lewhobotov (lewhobotov) wrote in movie_rippers,
lewhobotov
lewhobotov
movie_rippers

Categories:

Короткометражный "Ответный ход" 1980 года против легендарного "Ответного хода" года 1981-го.

Кто не помнит "спарку" двух настоящих шедевров нашего советского кино - военных приключенческих боевиков "В зоне особого внимания" и "Ответный ход"?
После выхода которых, как говорят,  у молодежи резко возросло желание служить в советских Воздушно-Десантных Войсках и Морской пехоте?
Да что там - "помнит" - уверен, что многие наизусть знают и многие эпизоды, диалоги, имена героев. Не говоря уже о пробирающей душу песне "Лишь недавно учились вы в классе десятом..", под которую проходила высадка парашютного десанта в конце первого фильма.
И казалось, что знаем об этом все.


Страница на Кинопоиске:
https://www.kinopoisk.ru/film/otvetnyy-khod-1981-42857/
Ответный ход (1981 год)
режиссер Михаил Туманишвили
сценарий Евгений Месяцев

В главных ролях:
Борис Галкин
Вадим Спиридонов
Валентина Березуцкая
Елена Глебова
Анатолий Кузнецов
Михай Волонтир
Александр Пятков

Ответный ход (1980 год) - в списках "Кинопоиска" не значится.

Но вот проходит много-много лет и крайне интересный артефакт советского военно-патриотического кинематографа в прошлом году попадается мне на глаза.

Сразу скажу, что "противостояние" между двумя фильмами и есть и нет одновременно, но об этом дальше по тексту.
Первый фильм является своеобразным 25 минутным "тизером" ко второму фильму, но "тизером" самобытным, с частично другим набором актеров и сцен, в которых развертывается действие.
Общая концепция едина - опять подходят к кульминации масштабные военные учения. "Наша" сторона "позорно" прохлопывает офицера из штаба с полным раскладом финальной части учений, в которой "наши" решительно должны разболбать "не наших" в хвост и в гриву, и теперь инициатива утеряна и противник сорвет все наши планы, учинив разгром уже нам.
Доблестные десантники, допустившие такой прокол, не отчаиваются и предлагают командованию свой дерзкий замысел, как в одночасье превратить поражение в полную победу.

Рассмотрю параллельно оба произведения разом, акцентируясь на тех моментах, которые меня заинтересовали как зрителя. Если у кого будут дополнения или возражения - пишите в комментариях.
Итак, короткометражка "Ответный ход" выпущена  Эксперементальным молодежным творческим объединением киностудии "Мосфильм" в 1980 году
Полнометражный "Ответный ход" - Третьим творческим объединением того же "Мосфильма" в следующем, 1981 году.

При оформлении поста использованы сопоставления кадров из обоих фильмов сразу - слева короткометражка "Ответный ход" 1980 года, справа - "Ответный ход" 1981-го





"Ответный ход" начинался с крайне удачного замысла - лирической мелодии с кадрами русской природы, в которую постепенно "вкручивается" демонстрация присутствия "советской военной машины" - могучей и непобедимой.
В короткометражке музыкальное оформление на пару порядков более слабое, но вот этот первый кадр  из неё, видимо, настолько понравился создателям фильма и военным консультантам, что переход от мирной жизни к военной теме обозначает переснятая один в один сцена.  Уверенно опознать машину я не смог - установка с ПТУРами на базе МТЛБ или БРДМ?



Занятно обошлись с единственным "полукомичным" персонажем "В зоне особого внимания" - недалеким, но исполнительным грузноватым капитаном Зуевым. В короткометражке нет его харизматичнейшего и ухватистого "босса" - майора Морошкина, потому "Зуич" отыгрывает за себя и за него сразу - и вроде на равных восседает с Генералом за столом, и как гончая носится в поисках вражеских диверсантов. В фильме справедливость восстановлена - уже подполковником Морошкин (Анатолий Кузнецов) возвращается на привычное место умного и рассчетливого командира, а по-прежнему капитан Зуев только реализует его "антидесантные" замыслы. В меру сил и умений. Да ещё и забавное "раздвоение" в титрах - Пятков играет Зуева, Пяткова играет Хотченков.



В обоих произведениях "разведывательно-диверсионная-штурмовая" группа состоит опять из четырех человек. Но в короткометражке мы снова видим старых знакомых воздушных десантников из взвода лейтенанта Тарасова - Пугачева и Егорова, но с заменой старого прапорщика Волентира на капитана морпехов Швеца, а в фильме Пугачев и Егоров "отправлены на ДеМБель", прапорщик Волентир, наоборот, возвращен в строй, а вторая пара четверки составлена опять же из капитана морпехов Швеца (с заменой Валерия Гатаева на Вадима Спиридонова) и сержанта-радиста из его роты Зиновьевой (Елена Глебова). Такая вот непростая перетасовка действующих лиц и исполнителей.


Начальные кадры обоих фильмов отсняты во время учений, причем в короткометражке в более "агрессивном" стиле - со взрывами и пальбой.


В фильме едва ли не в первый раз (поправьте, если неправ) советскому зрителю демонстрируются основные боевые танки Т-55 Морской Пехоты (на броне изображены флаги ВМФ СССР)


Естественно, что фильм гораздо более масштабен по всем параметрам - от числа массовки, занятой техники и до числа географических "локаций"  по сравнению с короткометражкой, что отражено в благодарностях от создателей фильмов.


Невозможно игнорировать дьявольски эффектную "карту боевых действий", которую в фильме Морошкин показывает съемочной группе телевидения, освещающей ход учений. Это один из интереснейших вопросов к создателям - кто эту страсть намалевал и кто утверждал к показу. Понятно, что показать журналистам реальную карту своих войск в "зоне АТО" могли только в украинском штабе (был такой скандал в 2015 вроде году), но все же - если вспоминать настольные военные игры из детства, то там карты все-таки были нарисованы более убедительно.


Нет в короткометражке и чертовски эффектной для того сугубо мирного времени сцены с рукопашной подготовкой современных "черных дьяволов" - черноморских морских пехотинцев роты капитана Швеца, да ещё и с лекцией по истории и традициям новомодного и даже запрещенного от греха подальше карате. Замануха конкретная - хочешь быть крутым и сильным,  беги к своему военкому и просись служить к этим ребятам!
Интересно, что часть зрителей утверждает, что якобы эта сцена при показе фильма по ТВ может быть вырезана. Такое я не раз встречал по хорошо знакомым фильмам (но западным), поэтому может быть и такое.


Среди которых есть и не менее крутые девчата, кстати!
Тут уместна отсылочка к моему давнему посту для тех, кто утверждал, что такого быть не может:
https://lewhobotov.livejournal.com/513480.html



Что интересно - в отличие от множества аналогичных ситуаций, когда одну роль сыграли разные актеры чаще всего можно уверенно сказать - "вот этот лучше сыграл, этот хуже".
А в "Ответных ходах" применительно к роли капитана Швеца я лично сказать не могу - кто же лучше? Вадим Спиридонов в этой роли просто роскошен. По-хорошему любуешься крепким, статным мужчиной в эффектной черной форме офицера-морпеха, который ещё и отлично играет роль капитана лучшей на Черноморском флоте роты морской пехоты.


А вот глянешь на Валерия Гатаева в той же роли Швеца в "коротком метре", (которому за 25 минут экранного времени не дали развернуться по сути вообще - там все отдано "воздушно-десантной звезде" Тарасову) и веришь, что вот офицер с такой фактурой куда скорее и полы мыть заставит бойцов с "богатыми национальными традициями них.янеделания" и без всякого карате голыми руками скрутит бошку любому "зеленому берету" армии США, случись тому в 1980 году высадиться в Крыму, чтобы устроить там некую "незалежность и самостийность". Ну, и вообще, по фактуре боевые офицеры-десантники скорее такие. В "Ответном ходе"-1981  пошли по пути создания "Красавца", но хотя бы выбрали для этого убедительного актера. Не как в "Место встречи изменить нельзя". Представьте вот такого бывшего командира штрафной роты как  "левый" Швец в сцене встречи с бандой Горбатого.  И понадобилось ли бы вообще устраивать засаду вокруг подвала магазина на "следственном эксперименте", когда можно было бы окропить снег литрами крови и кусками мяса прямо в бандитской "малине". Это уж не говоря о том, что Кирпич сам бы себе кошелек с пола поднял и в карман засунул, пока у него руки не сломались в пяти местах за отказ сотрудничать со следствием.


Впрочем, к теме. В обих фильмах наличествует выход диверсантов на берег - только в короткометражке это Зуев со своими мотострелками(!!!) вылезает из воды брать вражеского штабного офицера, а в фильме флот выводит так на берег смешанную разведывательно-диверсионную группу десантников и морпехов. Согласитесь, первый вариант смотрится очень странно.


"Зуичу" едва ли понравилось такое приключение, потому в фильме "диверсанты-морошкинцы" к месту засады прибывают внутри емкостей автомобиля-муковоза.


Сцена пролета вертушки с офицером скопирована почти один в один, только в короткометражке это морпехи ждут офицера штаба, летящего на флотском корабельном вертолете Ка-25, а в фильме - вдв-шники Тарасов и Волентир встречают своего начштаба, летящего на Ми-8 из штаба адмирала. Сознательно опускаю резонность вопроса вертолетчика из фильма - "А почему нельзя доставить важнейшего пассажира сразу в штаб своей стороны?" А не передавать его в пустынном месте группе сопровождения из двух человек на небронированном УАЗике. В короткометражке на тот же вопрос хотя бы отговорились, что КП где-то в таких жутких скалах, что вертушке там сесть просто негде. Не создалось ли впечатление, что игра ведется сразу на нескольких уровнях и секретоноситель как раз ДОЛЖЕН БЫЛ попасть в руки врага и с этой целью намеренно был высажен под носом у врага? Правда, каким образом до сведения противника была доведена информация, куда и когда нужно ставить засаду, чтобы взять конкретного офицера с конкрентными секретными планами?
Сдается, что КГБ-шники параллельно снимали свой "Ответный ход" о своих шпионских и контрразведывательных играх на этих учениях и этот фильм до сих пор не открыт публике.


Засада на дороге воспроизведена в обоих случаях дословно и покадрово с попракой, что участвуют в них противоположные герои - пешие сайгаки-мотострелки настолько круты в беге, что УАЗику на полной скорости от них не скрыться, а потому Швецу с первом случае, а Тарасову - во втором приходится спешиваться и прикрывать отход УАЗа в суровой рукопашной схватке по схеме "один vs много".


Но доблестный капитан Зуев (в обих фильмах) метким броском пакета с молоком в ветровое стекло сносит стремительно мчащийся УАЗик с дороги.
Тут на прошлой неделе ехал я в маршрутке и на глухом повороте урод-подросток прицельно бросил в лобовое стекло хороший такой слепленный ком снега. Скорость была приличная. Водитель не дрогнул даже мимическими мышцами и только по движению и выражению глаз я хорошо ощутил, чтобы было с дебилом, если бы сейчас он оказался в пределах досягаемости водителя. Скажу более - я бы сказал, что руку тот сломал сам, когда убегал и подскользнулся.  И никто даже близко пальцем его не трогал.
Короче, сдается, поклеп тут на нашу Советскую Армию в лице её самой что ни на есть элиты! "Фига в кармане", как любит обозначать свою подленькую позицию часть нашей "интеллигенции".


В короткометражке не показали, а в фильме частично продемонстрировапи некое устройство для отстрела опутывающей сети - нелетального оружия непонятно из чьего арсенала. Есть такое или нет - мне неизвестно. Но знаю, что есть всякое и даже такое, что никто никогда на экране не демонстрировал. Умный народ трудится в этой сфере!


Сеть и там и там режет прапорщик - в короткометражке морпех, который потом в событиях не участвует, а в фильме - Волентир, один из главных героев "мини-саги".


Но капитан Зуев и там и там опять ставит точку и берет секретоносителя в плен.


Раздосадованные морпехи в короткометражке и парашютисты в "полном метре" достаточно бурно выражают свое мнение о способах организации засады и действиях противника - "Насмотрелись "Фантомасов", ....!"
Странно, конечно - но чувства понятно - не ожидали такой прыти от каких-то обычных "сапогов".


Разнос в штабе идентичен почти слово в слово, только в первом случае отчитывают морпехов, что их провели как котят, а во втором - десантуру.


Но вот способ прибытия в штаб парашютистов внимание на себя обратил - в "Ответном ходе" они прилетают на штабной  крейсер-вертолетоносец "Москва" (или "Ленинград"?) на Ми-8, а вот к короткометражке - на аппарате достаточно экзотическом - самолете-амфибии Бе-12, причем показан выход самолета из воды на сушу по специально оборудованной бетонированной рампе и интересный способо покидания самолета десантниками после его остановки.




Если в "полном метре" капитан Тарасов, хоть и предложил разработанный "чудо-план" по спасению ситуации, но сильно удручен неудачей с засадой, то в короткометражке он ведет себя "дерзко, нагло, вызывающе", морально получая удовлетворения от унижения морпехов. В фильме для широкого показа такая явная конкуренция родов войск сглажена и в выражениях и в проявлениях эмоций - есть заносчитывый подкол от Швеца - Спиридонова "Эй, мужики, это не у вас из-под носа увели подполковника с секретными дкументами?", но и  только.  В короткометражке за Тарасовым однозначный имидж "спасательной команды" из ВДВ, которая настолько крута, что может исправить любую ситуацию, в которую влипли незадачливые флотские коллеги.


Если в фильме Тарасов поставлен в унизительное положение - он, автор плана, поставлен под командование капитана морпехов Швеца, и потом весь фильм доказывает, что он круче и сообразительнее, чем спокойный и несуетливый Швец, то в короткометражке Тарасов все ещё гвардии лейтенант и назначение его старшим над капитаном Швецом ещё больше задевает самолюбие морпеха. Соответственно, обиженную сторону, жаждущую реванша играет уже он.




Интересное сопоставление двух офицеров из обоих фильмов по росту и телосложению. "Мал золотник, да дорог".


При постановке задачи на аэродроме Тарасов (все такой же молодой и горячий, как и "В зоне особого внимания") закусывается со своими бойцами - Егоровым и Пугачевым, те ему указывают, что в "разведке каждый имеет право голоса для пользы дела".
В фильме этот конфликт будет происходить уже на другой почве и между Тарасовым и Швецом, а сакраментальную фразу произнесет убеленный сединами прапорщик Волентир.


В короткометражке же капитан Швец, видя такое дело, агитирует подчиненных Тарасова переходить на службу в Морскую Пехоту: "Нам такие зубры нужны!"(с.)


Дальше в короткометражке происходит стычка между Швецом и Тарасовым, в которой звучит фраза. которая совершенно не вписывается в понятие о едином дружном организме Вооруженных Сил СССР.
Швец - Тарасову, обходя его по кругу и разглядывая на предмет нанести легкие телесные повреждения: - "В полководцы рвешься? Хочешь доказать, что морская пехота - полное дерьмо? А сами такие чистенькие, сильненькие, все у вас получается..?"
Наглым выражением лица и парой укрончивых фраз Тарасов подтверждает, что именно так он и думает.
В фильме стычка тоже происходит, но уже во время выполнения задания и тоже по причине излишней прыти парашютиста. Правда, от грубых слов Швеца останавливает выражание лица девушки-радистки.


Вывод группы в тыл противника в короткометражке банален до крайности - прыжок с парашютом с рейсового самолета малой авиации - гражданского (?) "кукурузника", в фильме группа выдвигается на подводной лодке, а после отделения от неё - с помощью подводных буксировщиков.


На земле начинается операция по поиску и задержанию разведчиков-диверсантов, которой и там и там руководит капитан Зуев. Единственное, что в короткометражке за отсутствием его "босса" Морошкина авторитет его явно выше. Даже заседает с генералом за одним столом.


И там и  там по одному члену группы попадает в лапы противника, из которых феерично совершает побег, который крайне непонятно как стыкуется с правилами проведения учений.


В "экшене" короткометражка вчистую проигрывает "полному метру" - если в первой Тарасов просто входит в штаб генерала врага, пока где-то рядом вся охрана во главе с Зуевым вяжет "отвлекающего" Егорова (вроде его, сложно разобрать), то все забеги по подземельям в фильме нужно видеть, конечно.


В итоге ночных пробежек в короткометражке документы врага похищает Швец, остановший УАЗик офицера-секретчика, а в фильме - Тарасов в одно лицо обнаруживает удаленное рабочее место Генерала противника в автономной КШМ, которую, судя по всему, никто не охраняет в целях достижения полной секретности.


Соответственно, в короткометражке вся группа спокойно грузится в штабной самолет противника, прихватив с собой в плен капитана Зуева, а в фильме развивается мощная погоня БТР за УАЗом с десантниками, которая стартует ночью в Крыму, а заканчивается днем где-то в средней полосе России.


Погоня в фильме чуть не привела к трагедии, из-за которой вместо наград и благодарностей участники событий могли бы получить изрядно по шапке вплоть до самых неприятных последствий для карьеры и даже личной свободы.


После доставки секретных планов врага в штаб в обоих произведениях дело заканчивается демонстрацией эффектных кадров с военных учений с танками, самолетами, вертолетами, атакующими с поздуха и воды десантниками, взрывами мишений и макетов.






Трогательное единение родов войск (по фильму) - капитан Швец (ВМФ), гвардии капитан Тарасов (ВДВ), подполковник Морошкин (Сухопутные войска). Раненгого прапорщика Волентира эвакуирует в госпиталь Ми-8 морской, но Авиации.


В титрах имя главного создателя советских военно-патриотических боевиков Евгения Месяцева.


Что в итоге?
Достаточно странно, конечно, видеть такую версию любимого и хорошо знакомого фильма, снятого за год перед ним - одновременно такого же и о том же, но вывернутого наизнанку.
Короткометражка ни в чем не не превосходит фильм и не очень понятно, зачем и для кого снималась с привлечением известных актеров. Учебный фильм - нет, просто как фильм для показа зрителям - я лично никогда о нём не виде и не слышал.
Не видели и не слышали так же те, кто фильмы современной советской военной тематики знали наперечет до деталей - их и было-то раз-два и обчелся.
Никаких комментариев и информации о фильме либо нет, либо мне обнаружить не удалось.
Любопытен больше всего момент с "переводом стрелок" - в короткометражке Тарасов и его бойцы выступают в роли эдаких "Альфовцев", приехавших подсобить сельским милиционерам, которые не могут справиться с опасным преступником.
В фильме же чашки весов уравновешены - тут все круты и профессиональны в воинском ремесле.

Спасибо за прочтение и внимание!

Tags: зачем это сняли?, золотой фонд, киносравнения, могли бы и лучше, пятничный кинозал
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…