Дамінік ад Патрыка (opatryck) wrote in movie_rippers,
Дамінік ад Патрыка
opatryck
movie_rippers

Category:

Фантомас - криминальное чтиво столетней давности

Некоторое время назад я возобновил одну из своих традиционных хохмочек: сравнительных обзоров не фильмов одной франшизы, а различных экранизаций одного и того же произведения. В прошлый раз - это был обзор на шведскую книгу о малолетних вампирах "Впусти меня", а сегодня хочу коснуться его, великого и ужасного, гения преступного мира Парижа десятых годов прошлого века - Фантомаса.




Итак, вначале была книга, точнее сказать произведение в духе наших Марининой и Дашковой, но с зашкаливающим количеством кровищи, сюжетных дыр и ещё меньшим смыслом, поскольку работа над одним томом (причём достаточно объёмным) у авторов занимала около месяца. В общем, в начале было типичное бульварное чтиво про не типичного героя - садиста, социопата, придумывающего самые изощрённые способы убийства или просто троллинга своих врагов, того кто имеет тысячу лиц, но по сути не имеющий ни одного. Прошу любить и жаловать - Фантомас.

В поместье маркизы де Лангрюн гости: местный священник, судья в отставке, её подруга маркиза де Вебре, и молодёжь в лице её внучки Терезы и сына старинного друга маркизы  Этьена Ромбера - Шарль, ожидающий в поместье приезда отца.
Именно за столом всплывает имя таинственного злодея. Точнее даже не имя, а прозвище, которое дали газетчики и полицейские неуловимому преступнику, отличительной чертой которого являлось мгновенное исчезновение сразу после совершения им преступления. Будь то кража или даже убийство. Молодёжь в некотором, можно сказать, восхищении, старики возмущены и чтобы сменить тему, хозяйка намекает на то, что могла выиграть в лотерею достаточно крупную сумму. Той же ночью маркизу убивают в запертой комнате. Приехавший рано утром Этьен Ромбер обвиняет в убийстве сына.

Полиция, явившаяся на вызов, задерживает в окрестностях поместья двух бродяг, одним из которых оказывается инспектор сыскной полиции из Парижа - Жюв, проводящий собственное независимое расследование, но он не успевает допросить Шарля Ромбера, поскольку он и его отец таинственным образом исчезают, а через некоторое время в озере находят обезображенный труп одетый в одежду Ромбера младшего.

А ещё через некоторое время в парижской гостинице незнакомец представившийся Фантомасом грабит русскую княгиню (точнее супругу русского князя), родственницу императорской фамилии Соню Данидову.



Книжных иллюстраций найти не удалось, посему вот вам княгиня Соня и незнакомец из мини-сериала о котором я расскажу поздней

К слову Данидова - это не опечатка, просто авторы оригинала Пьер Сувестр и Марсель Аллен не сильно парились достоверностью иноязычных фамилий. Впереди нас ждёт ещё встреча с лордом Бельтамом (точнее его трупом) и его же вдовой Мод, фамилию которых один из переводчиков передал как Бельтхем, так же как и авторы не задумываясь над смыслом, поскольку в переводе с английского Belt Ham будет... Ременная ветчина или Ветчинный ремень)))))

Но что-то я отвлёкся. Там же в гостинице происходит стычка между кассиршей Жанной и новым помощником управляющего, в ходе которой хрупкая с виду девушка мощным хуком посылает пристававшего к ней мужчину в нокаут.

А тем временем в столичной психиатрической клинике Алиса, супруга Этьена Ромбера и мать его сына (который собственно и скрывался под платьем кассирши Жанны) подговаривает одну из сиделок устроить ей побег, но побег срывается, поскольку встретившейся со своим братом сиделке Бобинетте, угрожает таинственный незнакомец. Там же в трактире "Свинья св. Антуана" происходит стычка после которой человек с зеленоватым из-за болезни оттенком кожи ловит юношу Поля, которым оказывается наш старый знакомый Шарль Ромбер, а болезненно зеленолицым кентом - инспектор Жюв.

Жюв, полностью опровергает любую возможность того, что Шарль может оказаться убийцей, но доказательства слишком эфемерны, чтобы отмести обвинение, поэтому Жюв предлагает Шарлю очередной раз сменить имя и общими усилиями новые приятели создают журналиста Жерома Фандора



Фандор и Жюв из упоминавшегося выше мини сериала

Тем временем, оставшаяся после смерти бабушки не просто круглой, а более чем круглой сиротой Тереза с подачи Этьена Ромбера поступает в компаньонки к леди Мод Бельтам, супруге пропавшего без вести (а точнее убитого) лорда Бельтама.
Однажды ночью, её и других компаньонок леди Мод, разбудил шум в саду, слуги задерживают неизвестного бродягу, который требует встречи с леди. Они остаются наедине и выясняется, что Мод не была такой уж благочестивой, а за личностью бродяги скрывается её многолетний любовник. Леди приказывает слугам отпустить бродягу восвояси, однако на улице его задерживает полиция, поскольку бродягой-любовником был некто Гёрн в квартире которого чуть ранее Жювом был обнаружен труп лорда Бельтама. Так же увязав некоторые подробности Жюв приходит к выводу, что Гёрн (он же в разных переводах Гурн или Гарн) и есть таинственный Фантомас



Для разнообразия вот вам первый Кинофантомас - Рене Наварр

Убийца лорда на скамье подсудимых, но давая показания Жюв, сообщает, что кроме трупа обнаружил (хотя на самом деле это был Фандор), доказательства того, что Гёрн не просто убийца-мститель, он хладнокровный преступник, которого вся Франция знает, как Фантомаса. Жюв просит время для дорасследования или хотя бы немного времени, чтоб в Париж привезли клочок карты окрестностей поместья маркизы де Лангрюн, совпадающую с вырезанным куском карты, найденной на квартире Гёрна. В первом ему отказывают, но соглашаются дождаться приезда управляющего покойной маркизы Долона.

Накануне приезда управляющего, Гёрн сходится с Нибе, одним из своих охранников и дав взятку, просит устроить ему побег. Но вместо того, чтобы убежать, он, переодевшись в свой балахон с маской, в котором будет часто появляться в последующих романах, Фантомас, а Жюв прав и это именно он, попадает на поезд на котором и едет Долон, усыпляет всех пассажиров купе, а затем, жестоко убивает слугу и предварительно подменив отрезок карты в его бумажнике, выбрасывает Долона из поезда. Затем возвращается в свою камеру.



Классический прикид Фантомаса

Между тем, не только глупая молодёжь увлечена Фантомасом, увидев Гёрна на заседании суда его облик для своей роли в театре копирует актёр Вальгран. Однажды, как раз накануне казни убийцы лорда Бельтама, Вальграну приходит письмо от таинственной незнакомки, желающей провести с ним ночь в непосредственной близости от тюрьмы, где в камере смертников сидит Фантомас. Заинтригованный Вальгран едет на встречу. Незнакомкой оказывается леди Мод, она отвергает ухаживания лже-Гёрна, но поит его чаем... с наркотиком. А затем, когда туда же приходит Нибе, выдаёт за своего настоящего любовника, которого за очередную взятку ей привели накануне казни. Вальгран отправляется в камеру смертников, а затем, всё ещё одурманенный ложиться под нож гильотины. Но пусть и не вовремя, обман раскрывает Жюв.
Он знает, что Фантомас на свободе.



Ещё один Кинофантомас, на сей раз Марсель Эрран из фильма 1946 года.

Итак, вот так вот выглядел оригинальный сюжет первого из сорока трёх кило макулатуры, которые наваяли сперва Пьер Сувестр и Марсель Аллен, а затем, после смерти соавтора один Аллен. О спойлерах я предупреждал, впрочем те кому хотелось, могли прочитать книгу ещё в середине девяностых, когда Фантомаса можно было найти на любых книжных развалах. Теперь же пройдусь по экранизациям.

Первая из них случилась ещё при жизни Пьера Сувестра, умершего от испанки в 39 лет.

Фантомас, под сенью гильотины (1913)



Это была часовая немая картина с четырьмя продолжениями так же длящихся от часа до полутора.
Естественно, в связи с хронометражём и необходимостью перебивать сюжет интертитрами из фильма выкинули почти всё, оставив всего четыре эпизода.

Начинается всё сразу с ограбления княгини Данидовой. Затем, галопом по Европам Жюв и его приятель и помощник Фандор находят нелепо и комично выпадающий из чемодана труп Бельтама. Ловят самого Гёрна-Фантомаса на выходе из дома леди Мод. Затем следует суд, на который попадает Вальгран (которого здесь играет совершенно другой актёр), подмена Гёрна и Вальграна и... в отличие от оригинала хэппи-энд, поскольку ещё перед казнь обман раскрывает Жюв, Вальграна отпускают, а за Фантомасом начинается охота.



Фантомаса я уже показывал выше, а вот так выглядели первые киновоплощения Фандора и Жюва

Последующие четыре серии так же не особо отходят от оригинала. Но по-видимому или создателям надоело или упал спрос, но дальше пяти серий дело не пошло, зато наш злодюга пересёк океан, поскольку им заинтересовались американцы. Но о достоинствах и недостатках этого двадцатисерийного фильма сказать что-либо не представляется возможным, поскольку ни одна из серий до наших времён не сохранилась и о снятом мы можем судить только по новелизации "Фантомас в Америке", которая у нас не переводилась и редким фотографиям



Эдди Розмен в роли Фантомаса.

Следущий раз Фантомас появился на экранах спустя 12 лет, уже в звуке и снова во Франции

Фантомас (1932)



В данной экранизации, как было модно в те времена уже начинается отсебятина.

Гостей, собравшихся у маркизы де Лангрюн Фантомас пугает запиской о том, что кто-то из них умрёт, но те отправляются спать не взирая на все "спецеффекты", которые им преподнёс злодей. Он под видом Этьена Ромбера уводит из под носа полиции Шарля, но не инсценирует его смерть и на него достаточно быстро выходит Жюв. Затем он пугает до смерти (в прямом смысле этого слова) русскую аристократку и миллионершу Соню Данидову на глазах у многих собравшихся на банкете в её честь. После, под видом Гёрна подстраивает аварию любителю-автогонщику лорду Бельтаму, причём делает это практически открыто. И так далее.
Кроме этого, фишкой фильма является то, что нам практически до самого конца фильма не показывают самого Фантомаса и даже в начальных титрах напротив роли стоит знак вопроса.

По понятным причинам продолжения данного фильма не последовало, хотя некоторые любители утверждают, что его продолжением есть вышедший спустя четырнадцать лет

Фантомас (1946)



Эту экранизацию и в самом деле можно считать продолжением без начала (или возможным продолжением фильма 1932го года), поскольку в первых кадрах мы видим свадьбу Фандора и... Элен Гёрн - дочери Фантомаса, которая появляется в повествовании только в восьмом томе. Впрочем, как и все прочие экранизации этого периода, данная оставляет от оригинала крайне мало. Тут, например из оригинала взята концепция, что Фантомас не желает видеть свою дочь взрослеющией и потому противится её браку, особенно браку с Фандором. Поэтому он убивает мэра и сам занимает его место, делая тем самым брак не действительным.

А вот далее сценаристы начинают жечь напалмом, точнее показывать что они читали и смотрели американские комиксы, потому что скрывающийся в парижских катакомбах Фантомас желает не много ни мало убить всех жителей Парижа с помощью таинственного луча смерти, чем и шантажирует власти.



Это Элен Фантомасовна в компании Фандора и Жюва.

Жюв, прячет Элен и Фандора у своего агента, бывшего преступника Артура, а сам начинает рыть носом землю в поисках своего закадычного врага. Однако Фандору не сидится на месте (хотя с женщиной под боком должно если не сидеться, то хотя бы лежаться), он выходит на улицу и вскоре попадает в ловушку Фантомаса, там же через время оказывается и Жюв, но ценой своей свободы их спасает Элен.

Прихватив дочь, Фантомас уезжает из города, однако Фандор и Жюв догоняют его грузовик и возвращают девушку себе, а сам грузовик с преступником взрывается на заминированном мосту. Фантомас мёртв, Элен наконец-то становиться мадам Фандор. Но в сам ли деле мёртв злодей?

Поскольку через два года на экраны выходит

Фантомас против Фантомаса (1948)



Как и предшественница, данная картина косплеит американские кино-комиксы и в лучших их традициях в данной экранизации были заменена вся съёмочная группа и испонители всех ролей за исключением Александра Риньо, как и в прошлый раз сыгравшего Жюва и Ива Деньо, в прошлый раз сыгравший Артура, но в этом фильме сменивший роль.

Доктор Бреваль в очередной раз отвергнутый мадам де Шарра, за которой он безуспешно пытался ухаживать долгие годы, инсценирует свою смерть и в уединённом месте в провинции создаёт клинику в которой, пользуясь своим умением нейрохирурга, он делает из людей нечто вроде зомби, а для того чтобы иметь средства для содержании своей подпольной клиники он, устраивает грабежи, прикрываясь личиной Фантомаса. Жюв и Фандор (после смены актёра забывший, что женат и клеящий дочь мадам Шарра) подозревают, что за всем этим и в самом деле стоит выживший после катастрофы Фантомас и начинают слежку.



Они находят логово лже-Фантомаса, но Бреваля спасает настоящий преступник. Фантомас предоставляет доктору новую лабораторию в казематах бывшего концлагеря, где во время войны немцы проводили собственные медицинские эксперименты. Он же даёт доктору новых пациентов, которых по примеру немцев в случае неудачи предполагалось топить в бассейне полном кислоты.
Однако Жюв и Фандор находят и её. Спасаясь от преследователей, Фантомас пытается скрыться спустив содержимое бассейна, но не успевает, потому что его толкает прямо в кислоту один из освободившихся и взбунтовавшихся пациентов. Но погиб ли он?

Это нам уже не узнать, поскольку после второй части (а может третьей, если за первую считать фильм 1932го года) съёмки были прекращены и новых приключений Фантомаса пришлось ждать почти двадцать лет, когда на экраны вышла самая известная на территории бывшего СССР трилогия.

Фантомас (1964)

Ну этот фильм, равно как и два его продолжения пересказывать нет смысла, потому что его смотрели ВСЕ, а кое-кто из читающих этот обзор возможно видел даже её советскую премьеру или так же как я посмотрел её по телевизору в 1990е (хотя вру, я впервые посмотрел её в видеосалоне в одноголосном переводе ещё в конце 1980х).
Так же бессмысленно говорить, что в данной экранизации от оригинала не осталось решительно ничего, кроме имён и занятий четырёх из пяти перешедших из книг персонажей: Фантомас заимевший новую маску (точнее сказать, пользующийся латексными масками вместо грима, как его предшественники) по-прежнему преступный гений, Мод Бельтам - его любовница (правда в отличие от оригинала, любовница в высшей степени ревнивая), Жюв - полицейский, причём из инспектора доросший до комиссара, Фандор - журналист. Единственный, точнее единственная, кто перешёл в новую экранизацию целиком в новом качестве это Элен Гёрн, из дочери Фантомаса ставшая штатным фотографом газеты, где трудится её жених Фандор.
Так же сменилась окраска фильма. Если книги и предыдущие экранизации представляли собой криминальный триллер, то экранизация 1960х - детективная комедия. По слухам, её концепцию предложил Жан Кокто, любовник исполнителя главной роли Жана Маре. Так же, по слухам планировалось снять не три, а десять серий, но из-за конфликта возникшего между Маре и исполнителем роли Жюва Луи де Фюнесом съёмки дальше трёх серий не пошли. Сам же конфликт произошёл, потому что де Фюнес, играя только Жюва, получал больше, чем снимавшийся сразу в двух ролях Фантомаса и Фандора Маре.

И вновь наступило время безфантомасья, пока спустя 12 лет после выхода Фантомаса против Скотланд-ярда за дело не взялась сборная команда из французских и немецких телевизионщиков, результат деятельности которых демонстрировали на телевизионных экранах то ли в конце 1980х, то ли в начале 1990х годов прошлого века, заставив моего ныне покойного батю плеваться, ибо это совсем не тот Фантомас, который он зырил в детстве, а меня влюбиться в этого героя, потому что как любому пацану мне было прикольно смотреть на драчки и кровищу.

Фантомас (1979)



Создатели данной экранизации, без малого пятьдесят лет спустя, вернулись к непосредственному оригиналу и все четыре серии так или иначе сняты по книгам, пусть и с небольшими изменениями, не слишком экранизацию портящих.

Так в первой серии Жюв оказывается на месте преступления ещё до его совершения, будучи одним из гостей маркизы де Лангрюн (точнее заменяя собой судью), отсутствуют Этьен Ромбер, внучка маркизы Тереза и управляющий Долон и соответственно все сюжетные линии с ними связанные. Зато в отличии от фильма 1913 года Вальграна и Гёрна/Фантомаса играет один и тот же актёр Гельмут Бергер. А ещё тут есть сиськи княгини, правда скрытые под водой, но всё равно заметные, на них можно посмотреть в начале обзора)))

Так же отмечу один немаловажный момент. В некоторых рецензиях я встретил информацию, что трилогия во многом косплеит самую первую экранизацию, хотя лично я при просмотре никаких перекличек не заметил. Зато мне бросился в глаза такой момент. В экранизации 1979 года есть пасхалки на трилогию, в лице Доминика Зарди и Анри Атталя в фильмах Андре Юбеля игравших подручных Фантомаса в данном же мини-сериале первый сыграл кондуктора в поезде, а второй тюремного священника, провожавшего Фантомаса (точнее Вальграна) на гильотину



В начале 2010х проскакивала информация о новой экранизации Фантомаса, которую должен был продюсировать Тома Лагман, снимать Кристоф Ган, а главные роли играть Жан Рено и Венсан Кассель, но... в 2014 году Ган объявил на прессконференции, что у них с продюсером принципиально разный взгляд на то что нужно снимать, потому что он привык Сайлент Хиллы делать, а Лагману, прославившемуся киновоплощением Астерикса и Обеликса хотелось очередную комедию. Так что данный проект в долгом ящике и единственное, что к данному моменту готово - это... постер.



Так же в конце 2000х, спецом для русскоязычной публики, пересмешниками от НОМа было снято псевдо-продолжение комедийной трилогии "Фантомас снимает маску", впрочем она чуть менее бредовая, чем снятая в 1937 году короткометражка "Мёсью Фантомас" - вообще являющаяся полным глюком.

Оценок в этот раз не ставлю, поскольку всё что было просмотрено пусть и не хватает звёзд с неба, но для экранизации бульварного чтива вполне достойно. Так что если есть желание, можете сами посмотреть и сами составить своё мнение - категорически советую.

Tags: альтернативная история, ведь могут же!, забугорная дичь, золотой фонд, киносравнения, половые страсти, положительный пример, те самые таблетки, франШиза, циничный пересказ
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…