voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Я - учитель (2016)



год: 2016
страна: Россия
режиссер: Сергей Мокрицкий
сценарий: Алексей Бородачёв
продюсер: Александр Ковтунец, Ульяна Савельева
оператор: Сергей Мокрицкий
жанр: драма
премьера (РФ): 27 апреля 2016
время: 88 мин. / 01:28
В главных ролях: Александр Ковтунец, Юлия Пересильд, Андрей Смоляков, Борис Каморзин, Филипп Рейнхардт, Сергей Походаев, Владислав Абашин

Приближается 9 мая и это повод поговорить о недавнем военном кино в нашей стране. Как раз недавно я наткнулся в сети на информацию о фильме "Я - учитель". Меня заинтересовала его аннотация:

Жить в непростых военных условиях простому сельскому учителю Павлу Зубову давала вера в свой долг — учить детей. Не важно где, не важно кто они — это его призвание, его крест. Вера в любовь и семью, в простые человеческие ценности. Но, в одночасье, череда событий в корне меняет его жизнь, возвращая в реальный мир. В мир, где идёт война, где враг демонстрирует своё истинное лицо, и где невозможно бездействовать, оставаясь тихим учителем, надо бороться за свою семью, любовь, Родину, за свои идеалы и принципы. Перед ним встает непростой духовный и нравственный выбор — либо выживать и приспосабливаться, либо не предавать самого себя и своих близких.

Итак, наш главный герой - это деревенский учитель-конформист, который пытается выжить под немецкой оккупацией, но война заставляет его сделать выбор в пользу борьбы? Вам тоже сюжет показался знакомым? Да, действительно - это же концепция сразу двух недавних отечественных мини-сериалов - "Переводчик" и "Старое ружье"! Проверка показала, что это фильм для канала НТВ, снятый год назад к 9 мая, который снимался при поддержке Минкульта и РВИО, активно рекламировался каналом, а снимал его режиссер "Битвы за Севастополь". Что же, может быть, авторы не пытались повторить успех предшественников, а пытались привнести что-то новое в эту тему?

После просмотра, однако, оказалось, что ничего особенного нового фильм не содержит, хотя сюжетно у него с предшественниками совпадает лишь общая канва. Но если в двойное совпадение я верю, то в тройное - нет. Сама концепция откровенно слизана подчистую. Уже в третий раз сюжет посвящен деревенскому учителю, который служит у немцев, в третий раз он обычный приспособленец, который просто пытается выжить, и в третий раз он под действием обстоятельств переходит к борьбе с оккупантами. Единственное, что тут попытались сделать - раскрыть тему педагогического поприща главного героя, на что в первых фильмах внимания в принципе не обращалось.

2.jpg

Сам сюжет достаточно подробно изложен в отзыве на кинопоиске, поэтому я не буду особенно его расписывать. Если коротко, то канва фильма такова: наш главный герой это учитель Павел Зубов - это не обычный интеллигент-мужчина, как в предыдущих фильмах. Здесь тема "простого человека" доведена до крайности: это почти откровенный трус, ничтожество и тюфяк - безо всяких скидок. Он живет где-то на юге России и собирается жениться на своей квартирантке, у которой есть сын. Сын его не любит, потому что именно Павел уговорил жену работать горничной в штабе, а сам учитель себя предателем не считает, ведь его призвание - учить детей при любом режиме. Но, конечно, так просто ничего не получается. Сначала в сарай к нему невесть как попадает раненый снайпер, который должен пристрелить прибывающего на днях в деревню агитатора армии Власова. Потом мерзкий карикатурный комендант бьет Павла за то, что тот по привычке читал в школе стихи великого африканского поэта Пушкина, а затем пытается снасильничать и его жену.

5.jpg

6.jpg

Далее Павел постоянно мечется в попытках то наладить отношения с Ваней, то избавиться от снайпера - то он пытается его сдать полиции (что у него не получается почти случайно), то доставляет его к аэродрому, но перехватывает ружье, чтобы самому не погибнуть после покушения - то он тащит его обратно в школу (!!!), где, видимо, на выходных искать не будут (???), то хочет сам застрелить агитатора, то передумывает и закапывает снайпера, то вдруг снова передумывает, потому что Ваня в отместку за высланную в Германию мать бросил в штаб гранату, и хитрый агитатор на спор с комендантом переубедил и завербовал малолетнего пацана в армию Власова. Только после этого откровенный приспособленец Павел, который до этог неоднократно подтверждал, что живет по принципу "моя хата с краю", окончательно решается на покушение и убивает агитатора, после чего, конечно, погибает - как бы искупив вину.

Я думаю, уже из этого краткого пересказа сюжета понятно, сколько проблем с логикой фильма. Сценарий здесь - самое слабое. В начале все развивалось в принципе логично и интригующе, но потом фильм скатился до нудных разговоров и драм, не подкрепленных логикой. Учитель то изо всех сил пытается избавиться от снайпера, то помогает ему, то хватает винтовку, то закапывает ее, то опять откапывает. Смотрится все это нелогично - у него были причины застрелить домогавшегося его жены коменданта, но почему он бросился за винтовкой, увидев агитатора? Да и финал с убийством агитатора после увоза жены откровенно притянут за уши. Из исполнителя главной роли Александра Ковтунца получился эталонный слизняк, который не выдал снайпера и не стерпел депортацию жены отчасти из-за обстоятельств, отчасти благодаря прихоти сценариста. Я не поверил в его любовь к жене, ни в искренность заботы к Ване, ни в интеллигентность. Читаемые им пару раз промежутках между метаниями стихи и молитвы должны показать моральное осознание героя, который преодолевает в себе низость натуры - но смотрится это натужно и притянуто. Непонятно, зачем потребовалось переносить драматическую линию с коменданта, который с середины уходит на третий план, на какого-то заезжего агитатора, якобы мастера пропаганды, которому, впрочем, мало уделяется внимания - мы даже не знаем толком его истории. Большинство других линий, проведенных пунктиром, тоже совершенно неразработаны - едва раскрыта тема конфликта учителя и мальчика Ваня, шаблонно показаны немцы, довольно плакатно показана "перековка" Вани в нациста - он сломался всего после одной речи, серьезно? Наконец, образы Вани и супруги совершенно не выписаны и неинтересны, они довольно шаблонные и скучные. Нудноватое и скучное действие вынуждено фокусироваться на главном герое, который, как я уже сказал, откровенный слизняк, и в чье ничтожество веришь гораздо больше, чем в его героизм.

Помимо шитого белыми нитками сценария по ходу просмотра возникает и много вопросов об элементарном правдоподобии сюжета. Почему оккупация показана так благостно? У местных жителей, похоже, есть и скот, и еда - и в целом они не слишком страдают. Налоги упоминаются лишь в одной сцене, да еще нищая одежда некоторых идей свидетельствует о том, время тяжелое, военное, еще поднимается тема увоза в Германию рабочих - и все. Даже жена учителя до поры до времени не слишком сильно страдает от оккупации: нанимается на работу, нормально питается. Зверства фашистов представлены в виде принудительных отправок в Германию (за кадром), самодурства коменданта (в кадре), смертного приговора малолетнему террористу (нереализовано) и упоминания страшного концлагеря (за кадром). Аэродром представлен в виде какого-то луга с полосой, вокруг которого валяются остовы советских самолетов, притом более поздних времен - и этот аэродром вообще никто не охраняет. Могли бы тогда на железнодорожную станцию сменить, всяко логичнее. Как диверсант незамеченным попал в деревню, да еще и с ранением - значит, его кто-то подранил? Кто? Как? Где? Как учитель его потом незаметно дотаскивал до аэродрома и обратно? Чудесами волшебного монтажа? Это не объяснение! Почему это агитатор Власова ездит по деревням в наборе добровольцев, разве они не по лагерям военнопленных работали? И многое, многое другое... Так, я далеко не сразу сообразил, что упоминаемый в начале фильма самолет, который заметили в деревне, доставил туда снайпера - потому что потом о нем все забыли, даже деревню не обыскивали!

7.jpg

Аэродром, охраняемый со знаменитой немецкой тщательностью.

1.jpg

Героические советские люди даже под оккупацией продолжали носить аккуратную чистую одежду и делать себе красивые прически!

Неубедительный сценарий не вытягивает и игра актеров, которая здесь довольно вялая и не всегда правдоподобная, хотя актеры задействованы действительно хорошие. Жена - Ирина Пересильд, перешедшая сюда из "Битвы за Севастополь". Носила менее каменное лицо, чем там, но все равно неживое. Сын Ваня - Сергей Походаев, молодая звезда Елок и Левиафана, не показал ничего нового, что не показал ранее; наверно, его самого задрало сниматься в сериалах. Снайпер Петр - Владислав Абашин, которого я раньше видел в "Жила-была одна баба" и "Темный мир-2". Ну что же, признаю, что он все-таки актер - в его роль я в целом поверил.

4.jpg

Неплохо мелькал на роли бургомистра Борис Каморзин. Андрей Смоляков в роли власовца-агитатора в очередной раз неплохо сыграл Андрея Смолякова. И приглашенный немецкий актер Филипп Рейнхардт неплохо справился с проходной ролью мерзкого фашиста-коменданта.

3.jpg

Ну, а к Александру Ковтунцу в главной роли Учителя никаких претензий - это одно из самых жалких животных, которых можно встретить в кино, образ в полный рост: бледное, часто блеющее и откровенно ничтожное создание, которое даже детей в классе не может приструнить. От того его внезапное перерождение выглядит еще нелепее.

Да и технически фильм сделан слабо. Операторская работа как на телеканале, корявый монтаж, музыка как в передаче Сельский час - а в плане декораций я ждал от фильма, пускай и телевизионного, чего-то побольше, чем три убитых дома в деревне, бутафорский аэродром и пара остовов сгоревших танков в стороне. Как-никак, РВИО помогало - видать, бюджет и впрямь был копеечный. Единственное, что понравилось - подбор костюмов и детей, нашли довольно убедительных дистрофиков с деревенскими рожами, фон получился как живой.

Отдельно хотелось бы отметить линию немцев. В Переводчике достаточно четко выписана линия союза-противостояния главного героя и штурмбанфюрера Ляйтнера, который отнюдь не похож на тупого гестаповца, а представляет из себя умного, хитрого и в меру циничного противника. В Старом ружье довольно подробно показаны личности немцев, довольно мерзкие и жестокие, но все же с претензией на разнообразие и жизнеподобность. В Я - учитель нет и этого. Безымянный комендант изображен как мерзкий и похотливый самодур - но не более. Остальные немцы - это массовка, которая глуповато ходит по селу или катается на качелях. На этом фоне агитатор в роли Смолякова предстает прям-таки гигантом мысли, хотя по факту его агитационные таланты не переходят возможностей менеджера высшего звена крупного торгового центра, который пару лет назад втюхал вам плазменную панель.

Одним словом, этот фильм был довольно посредственным и страдает всеми болячками нашего кино: плохая продуманность, путанный сценарий без развития и интриги, невыписанные образы, хромающая логика, корявый монтаж и просто плоха режиссура. Конечно, я понимаю, что создатели хотели донести действительно высокую мысль (что, конечно, довольно странно видеть от от авторов "Битвы за Севастополь"...) - при нашествии врага на твою землю нельзя быть конформистом, и что принимая несправедливость, ты не освобождаешься ни от ответственности за это, ни от угрозы пострадать от нее самой. Но реализовано это малоубедительно, криво и просто слабо. После просмотра интервью создателей (а исполнитель главной роли А.Ковтунец, кстати, еще и гендиректор картины), я допустил, что они хотели создать хорошее патриотическое кино. Но они не показали ровным счетом ничего того, что уже не было бы в "Старом ружье" и "Переводчике". И я хочу отдельно заострить внимание на том, что если в "Переводчике" главный герой изменился после долгих созерцаний нацистского террора, а в "Старом ружье" - после уничтожения целой деревни односельчан и кровожадного убийства своей жены, то в "Я - учитель" главный герой решается на самопожертвование под действием впечатления всего лишь высылки своей жены в Германию - и фактического спасения жизни Вани агитатором! Мало того, что это психологически неубедительно и художественно не оформленно - так еще и Зубов, фактически, выступает в ленте не за свою страну и Родину, о которой почти не упоминается, не за жизни других людей - а всего лишь ради своей семьи, которой придается неоправданно большое значение, учитывая откровенную бесхребетность главного героя. Это минус даже по сравнению со Старым ружьем, где тоже, правда, тема родины была заменена семьей и отчасти соседями, но там хотя переход был показан более убедительно и выраженно.

В общем, смотрите хорошее военное кино. И кстати, кто смотрел отечественные военные фильмы, начиная с 2010 года - желательно назвать, возможен обзор для (анти)рекламы.
Tags: бюджет - бутылка водки, дотянулся проклятый!, зачем это сняли?, кено и немцы, киносравнения, креатифф, опиум для народа, половые страсти, птичку жалко, свежачок, стремительным домкратом, сырое тесто, унылое говно
Subscribe

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • "Медиатор" (2020-2021)

    Режиссер: Артем Аксененко Сценарий: Анна Козлова В главных ролях: Андрей Бурковский, Юлия Пересильд, Дарья Мороз, Ирина Старшенбаум, Виктория…

  • Damiano Damiani. Я боюсь. 1977

    Девятнадцатый, полнометражный фильм Дамиани, выпущенный в 1977 году, все же попал в советский прокат, правда не сразу, а через четыре…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments