lewhobotov (lewhobotov) wrote in movie_rippers,
lewhobotov
lewhobotov
movie_rippers

Categories:

"Ледокол" (Россия, 2016). Бессмысленный и беспощадный. Мега-обзор фильма.

Оригинал взят у lewhobotov в "Ледокол" (Россия, 2016). Бессмысленный и беспощадный. (Антипанфиловцы) Мега-обзор фильма.
Эпиграф:
"Графиня изменившимся лицом бежит пруду" (И.Ильф, Е.Петров, "Золотой теленок", хотя утверждают, что сначала Л.Толстой, "Анна Каренина")

Официальное (с сайта "Кинопоиск"):

"Ледокол" - фильм-катастрофа, драма
Производство - Россия, 2016 год
Режиссер: Николай Хомерики
Сценарий: Алексей Онищенко, Андрей Золотарев
В главных ролях: Петр Федоров, Серей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Филимонова, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев, Алексей Барабаш, Дмитрий Муляр и другие.
Бюджет фильма: 10.000.000 долларов США
Сборы фильма (в России): 5.726.092 доллара США
Описание: Основано на реальных событиях. 1985 год. Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Вокруг зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе… Нервы на пределе… И даже если можно было бы уйти — деваться все равно некуда. У командования ледокола нет права на ошибку. Одно неверное решение — и тяжелые льды раздавят судно…

Введение:
Так получилось, что две из числа главных кинопремьер осени-2016 -  фильмы "Ледокол" и "28 Панфиловцев" посмотрел с разрывом менее 24 часов. Тогда же в голове и возникло это слово, которое хочется добавить к названию фильма "Ледокол" - Антипанфиловцы. Не знаю, была ли конкуренция между создателями - намеренная или нет, но я увидел её перед собой на экране, потому что как-то много параллелей между двумя фильмами проявилось. Возможно, это только мое ощущение.
Но.
Оба фильма - о нашем советском прошлом.
Оба - основаны на реальных событиях, которые произошли в истории нашей страны в 1941 и 1985 годах соответственно. Кстати, в жестких зимних погодных условиях.
Оба - о советских мужчинах, попавших в экстремальную ситуацию. Первые - на войне, вторые - в окружении ледяной безжизненной пустыни, враждебной человеку и которая погубила черти сколько экспедиций, экипированных и продуманных  по высоким для своего времени стандартам, и их участников, которыми были очень сильные духом и здоровьем людьми.
Оба живописуют характеры, поведение советских мужчин перед лицом прямой и явной опасности и их действия по купированию этой угрозы и выживанию всего коллектива и себя лично в его составе.
Интересно, что если "28 Панфиловцев" навлекли на себя острую, переходящую иногда в шизофреничность, критику как либеральной общественности, так и патриотической (разбор этого не является предметом данной рецензии, потому опущу подробности), то "возглавивший российский прокат "Ледокол" (утверждение РИА Новости от 26 октября 2016 года) был принят в общем-то благосклонно и теми и другими, и это тоже позволяет провести удивленную параллель между фильмами, только уже в другую сторону - тут бы взорваться патриотам и защищать фильму с пеной либералам, но нет. Все как-то прошло тихо. Берегли яд, слюну и порох для "Панфиловцев", которые нежданно вступили в повторение своего героического боя у разъезда Дубосеково спустя 76 лет...

Если "28 Панфиловцев" публично, на всю страну пересчитали не только по головам, но и по костям, пуговицам на шинелях, количеству пушек, патронов, котелков и кубометрам вынутой промерзлой подмосковной земли и завопили, что баланс не сходится, то так же "основанный на реальных событиях" "Ледокол" воприняли как есть - раз авторы сказали, что "так оно все и было", стало быть - так все и было. Баста.

Ну, благословясь, прокатимся на "Ледоколе", обращая внимание на некоторые, особо примечательные моменты:

В первых строках обзора напоминаю всем, что дело происходит не на банановозе, возящем экзотические фрукты по проторенному безопасному маршруту от точки А до точки Б и где главное - не проспать и не вылететь на "встречку", и все-таки ещё при СССР,  на корабле дальнего плавания, под советским флагом. Есть мнение, что отбор в команду "Ледокола" был хоть и не военным, но все-таки жестким - для работы в Арктике/Антарктике нужны крепкие и духом и телом мужики. Это важно помнить в свете показанного на экране.
  kinopoisk.ru-Ledokol-2690143.jpg

Итак, в первые же секунды фильма нам показывают как ледокол "Михаил Громов" в гордом одиночестве идет через ледяные поля на неплохой скорости, а провожатый смешной дядька разводит по каютам очень фактурных полярников, у которых ещё снег на шапках не растаял.

авмв.JPGнокег.JPG
анеое.JPG
Возможно, я докапываюсь до мелочей (в это время радист стучит радиограмму о том, что "все путем, экспедицию сняли, идем назад, ледовая обстановка сложная"), но неплохо было чуток показать, как людей и имущество со льда собирают - а это дело далеко не минутное. У меня создалось впечатление, что или полярники на борт на ходу запрыгивали, то ли вся операция по съему экспедиции выглядела как банальное и регулярное спасение рыбаков с отколовшейся льдины, у которых всего барахла - коловорот да сидор за спиной.

Кстати, по кастингу вопросов нет вообще - типажи подобрали интересные и колоритные. За исключением... главного героя - капитана Петрова. Ну вот не убедил меня Петр Федоров, что он морской волк, которому доверен ледокол, работающий в экстремальных условиях Антарктики. НЕ ВЕРЮ. В правое верю - это его ипостась. Левое - нет.  Впрочем, события фильма мое ощущение несоответствия актера своей роли подтвердили на 100%.



К исходу вступительных титров начинается оновное тело водевиля-катастрофы - собака полярников тырит "русский гамбургер" (котлета между двумя ломтями черного хлеба-кирпича) у старшего механика (думаю, это где-то далеко во внутренностях достаточно большого судна) и начинает забег по ледоколу, преследуемая одним из отважных исследователей Антарктики.

По пути они посещают камбуз (кухню),


кают-компанию (столовую), в которой советские мужики обр.1985 года с громким гоготом и комментированием, как впервые,  смотрят кинокомедию "Бриллиантовая рука" (1969 года выпуска, причем по позднейшим репликам - эта лента - единственная на судне, то есть даже тут её посмотрели не раз),




после чего выскакивают на свежий воздух, где на качающейся палубе пробивающего льды ледокола несколько матросов осуществляют погрузочные работы крупногабаритных грузов...




Собака сбивает с ног одного из матросов, вывешенный груз опасно  кренится, срывается блок и быть бы первой жертве мореплавания прямо сейчас, но случайно прогуливавшийся неподалеку капитан ледокола спасает ситуацию, в последний момент оттолкнув матроса и сам впрягается в бечеву:



При этом мужики, дышащие воздухом на заднем плане, на помощь своему капитану не спешат. Одни кино смотрят, другие по палубе фланируют, кэп лямку тянет - ну, как тут не случиться катастрофе?

Поэтому дистанция, на которой находящийся прямо по курсу ледокола айсберг был обнаружен доблестным экипажем, меня не удивила.  Вот она  на скриншоте (в этот момент  ледокол все ещё рвет к нему, не снижая скорости, на мостике все ждут, пока капитан не прибудет для собственноручной оценке обстановки). На момент прибытия капитана на мостик (сложная же ледовая обстановка, фиг ли ему там постоянно торчать, куда интереснее вместо матросов грузы тягать) - оглашенная штурманом истанция - 5 кабельтовых (926 метров):



Интересно, что народ на баке (это участок палубы впереди перед надстройкой) занят своими делами - один за собакой носится, другие снег чистят



Ледяную гору в несколько десятков метров высотой все видят когда она ... как бы вот уже тут, потрогать можно.


Команды "Мать......! С палубы на........! Быстрее, чтоб вас...... !!!!"  никто так и не дождался, потому что командование пришло в такое состояние,


будто видит что-то эдакое (и я их понимаю - когда пьешь себе чай-кофе, ведешь приятную беседу, а потом выглядываешь в окошко и видишь, что перед носом ледяная гора, на которую твой корабль бодро себе так несется - то это ещё очень достойное поведение, можно и вовсе опозориться):


Потому матросы, научный кадр и собака начинают спасаться не раньше, чем по палубе застучали первые льдинки весом под сотню кг. Ждали, что "айсберг - не трамвай, сам объедет"?



Кстати, по решению капитана - "обходим айсберг сбоку" - т.е. впритирку, что будет исполнено в фильме не раз. Я, конечно, далек от тактики и стратегии мореплавания в полярных широтах и уж тем более во льдах. НО. Со школы четко помню, что айсберг - это такая охрененно большая плавающая глыба льда, у которой над водой - ледяная гора причудливой конструкции, а под водой - НЕИЗВЕСТНО ЧТО по конфигурации  и размерам,  и когда невидимая подводная часть тает настолько, что верх перевешивает - то вся эта хрень весом в сотни и тысячи тонн делает крайне эффектный переворот, который товарищ айсберг нашим мореплавателям и продемонстрировал. Поэтому обоснованность и разумность показанного в фильме маневра лично мне кажется идентичной намерению космонавта в телогрейке и валенках выскочить "на пять сек" в открытый космос поправить антенну.

Последствия не заставляют себя ждать - в ледяной кипяток улетает собака, следом - человек, остальные вроде бы ушли без без безвозвратных и санитарных потерь:



Интересно, что только сейчас комсостав корабля догадывается объявить тревогу и штурман осмеливается по громкой связи нарушить покой увлеченно смотрящих "Бриллиантовую руку" в кают-компании моряков (дембеля там окопались, что ли?)



Капитан и старпом (первое и второе лицо на судне, капитан - просто Царь и Бог, старпом - его первый заместитель) убегают с мостика смотреть, как будут тащить из воды упавшего бедолагу и псину


Штурман пытается завлечь их обратно покомандовать судном: "- Товарищ капитан, ну что делать-то?"



но капитан заверяет его, что у них тут зрелище явно поинтереснее и требует, чтобы штурман побежал организовывать "человека за борт на тросе!"


Нет, оно конечно - "человек за бортом" - это очень и очень важно и требует внимание начальства... Но положение ледокола на данный момент вот такое, что подразумевает, что трупов сейчас может стать как минимум намного больше, а как максимум - ледокол пойдет ко дну, не успев даже пискнуть в эфир сигналом бедствия.


- Принято! - кричит штурман и бежит организовывать отправку добровольца за борт. Путем несложных умозаключений становится понятно, что в критический момент жизни ледокола и его экипажа из командного состава в рубке для принятия решений о жизни и смерти остался ... один рулевой. "Чтобы было легче понятнее сидячим тут"(с.), скажу - это как при отражении  атаки врага на позицию роты, командир роты, заместитель командира роты и все взводные схватят раненого бойца и потащат его в медсанбат за пару километров тыл - вы тут, солдатики, пока без нас постреляйте, мы скоро. Поступок гуманный, но не затем им такие погоны надели и на такие должности назначили.


Происходит обмен мнениями на тему уголовной ответственности - капитан считает, что надо тянуть из воды упавшего, старпом - что уже и фиг с ним, у нас ещё целых 70 человек осталось и их спасать надо, пока айсберг судно не накрыл.


Дальше трагично - несмотря на попытки смельчака вытянуть товарища из воды, ничего не получается и человек тонет. НО. Получается, что как только человек выпал за борт, ледокол "затормозил" буквально на месте, раз его пытаются тянуть примерно с того же участка борта? Товарищи создатели фильма хоть бы дома в ванне физику процесса изучили, что ли... Скорее его бы за кормой искать надо было.



Потеря бойца стала фактом и ледокол "с пробуксовкой" рвет с места, обдирая бок об острые грани айсберга



Показывают каких-то семерых челов в трюме, обнимающих три деревянных ящика и бочку на 200л. Что там? Контрабанда? Оружие? Наркотики?


Ну, и самое главное - срывающиеся глыбы льда расфигачивают такую ценную в хозяйстве вещь, как локатор - чему было уделено  внимание впоследствии и который непонятно работал ли до этой минуты. Как мы помним, айсберг был обнаружен не локатором, а визуально, в километре всего по курсу. Так что я бы не переживал так сильно - немного потеряли, если и так не пользовались.



Как бы то ни было - с потерями в личном составе и материальной части, но вырвались! В такой ситуации ещё легко отделались.


Экипаж и наука объединенными силами поминают утонувшего Леву,


Капитан запирается в каюте, а старпом через дверь после доклада о повреждениях подкалывает: - "Спас полярника-то, Петров?" (была у него бы мобила, СМС-ку со смайликами отправил бы)


Старпом со штурманом обсуждает, как бы половчее выпутаться из подсудного дела и свалить всю вину за гибель человека и повреждения судна на капитана, но штурман называет старпома крысой и первый дворцовый переворот на борту многострадального ледокола проваливается. Тут момент очень странный, который заставляет повнимательнее присмотреться к создателям фильма  - старпом выставлен "стукачем", который послал радиограмму о ситуации на судне, представив капитана виновным в гибели человека и повреждениях ледокола (простите, а что - нет, не он виновен и в том и другом???). Но даже не это главное. Другое интересует - а если убрать фигуру старпома - о погибшем вообще бы не стали докладывать? Пришли бы в порт, там спросят: - "Товарищ капитан, а где у вас ещё один человек?" А в ответ чего?  Как в анекдоте про курицу:
"- Соседушка, ты мою несушку красненькую не видала?
- Ой, нет, соседка. Не видела, не слышала, и нехрен ей было копаться у меня в огороде."
В-общем, "правильно" по мнению режиссера - смыться с "места ДТП со смертельным исходом" и делать рожу кирпичом - не видели, не слышали, да и был ли вообще мальчик?


Но идем дальше. Во время приема пищи капитан приносит радиограмму (посланную не им, а старпомом. Её авторство в фильме не раскрыто, но старпом так пытается удивиться её поступлению, что версия правильная, думаю), которая гласит об его остранении от капитанства за грубые упущения, допущенные при управлении судном и о передаче всей полноты власти старпому до прибытия нового капитана.



Три недели старпомовского капитанства пролетают в один миг (в смысле - не показаны) и вот на ледокол, 21 день непонятно чем занимавшийся, летит суровый морской волк - капитан Севченко.


Пилотирует вертолет Ми-2 мутный хлопец - поклонник В.Цоя, бардовской песни, доморощенной философии и легких наркотиков, по субъективному ощущению, откосивший от выполнения интернационального долга в ДРА по справке из психоневрологического диспансера.


При посадке на вертолетную площадку ледокола в вертолете отчего-то происходит возгорание, которое нужно режиссеру для того, чтобы сделать небольшое отступление от событий реальной истории - главный герой фильма, капитан Петров, который в реальности был отправлен с борта судна домой, в киношной исторической ленте остается на борту ледокола, чтобы продолжать чудить не по-детски.



Капитан Севченко сходу ставит себя как деспотичного и жесткого командира, раздавая выговоры всем встречным членам экипажа и выбрасывает за борт любимый кубик Рубика рулевого (этот предмет в фильме знаковый), чтобы не мешал рулить.


По его команде ледокол разводит пары и трогается по ледяной пустыне, но через 3 минуты экранного времени утыкается в непроходимые льды и на этом замирает. Становится ясно, что аллес, приехали. Капитан Севченко объявляет режим дрейфа с жесткой экономией топлива, продуктов, боеприпасов.




Третируемый и оскорбляемый новым кэпом экс-капитан Петров решает проверить какие-то свои догадки насчет плачевности сложившейся ситуации и пользуясь отсутствием какой-либо наружной вахты на судне, уходит в одиночку на ледовую разведку. Если бы не болтающийся в поисках вдохновения пилот сломанного вертолета, с которым он столкнулся,  и не собака, видевшая его уход в самоволку, то на этом с главным героем блокбастера на этом месте можно было бы и попрощаться. Потому что экипажу ледокола глубоко фиолетово все, что происходит вокруг их судна и никто туда не смотрит.



Отважный, но не капитан и не полярник, Петров как по ниточке доходит до выброшенного несколько километров назад с мостика кубика Рубика и тревожно вглядывается в снежно-ледовую муть.



Через пару шагов Петров проваливается в полость снежной пещеры на глубину метров так 7-10 и тут следует самая острая и драматичная сцена фильма:


Появляется хозяин пещеры и выражает свое негодование:



И был шанс плюнуть на псевдоисторичность псевдофильма-катастрофы и побороться со снимающимся в данный момент голливудским сериалом - экранизацией страшного и играющего на нервах романа Дэна Симмонса "Террор" (Арктика, дрейф, 170 человек на двух вмерзающих в лед кораблях британской экспедиции, голод и холод и жуткое порождение дьявола - арктическое чудовище, методично утаскивающее одного моряка за другим - кстати, окромя последнего все тоже по реальным событиям из последних месяцев жизни пропавшей экспедиции, следы которой только в прошлом году нашли)


Но наши киношники не ищут легких путей к зрительскому сердцу, потому унылое повествование о человеческой глупости и профессиональной некомпетентности продолжается тем же образом.
Петров любит зверушек так же, как угонщик Деточкин любил детей, и потому когда многосоткилограмовая зверюга с распахнутой пастью и ревом бросается на него, он выстреливает единственный  сигнальный патрон из ракетницы не зверю в пасть, не себе в голову, а в безопасном для всех направлении - в глухой свод снежной пещеры. Я считаю, на этом месте гринписовцы и прочие активисты зверезащитных организаций должны были в залах страны вставать и устроивать овацию минут на пять десять - ну где вы ещё такое увидели бы?


Как у нас заведено исстари, дуракам везет - и потому ракета легко прошивает несколько метров снега-раз, зверь сваливает от дурака подальше-два, пилот-песенник все ещё слагает вирши на свежем антарктическом воздухе-три и видит взлетевшую над льдами сигналку-четыре. Перебор, граждане, с чудесными случайностями. И ведь они ещё не кончились.


В метель в направлении сигнала выдвигается толпа мореплавателей и шустро находит своего экс-капитана. На глубине примерно семи метров, в метель, на расстоянии нескольких сот метров от судна, по очень примерному пеленгу, в снежно-ледяной белой пустыне. Через дырочку от ракеты диаметром сантиметров в десять. То есть,  понятно, насколько лохи те люди, которые  по часу в траве в радиусе десяти шагов не могут выпавшие ключи найти или мобилу.




Петрова притягивают на судно, где он демонстрирует капитану Севченко найденный артефакт кубик Рубика и говорит, что айсберг не простил им ДТП и преследует ледокол, чтобы сразиться с порождением человеческих рук во втором раунде.


Но того это не сильно впечатлило, так как нарисовалась проблема куда как хуже - горячо любимый экипаж и научные работники (кстати, добровольцы в реальности, оставшиеся дрейфовать на судне, остальных оттуда сняли вертолетами вместе с остраненным молодым капитаном) околачивают груши и морально разлагаются. Если одни потихоньку квасят спирт с водой или играют в домино,

то вертолетчик организует в трюме вокально-инструментальный ансамбль под своим художественным руководством, с которым исполняет песни В.Цоя (кстати, конкретно этот эпизод снят сам по себе неплохо - вызвало некоторую ассоциацию с импровизированным солдатским концертом из фильма "Блокпост" Рогожкина).



Это и доводит капитана-"уставника" до точки кипения. На общем сборе бездельников капитан Севченко разбивает гитару перед строем вдребезги и отправляет личный состав обкалывать лед с палубы. Тут картинка не ахти, поленились - судно в дрейфе, покрывающееся льдом, может представлять из себя апокалиптическое зрелище. В фильме так себе - слегка присыпало, даже сугробов не видно.



Далее происходит загадочное событие, смысл которого остался не понят, но оно дало толчок с следующей части фильма, скатившейся в нагромождение нелепостей. Капитан замечает приближение неопознанного самолета и командует экипажу укрыться. Все бросают лопаты и ломы и прячуться кто куда. Война идет? Есть угроза воздушного нападения?  То есть - если все попрячуться, то пилоты самолета доложат, что все хорошо - посреди ледового поля стоит советский ледокол без признаков жизни и все пропустят это мимо ушей? Логика подсказывает, что чтобы тебя не беспокоили, то наоборот нужно делать - демонстрировать кипучую деятельность, в снежки там играть, самолету фиги крутить, ломом кинуть, на худой конец. К безжизненному судну-то скорее отправят разведчиков, прояснить ситуацию.



Ну, и пока рукотворная железная птица о двух моторах не скрылась из виду экс-капитан Петров толкает действующему капитану забавную речь, суть которой: - "Нас отправили сюда по ошибке, слишком поздно, чтобы мы могли пройти льды. И теперь, чтобы наверху никому не отвечать за эту ошибку, ледокол списали, про него забыли и наверх о ситуации не доложили. Выйди,  мол в эфир и покричи SOS!"   У меня вопрос - хорошо, если так и было по мнению авторов фильма, как говорит ихняя придумка капитан Петров (напомню, которого в реальной истории забрали с ледокола вертолетом ещё до начала дрейфа), то в чем же заключался замысел сил Зла в руководстве СССР в 1985 году? Чтобы все люди на борту ледокола умерли от голода и холода, а сам он желательно чтобы был затерт льдами, лопнул и ушел на дно? И тогда бы никого не наказали, а Политбюро ЦК КПСС, равно как и мировые СМИ об этом бы не узнали?
Нет, я понимаю мотивацию запрета сверху голосить в эфир, чтобы не привлекать внимания к чрезвычайной ситуации мирового сообщества - такого ни одна страна не любит и старается управиться своими силами, даже когда их явно не хватает. Было, проходили, и не только мы. Но  то, что подразумевают авторы (впрочем, прямо это не оглашается) - это за гранью.


Продолжение здесь https://movie-rippers.livejournal.com/340132.html

Tags: альтернативная история, вас найобывают!, дотянулся проклятый!, стремительным домкратом, циничный пересказ, шлакбастер
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Бесконечность" в инфинитивной форме

    Бесконечность. Infinite. Фантастика. Режиссер Антуан Фукуа. С Марком Уолбергом плохих фильмов практически не бывает. И этот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Бесконечность" в инфинитивной форме

    Бесконечность. Infinite. Фантастика. Режиссер Антуан Фукуа. С Марком Уолбергом плохих фильмов практически не бывает. И этот…