sedov_05 (sedov_05) wrote in movie_rippers,
sedov_05
sedov_05
movie_rippers

Categories:

"Титаник" (Германия, UFA, 1943)

Оригинал взят у sedov_05 в "Титаник" (Германия, UFA, 1943)
Скачал немецкий "Титаник" 1943 года. 



Узнал об этом фильме сравнительно недавно, а тут еще группа энтузиастов сделала для него более или менее адекватные субтитры. Качался сутки - мало кто его раздает. 

Фильм реально хорош. Во-первых - четко проводится линия на осуждение англосаксонской плутократии. Буквально с самой первой сцены и до финальных титров. Во вторых - романтические линии есть, но не они составляют основу фильма. В третьих практически нет каких то затянутых сцен, все очень динамично, даже увлекательно. 

Сюжет имеет довольно мало общего с реальностью и представляет собой что то вроде истории Барханоева. Исмей (в его роли снялся Эрнст Фюрбрингер (1900-88)) с правлением "Уайт Стар" распускает слухи о финансовых проблемах компании с целью максимально сбить цену на акции. Его план прост - пока акции дешевые по тихоньку их скупать, а в первом же рейсе в Нью-Йорк взять "Голубую ленту" и спровоцировать резкий рост курса акций. Это ему почти удается, но американский финансист Астор (в реале он погибнет на "Титанике", его именем назывался отель "Уолдорф Астория", на месте которого построили "Эмпайр Стейт", в фильме его сыграл австрийский актер Карл Шёнбёк (1909-1971)), также вступает в игру и когда уже по обе стороны Атлантики становится известно, что "Титаник" идет на рекорд, продолжает играть на понижение. 

Исмей отдает приказ капитану Смиту (Отто Вернике (1893-1965)) выжать все из машин (тот отвечает, что после прибытия в Нью-Йорк от них ничего не останется), но старший помошник Петерсен (насквозь выдуманный персонаж-немец, его сыграл Ханс Нильсен (1911-65)) упорно старается наставить сильных мира сего на путь истинный, объясняя, что с такими закидонами они точно долбанут "Титаник" об айсберг. Но тщетно. 



Та самая "вечерняя сцена"


В фильме мощнейший женский состав. Подругу Исмея Глорию сыграла норвежская актриса Кирстен Хейберг (1907-76) и их выход в сцене первого ужина пассажиров первого класса может сравнится с той же сценой на камероновском "Титанике" 1997 года. А может и круче будет. Хотя и раз в десять короче. Хейберг была настоящей звездой германского кино, фактически заменившей Марлен Дитрих в амплуа женщин-вамп. Ее и называли "новой Марлен Дитрих". Хотя она была "истинной арийкой" и находилась замужем за немцем, популярным композитором Францем Гроте, но только вступление в НСДАП открыло ей двери в "геббельсовский Голливуд" - студию УФА.

Влюбленную в Петерсена русскую помещицу Зигрид Олинскую сыграла Сибил Шмитц (1909-1954).



Олинская узнала, что она разорена, а брат Фёдор отправлен по этапу в Сибирь. 

У нее , кстати, самая грустная судьба среди всех снявшихся в "Титанике" актеров. После войны она хоть и продолжала сниматься, но подсела на наркоту, разорилась и в итоге, предположительно, была убита своей любовницей-наркодилером.


   Кирстен Хейберг

А вот Хейберг вообще совершила кульбит из категории "мама-не горюй". Хоть она была нацисткой и после окончания войны вернулась домой в Норвегию, но сумела избежать каких либо проблем.. По идее там нацистов не любили и мало того - могли и в тюрьму посадить, но у нее к тому времени было гражданство Германии, а следовательно за колаборационизм ее привлечь было уже нельзя, военных преступлений на территории страны она не совершала, а за то что она была нацисткой ее могли привлечь к ответственности только в Германии , но не в Норвегии. Европа ! 

Совсем недавно ушла из жизни Моника Бург (1917-2008), сыгравшая маникюрщицу Хейди - самую милую героиню фильма. 

Чтобы закончить с судьбой актеров добавлю, что Варнеке был женат на еврейке, что вынуждало его сниматься в самых отмороженно-патриотических фильмах УФА, например в последнем блокбастере 1945 года "Кольберг". 

Фильм снимался, скажем так, не просто. Под него был выделен громадный для воюющей Германии бюджет в 4 миллиона рейхсмарок ("Олимпия" обошлась в 400 тыс.), на нынешние деньги это 200 миллионов долларов и съемки начались весной 1942 года. В июля 1942 в съемочной группе возник скандал. Режиссер Херберт Сельпин заявил, что офицеры Кригсмарине, призванные в качестве консультантов забили на работу и только и делают, что домогаются актрис фильма. Сценарист Вальтер Зерлетт-Орфениус донес на Сельпина Геббельсу, тот вызвал режиссера и потребовал его отказаться от своих слов, но тот упорствовал. За это гестапо обвинило его в измене и арестовало, после чего по распоряжению Геббельса он был повешен в тюремной камере. Его жене было сообщено, что он покончил жизнь самоубийством. Фильм доснял Вернер Клингнер, но в титрах стояло таки имя Сельпина, который в те годы считался лучшим немецким режиссером в плане развлекательного кино. Съемочная группа нифига не верила в самоубийство и бойкотировала Зерлетт-Орфениуса, в итоге Геббельс заявил, что если кто то еще раз откроет пасть на сценариста ,то будет иметь дело лично с министром пропаганды. То есть с ним. 

Фильм снимали на лайнере "Кап Аркона", который будет потоплен вместе с примерно 7 тысячами евреев-узников концлагерей английской авиацией 3 мая 1945 года. Премьера была запланирована на самое начало 1943 года, но английская авиация разбомбила кинотеатр в котором планировалось его показать. 



Главная пропагандистская сцена фильма. Смит отдает приказ Петерсену хоть чучелом, хоть тушкой, но посадить Исмея в шлюпку. Тот соглашается, потому что хочет, чтобы Исмей предстал перед судом. Суд Исмея оправдает

Затем Германия была шокирована тяжелыми поражениями, понесенными вермахтом в СССР, Африке и Италии и только поздней осенью, когда ситуация на фронтах несколько стабилизировалась был снова поднят вопрос премьеры нетленки. Однако, Геббельс запретил фильм к показу в Германии. Причины было две (или три, как посмотреть). а.) Он считал, что сцены массовой гибели пассажиров вызовут чувство уныния у германских зрителей еще не отошедших от событий 1943 года и б.) сцены в третьем классе выставляли немцев в несколько дурном свете. Разделение пассажиров на женщин и мужчин, нападение на моряков и крики сквозь решетку, по мнению министра, могли вызвать ненужные ассоциации. Поэтому премьера фильма состоялась 10 ноября в Париже, Вене и Праге. Фильм был встречен публикой очень хорошо и имел большие сборы. Все таки, как я уже написал, несмотря на пропагандистский уклон, фильм снят интересно и динамично. Считается, что он был переведен в СССР и также до начала 50х годов имел прокат в СССР и других странах Восточной Европы, но копий его тут не сохранилось. В Германии его много раз перемонтировали, убирая откровенную прогрерманскую пропаганду и только в 2005 году он был полностью восстановлен и выпущен на DVD.



Последние секунды "Титаника".

Что интересно, фактически, "Титаник" Геббелься был первым фильмом о гибели этого корабля в котором были затронуты серьезные вопросы причинно-слественных связей катастрофы. До этого фильмов о "Титанике" было снято уже много, но все они представляли собой простенькую любовную драму на фоне трагедии тысяч людей. В случае с фильмом 1943 года , как я уже написал, любовные линии вообще не играли сколько нибудь серьезную роль. Зато криминальная линия была затем переработана Камероном при съемках "Титаника" 1997 года. В документальной кинодраме 1958 "Ночь которую помнят" были даже использованы фрагменты "Титаника" 1943 года, вошедшие и невошедшие в фильм. 

Вообщем, рекомендую. Тем более - в отличии от других многочисленных экранизаций - тут почти все положительные герои спасутся. 



upd: сейчас начал смотреть мини-сериал "Титаник" от ITV, снятый к 100 летней годовщине катастрофы. В нем, кажется впервые в мировом кино, была раскрыта трагедия пассажиров второго класса. Об этом мало известно, но они сумели не допустить гибели своих детей (даже в первом классе были погибшие дети), процент уцелевших женщин примерно такой как и в первом классе, но мужчины погибли почти все. Спасся только 1 из 12. И в первом и в третьем и среди экипажа этот процент был значительно больше. 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments