lewhobotov (lewhobotov) wrote in movie_rippers,
lewhobotov
lewhobotov
movie_rippers

Categories:

"Чистилище" по-французски (о военной драме "Дьен Бьен Фу", Франция, 1992 г.)

Удалось-таки найти и  посмотреть французскую военную драму "Дьен Бьен Фу", 1992 года выпуска, посвященную одноименному 55-дневному сражению, произошедшему в марте-мае 1954 года во Вьетнаме между частями французкой армии и и войсками Вьетминя (подробно - https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Дьенбьенфу ).



Дьен Бьен Фу, Франция, 1992 год.
режиссер
Пьер Шёндёрффер
сценарий Пьер Шёндёрффер
В главных ролях:
Дональд Плезенс
Патрик Каталифо
Жан-Франсуа Бальмер
Людмила Микаэль
Франсуа Негре
Максим Леру
и другие

Краткая справка своими словами о сути событий:
[Spoiler (click to open)]
Замысел операции по созданию крупного оборонительного района, набитого войсками, фактически в глубине враждебной территории с расчетом снабжения многотсячного гарнизона по воздуху, может быть, и был хорош. Но он был рассчитан на, скажем так, плохо организованного и неважно подготовленного противника, который не сравнится с профессиональными солдатами и офицерами французской армии.
Однако, вьетнамцы преподнесли французам большой сюрприз. Выиграв жесточайшее противостояние на нескольких высотах, окружающих "Долину глиняных кувшинов", они поставили всю укрепленную базу французов в угрожающее положение, а когда умудрились сделать невозможное, протащив на себе через непроходимые (для европейцев) джунгли артиллерийские орудия и начали из них перепахивать взлетно-посадочные полосы, судьба французского гарнизона была решена.
Французское командование не пожелало принять очевидное в перспективе поражение, и вместо вывода базы продолжило перебрасывать в Дьен Бьен Фу свежие подкрепления даже тогда, когда самолеты уже не могли приземляться в долине, сбрасывая подкрепления и припасы на парашютах, маневрируя под огнем зенитных пушек и пулеметов вьетнамцев. Понятно, что назад уже никто не возвращался, убитых хоронили в траншеях, ранеными забивались спешно расширяемые полевые лазареты. Французы (в том числе большое число солдат, набранных из вьетнамцев и других колониальных народов), дрались отчаянно, мужественно, бросались к контратаки, но ничего сделать уже не могли. Территория базы таяла, укрепленные пункты занимались врагом один за другим и в итоге 7 мая 1954 года остатки французского гарнизона капитулировали. Не согласившиеся с этим решением пошли на прорыв и большей частью погибли в бою. К своим вышло всего 73 человека из около 15.000 солдат, составлявших гарнизон Дьенбьенфу.
Потери французов оцениваются с разбросом от 1571 до 2293 человек погибших, 5195 раненых и 11721 попавших в плен. Из числа последних домой после окончания боевых действий вернулось только 30% - 3290 человек.

Итак, об этом печальном событии в истории Франции в 1992 году был снят одноименный фильм.
Страница на Кинопоиске:
https://www.kinopoisk.ru/film/den-ben-fu-1992-14495/



Прежде всего скажу, что колониальный колорит Индокитая середины 1950-х в фильме воспроизведен настолько хорошо, что я при просмотре подумал, что фильм был снят в конце 70х-начале 80-х и только классный актер Дональд Плезенс упорно демаскировал замысел, так как по прикидкам должен был бы выглядеть в этом случае существенно моложе.

Второй мощнейший плюс фильма - это музыкальное сопровождение. Описать профессиональными терминами услышанное не могу, потому скажу просто - француз, если он настоящий француз, знающий историю своей страны, должен плакать. Инструментальная музыка в фильме блестяще соткана в одно полотно с кадрами боевых действий. Для пущего приближения к сердцу зрителя в фильм введена единственная яркая женская роль - красивой скрипачки, совершающей международное турне и выступающей с концертом перед именитой колониальной публикой как раз в разгар жестоких боев в Дьенбьенфу, когда в нескольких сотнях (а то и десятках) километров от концертного зала один за другим погибают французские солдаты. Более того - её брат - офицер французского Иностранного Легиона со своим подразделением легионеров-парашютистов тоже отправляется туда в составе очередного парашютного десанта.




Фильм атмосферен на пять баллов, достаточно много ярких, колоритных персонажей, несмотря на то, что не всем хватило хронометража чтобы раскрыть свою роль и судьбу в этом сражении. Как например, этот летчик с Золотой звездой Героя Советского Союза на груди:



Сочувствие к персонажам возникает полное, несмотря на понимание, что дело происходит во французских колониях и речь идет о попытках подавления Францией народно-освободительной борьбы против её владычества. И с позиции психологической и исторической драмы фильм достоин высшей похвалы. Даже неудачный одноголосый перевод найденной копии фильма в целом не испортил впечатления от просмотра.

А теперь о ложке дегтя. Что портит фильм с таких хорошим заделом?



Если зритель хотя бы в общих чертах не знает о событиях в Дьенбьенфу - почему французская база с кучей войск оказалась так далеко от условной "линии фронта", что и как там происходило в действительности, фильм мало чем ему поможет в понимании тех далеких событий. Массовки, пейзажей, натурных батальных  сцен, даже техники в фильме хватает. Антуражная форма, снаряжение, оружие - все в кадре в достатке.  Малобюджетным фильм никак не назовешь.





Но понять, что и зачем делают солдаты и офицеры в батальных сценах, куда отчаянно лезут наступать, откуда с горечью отступают - без сторонней дополнительной информации просто невозможно. Планы местности показывают в виде карты на стене в штабе в конце второй и в начале последней трети фильма, а значимые вехи обороны Дьенбьенфу озвучивает короткими фразами закадровый голос:


Это явный минус, которого можно было вполне избежать кучей разных способов - хоть обзорным пролетом самолета в начале фильма с показом местности. Если это затратно  - то совещанием в штабе с макетом местности и обрисовкой замысла операции, да на худой конец в том же баре Легионеров, корявым рисунком на бумаге для штатского журналиста (героя Дональда Плезенса), который пишет статьи о событиях и ездит провожать на аэродром десантников, отправляющихся в полет в одну сторону.


Для серьезной  исторической военной драмы, основанной на масштабных реальных событиях, это минус. Даже знающий человек будет путаться в батальных сценах, которые довольно отрывисты, не всегда имют логические связи между собой и постоянно перемежаются картинами мирной жизни в глубоком тылу.
Ещё один колоссальный минус - в кадре нет  противника. То есть вообще. Не просто не показывают рукопашных схваток, а жестокость боев была там временами очень большая, когда особо важные пункты обороны переходили из рук в руки по нескольку раз и в этих схватках таяли даже элитные роты и батальоны настоящих профессионалов - легионеров-парашютистов. А его там нет вообще в кадре.
Если в начале это понятно - атмосфера нагнетается постепенно и фильм начинается с артиллерийских обстрелов, которые и нанесут потом роковые удары по гарнизону, похоронив "воздушный мост":


то почему потом за все батальные сцены противника показывают вдали ровно два раза, совершенно не понятно. Хорошие многочисленные кадры бойцов гарнизона на "передке", приближенные к реальности, таким образом, провисают, не встречая ответа от врага. Которого как будто и нет.


Странное и очень спорное режиссерское решение, которое не получается объяснить. Были мысли, что не хватило для статистов формы и вооружения, но их опрокинули последние кадры фильма:





Как видно, со всем порядок - с личным составом, с аутентичным оружием, формой, снаряжением. Почему все это задействовали только в сценах сдачи гарнизона в плен в конце фильма - решительно непонятно. На мой взгляд, из-за этого фильм потерял очень много именно как военная драма, пересказывающая реальные события.

Было бы ясно, если бы режиссер впервые столкнулся с военной тематикой, тем более настолько масштабной, но Пьер Шёндёрффер сам был ветераном той войны в Индокитае, военным корреспондентом и автором нескольких фильмов на тему войны в Индокитае и Алжире. В-общем, загадка...

В настоящем французское кино должна быть красивая женщина. В "Дьен Бьен Фу" ужасы войны оттеняет прекрасная скрипачка Беатрис Верне в исполнении Людмилы Микаэль. Её героиня вроде бы не выполняет какой-то важной роли в сюжете (значимой любовной линии в фильме нет), и появляется раз шесть за фильм на сцене и в баре легионеров, но без неё кинокартина утратила бы часть ярких штрихов.







По хронометражу фильм распадается примерно на две равные половины, в которых чередуются сцены войны и мира, отчего перед зрителем проходят два полноценных сюжета. Что тоже не играет на руку военной драме, отвлекая внимание от сражения на большую череду персонажей второго/третьего плана.

Декорации и натура, в которых происходят боевые действия, очень схожи с описываемыми в исторических источниках и в целом дают наглядное представление о той унылой ситуации, в которую французское командование заганало многие тысячи своих солдат. Надо полагать, что как и в случае с фильмом "Взвод", режиссер знал, что он снимает, потому что "исходники" замысла видел много лет назад своими глазами. Бросается в глаза, что все актеры и статисты действуют и выглядят близко к реальным кадрам кинохроники, снимаемой на войне. Крошечный момент словесной взбучки легионеру, который попытался козырнуть знаменитой "Белой кепи" Иностранного Легиона, из-за чего по необорудованной позиции могло бы неслабо прилететь, такое впечатление, взят из жизни. К сожалению, в нашем военном кинематографе чаще бывает совсем по-другому...


















Кончается фильм на печальных сценах сдачи оставшегося гарнизона в плен, из которого домой вернутся немногие.
Солдаты приводят в негодность оружие, военные корреспонденты ломают свою аппаратуру и засвечивают пленки, легионер кромсает ножом и рвет свою "Кепи бланк" - парадный головной убор французского Иностранного Легиона, понесшего в том сражении очень чувствительные потери.







И - занавес с полуобнаженной женщиной - символом теряющей свое могущество Франции, потерпевшей тяжелое и бесславное поражение в этой войне.
Под пронзительную мелодию скрипки с оркестром...



Каков же общий вердикт и оценка фильма?
"Дьен Бьен Фу" - хороший печальный фильм о трагических событиях в истории Франции, сделанный очень добротно человеком, который знал, о чем и о ком снимает свой фильм.
Фильм никого ни в чем не обвиняет, а стоит молча, как памятник с красивой эпитафией по погибшим. Относится он к тем фильмам, для постижения всей  красоты и смысла которых желательно посмотреть его полностью 2-3 раза. Перед просмотром рекомендуется вкратце постигнуть, что предстоит увидеть на экране, потому что иначе смысл ускользнет, а компенсирующего его экшена зритель так и не дождется и в итоге будет разочарован.
Огромный минус просмотренной копии, но не фильма - не самый плохой переводчик 90-х, но не сумевший передать трагические ноты сюжета. Тут бы крепкий хороший дубляж с грамотным консультантом...
Лично мне не понравились постоянные "качели" с переносом действия из войны в тыловой мир и обратно, из-за которых, по ощущениям, режиссер пожертвовал связностью батальных сцен (если таковая была в замысле, что не факт).

Любителям хорошего военного кино к просмотру рекомендовано, но не обязательно.
Любителям военного экшена не рекомендовано, потому что его тут нет.
Натуралистичности и жестокостей в фильме не демонстрируется.

Tags: кено и немцы, могли бы и лучше, пятничный кинозал, чужая правда
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Recent Posts from This Community