который накрыл крупную банду грабителей и ему выдали премию продуктами из числа изъятого).


Но услышав слово "Милиция", Маша меняется в лице и зло говорит, что раз её подозревают в кражах, то могли бы сами сказать, а не звать милиционера.
И вываливает на стол украденное за время пребывания в доме имущество: целый кусок мыла, точилку для карандашей, сломанную пудреницу, серебряные ложки...



Положение спасает Жена Профессора, которая в этой ситуации усматривает отличный способ съехать со скользкой темы: - Маша, что взяла - то пусть будет твое! А теперь, все к столу!


"Дед Мороз" выкладывает на стол из своего мешка продукты, при виде которых Маша валится без чувств.



Ей откачивают и Жена Профессора садится за рояль петь песню про Родину, поля и  колхозные села. Аутентичную или нет - не знаю, раньше никогда не слышал.
Но поет здорово, мне понравилось.


Всем присутствующим тоже понравилось


После песни Жена поднимается на второй этаж к Бабушке, а Профессор идет на звонок телефона. Звонит начальник охраны института и сообщает, что двери в лаборатории Прфессора ночью были открыты, хотя Профессор уверен, что собственноручно их закрыл...
Начинается самый быстрый, самый интригующий и самый драматичный отрезок фильма перед катарсисом. Который... был провален с самых первых секунд. Я так понимаю, что режиссер не в курсе, что значит быть материально ответственным лицом даже за какой-то склад всякой рухляди, которому посреди ночи охрана сообщает, что двери склада чего-то вдруг открыты. Шансы получить предынфарктное состояние даже у здорового человека растут в стремительной прогрессии. А Профессор не за цех по производству валенок отвечает (что тоже по времени стратегически важный объект) - а за секретную лабораторию, отвечающую за разработку и борьбу с бактериологическим оружием. В условиях войны, в осажденном врагами городе. В котором 100% каждый день начальник режима ему плешь обязан проедать сообщениями о происках гитлеровских шпионов.
Что бы сделал реальный человек в его положении даже в сугубо мирное время? Да хватая ртом воздух, сшибая всех с дороги, в одних тапках и в пальто жены, напяленном наизнанку, с выпученными глазами помчался  бы на объект, умоляя всевышнего (даже будучи атеистом), чтобы все оказалось нелепым недоразумением.
Что делает Профессор в "Празднике"? Сначала правда испугался, потом побегал, поохал, потом нашел ключики в другом пальто и по указанию Жены, быстро убедившей его по схеме "ну сейчас-то все закрыто и под охраной" сел обратно за стол кушать. Просто жирнющий такой минус к достоверности происходящего. Ну, это помимо того, что диалог о происшествии и порядке охраны здания секретной лаборатории происходит в шаге от двух совершенно незнакомых им людей, причем Виталий явно заинтересованно "греет уши" (а ранее он выяснял, чем Професор конкретно занимается. "Совпадение"?  Нет - думает зритель. Но - нет, действительно совпадение, Виталий это делает с другим мотивом.)


Расслышав, что связка ключей нашлась в другом пальто Профессора, Маша зло спрашивает о количестве пальто на душу населения в этой семье и Жена Профессора, откинув маску сострадания и стыдливости, бросается в атаку: Да, у Профессора три пальто, у неё самой - четыре и вообще они живут очень хорошо (правда , есть те кто ещё лучше). Но всё это великолепие - заслуженное в труде на благо страны и народа (Профессором, естественно - жены крупных деятелей любят такую расстановку логики, при которой они с детьми и другими родственниками как бы одно целое с тем, кто часто один весь воз на себе тянет). И нефиг заявлять тут претензии на "поделиться с другими",  от которых нет никакого толка и  которые умирают от голода совсем рядом, потому что во-первых, не заслужили (персонифицировано с Машей), во-вторых - бесполезно, потому что их пайка на других не хватит никак.


Вообще, на этом отлично поставленном диалоге я сильно озадачился, потому что режиссер очень интересно (и это вообще, пожалуй, лучший момент фильма) ушел от ответа. То есть мнения создателя в фильме нет. Кто хороший, а кто плохой (или все плохие, или все хорошие) - решает каждый для себя в отдельности.
Если бы Профессор был липовый, а ещё лучше - это был бы деятель, который вошел в заветные списки для спецобеспечения как человек, нахрен не нужный для обороны и жизнедеятельности города - задача фильма была бы выполнена, нужные смыслы и выводы очевидны, и весь сюжет был бы прямой и ясный как доска.
Но это не так.
Я с моей "колокольни" вижу очевидное - неприятно, но такова жизнь: никогда солдат в окопе не сравняется в своем жизненном положении с командиром своего полка. Командир всегда будет лучше одет, обут, накормлен, обогрет, чем рядовой солдат. В отличие от солдата у него всегда будет и относительная свобода передвижения и всегда на несколько порядков меньше вероятность погибнуть. Солдаты в полку могут перемениться много раз за убылью, а командир может оставаться один и тот же. Командир может жить далеко от поля боя, в теплом уютном доме, с красавицей-медсестричкой. Солдат же может гнить заживо в грязном мокром окопе, ежеминутно рискуя погибнуть.  Да, хороший командир всегда принимает меры к обеспечению бойцов всем нужным и минимизации потерь. Плохой... А плохому часто похрену на всех, кроме себя - лишь бы своя карьера двигалась, да приказы вышестоящих выполнялись. Любой ценой. Но схема отношений между солдатом и командиром полка от этого не меняется. По-человечески они могут сблизиться, но в строгих рамках иерархии службы.
И вот в  фильме "Праздник" лично я увидел вот эту вечную и стандартную иерархию человеческого общества, которую другие зрители (и те, кто принципиально не стал смотреть) не захотели увидеть.
То есть - просто обычный порядок вещей. Ценный специалист в сложных условиях всегда будет обеспечен лучше, чем обычный горожанин, попавший в условия войны и снабжающийся по общей установленной для населения норме, которая  пропорциональна имеющимся запасам.
И в чем тогда смысл фильма? Так ли наивен режиссер, что этого не понимает? Или так наивны славящие фильм "параллельщики", которые как некие граждане ранее на Майдане думают, что  может быть иначе, а режиссер их хитро развел на эмоции? Хотя просто показал объективно обусловленную картинку из жизни?


Не могу не отметить Виталия - все время пока идет острый обмен мнениями на грани ненависти, он с таким упоением пьет, закусывает и поглощает всё, что есть на столе, что из всей кампании единственный внушает убеждение, что вот он точно очень голоден. По Маше, например, я этого не почувствовал. Сначала ужас от того, что пропадут крошки хлеба, потом обморок при виде консервов на столе. А тут, когда все аппетитно расставлено и можно кушать - она сидит и пустую тарелку вертит, рассуждая о несправделивости бытия. Не верю, что так может быть с человеком, который труп отца хранил в квартире, чтобы карточки за него получать, а потом начал красть в доме, куда тебя привели погреться.


Что Маша и подтверждает, заявив, что убила свою семью - пока они все там умирают, она сидит тут с отвратительными ей людьми за столом, и выпив шампанского, посылает всех к черту и убегает на улицу в одном халате. Студент убегает за ней.


Из комнаты с телефоном возвращается окаменевший Профессор и сообщает, что бывший сердечный друг Лизы - это немецкий шпион, который вскрыл лабораторию ночью и выкрал оттуда все результаты его деятельности. Лиза в слезах и на коленях признается, что это она дала Максиму отцовские ключи от лаборатории и сообщила точный адрес их дома. Тут, конечно, слов нет. Не по фильму, а по жизни.



Я предполагал, что сейчас завертится что-то достойное шпионско-детективной истории вроде вторжения этого самого Максима или вообще банды фашистских головорезов-диверсантов.
Но нет... Последовало очередное нечто, что снимал режиссер, а стыдно - зрителю.
Свет в доме гаснет и в наступившей тишине слышен гул приближающихся немецких самолетов.
- Это за нами!
- Спасайтесь, только вынесите бабушку! Я остаюсь здесь... - это Профессор.
- Без толку, они накроют точно, никто не успеет убежать - это Виталий.
Радио в доме почему-то отсутствует и воздушные тревоги явно привилегированную семью Вознесенских не колышат. Нет, ладно с особой продуктовой нормой ещё туду-сюда. Но в то, что помимо персонального автомобиля вокруг домика расположен ещё персональный полк ПВО не верится совершенно.


Самолеты пролетели, у Профессора близкое к истерике состояние: - Я им уже не нужен! Они все мои секретные работы настолько узнали, что даже бомбить меня незачем.
Жена своеобразно успокаивает: - Ну, может, они завтра ещё прилетят?
Кстати, Курица за всей этой катавасией сгорела в печи...


Зато восстал Виталий, в темноте стянувший наградной Профессорский Маузер.


Виталий оказался не шпионом, как я полагал до последнего, а случайным знакомым Лизы, которая попросила его побыть своим "женихом", чтобы позлить родителей. Столковались с ним за пожрать и выпить в тепле. Виталий, видимо, действительно, архитектор или кто там ещё, но при этом ещё и дезертир-самострел, отстреливший сам себе пальцы на ноге, чтобы не попасть на фронт. Соприкоснувшись с тайнами семьи Воскресенских, он решает, что поймал бога за бороду и теперь будет диктовать всем правила игры. Для начала женится на Лизе, а потом устроится на работу вместо беглого шпиона Максима. И никому не расскажет о том, что случилось.
А если нет - то перестреляет всех (Профессора как пособника гитлеровского шпиона, а остальных - как членов семьи врага трудового народа).
А пока они переваривают такой новый переворот  в жизни, он пойдет наверх и застрелит бабку, которая всех достала. Виталий уходит, слышен звук выстрела, а следом - условный двойной стук в пол от бабки. Я так понял, лежачая бабушка-ветеран женских ударных частей Императорской армии, кавалер Георгиевского креста за храбрость, изображенная на портрете, в дуэли с вооруженным авантюристом оказалась ловчее.


И ВСЁ. ЗАНАВЕС.
Что ж в итоге имеем-то?
Я не разделяю ни бешеной ярости радикальных критиков фильма (особо смешно на фоне их клятв никогда не смотреть его), ни восторгов и визгов истово аплодирующих стоя.
Лично для меня абсолютный эталон идиотского, извращенного, ненавидящего советский народ и его страдания и итоговую нашу победу в Великой Отечественной войне фильма - это "Утомленные солнцем: Предстояние и Цитадель". Разве что "Служу Советскому Союзу" (треш, который с Авериным и Гришаевой в главных ролях) где-то рядышком отирается.
"Праздник" в сравнении с такими титанами (если расценивать его якобы антисоветскую составляющую) не то что рядом стоять не может - он вообще не из той оперы, собственно.

Это камерная история одной семьи, которая по воле судьбы и важной работы Главы семьи оказалась в отличном положении посреди моря человеческого горя. Они не стали никому помогать, никого другого спасать от голода и холода, морально удовлетворившись своим вкладом в общую Победу (ну, опять же за счет того же Главы семьи) . Очевидно, они пережили Блокаду и, может быть, прожили ещё много, долго и счастливо.
Плохие ли они люди? Ну, тут все относительно. Вспомните ссылку выше про криминальный фронт Блокады - уродов, отбирающих у людей последнее, грабящих и убивающих в Ленинграде было достаточно. Милиция зашивалась в борьбе с этой падалью. Так что - Вознесенские со своим новогодним столом хуже них? Едва ли. Пользоваться заслуженным и присваивать чужое - это разница, которая должна быть понятной каждому. Уважать их за такой образ жизни невозможно, презирать... Тут каждый должен определиться сам. Думаю, очевидно, что в условиях атомизации нашего сегодняшнего общества Вознесенских среди нас большинство. Есть своя семья, есть свои близкие - а дальше хоть трава не расти. Потому мы так и радуемся людям, которые способны жить и поступать по-другому.

Почему "Праздник" плох как фильм?
Плох он тем, что для такого небольшого хронометража (чуть больше часа чистого времени без титров) в нем очень много "невыстреливших ружей", развешанных по стенам по ходу повествования и много невнятных и нелепых диалогов. Второе - указанные выше нестыковки в поведении. Извините, но когда дело всей твоей жизни, которому ты обязан своим существованием и жизнью своей семьи и за которое ещё и отвечаешь и своей и их жизнями - горит синим пламенем, так, как Профессор и его семья себя не ведут. Психологически эти ситуации  выстроены недостоверно, и это подкашивает весь замысел в целом.
У фильма нет концовки - точнее, их там напрашивается целый букет. Непонятно, что с немцами, что с Виталием, что с лабораторией, что с ними всеми потом будет.  Даже что точно с бабкой наверху - и то ответа нет. По мне настолько открытый финал, "как хочешь, так и думай"  -это очень сомнительное решение.
Все равно, что "Спасение рядового Райана" оборвать на этой сцене - группа Миллера приняла решение остаться на мосту вместе с Райаном, подготовилась к обороне и видит приближающихся немцев с "Тигром" во главе. Камера отлетает прочь и идут титры. И чем кончилось - додумывай, зритель сам. Может все погибли, может не все, может все спаслись, а может немцы ехали, чтобы в плен сдаться.


Актуальность и аллюзии на сегодняшний день?
Я подробно расписал это выше - их нет в фильме. Если режиссер их замысливал таковыми, то у меня отклика на это не нашел. Жизнь вообще несправедлива и никогда не дает всем поровну. Даже в сытые годы расцвета Советского Союза одни жили в роскошных сталинках, другие - в высотных новостройках, моя семья - в хрущевках, а кое-кто из знакомых - в бараках, коммуналках и общагах. Все относительно - у нас было много хлеба и даже с маслом и колбасой, но кое-кто мог яростно шипеть в спину счастливчикам из отдельных квартир, поколениями ютясь в убогих жилищах, мало приспособленных для жизни.  И люди, показанные  в фильме, далеко не самые плохие даже по сравнению с теми, которых лично я в жизни видел. Чем не ситуация "Праздника"?

Тогда чем хорош "Праздник" как фильм?
Мне очень актеры понравились и общий "стиль" постановки - спокойный, без истерик и идиотии кривляний, когда ими маскируется неумение вжиться в свой образ.
Я не претендую на особую тонкость восприятия, но мой внутренний барометр "верю-не верю" во второе положение не пришел ни разу. Не все попадали "в историческое время", но в образы вписались все.
Алена Бабенко и Тимофей Трибунцев сыграли прекрасно, их отмечу особо. Маргарита меня полфильма бесила своей жуткой сеточкой для волос, бумажными скрутками, на которые были накручены локоны для создания прически и выражением лица стервозной бабы-собственницы, которой ребенок случайно поцарапал дорогую иномарку. А остаток фильма я любовался  красотой этой сильной и интересной женщины.

Ну, и совсем отходящее качество нашего (да и вообще кинематографа) - много ли фильмов заставляет думать, сравнивать, ставить себя на место героев фильма, причем героев непопулярных, быть которыми с точки зрения совести плохо, а с точки зрения благополучия и спокойной жизни - зашибись? Причем, без нарушения действующего законодательства, замечу, чтобы совсем выбить из-под ног стандартные объяснения что хорошо, а что плохо. У нас в современном российском кинематографе таких маловато будет.

Историческая правдивость.
Вот тут вопросы есть. Скажу сразу, что оскорблений подвига Блокадного Ленинграда и его защитников в фильме нет от слова "совсем". Извините, но семь человек в кадре - это слишком непрезентативная выборка, чтобы на основании истории одного вечера одной семьи размахивать руками под вопли "Было - не было".
Я пытался задать режиссеру вопрос, что это за норма такая по "Высшей категории" и где оная официально, а не уровне городских слухов и сплетен, зафиксирована в документах, приказах, отчетах,  ведомостях выдачи, накладных.. К сожалению, ответа не получил.
Рискну предположить, что это может следовать из трудов, в частности, питерского историка Никиты Андреевича Ломагина, который глубоко занимался раскопками неприглядной стороны истории Блокады. Соответственно, и продовольственным обеспечением как обычных, так и привилегированных жителей Ленинграда во время  страшных событий. Это мое предположение после беглого знакомства с публикациями.
Очень жаль, что снимая фильмы на скользкие и болезненные темы нашей истории, создатели произведений не считают нужным в конце или хотя бы отдельно давать ссылки, чем они руководствовались в тех или иных сомнительных моментах своих произведений. "Я так вижу" - это хорошо про дальний Космос и про войну с марсианами в следующем тысячелетии. А когда вот такое повествование о былом - то лучше все-таки с документами в руках.
Tags: Новый Год, альтернативная история, бюджет - бутылка водки, глубизна, свежачок, фэйспалм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →