yadocent (yadocent) wrote in movie_rippers,
yadocent
yadocent
movie_rippers

Categories:

Про космическую Санта-Барбару


Что может быть таким длинным? Правильно, либо Санта-Барбара, либо StarTrek. Сегодня речь пойдет о последнем. Многабукаф вам в ленту.

Это целая Вселенная, зачатая Юджином Роденбери, продуманная и обросшая деталями, которая породила 6 многосезонных сериалов и более дюжины полнометражных фильмов, а также, целую культуру (субкультурой назвать язык не поворачивается), множество книг, пародии (например, Орвилл), просто подражателей и пр., и др. А также клингонский язык. А также вулканское приветствие🖖, которое вы найдете в клавиатуре эмодзи. А также клингонское “Сегодня хороший день, чтобы умереть”, и многое из того, что прочно вошло в нашу культуру. То есть сначала оно вошло в культуру американскую, а потом уже в нашу, и не всегда это происходило напрямую.
Итак, я утрудилась пробежаться по первоисточнику. Захотелось посмотреть на все это взрослыми глазами.




1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ Звездный Путь (1966-1969)
С этого сериала все и началось. Добротные декорации и даже спецэффекты. Женщины в мини и дяди в ужасных свитерах. Наивные гаджеты, наивные сюжеты. Жанр - роуд муви + волшебная сказка в антураже научной фантастики. С первых же серий упор начали делать на всемогущих инопланетян, иллюзии и превращения. Когда мне было лет 12… Да что там, вру! Думаю даже лет до 18 я бы схавала это с наслаждением! Но не на пятом десятке, увы))
Посмотрела несколько эпзодов для ознакомления. Мой минимум - три серии, после чего сериал либо захватит, либо у него нет шанса. За это время хоть кто-то из действующих лиц должен раскрыться настолько, чтобы вызвать сопереживание. Однако здесь они остались двухмерными, искусственными, мультяшными и ригидными в плане развития.
В сущности, персонажи делятся на плоских и очень плоских. Есть главные герои, которых спасают, и статисты - безымянные члены экипажа, которые гибнут десятками в каждой серии, но отряд не заметил потери бойца. Когда я это обнаружила, сериал потерял меня, как зрителя. Возможно, в дальнейших сезонах эта проблема была исправлена, иначе потеряли бы не только меня 😉
2. СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ (1987-1994)
Это сериал моей юности, именно именно с него я и начинала когда-то знакомство со Стар Треком. Жанр - роуд муви + совковая производственная драма. По крайней мере, в Советском Союзе именно такое и снимали - о конфликтах хороших людей с очень хорошими.
Пожалуй, это самое забавное - видеть совок по-америакански. Только тут все еще звучат отголоски холодной войны. А клингоны, и так бывшие прообразом русских, теперь и вовсе поменяли облик и стали карикатурой на нашего дедушку Ленина.
Спецэфекты и декорации скромны. Сценарий в меру плосок и мылен, актерская игра во многом ему подстать. Больше телеспектакль, чем экшен. Но есть в нем нечто неуловимо притягательное и милое. И только сравнив его с пародийным “Орвиллом”, я поняла, что это было благородство персонажей. Это достоинство, уважение, манеры. Это моральные ценности. Это эталон офицерского поведения, возведенный в абсолют. Это идея совершенного общества, где отменены деньги и вымерло телевидение, а цинизм - удел психически недоразвитых или сумасшедших. Очень гигиеничный сериал. От просмотра внутри остается след приятной свежести - редкий эффект для западного “мыла”.
3. ГЛУБОКИЙ КОСМОС 9 (1993-99)
Не роуд-муви, так как все происходит на космической станции, и никто никуда не едет. Новые расы встречаются реже, зато глубоко раскрываются характеры и человеческие взаимоотношения, персонажи развиваются, в общем, все признаки хорошего сценария налицо. На мой вкус, это лучший, наиболее профессионально и талантливо сделанный из всех из сериалов вселенной Стар Трек. Жанр - научная фантастика + мелодрама. Очень хороший кастинг. Именно на этом сериале я раскусила хитрый ход, когда крутейшим, но немолодым актерам предоставляют роли инопланетян. С одной стороны, они все равно в гриме и масках, и красота не важна. С другой - попробуй сыграй убедительно, когда у тебя движутся только рот и глаза! Но они сделали это просто великолепно! Они трогают, иногда до слез. И в после каждой серии остается ощущение наполненности. Хочется походить с этим еще, не проматывать, как обычную телевизионную жвачку.
Каноны предыдущего сериала немного нарушены. В этой версии есть и деньги, и телевидение. Однако, герои не менее благородны, несмотря на то, что в них больше реального мяса, и пахнут они не розами.
Ну и еще одна причина его смотреть - восхитительная Терри Фаррелл. Можно не писать никаких сценариев, а просто запустить ее в кадр - пусть ходит туда-сюда и зыркает.
4. ВОЯДЖЕР (1995-2001)
Авторам явно захотелось свободы от условностей франшизы, и они перенесли звездолет Федерации в незнакомый кавдрант галактики на все семь сезонов. В итоге мы получаем роуд муви в квадрате. На мой вкус - говно. Доела до конца только благодаря хорошим актерам.
Снят почти параллельно с Глубоким Космосом 9, и на удивление пластмассов на его фоне. Такое ощущение, что сценарий писала группа психологов-тренеров, которые специализируются на моделях поведения. Например, роль “идеальная мама” у одной из героинь настолько хрестоматийные реплики, что в жизни не встречаются только у самих психологов. А ее любовник - паталогический инфантильный манипулятор - такой карикатурный, что тоже не выглядит реальным.
По необъяснимым причинам, главной героиней сценаристы назначают сначала одну инопланетную пассажирку, а затем другую (когда первая, очевидно, ушла в декрет). Главенство заключается в том, что им отдано больше всего экранного времени. В остальном, никаких преимуществ эти персонажи в себе не несут.
Весь первый сезон получился совершенно пустым и плоским. Однако, ко второму создатели фантастического мыла реабилитировались - в основном, за счет раскрытия второстепенных персонажей. Сделать живыми героев - мастерство доступное не всем, проще развивать роли характерные и комические. Другими словами, сериал вытащили за счет интермедий.
"Лучшее - враг хорошего" - авторы явно не были знакомы с этой пословицей. Они решили развить тему боргов (людей-машин) и разрушили ее за счет “улучшений”, потеряв главное. Борги были страшны, пока оставались холодным коллективным разумом, который ловит мыслящие существа и подключает к своему безличному улью, отрывает им руки-ноги и заменяет механизмами. Борги ходили и говорили как машины. А в этом сериале у них в улье завелась какая-то боргоматка, являющаяся отдельной личностью, которая ходила и кривлялась, как как опереточная злодейка. Рядовые же борги зачем-то разговаривали друг с другом при помощи рта, хотя объединены в единый коллективный разум. Ничего страшного в них после этого не осталось.
Есть и множество накладок - возможно, замена сценариста. В первых сезонах они оживляют метвецов, а к последнему - разучились. В первых - местный вулканец бесконца с кем-нибудь сливается разумами, а в последнем - говорит, что не пробовал, но слышал о такой процедуре.
5. ЭНТЕРПРАЙЗ (2001-2005)
Отличные спецэффекты. Ужасный кастинг. У Скота Балкулы скорбный паралич бровей, а даме на тюнинге, изображающей вулканку, вероятно, ботокс закачали прямо в мозг.
Чья-то одноклеточная логика, возможно, была такова: вулканцы контролируют эмоции, а значит, лишены мимики. Ну и почему тогда надувную женщину не взять на эту роль? Почему в других сериалах актеры в роли вулканцев были живыми и даже трогательными?
Ладно бы еще вулканка. А почему нет мимики у землянки-переводчицы? Почему все остальные не играют свои роли, а просто ходят и говорят текст? Ответ прост: очень, очень плохие актеры.
ОК, я не права, пара-тройка второстепенных членов команды еще туда-сюда. И некоторые граждане из эпизодов сносны. Но в целом, экипаж “Энтерпрайза” - просто какой-то эмоциональный морг.
Вдобавок сценарист совсем не потрудился раскрыть персонажей и их предысторию, так что серии к 11-й я поняла, что уже не начну сопережиавать этому экипажу. Плевать мне на него с высокой лестницы.
Лейтмотив сериала - паранойя - при контактах с инопланетянами и всем незнакомым. И истерия - капитан в первой же серии разорался, как базарная баба, хотя выполнял дипломатическую миссию.
Ляпы и несуразица за гранью добра и зла. Что делают эти человок десять на огромном звездолете? Почему там непрерывно все ломается? Как они могут чинить звездолет инопланетян, опережающих их в развитии на несколько веков? Почему инопланетяне не могут починиться сами?
“Энтерпрайз”, находясь далеко за пределами солнечной системы, связывается с Землей, чтобы позвонить чьим-то родителям. Дальше следует такой диалог:
Капитан: А где они живут?
Переводчица: В Малайзии.
Капитан: А который там сейчас час?
Переводчица: Примерно десять вечера.
Капитан: Еще не очень поздно.
(12 серия)
На этом эпизоде полет Энтерпрайза для меня закончился. На варп-10 он проскочил порог приемлемой для меня глупости и рассыпался. Простите меня, дорогие поклонники "Энтерпрайза", возможно, дальше все стало намного лучше. Практика показала, что многие полудохлые сериалы внезапно оживают только сезона со второго. Персонажи обретают фактуру и прочее, как это было, скажем, с "Вояджером". Но время в Малайзии для звездолета вне солнечной системы - это уже ту мач.
6. ДИСКАВЕРИ (2017-2018)
Это сериал нового поколения. Можно понять, почему он такой - молодежь любит все переиначивать. Так же отличались от оригинального Стар Трека все сиквелы и приквелы 80-90х. Но есть одна проблемка. Создатели “Дискавери” решили смачно насрать на все традиции франшизы, да еще как следует и творчески порисовать какашками по простыне экрана.
Снова досталось бедным клингонам. Каждое новое поколение делает их все уродливее. Теперь они не просто чудовища, но еще и лысые. И напоминают тварь с альбома “Металлики”. Зато на русских они теперь точно не похожи. Что же будет, если снимут очередной спин-офф лет через 20? Они станут ящерами? Артишоками? Я даже не уверена, что они там говорят на клингонском, но могу ошибаться.
Авторы не придумали ничего революционно нового - увы, история с параллельной вселенной и ее опереточными злодеями уже была, и не раз. Живые корабли и обитатели вакуума - тоже. И переделанные до неузнаваемости инопланетяне были.
Но самое главное не в спецэффектах. Потерялась суть. Пропали благородные люди. Сюжет превратился в чернуху. Исчезло совершенное общество будущего. В сериале "Дискавери" один порядочный человек идет против прогнившей системы. И это уже никакой не Стар Трек. Это из совсем другой оперы. Из совсем другой Вселенной.
Елена Моксякова

Tags: атака клоунов, забугорная дичь, мотороллер не мой, сериалятина, фонтаздика, франШиза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments