voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Мама, я жив (1977)



В этот день, когда вся страна празднует Великую Победу, хотелось бы вспомнить не только о наших предках, которые сражались за свободу и независимости своей Родины, но и о том, что эта война была интернациональна - и потому сопротивление фашизму строилось на солидарности. Об этом рассказывает фильм уже не существующей страны, бывшей долгие годы нашим верным союзником - восточногерманский фильм "Мама, я жив" 1977 г. Ныне про военное кино ГДР вспоминают редко, а ведь оно ориентировалось на лучшие образцы советской киношколы и уже поэтому достойно внимания.

Четыре немецких военнопленных - Гюнтер, Вальтер, Карл и Гельмут - соглашаюся перейти на сторону СССР и участвовать в антифашистской работе. Их направляют непосредственно на фронт - там они будут заниматься диверсионной работой в тылу противника. Задача сложная не только потому, что у ребят не такой уж большой боевой опыт (среди них вообще один летчик, а один - почти не стрелявший связист) - а главным образом из-за личного фактора. С одной стороны, они уже враги вермахта, с другой - они еще не заслужили доверия советских солдат.

1

Тема немцев-антифашистов, перешедших на сторону СССР, в кинематографе затрагивается редко, тем ценнее этот фильм. Как известно, после поражения немцев под Сталинградом, когда среди военнопленных произошла переоценка ценностей, под руководством немецких коммунистов была создана организация "Свободная Германия", которая вела антифашистскую работу в вермахте. Люди там были весьма разные, в комитете организации было много высокопоставленных военных из разбитой 6-й армии - но она старалась развернуть как можно шире работу среди немецких солдат и офицеров. Бытовали даже планы создать антифашистские военные части из немцев, но как известно, это не вышло и в итоге члены "Свободной Германии" занимались агитацией и партизанской борьбой за линией фронта. Именно эти события и показывает фильм - в этом он весьма реалистичен.

Режиссером фильма был Конрад Вольф, человек особой судьбы. Сын немецких эмигрантов, уехавших из Германии после прихода к власти Гитлера, он вырос в СССР. Время было сложное, многие немецкие эмигранты пострадали во время репрессий, когда в страна буйствовала шпиономания - но его, к счастью, это не коснулось. Вольф вырос и в годы войны вступил в Красную Армию, в которой служил переводчиком. В 19 лет он некоторое время был военным комендантом г. Бернау. Конечно, как выросший в России коммунист, Вольф яростно ненавидел фашизм и то, что он сделал с его второй родиной. Но как немец Вольф пытался осмыслить трагедию войны - понять, как целый народ мог соучаствовать в преступлении против человечности. Этому и был посвящен, пожалуй, самый его знаменитый фильм, основанный во многом на автобиографичном материале - "Мне 19 лет". "Мама, я жив" показывает проблему с другой стороны.

Фильм весьма честен по этой части, чему несомненно способствовал и личный военный опыт режиссера, который сам знал по службе подобных героев. Сюжет лишен резких однозначных оценок и по возможности реалистичен - но выводы из него следуют однозначные. Герои фильма не участвовали в немецких преступлениях (собственно за фильм есть всего один расстрел советских пленных) - но они понимают, в чем их вина. Отношение к ним советских солдат часто пренебрежительное, но их защищают более мудрые и знающие люди - советские командиры и политработники, у которых нет злобы к пленным. В одной из сюжетных линий в лице бывшего солдата Карла Коралевски, который не хочет стрелять ни в чужих, ни в своих, сурово осуждается то, что называлось в советское время "абстрактным гуманизмом" - пацифизм и отказ от насилия, за которым скрывается банальное малодушие. Но и сами немцы долго не знают, как им стрелять в бывших товарищей. В конечном итоге русские и немцы становятся друг другу друзьями - и даже больше: для чего есть, разумеется, и любовная линия с Маргаритой Тереховой в роли переводчицы советского штаба. Тем сильнее будет горечь расставания, когда многие не вернутся с войны.

3

Надо сказать, что за весь фильм герои не сделают ничего особенного. Никакого героического яркого подвига, про который можно написать в газету. И вообще, получилось у них очень мало. Но все же они успели сделать главное - перейти к борьбе с фашизмом и реабилитировать себя в глазах потомков, встать на борьбу и внести свой вклад в Победу. И именно это и является смысловым стерженем всего действия. Это не батальный фильм, это скорее экзистенциальная драма о выборе пути.

2

С точки зрения режиссуры фильм полностью отвечает известному стилю Конрада Вольфа, который отличается лиризмом и "душевностью", которую он, как считается, взял из русской культуры. Фильм очень и очень неспешный, камерный - несмотря на военную тематику. В фильме не так уж много действия, но много быта, а многие эпизоды идут почти без слов и с постоянной резкой сменой кадра, но при этом с сохранением сюжетного тона, показывая как бы равномерный "поток действия". В такой фильм волей-неволей надо всматриваться, он не для быстрого просмотра.

"Мама, я жив" - это образец забытого ныне тонкого и лиричного камерного повествования, задумчивый и максимально простой фильм, который, тем не менее, заставляет задуматься и вспомнить о тех, кто отдал свои жизни за самое главное - за жизнь других. И поэтому не грех вспомнить о замечательном режиссере тех лет в этот героический день. С праздником!
Tags: золотой фонд, кавайные немчеги, кено и немцы
Subscribe

  • Эмилия с Аллеи свободы (2017)

    Давненько я не делал прежние обзоры-пересказы на зарубежную антисоветчину-неполживщину. А тут и экземпляр попался характерный - литовский (!)…

  • Кино о порнО. Пять фильмов об одной проблеме

    Креативный порно—режиссер добавляет в сценарий сцены ревности, утраты первой любви и трагедию одиночества. из профессионального…

  • Кино про евреев

    Религия – заметный и влиятельный фактор в нашем обществе. Кто -то решает навсегда порвать с религией и вести светскую жизнь. Другие видят в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments