voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Лачуга должника (2017)



год: 2017 (1 сезон)
страна: Россия
режиссер: Александр Котт
сценарий: Сергей Калужанов, Вадим Шефнер
продюсер: Александр Цекало, Иван Самохвалов, Александра Лейбович
оператор: Леван Капанадзе
композитор: Вадим Некрасов
жанр: драма, фантастика
премьера (РФ): 6 января 2018
время: 52 мин. (416 мин.)
В главных ролях: Павел Деревянко, Евгений Пронин, Ирина Старшенбаум, Евгений Стычкин, Сергей Бурунов

В начале этого года Второй канал прокрутил за один день мини-сериал из 8 серий "Лачуга должника". Трейлер, где Деревянко бил рожу Стычкину, а потом за ним приезжал КГБ на черной Волге, а где-то рядом мелькали фантастические декорации, сильно напоминал очередную версию "Обратной сторону Луны". Понятно, что сериал меня заинтересовал. Как оказалось, он снят по мотивам одноименной повести замечательного ленинградского писателя и поэта Вадима Шефнера и это стало для меня поводом прочитать одноименную книгу - поскольку я раньше о ней даже не слышал. Я читал у него только самую известную детскую классику: "Девушка у обрыва", "Человек с пятью не" и рассказы типа "Скромный гений". Как оказалось, эта повесть тоже написана в типичном для него юмористическом духе, где серьезные и даже трагичные моменты щедро сдобрены сатирой, иронией, буффонадой и фантастическим юмором. Книгу я прочел, сериал посмотрел - и хотя это было месяца три назад, только сейчас я выкроил время описать кое-какие впечатления и сравнить два эти произведения. Если вы за все это время не удосужились это сделать - можете пройти под кат, я поделюсь своими мыслями и мнением, стоило ли оно того.

Сюжет книги примерно следующий - в Советском Союзе конца 50-х, Павел Белобрысов, типичный йуный поэт, во время каникул на дачу находит с группой соседей инопланетный эликсир долголетия, который дает каждому выпившему по миллиону лет жизни. Недалекие соседи, типичные колхозники, тайно распивают с ним жидкость, чтобы не пропала, не забыв про кота и поросенка. Как и следовало ожидать, корм оказался не в коня. Долголетие никому счастья не принесло, а выросший Пашка, растерявший поэтический дар, терзается тем, что потерял свою детскую любовь и угробил по глупости (еще до долголетия) малолетного брата. Дожив до 22 века, он узнает, что собирается экспедиция на загадочную планету Ялмез, и решает любой ценой отправиться туда, надеясь, что по теории параллельных миров там будет его живой брат. Что в итоге вышло - рассказывает после экспедиции военный историк Степан Кортиков.





Сценарий сериала же писался "по мотивам" повести. По о-о-о-очень отдаленным мотивам. Уцелели, по сути, только самые основные герои и самая примерная канва сюжета. На сей раз Павел (исполняет Павел Деревянко) находит эликсир в детстве со своим братом и соседским мальчуганом Витькой Темниковым, типичным малолетним жиробасом, в котором трудно узнать будущего коротышку Евгения Стычкина. В тот роковой день Витька и Пашка получают миллион лет от этой жидкости, а брат Пашки трагично гибнет. Дальнейший сюжет вертится в основном вокруг трагичной судьбы Пашки, который не сразу узнал о своем бессмертии, его попытках попасть на Ялмез, чтобы опять спасти брата и заодно предотвратить катастрофу - потому что Витька стал протагонистом нашего героя и потихоньку вырос практически до уровня суперзлодея. А главное - в основе сюжета еще и любовный треугольник - Паша и Витя долго соперничали ради девушки Эллы (исполняет И.Старшенбаум).



Понятно, что книга и сериал, мягко говоря, очень отличаются. В книге крайне подробно рассказана жизнь Павла в 50-60-е, ярче раскрыта картина будущего, типичная для Шефнера обстановка немного сатирически окрашенного коммунизма 60-х, приключения и быт аборигенов на Ялмезе и многое другое. Сериал все это спрямляет и ужимает. Подробная жизнь Пашки с его соседями-долгожителями выброшена и заменена любовным треугольником. Дмитрий в книге был обычным неумным парнем, который быстро опустился и выпал из сюжета - в фильме же это главный соперник нашего героя, который настолько могущественен, что позволяет себе по сто лет не навещать приятеля - в буквальном смысле слова. Элла в книге тоже быстро выпала из сюжета, так как Пашка убоялся и не стал с ней связывать жизнь, так и остался бобылем - ну, а в сериале, ясное дело, они то сходятся, то расстаются. Ялмез в книге открыли только в 22 веке, в фильме же о нем догадываются советские ученые уже в 50-е - собственно, вся космическая программа СССР, согласно сериалу, чуть ли не в расчете на его посещение и делалась, и Пашка там активно работает с первых дней. В книге Ялмез никогда не считался зеркальным отражением Земли - в сериале же на это прозрачно намекается. Правда, проблема катастрофы на Ялмезе показана относительно точно, только обширные приключения героев с посещений апокалиптически разваленных городов, деревень, потопленных кораблей, островов и т.д. в сериале... ужаты до двух серий и пары помоек. А зловещие воттактаки, напоминающие зомби (в советской литературе вообще такое еще было?) заменены на других, тоже жутковатых, метаморфантов. Также введен сын Пашки, попутное посещение на Марс, зловещая-презловещая интрига с маньяком на корабле и много чего еще. Ну, и финал отличается очень сильно и, надо сказать, это плюс - он тут весьма неожиданный.

Из интересных особенностей сериала - он идет в двух временных линиях. Одна оформлена в виде показаний военного историка (воиста) Степана Кортикова суду после окончания экспедиции, вторая - в форме жизни Павла Белобрысова, с 1940 года до 22 века. Обе линии неоднократно пересекаются - то Кортиков визуализирует рассказы и воспоминания Белобрысова, то Белобрысов рассказывает о своей жизни Кортикову. Время в обоих линиях показано необычно. С нашим ХХ веком особых проблем нет. Реквизит, прически и костюмы, несмотря на сериальную бюджетность, показаны более-менее точно. Удивила неожиданно хорошая операторская работа с демонстрацией ярких, солнечных эпизодов, взятых по подобию фильмов Хуциева в эпоху его расцвета. А вот будущее здесь неожиданно показано в духе научной фантастики 60-х. Кто смотрел - наверно, знает. То есть, дешевые декорации, скафандры в виде желтых пижам, камеры в форме переделанных душевых, футуристическая архитектура на заднем плане, костюмы и прически вычурных форм, антропоморфные роботы и все в таком духе. Очевидно, это делалось из соображений бюджетности - типа, денег у нас на нормальную фантастику нет, так что прикроем это стилизацией. Спорное решение, на самом деле, но с другой стороны - "Обратная сторона Луны" с ее дирижоблями в небе и одновременно советскими Волгами на улицах показывает, что могло быть в десятки, десятки раз хуже.

Кстати, если у Шефнера будущее было однозначно светлым и коммунистическим, пусть и с доброй долей иронии, сарказма и душевного юмора, то тут оно показано как не самое приятное. Это классическое безэмоциальное будущее - жизнь безопасна, удобна и по-своему налажена, но люди лишены ярких впечатлений, суды пристрастны, всюду правит прагматизм и холодный рационализм. Потому основным цветом в том мире будущего является зелено-синий, а актеры играют удивительно бесстрастно. Оно и понятно - кто нынче верит в светлое будущее... С другой стороны, это изменение в финале действительно оправдывается, так что одним экспериментированием это не объяснишь.





Но на самом деле основной сюжет стоит на взаимоотношениях героев. И вот этим сериал весьма тронул. Тут мне действительно понравилась и манера съемки, и трагедия жизни нашей троицы. Местами фильм неожиданно очень трогателен - особенно ярко вышла сцена, где Павел читает свои стихи перед смертью возлюбленной. Несмотря на сценарные изменения, сюжет вышел по-хорошему интересным и интригующим - хотя следование штампам прослеживалось, оно вышло далеко не таким серьезным, чтобы можно было предугадать следующий шаг героев. И что бы я не сказал ниже про актерскую игру - она вполне отвечала качеству и удерживала интерес. Отдельно хочу поблагодарить сериал за действительно хорошую работу композитора - я уже не помню, когда в последний раз запоминал красивую мелодию из отечественного сериала, а тут такая есть.

И все же недостатков тут немало и я могу понять тех, кому не понравилось. Попытка показать действие в духе фантастики 60-х пройдет не у всех - слишком дешевы декорации и костюмы. Четкое деление на хороших и плохих персонажей тоже может показать слишком натужным. Актерская игра тоже не самое сильное место сериала. Деревянко, Стычкин, Старшенбаум, немного Кортиков - собственно, на этих актерах все и держится, так как остальные тут не играют или играют так мало, что это легко пропустить. Да и то... Деревянко не показал почти ничего особенного со времен "Обратной стороны Луны", Стычкин со времен "Бункер, или Ученые под землей", где он тоже был скрытым негодяем и маньяком... Хотя вот Старшенбаум удивила - до этого я ее видел только в "Притяжении" в роли недоигрывающей наглой сучки, которой хотелось врезать с вертушки в щщи - а тут действительно оказалось, что она умеет играть. Кортиков, что интересно, показан точно как в книге - только если там его образ отличался иронией, чертами пародийного супергероя и догматика, то тут он показан очень серьезно и без юмора. Зато ему в финале уготована еще большая роль, чем в книге.



Еще меня раздражали разные логические ляпы и неувязки в сценарии. Их тут целая россыпь. То главный герой уезжает на космическую стройку, да так зарабывается, что звонит чуть ли не через год (!). То космонавта на Марс выбирают в ток-шоу (!!!). То совершенно истертая тема сумасшедшего маньяка, который чуть не погубил экспедицию. То герой ухитряется чуть ли не с нуля накопить на новый исследовательский центр - как именно, не пытайтесь меня убедить, что такие деньги можно скопить, торгуя на базаре! То снаряд размером с пушечный, только без взрывчатки, который легко может повредить огромный космические корабль. То цивилизация Ялмеза на уровне максимум 80-х (ну е-мое, там же наши отечественные танки и самолеты стоят, но при этом компьютеры - шкафы из 60-х) - но при этом ученые умеют вызывать мутации насекомых и делать машину времени! Про логические неувязки в связи с путешествием во времени я вообще говорить не буду, тут кто угодно запутается. А самое главное - если антагонист Витька так ненавидел нашего героя, что ж он его сразу не прикончил? Он же мог это сделать миллион раз!





Что еще вызвало у меня, и не только у меня, недоумение - так это галактические приключения нашего Пашки Деревянко-Белобрысова в духе не то анекдотов, не то пародий, не то книжек Пелевина. По ходу действий он у нас летит в космос до Гагарина, то меняет на Луне американский флаг на советский под гимн СССР, то вообще проводит сто лет на Марсе с дословным плагиатом "Марсианина". Все эти приключения на уровне баек очень резко диссонируют в основным реалистическим сюжетом и непонятно, зачем это вообще нужно - действие это не продвигает. Наверно, добавить герою значимости и хронометраж затянуть. А зачем введено "сейсмическое оружие", которым якобы напали в 90-х на Сахалин - я вообще не понял. Раздражали и постоянные отступления суда, который лез в словарь за каждым словом, которое якобы в будущем будет неизвестно - типа "сырник" или "судьба". Вот в итоге из-за таких проблем сериал растягивается вдвое, хотя его можно было бы ужать до серий этак четырех.





А особенно меня убил идиотский сценарный поворот с прикрытием советского проекта Ялмеза. Оказывается, в СССР 1971 года ничего не изменилось со времен 1937 г. - достаточно было антагонисту настучать куда следует, как важнейший проект закрывают, заслуженного ученого тащат на Лубянку, бьют хлебало, шантажируют семьей и заставляют написать признание во вредительстве. Странно, что к стенке не поставили. Это я даже не вспоминаю еще пару глупых сцен, которые при желании можно принять за антисоветчину.





А вот чем всем не понравился Бурунов в роли робота Сырника, я так и не понял. По-моему, сделано довольно точно по книге, только там робота прозвали Колей и непонятно, был ли он похож на машину или на человека, как в сериале. Зато у робота Бурунова гораздо больше комедийных сцен, чем в книге - а это ценно, учитывая, что это практически единственный источник юмора в экранизации, которая в основном выдерживает серьезный и даже местами трагедийный тон.





Фанаты Шефнера, понятно, были в ярости. И тем не менее, я, безусловно уважая уникальный талант уважаемого писателя, отнесся к сериалу достаточно положительно, так как мне понравились его плюсы и я закрыл глаза на его недостатки. Совсем неадекватной экранизацией это нельзя считать, так как примерный сюжет и основная мораль переданы верно. Да и если начистоту, и своих недочетов у книги хватало. Очевидно же, что "Лачуга должника" далеко не лучшее произведение писателя. В нем даже я, не знаток его творчества, вижу слишком сильные пересечения с "Девушкой у обрыва" и "Человек с пятью не". А центральный конфликт, давший название повести (кстати, слова "Лачуга должника" в сериале даже не звучат - в книге это цитата из выдуманной самим Шефнером притчи о путнике, который случайным толчком в камень вызвал обвал и уничтожение деревни; т.е. конфликт в книге строится на тему вопроса о виновности не желавшего зла) в книге изображен странно. Да, Павел, конечно, угнетен своим долголетием и потерей таланта, но почему он так яростно считает себя виновным в случайной (это ясно написано в книге) смерти брата? Почему он вбил себе в голову, что на неведомом Ялмезе он найдет нового брата? И, что самое смешное, в финале он... КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ НАХОДИТ НИКАКОГО БРАТА! Потому что его там не было и быть не могло. И, по сути, приключения на Ялмезе можно было читать вообще безо всякой привязки к жизни Белобрысова - чтобы справиться с воттактаками, он был вообще не нужен. Зачем тогда это было писать - резонный вопрос?





Все это следовало исправить и, в целом, это действительно исправлено. В фильме это и впрямь худо-бедно объяснено, пусть и кривовато и с добавкой уже своих косяков - в книге же я вменяемых объяснений не нашел. Как, впрочем, нет там ответов и на многое другое - как, например, живший 200 лет Павел Белобрысов ухитрился сохранить у себя все разговорные приемы еще 60-х, как он ухитрился без нарушения закона прожить столько лет, не привлекая внимания - и т.д. Так что у сериала косяков полно, с этим не поспоришь, но у книги их ведь тоже хватало. И, по сути, оба произведения по этой части равнозначны - сериал сделал более логичным, интересным и трагичным основной сюжет, Шефнер выигрывает за счет юмора и деталей.





И вот когда я это понял, меня осенило. Шефнер же - это в первую очередь детский писатель или, на худой конец, подростковый. И сериал ведь, по сути, тоже снят скорее для подростков. А именно молодому зрителю простительно смотреть неидеальные, косноязычные, дешевые, но чем-то цепляющие фильмы - каждый, думаю, сам подтвердит, что прошел через это. И именно молодой зритель имеет право пропустить дешевые декорации, логические неувязки и прочие недостатки постановки и действия. Поскольку в экранизации сохранено главное - вопрос о предназначении человека, столкнувшегося с большой загадкой и получившей почти бессмертие у Вечности. И в сериале действительно показана основная мораль текста - скопирую с рецензии с кинопоиска, там сказано хорошо:

Несмотря на все расхождения, отражена главная мысль произведения — проблема ответственности человека за свои поступки. Ключевой парадокс: "невиновен всегда тот, кто готов признать вину за собой и стремится искупить её любой ценой, проще говоря, записал себя в «должники». И наоборот: истинный виновник станет искать причину вовне и находить, но поскольку подсознание всё равно будет убеждать в обратном, он не оставит «должника» в покое и постарается навесить на него новые счета. Различие состоит в том, что у Шефнера и «должник» и «не должник», как правило, одно лицо (проще говоря, в главном персонаже борются два его волка, а побеждает тот, которого герой лучше вскормил). В фильме Павел Белобрысов разделён на одноимённого героя и его тёмную сущность с говорящей фамилией, что весь фильм перетягивают канат, а решающее слово принадлежит третьему персонажу, также оказавшемуся в «лачуге должников» и несущему бремя ответственности за свои и чужие грехи".

Вот только боюсь, что нынче слой любителей таковой подростковой фантастики слишком узок для подобного сериала. Молодежи нынче подавай Трансформеров и прочие комиксы. Да и некоторые темы в сериале слишком взрослые. Так что смотрят его в основном люди взрослые, которым уже давно приелось всякое телесериальное говно по всем каналам. И я их отлично понимаю - на общем ублюдочном фоне "Лачуга должника" выделяет в гораздо более качественную сторону. Непривычный и неглупый сюжет, вполне адекватная актерская игра и диалоги, скрытая за пеленой растянутости серьезная мораль, многие хорошо сыгранные камерные эпизоды, и далеко не самый худший для нашего нищего сериалостроения фантастический антураж - все это действительно неплохо выглядит для наших времен. Уж лучше смотреть это, чем сериалы про ментов и домохозяек.

А так каждый, конечно, волен решать сам. Я же ставлю сериалу за старание твердое четыре и рекомендую взглянуть для эксперимента любителям старого неплохого кино, оценить, так сказать, попытку наши киношников - их можно благодарить уже за это.
Tags: альтернативная история, ведь могут же!, доставить любой ценой, дотянулся проклятый!, киносравнения, книга - лучше, креатифф, полезно, положительный пример, пятничный кинозал, свежачок, фонтаздика
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Бесконечность" в инфинитивной форме

    Бесконечность. Infinite. Фантастика. Режиссер Антуан Фукуа. С Марком Уолбергом плохих фильмов практически не бывает. И этот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Бесконечность" в инфинитивной форме

    Бесконечность. Infinite. Фантастика. Режиссер Антуан Фукуа. С Марком Уолбергом плохих фильмов практически не бывает. И этот…