voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

Демон революции (2017). Серии 4-6

Серия 4. Зиновьев приезжает к Ленину и рассказывает про разговор. Радек в ярости кричит, что Кескюла тролль, лжец и девственник наверняка агент охранки. Ленин благодарен, но с Кескюлой на контакт не пойдет - ибо не таков авторитет Ильич Рыжий, чтобы идти на сходку с какой-то эстонской шестеркой и мазаться стукачеством на немцев...

Тем временем Софья приезжает к Лунцу и просит ей помочь снять деньги со счета и организовать конвой для охраны. Тут приходит подручный Красина Хромов, типичный уголовник, видит два чая и со словами: "АхЪ ты сынъ ничтожныхъ родителей сука" бьет его в табло и домогается, кто его завербовал. В общем, это Лунц спалил их явку в Финляндии, поэтому вместо того, чтобы продолжить допрос, бандит-революционер пристреливает Лунца. Скрывавшаяся за дверкой Софья в шоке охает. Бандит достает наган, но не убивает ее. Знаете, почему? Ну, в сценарии, наверно, она пряталась за массивной железной дверью, а тут он просто убегает, потому что в дверь звонят. Да. И поэтому Хромов оставляет свидетельницу вместо того, чтобы ЗАЙТИ ЗА ДВЕРЬ и убить свидетельницу. Гениальный сценарий!!!! Отсыпьте еще две дозы!!!



Резко, за секунду, прибегают менты и застают бабу на месте преступления. Как ухитрился пройти мимо них бандит - нам не скажут, наверно, в воздухе растворился. У Софиь дореволюционныя менты находят чек под подписью Парвуса, и так как рядовые полицейские отлично знают все касаемо революционной эмиграции, то и имя Парвуса им знакомо - и они звонят прямиком в ФСБ охранку.

Парвус тем временем делает то, что надо было сделать с самого начала - с помощью Ганецкого угрожает жизни Кескюлы и приказывает ему валить из дела, а то под ногами мешается. Кескюла в ответ несет какой-то бред из самых лживых учебников истории, будто меньшевики в России на коне (?), они все сплошь за войну до победного конца (?), в России нет голода, царь стал главнокомандующим и энтузиазм велик. Если все было так шоколадно, то почему же революция грянула буквально через полтора года? Особенно мне понравилось: "На фронте одни победы!" Это в конце 1915 года говорится, когда армия давно уже отступила и потеряла Польшу и часть других западных территорий, и никаких не то что побед, но и серьезных битв не было.

А Софья в руках Руднева. И он ее... арестовывает? Побрейтесь, он ее берет с собой на квартиру. Потому что чуйства. Ей на квартире прислуживает старый, мудрый и убеленный сединами его хрестоматийный слуга обломовских времен по имени Савельич. Прямо как в фильме "Крым" тоже убили какого-то "простого мужика" Савельича. Это что теперь, популярная марка? Короче, Мезенцев говорит, что либо она переходит на его сторону, либо нет и он ее сдает властям, и тогда ее либо расстреляют, либо убьют революционные бандиты. Она дает ему по рылу, но потом тут же сдается и выкладывает, как все было, а потом под наблюдением идет за помощью к человеку в котелке, пенсне, с бородкой и странным акцентом. Это Мечислав Козловский, еще один связанный с легендой о немецких деньгах персонаж, которому в 1917 г. шили обвинение, будто это он получал деньги от Парвуса и передавал их большевикам. Как-то уж больно богато он, правда, выглядит для обычного присяжного поверенного, которым работал.



Итак, Козловский и Руднева собираются получить деньги и распределить между забастовщиками. А гэбня в лице контрразведки, охранки и жандармов их все схватит, когда выйдет на всю сеть. Если вам всего этого шпионского цирка мало, то вот еще - Ленин в Берне собирается из-за безденежья уехать в Цюрих, но тут ему из России шифровкой сообщают, что Парвус собирается без него делать революцию аккурат на Кровавое воскресенье. Но самое удивительное, что он, подумав, решает поддержать стачку. Почему? А... А... Э-э-э... Не знаю. Здешний Ленин удивительно непостоянен и на чем основываются те или иные его решения - абсолютно непонятно.



А дальше начинается АДИЩЕ от отечественных сценаристов! Козловский и Софья получают деньги в банке, но тут под тот же электронный запил 1915 года начинается цирк - какой-то гимназист поджигает на лестнице не то газету, не то дымовую шашку. Вот только для шашки дыма мало, а для одной газеты много.



Полный угарЪ!

Все кричат: "Пожар!" и тут же прибывает пожарная машина, на которой сидит замаскированный Хромов. Он отнимает саквояж с деньгами и улепетывает, как будто пожарный грузовик в Петрограде 1915 года можно было взять напрокат. В общем, вся схема гэбни полетела с треском, Козловского забирает себе охранка, а Софья неубедительно изображая заболевшую, возвращается к Мезенцеву.

Наступает 1916 год. Ленин в Цюрихе. Сразу по прибытии он знакомится со своим хозяином, которым в реальности сапожник Каммерер, сдававший комнаты многим постояльцам - а тут это какой-то благовидный господин в костюме с шляпой. Плюс Ильич узнает, что рядом есть кафе дадаистов и тут же решает зайти к ним на огонек. Дальше совершенно уморительная сцена, где Ильич говорит, что дадаисты делают революцию в искусстве, а он в обществе, ставит шах их лидеру Тристану Тцара, а когда тот швыряет фигуру, опрокидывает все остальные - и революционеры понимают, что нашли друг друга! И неважно, что Ленин вряд ли в нем был, а если и был, весьма сомнительно, чтобы Ленина с его совершенно умеренными художественными вкусами привлек радикализм дадаистов. Зато это весело и занимает хронометраж.



Мезенцев приходит к Софье и говорит, что она свободна - действительно, на фига властям нужен агент Парвуса? Однако на службе ВНЕЗАПНО Мезенцева пробивает прозрение - ОН ВСЕ ПОНЯЛ!!! Он бежит домой, и оказывается что таки да - ограбление было с самого начала задумано Козловским, так что теперь Красин с Хромовым дают на квартире Мезенцева Софочке деньги на билет до родины и чистые документы и сваливают. Тут вовремя прибегает Мезенцев бьет бабу по ебалу, но на него нападает оставленный на всякий случай Хромов. Дальше традиционная сцена "злодей душит героя, но тот успевает застрелить его из вытащенного ножа в сапоге пистолета". Софочка под шумок сбегает жить в Копенгаген, пока Мезенцев вспоминает в постели, как жахал ее в 1905 году, а потом, как и положено очень не очень верующему царскому офицеру с любовницей на стороне, пошел в церковь, а там какого-то генерала забомбил террорист. Причем тот самый Митя. Хорошо еще, дождался, когда сынок генерала отойдет - не все революционеры тут совсем уж конченные ублюдки.

Ну, а под конец Красин приходит к Козловскому и говорит, что надо в недельный срок организовать путем стачек и забастовок революцию, чтобы архинепременно успеть к годовщине Кровавого воскресенья. Этого требует Парвус. Почему большевик Красин обязан подчиняться небольшевику Парвусу - однако, ни слова. Равно как и о том, что ребята уже опоздали, потому что Ленин переехал в реальности в Цюрих в феврале 1916 года, то есть, уже после годовщины Кровавого воскресенья. Но всем плевать на реализм. КонецЪ 4-ай серiи.

Серия 5. Бондарчук болтает с полуодетой Паулинкой, лежа в постели, о политике и судьбе, все как в жизни всегда. Это неинтересно, хотя забавляет, что Паулинка болтает, что все в России уверены в победе. Тебе откуда знать, шмара, ты же там толком никого не видела.



Парвус показывает немцам свой оперативный штаб, в который три раза в день поступают зашифрованные телеграммы о подготовке революции - через Швецию, конечно. Показывает карту с флажками заводов, не особенно заботясь о том, что флажки там натыканы как попало. Он дает отмашку и радостно пьет шампанское.

Ну, и вот как бы начинается забастовочное движение. Нам это показывают какой-то хроникой, потому что денег на массовку нет. Узнав об этом, контрразведчики вместе с полицией, охранкой и жандармами участвуют в арестах агитаторов. Это показывается очередной перестрелкой где-то на окраинном доме, о которой царские чекисты знают ниоткуда. В процессе задержания был арестован лично Красин - вот он удивился бы, узнав об этом. На допросе он читает какую-то агитационную чушь, что неинтересно. И вообще, он уверен, что его не посадят - на очной ставке его не опознают, улик нет, на квартире он был случайно, а на суде у него будут адвокаты. В общем, коммуняки тут ловкие как в маккартистских фильмах 50-х - изворотливые как угри.

Парвус приказывает по тому же чудо-телеграфу развивать стачки, причем уже не только в Петрограде, но и в Николаеве, и в Полтаве, а потом собирается и воззвание от имени социалистов всех стран публиковать. Сценаристы, видать, думают, что Петроград 1916 года - это как Киев 2014 или Каракас 2016 гг. - можно искусственно создавать очаги сопротивления, раздавать деньги через подконтрольные организации, нанимать наемников в данном случае идейных рабочих на акции неповиновения и транслировать это на весь мир через прикормленные СМИ. Нет, ребятки, ни хрена подобного. Это сейчас капитализм такое навострился делать, тем более, такой могучий, как американский, да еще после десятилетий "демократий", которые изначально заточены на то, что свободы больше у того, у кого больше денег. А вот тогда такое было просто невозможно.

Тут у всех заинтересованных лиц возникает вопрос - а где Ленин? Ответ - а Ленин в Цюрихе. Сидит и страдает, что стачка потерпит поражение. Тут приходит малява из Петрограда, потому что по мнению тупого дебила-сценариста, тогда телеграф был как твиттер, с той же скоростью. Оказывается, Путиловский завод арестован, товарищи арестовываются. В режиме онлайн Питер спрашивает - что делать? Ленин выслушивает мнения товарищей, что надо дожимать и, как гениальный вождь, делает все наоборот - безо всяких побудительных причин. Ну да, он орет, что их и так мало, и надо кончать авантюру, раз не удалась - но если бы он орал противоположное, это было бы столь же бессмысленно.

Так что дальше Мезенцев пересказывает псевдоисторический бред, будто революционеры не поддержали забастовки, так что власти всех переарестовали и процесс задохнулся. Хм, как, оказывается, просто прервать массовое движение. И почему это небезызвестные лица в 2012 году так не сделали? Заморачивались с какой-то Поклонной, с какими-то выступлениями, 6 мая дожидались... Надо было башни Саракша подключить, тогда бы все получилось. А что, если тут есть телеграф-твиттер, почему башен быть не может? Мезенцев допрашивает арестованного рабочего о каналах связи, но тот только смеется, и тогда блаааародный царскiй офицеръ Мезенцевъ блааародно даетЪ емуЪ вЪ таблЪо! Ибо не хуйъ! Какие все-таки тогда были блаааародные офицеры и идейные сплошь рабочие, которые восставали безо всякой видимой причиной в разгар побед на фронте.



Парвуса за провал немцы выставляют на мороз, так что ему дружески советуют валить. А Ленин в кафе дадаистов играет в шахматы с ихним лидером и объясняет свою мотивацию революционера. Так, угадайте, какая она у него тут. Лес рук, о... Да, вы правы, граждане, она тупая - он мстит за смерть брата! Ну да, он там какую-то фигню говорит, что это лишь одна причина, но мы же понимаем, что это фигня. Далее он на шахматной доске показывает, что пожертвовал важной фигурой, чтобы выиграть партию - и это, конечно, глубочайший символииииизм на уровне сериала "Спящие", да.

Резко наступает зима 1916 г. Победы на фронте куда-то делись, и теперь Мезенцев внезапно говорит о бунтах в войсках, голоде и ненависти к Распутину. А как дысал, как дысал... Так что он лично прибывает к месту нахождения распутинского тела, где зачем-то торчит и Туркестанов - кому как не начальнику контрразведывательного отделения ГУГШ такое расследовать, правда? Не особенно горюя, они болтают с доктором, но это тоже неинтересно.

Так как младший собрат "Троцкого" должен повторить еще пару приемов коллеги, то на Парвуса при выходе совершают покушение - папина дочка Галина Сергеева неуверенно угрожает иму пистолем.



На следующее утро Галина Сергеевна лежит в постели у Бондарчука в ночЪнушке... мда, еще одно злодеяние гнусного продюсера - и будь я проклят, если понял, кто это, откуда, зачем и чего она хотела. Приходит Сонька, в ахуе выставляет девку за дверь, но Бондарчук доволен - в Петрограде таки идет революция. Каким-то образом без денег и оружия. А что, так можно было?

Так что послужило причиной революции, грянувшей как гром с неба? Ну, как свистит за кадром Мезенцев - временные перебои с белым хлебом (именно с белым!) вызвали массовый психоз и забастовки; и покатилось... А, то есть, не было демонстраций работниц, локаута на Путиловском заводе, агитационной работы большевиков, знаменитой речи Милюкова, провала последних надежд на скорую потерю после выдыхания Брусиловского прорыва, перманентно нараставшего кризиса по всей стране, провала продразверстки, из-за чего целые губернские столицы столкнулись с непреодолимым дефицитом хлеба и мануфактуры... Массовый психоз, да. Ну что же. Почему бы в такую ерунду и не верить царскому офицеру с личным слугой?

Ленин, узнав о революции, собирается возвращаться в Россию - но как, если союзники не пускают? Тогда начинается топорный пересказ советских исторических сочинений о том, как Ленин возвращался в Россию. Только тут Ленин орет, бесится и чуть ли мебель не пинает. Еще он узнал все якобы в первые дни восстания, хотя на самом деле уже после того, как свершилось свержение самодержавия. Далее мрачная саспенсовая сценка в поезде, где Николай отрекается, узнав, что наследнику его ничего не сделают - на сюжет это не влияет, хотя забавно это видеть в свете знаменитого "отрекся как эскадрон сдал". А Ленин для эпичности момента слушает Вагнера и кайфует, сегодня под Вагнера кайфует... Правда, выглядит это скорее так, будто он обдолбался марихуанной и пытается вспомнить, какой сейчас год.



Пропускаем сцену, в которой цапаются Парвус и Соня, что символизирует кризис их отношений. Балуев собирается отправляться на фронт и жертвовать жизнью во имя Годины. Ленин опять зависает в кафе и даже в раздумьях читает стихи знаменитого поэта Некрасова Тютчева. Ну да, Ленин любил в целом классическую литературу, только не Достоевского-Толстого, а Некрасова, Тургенева и т.п. Спасибо, что заодно дали Миронову возможность вспомнить учебу в театральном. Похлопаем и идем дальше.

Парвус приходит в кафе и предлагает сделку Ленину - он его провозит в Россию поездом, а тот ему за это даст портфель министра. Мелко, Парвус, мелко, давеча стачками заворачивал, а теперь вдруг шестеркой стал. Ленин, чтобы как-то соответствовать исторической реальности, все максимально маскирует - чтобы с ним поехали эмигранты, чтобы оплачивали поездку не немцы, и вообще, чтобы все так хитро было закопано, чтобы ни один историк носа не подточил. То же самое делает в Петрограде Козловский - он от имени Петросовета требует дело Парвуса, чтобы замести леды, сволочь этакая, но Мезенцев его вовремя утаскивает. Теперь вы знаете, какие секретные документы от вас все это время скрывали! Я так думаю, и комдив Котов спрятал ту секретную директиву о штурме Цитадели, по которой сняли фильм - почему нет?



Парвусу повезло, фон Якоб ушел в отставку, и его кресло занял более сговорчивый Циммерман. Парвус и выкладывает ему план, что надо переправить Ленина сотоварищи и это обрушит Россию. Причем раньше он говорил о ненависти к царизму, а теперь приходится говорить о том, что, мол, это все на благо Германии, от чего даже Циммерман ржет. И все хорошо у Парвуса, кроме того, что от него уезжает Сонечка - потому что их отношения хрен знает почему рассыпались. А. Теперь понятно, зачем нужна была Галина Сергеевна.

И наконец последняя 6-я серия! Ленин готовится ехать в Россию, для чего Радек проводит переговоры с желающими, но желающих крайне мало, все боятся. Оно и понятно - слухи о связях с немцами неизбежны. Ленин, однако, готов на все - к чегту гепутацию, говорит он, противореча тому, что говорил несколькими сериями ранее. От агента за границей о поездке узнает Мезенцев и пытается добиться помощи у Милюкова. Милюков, который в реальности сам негласно запрещал возвращаться противникам войны, из-за те, собственно, и вынуждены были ехать через Германию, тут делает вид, что ничем не может помочь. Тогда Мезенцев делает то, что и принято делать в тупых пропагандистских дешевках о святых спцеслужбах - истратив все способы, он начинает тупо бить Козловского, стрелять над ухом, угрожать и требовать сообщить, когда и где будет отправка. Какие же у нас все-таки могучие, талантливые, профессиональные - и, конечно, блааааарооооодные контрразведчики!



На вокзале Ленин прощается с товарищами, которые пытаются прорвать оцепление и начистить ему рыло, и едет в поезде - с Арманд и даже Соней, которая тоже к ним поперлась, хотя давеча легко проезжала через границу. Это повод для девчонок посидеть в купе и поболтать о любви, но это тоже неинтересно. В Петрограде продолжается псевдоистория - Милюков, в полном противоречии с реальностью, говорит, что правительство не может запретит въезд обычным политэмигрантам, а Мезенцева тут же арестовывает конвой от Петросовета под руководством Козловского - у этого сериала очень маленький штат. И Козловский тоже дает ему в морду. Наверно, не надо было тыкать ему револьвером в лоб и скидывать с лестницы - карма все видит!

А Балуева домогается какой-то парень с красным бантиком, который при старом режиме отсидел именно благодаря его стараниям. Так что теперь благодарный поклонник хочет отблагодарить своего былого знакомого. И, конечно, не придумал ничего умнее, чем его зарезать. Вот так вот мстительные, мелочные подонки были эти революционеры - готовы были на нож посадить всего лишь за год каторги. Кстати, я так понимаю, это реальный глава контрразведки ГУГШ князь Туркестанов, который в реальности дожил аж до 1937 г., пока его не расстреляли. Зачем было его убивать - бог весть знает.

Мезенцева его окровавленным от чугунного кулака Козловского лбом притаскивают в Петропавловскую крепость и бросают на койку в холодную сырую камеру, которая, разумеется, стала такой только при революции, а до того была наверняка обложена кафелем и уставлена карельской березой. Эмигрантом в Германии тем временем пересчитывают по головам, а потом сажают за стол раздельно, чем они очень недовольны. Но отвлекаться некогда, Ленина проводят в кабинет к Парвусу и тот там с ним разговаривает, что они приедут в Россию вместе. После этого идут еще сцены, почти дословно взятые из исторических сочинений о проезде "пломбированного вагона", что показывает - сценаристы отлично знали, как все было на самом деле.

Но чтобы зритель не особо проникся сочувствием к революционерам, которых унижали правилами немцы, нам опять суют Мезенцева, которого в подвал Лубянки Петропавловки пытает злёй Козловский. Ну да, вы знаете эти знаменитые пытки над арестованными после революции.



Пропускаем длинные сцены в поезде, взятые из сочинений, в которых эмигранты, например, поют. Ленина приглашает к себе Циммерман, и Ленин перед ним подтверждает, что большевики возьмут власть и Россия выйдет из войны. О как.

А у Мезенцева все хорошо, его неожиданно выпускают прибежавшие в крепость матросы, которые освобождают узников старого режима. И по хрен, что уже как бы месяц с революции прошел, все давно освобождены, и сидят в крепости именно старорежимные, о чем невозможно не знать - эти матросики впали в кому на месяц и только вчера узнали о революции, все логично. Не правда ли, ГеНиАлЬнЫй СцЕнАрИй!!!!

А Радек, оставшийся в Стокгольме, говорит Парвусу, что авторитет Ильич Рыжий его кинул - ради чистоты дела революции! Об этом он и рассказывает потом товарищам, сожаления, правда, что "Правда" делается на его деньги, и теперь надо искать новые финансы. Сонечка, услышав все это у двери, чо-то приуныла и стала глубоко дышать в туалете. Надеюсь, блевать не будет.

В Питере Козловский, Красин и прочий набор крайне маленького большевистского штата выговаривает матросу за прокол. Тот говорит, мол - ну, не шмогла, не шмогла. Зато мы скоро контру будем с первого взгляда узнавать! И спокойно уходит, как будто так и надо. Революционная дисциплина, ну да. Ну, а эмигранты на границе, где снег и метель, построившись, садятся на перекладные и уезжают с самодельным красным флажком, оставив совершенно бесполезную для сюжета Софью, с которой сценарист не знал, что делать. И заканчивается все фотомонтажом дословно читающего "Апрельские тезисы" Миронова в ленинской хронике, как будто это он говорит не в 1918 г., а на Финском вокзале. При этом никто особо не замарачивается Кремлевской стеной позади и тем, что перед Лениным толпы красноармейцев.



И... все. Да, это все. Титры, Мезенцев за кадром читает Хитрый План Ленина о том, как он всех переиграл. И заодно о судьбах всех остальных персонажей - вы же слишком тупые, чтобы их знать сами. Конец.

Ну, давайте подведем итоги, что ли. Все шесть серий - это экранизация мифа о немецких деньгах, которая очень соответствует классическому мифу, но при этом старается соответствовать реальным фактам. А факты эти известны не год и не два. О "немецкой" существуют целые монографии и сборники документов. И нам хорошо известно, что все было совсем не так. Парвус действительно выпросил денег у немцев, но в Россию их никто не переправлял - ни революционеры, ни современники, ни даже охранка никаких денег в глаза не видели. Парвус просто их спер по формуле "либо ишак умрет, либо падишах". Ишак и впрямь сдох, но уже через год и действительно без его помощи. Ленин не имел никакого отношения к Парвусу, а тот - к его переправке. Все это исследовано вдоль и поперек, что в отечественных архивах, что даже в немецких. За подробностями - к специалистам. Подробнее всех это описал Г.Л. Соболев в ": http://leninism.su/component/content/article.html?id=4098%3..&start=9

Создатели, однако, идут от обратного и используют реальных лиц и реальные события для показа вымышленной истории, объясняя расхождения с документами тем, что "документы скрывали", "свидетелей уничтожили", "а это они все притворялись" и т.д. Для художественного кино, конечно, подход нормальный, но для чего все эти труды? Это же уровень псевдоисторических детективов Акунина, где один человек может обманывать царское правительство и все революционное подполье на пару. Или приключенческих боевиков о том, что Чернобыль заметал следы экспериментов КГБ, или что отцы-основали США спрятали клад и оставили следы к нему по всей Америке, или что Линкольн был вампиром, но этого так никто и не узнал... Ну и так далее. Я не против комикса о том, что большевики брали немецкие деньги и всех переиграли, а об этом никто так и не узнал - но для комикса тут слишком мало развлекухи. Так, дешевые уголовные интриги и несколько перестрелок.

А на самом деле, суть творения ясна - создать более-менее правдоподобный образ революции на немецкие деньги, для чего даже отказались от намеренной демонизации главных участников. То есть, это тоже чистая пропаганда, только в разы более умная, тонкая и грамотная, чем "Троцкий", которая художественными средствами закрепляет исторический миф. Это как Эйзенштейн сто лет назад снимал штурм Зимнего и в итоге снял красивую легенду, которую эксплуатировали все, несмотря на то, что никто не скрывал, как все было на самом деле. И которую не перебили даже куда более исторически точные реконструкции типа советского фильма "В дни Октября" (1958), где захват дворца сняли дословно по воспоминаниям Джона Рида. Вот так и здесь - историки могут говорить что угодно, что это лжеистория: авторы просто скажут, что этохудоооожественноекино, ему можно: а миф, показанный миллионам, закрепится в мозгах как минимум сотен тысяч. Ради этого и демонизацией Ленина пожертвовать не грех. Но это все же бросает тень на реальную историческую личность, реабилитирует старый замшелый миф. А сложная правда заключается в том, что Ленин мог взять немецкие деньги, но не взял - и нынешним пропагандистам, которые не понимают ни его идей, ни его характера, ни вообще личностей революционеров, просто не понять, почему это для него было неприемлемо. В итоге получается полный винегрет, когда Хотитенко наснимал собственную фантазию и наполовину в нее уверовал, в то же время в интервью признавая вымысел второй половины. Да чего там, продюсер проекта А.Роднянский признался, что идея сериала возникла еще 10 лет назад у гендиректора телеканала Антона Златопольского и сначала за сценарий взялся Эдуард Володарский. Слаа богу, что он не дожил, иначе бы это было бы говно уровня Григорий Р.

Ну, конечно, о хорошем тоже надо сказать. Оно тут есть, в принципе. Над реквизитом с костюмами поработали. Оно, конечно, это в основном уровень "Троцкого", только тут массовки даже меньше - почти все действие в комнатах и на пустых улицах, а также павильонах, размаха ноль. Но в целом смотрится, и таких ляпов, как у собрата, не замечено. Достаточно того, что все соответствующие актеры старательно выучили реплики на немецком. Музыка, правда, получилась скудной и часто не в тему. А вот актеры играют и в целом вполне прилично, а многие даже хорошо. Я даже Паулинку схавал, хотя играла она с одним и тем же лицом. Бондарчук, конечно, актер-самоделкин, но мне неожиданно приглянулся его обаятельный плут, который изображает из себя гиганта мысли, который на самом деле мелкий мошенник с большими амбициями. Вряд ли, конечно, реальный Парвус был таким, как-никак, в реальности он был хорошим публицистом, неординарным мыслителем и даже соратником Троцкого в создании теории "перманентной революции" - это безусловно был человек куда большего масштаба, чем мелкий интриган. Но сам образ неплох, мошенник Федька мне понравился больше, чем его Прокурор-педик или его последние работы, полные самолюбования. От Ленина же у меня противоречивые чувства. Да, это самый положительный Ленин за все постсоветские годы, что не может не радовать - надоело уже очернение реальных исторических фигур. Да, он тут изображен без демонизации, даже во многом симпатично - ездит на велике, стихи читает, верен жене, идее предан и отнюдь не похож на фанатика или дурака. Да и почти все эмигранты изображены в целом нормально, кроме любвеобильного Зиновьева (и то лишь в одной сцене) и злого гения Ганецкого. Крупская ообще показана как идеал женщины, верной своему мужчине, для этого даже опустили тот факт, что она совершенно не умела готовить. Почти все сцены про поезд вообще можно использовать как образец художественного изображения исторических событий.

С другой стороны, как-то это все пластмассово. В Миронова-Ленина я вообще не поверил, на него он стал похож немного только в последних сериях. Глаза не те, жесты скопированные, и экспрессия лишь периодически. При коммунистах лучше делали. Миронов сам признавал в интервью, что толком не понял своего персонажа. И возражения не принимаются, я вижу двойника от Миронова, а вовсе не Ленина. Нету в нем широты мысли и харизмы, это подменяется тупо гениальными прозрениями с потолка и преклонением товарищей. И его постоянно проскальзывающий цинизм и эгоцентричность - это ерунда, Ленин был беспощаден с оппонентами, но со своими товарищами вел себя вполне нормально, иначе в коллективе не получится. Напомню, что практически нельзя найти примеры его единоличных решений - все проходило через ЦК и часто в жестких спорах вплоть до знаменитой попытки ЦК саботировать решение Ленина о восстании в Петрограде, из-за чего он лично пошел на заседание под маскировкой. А сцены с эмиграцией, допридуманная линия любовного треугольника Ленин-Надя-Инесса, сидения в кафе дадаистов - это все, конечно, интересно, но слишком уж притянуто за уши для забивания действия и очень уж сильно смахивает на советские историко-революционные фильмы, где тоже был большой упор на бытовизм и семейные отношения Ленина и Ко, часто неумеренно слащавые. Руку готов на отсечение отдать, что начинавший еще в 80-е Хотиненко их и копировал. Ну, оно и понятно - повторять легче, чем самому вникать в воспоминания, придумывать, проникаться, стараться. Чай, не "Ленин в Польше" снимаем, масштабную историческую реконструкцию о великом человеке - а унылый сериал. Для такой темы это даже слишком хорошо.

К тому же демонизация революционеров осталась и с помощью тех же самых приемов ублюдочных криминальных сериалов, которые были в "Троцком", "Империи под ударом" и еще до хрена пропагандистских поделок - жестокий Красин, напоминающий "Червеня" из "Зеленого фургона"; Козловский-обманщик, который пытает людей; совершенно без толку всунутые большевики с уголовными рожами... Собственно, вся линия Мезенцева - это вполне классическое булкохрустничество, видимо, для компенсации основной реконструкции. Кроме этой нехитрой триады - "немецкое золото"-"булкохрустничество"-"По ленинским местам", тут ничего особенного и нет, кроме дешевого сюжета о интригах и криминальных приемов говносериалов. Причем вся линия с контрразведкой - это дешевая псевдоистория, типичная акунинщина, с заимствованием целых приемов (в Статском советнике тоже были наставляющие пистоли бабы, которых в ответ надо было обезвредить сексом, и избиения арестованных и многое другое). Балуев вон, вообще копирует самого себя из "Гибели империи", где хоть как-то ощущался размах событий. Туда же любовная линия Соньки - она была совершенно не нужна для этого фильма. Впрочем, тут вообще ничего толком не нужно, кроме основной "немецкой" линии - все остальное это так, довесок, чтобы растянуть до 6 серий.

В целом и общем это неожиданно качественная идеологическая диверсия в мозги наших сограждан, которая, в отличие от "Троцкого", "Адмирала", "Бабальонов", высеров Володарского и прочего говна, может претендовать на то, что имеет какое-то отношение к искусству. Но по факту это лишь подделка высшей пробы. Конфликт, заложенный в сериал, о том, что революцию можно проплатить через банки и управлять по телеграфу - принципиально ничем не отличается от конфликтов псевдоисторических приключенческих фильмов. Но это не приключенческий фильм, потому что тут нет динамики и тюков. Не детектив, потому что тут нет интриги, расследования и работы мысли. Не драма - потому что почти все персонажи нераскрыты и конфликты их в основном непонятны. Это именно что подделка под историю, так что несмотря на определенные положительные стороны и обычно нехарактерный для отечественного ТВ уровень качества исполнения - принципиально это ничем не отличается от Григория Р., Троцкого и прочих Адмиралов. Тоже пропаганда, только умнее и тоньше.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments