voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Каратель (1969)



На рубеже 1960-70-х в СССР большим вниманием пользовались события в Греции, государстве, которое в ХХ веке превратилось в печальную клоаку политической неразберихи и интриг и где переворотов и революций было не меньше, чем во многих латиноамериканских странах, а затяжной кризис борьбы демократии и фашизма длится до сих пор. В 1967 г. в стране произошел знаменитый переворот "черных полковников" с явным фашистским оттенком. Эта поразительно гнилая и убогая диктатура сделавших карьеру провинциальных греческих военных, простоявшая всего семь лет (с 1967 по 1974 г.), постоянно испытывала общественное недовольство, боролась с терактами и вооруженным подпольем, вводила все более нелепую цензуру, которая становилась настолько громоздкой, что ее становилось только легче обходить, подавляла танками бунт студентов в центре Афин - и наконец была позорно, без единого выстрела отстранена после провокации ею путча на Кипре, что привело к оккупации его Турцией. Тем не менее, эта диктатура успела отравить существование многим своим согражданам. Лидеры хунты, придерживавшиеся радикально правых взглядов и "традиционных греческих ценностей", объявили борьбу против угроз традициям. Под угрозами традициям они понимали все вплоть до джаза, а всем несогласным был приклеен ярлык "анархо-коммунистов". Партии были распущены, правосудие заменено военными судами, парламент отменен. Коммунистическая партия понесла большие удары, многие ее члены были казнены, а другие - эмигрировали. Среди прочих страну покинул достаточно известный греческий режиссер Манос Захариас, бывший участник гражданской войны в Греции, член антифашистского и народно-освободительного подполья против немецких оккупантов, член КПГ 1941 г., чье имя и сейчас в Греции известно каждому. До своего возвращения на родину в 1980 г. он был в СССР довольно известным режиссером, который снял несколько фильмов, том чиле третью новеллу в альманахе «Город первой любви» - о битве за Сталинград и короткой, но яркой любви ее защитников. А вы говорите, Катя-Катя...

Конечно, идеологическая борьба против военного фашизма в сердце Европы, пользовавшегося благорасположением многих членов НАТО, имела большое значение для СССР. И в итоге по художественному роману в 1968-69 гг. на киностудии Мосфильм был снят фильм за авторством указанного политдиссидента Захариаса. Со своей стороны мне показалось интересно, что может представлять такой фильм? Краткая фабула сюжета оказалась такова: главный герой Вангелис - один из солдат военного отряда, который расстреливает приговоренного к казни коммуниста. После этого Вангелису дается увольнительная в город, где он проводит время с родными и своей девушкой Марией, стараясь отдохнуть. Однако постепенно становится понятно, что его душа неспокойна и казнь не выходит у него из головы. Мятущийся в сомнениях солдат устраивает драку на улице по пустячному поводу и вскоре попадается патрулю, который сажает его на гауптвахту - но это уже не тот солдат, который шел в город.

Прежде всего, скажу предупреждаю - фильм оказался очень далек от политической агитации. Вышедший почти одновременно политический триллер "Дзета" в этом плане куда острее. Нет, история здесь довольно камерная, сугубо личная и психологическая и события вокруг предстают скорее как фон, причем конкретные политические реалии весьма слабо отражены. За исключением расстрела коммуниста, никаких репрессий режима не показано, идеология власти представлена в коротком размышлении командира героя о примате армии и долга - и редких моментах в диалогах. Даже действие происходит в каком-то греческом захолустье, где нет ни на намека на придавленную властью активную общественную жизнь. По существу, перед нами психологическая история отдельно взятой личности, в которой конкретные реалии могли бы без особых усилий поменяться на любые другие - и тут все уже зависит от взаимодействия персонажей и драматической глубины.

При этом, что меня удивило в фильме - так это очень грамотно воссозданный антураж реальной Греции. Как тяжело снимать страну, в которую нет выезда, отлично демонстрирует всевозможная американско-европейская клюква советской поры. В СССР тоже не раз снимали про заграницу и сталкивались с аналогичными сложностями недостатка аутентичного реквизита и ошибок с реалиями быта. Тут же, как по мне, помощь греков и большое старание полностью себя оправдали. Если стараться не вглядываться в пейзажи и не заметить пару деталей, то полное ощущение, что перед тобой - реальная Греция. Обилием смуглых лиц и иностранных автомобилей на улицах, особенно американских джипов, фильм навел меня на мысль - не могли ли его снимать в Югославии? Но оказалось, что ничего подобного - съемки шли в Крыму и Закарпатье, а заграничные автомобили, судя по всему, собирали со всей Москвы, а может, и по всему Союзу.



В фильме также огромное количество греческих надписей, деталей быта и тому подобное - не знаю, есть ли там ошибки, но если и есть, сторонний наблюдатель их не заметит.



Греческая армия, похоже, тоже выглядит как настоящая - форма сделана как в реальности и даже у солдат - американские винтовки М-1 Carbine - где их только могли взять? Там же, где проезжают военные грузовики, их аккуратно показывают только сзади.









Единственное, что в паре моментов, то ли из-за атмосферы, то ли ради демонстрации милитаризма капиталистического союзника НАТО в кадре проезжает тяжелая техника - некий американский броневик и задрапированный самолет на грузовике. Первый - это советский ПТ-76, второй - советский же МиГ.





Собственно, после этого фильма вопрос, где лучше умели делать заграницу, для меня лично решен.
Но антураж фильма это еще не все. Фильм отличается многими чертами интеллектуального кино 60-х - растянутые планы, задумчивые диалоги, немые сцены и частые бытовые или психологические взаимоотношения. Последнее во многом держится за счет актеров - а здешняя актерская труппа, хотя и была представлена в основном новичками, в грязь лицом не ударила. Так, в главной роли солдата Вангелиса выступил будущий известный актер Евгений Киндинов - между прочим, это был его дебют в кино.



На вторых ролях мелькают Армен Джигарханян в эпизодичной роли сержанта Вангелиса, Леонид Каневский в роли греческого коммерсанта, а также мало кому тогда известные Георгий Бурков и Сергей Шакуров - в ролях друзей девушки Вангелиса Марии. А вы что, не замечали, что Бурков - вылитый грек? Что же до Шакурова, то он незадолго до того дебютировал в кино у того же Захариаса в фильме "Я солдат, мама". Думаю, греку виднее, кто похож на грека.





Также несколько настоящих греков снялось в других ролях, как, например, роль священника исполнил лично режиссер фильма Манос Захариас. Исполнил, на мой взгляд, отлично. Кстати, дедушка Захариас жив до сих пор и продолжает бороться за дело освобождения от капитализма в составе КПГ.

К сожалению, сейчас этот фильм не так легко смотреть, потому что пропало ощущение исторического фона. За весь фильм происходит довольно мало событий, из-за чего действие выглядит затянутым. Герои преимущественно ходят и говорят на личные темы или ведут странные нередко отвлеченные разговоры, которые не всегда можно понять. Особенно тут отличаются друзья Марии, Бурков-Шакуров, явные представители золотой молодежи, не раз говорящие что-то о политике - но так обтекаемо, что сложно понять, что они вообще имеют в виду. Сочувствия эти люди не вызывают и становится понятно, что никакой альтернативы диктатуре они оказалать не смогут - что явно и было целью режиссера-коммуниста. Вторая линия - это в основном взаимоотношения Ванзелиса и Марии, которые показаны как довольно тяжелые. Ванзелис явно ее разлюбил, но бросить не решается. В психологических взаимодействиях героев и проходит большая часть хронометража. Как мне кажется, автор диалогов не смог вытянуть драматичность этого противостояния до конца, так что фильм не смог окончательно достичь нужной отметки эмоционального вовлечения зрителя.

Но все же фильм не назовешь плохим. Он имеет очень качественно воссозданную атмосферу греческого захолустья, хорошие актерские работы, нередко отличные сцены (особенно здесь выделяется красивый финал с охотой на лошадь как метафора обретения свободы) - а еще здесь очень красивая медитативная музыка. Если верить Садальскому, который дебютировал в кино именно в "Городе первой любви", ее писали Джон Леннон и Пол МакКартни (???) и знаменитый Микис Теодоракис, автор Сиртаки.

А еще  в фильме есть сцены, которые  кажутся пророческими. Как, например, диалог на дороге с богатым иностранцем, упорно отказывающимся называть свою национальность, который выдает странные и загадочные размышления о победе Европы, где уже не будет разницы между немцем и французом. Однако греческие собеседники почему-то очень сильно сомневаются, что эти новые европейцы так легко дадут раствориться в своей Европе грекам... В свете недавных событий из-за проблем участия Греции в ЕС смотрится о-о-очень симптоматично.

И хотя, на мой взгляд, путь психологического переосмысления солдатом своей роли можно было показать лучше и более выражено, это не отрицает того, что это серьезное и вдумчивое кино в лучших традициях 1960-х. Вывод - этот фильм можно посмотреть тем, кто хочет посмотреть на карьеру любимых артистов, любителям тонкого кино 1960-х, а также интересующимся военной диктатурой в Греции - пусть там все исключительно на уровне быта.
Tags: позитив, положительный пример, пятничный кинозал
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Он, она, Осима и Шаброль

    «Les noces rouges» 1973 «Les Innocents aux mains sales» 1975 Итак, продолжаем необъятную тему «секса и насилия» в мировом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Он, она, Осима и Шаброль

    «Les noces rouges» 1973 «Les Innocents aux mains sales» 1975 Итак, продолжаем необъятную тему «секса и насилия» в мировом…