voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Григорий Р. (2014). Серии 1-2



Я хотел сделать обзор на этот сериал еще когда услышал про него - ибо с самого начала было понятно, что выйдет дрянь. Но когда я его недавно увидел!.. Я был в ярости, потому что я даже не думал, что выйдет НАСТОЛЬКО ужасная дрянь. Поэтому мой пересказ будет содержать зашкаливающее количество НЕНАВИСТИ, ругани, мата и оскорблений! Если вы школьница младших классов, кормящий ребенок или сердечно больное животное - не читайте!!!

Начинается все с кинохроники революционных годов под нагнетающую музыку, что еще раз доказывает, что фильм "Агония" Климова - немеркнущая классика и любой бездарь не может удержаться, чтобы не своровать из него.



В следующем кадре, как в плохом сериале про ментов, две бабы моют белье в проруби и в ужасе видят там рожу Распутина подо льдом. Однако, здравствуйте, это Первый канал. Кстати, Пуришкевич утверждал, что тело целиком замотали в ковер... и труп не всплывал, наоборот, его пришлось водолазами искать... Ну, вы понимаете, маленькое допущение ради леденящего душу кадра.

На крики баб сбегается чуть ли не пол-Петрограда, включая нашего усача на первом кадре, который попадает в собравшуюся на мост толпу и видит там то, чего не заметил никто больше в городе - свежую кровь на поручнях, разумеется, не замерзшую за декабрьскую ночь. Хотя на самом деле вначале было отмечено лишь исчезновение Распутина, потом нашли прорубь по пятнам крови на парапете моста (а не перилам). Итак, сериал еще даже не начался, а нам уже обещают грандиозное по достоверности полотно, ну-ну.

После наркоманских титров начинается сюжет. Бросок в будущее - июль 1917 года. Усач, который оказывается следователем Генрихом Ивановичем Свиттеном, приходит в Зимний дворец. В здании отлично слышны крики демонстрантов на улицах, что показывает, что перед нами - знаменитые "июльские дни" 3-4 июля с их массовыми шествиями и беспорядками. Но никого это не волнует. К Свиттену заходит Колдун из "Темного мира", в котором я не сразу узнаю Керенского. И это понятно, Колдун же играет хреново. В разгар демонстраций в городе Керенский находит время пожаловаться, что его обвиняют в контрреволюции и шпионаже и только разоблачение Распутина может спасти его репутацию. Итак, этот бред и является двигателем сюжета: задача следователя - доказать, что это Распутин довел страну до ручки, а не Временное правительство, и об этом сказано прямым текстом.

В реале сразу после революции была созвана Чрезвычайная следственная комиссия, которая расследовала деятельность "темных сил", и Распутин был только частью расследования. Возглавлял ее товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда В.М. Руднев. Судя по его воспоминаниям - порядочная шляпа, а не следователь, который повелся на показания многих арестованных и в эмиграции выпустил о них слащавые воспоминания. А нашего следака переименовали в честь одного члена ЧСК, харьковского прокурора Б.И. Смиттена. Все понятно? Продолжим.

Вместо того, чтобы поехать на допрос, Свиттен решил докопаться до истоков и поперся сразу на родину Распутина, в с. Покровское. Там он с удивлением оглядывает принадлежавший покойному двухэтажный особняк, и на полном серьезе спрашивает - а разве нельзя было каменный сделать, богатый же был человек? А, ну да, типа двухэтажная домина с отделкой это еще скромно? Возница в ответ заявляет, что деньги ушли на церковь, которую сделал в селе Распутин и что там наверняка торчат паломники. В общем, в селе Распутина очень любят, это был благодетель, благотворитель, святой.

Ложь. Действительно, некоторые авторы цитируют, что тот предложил 5 тыс. руб. на постройку новой церкви в с. Покровском. Но они не любят цитировать продолжение: "Между тем более сознательная, развитая часть населения начинает поговаривать о том, что не худо бы эти деньги потребить на богоугодное, жизненное дело: на постройку новой двухклассной школы, в которой такая нужда... Не чужд этой мысли и Гр.Е. Новый, что удалось заключить из личных с ним разговоров..." (с). Так что в селе Покровском всегда была только одна церковь. А вот дом был, да.



Пока Свиттен заходит в дом, нас бьет ФЛЭШБЭЭЭЭК!!!! 1900 год, в какое-то село приходит Распутин с маленькой девочкой и двумя конями, которые он отдает торговцу-цыгану за пять рублей списания долга. Дешево, потому что староста просил за четыре. Вот такой он наш Григорий, гений маркетинга.



Историю сценарист, кстати, явно изучал по булкохрустным пабликам, потому что до революции лошадь стоила в районе ста рублей, а часто больше. Девочка в тему спрашивает: "Так все-таки бог есть?" "Нет, дочка, это фантастика Кажна тварь божья" - важно отвечает божья тварь Гришка. Лошадь тем временем не слушается, торговец ее бьет плетью с помощью натуралистических крупных планов, кадров с кровью, а под конец натурально сбивает лошадь с ног (хренасе Халк!) и начинает избивать до смерти. Зачем это показано, спросите вы? А как же, продемонстрировать людскую жестокость и стяжательство, которым противостоял всю свою жизнь праведник и бессеребренник Распутин. Поэтому тот тут же бросает девочку башкой об землю, нагибается над лошадью и поднимает ее заговорами. Гришка Распутин - русский доктор Дулитлл!

После этого очень важного эпизода Свиттен крайне дипломатично пытается вызывать вдову Распутина на откровенный разговор: мол, а ведь ваш муж наверняка бухал, изменял, трахал, все что движется? Расскажите, пожалуйста, все, что знаете, я запишу на камеру. Да, этот следователь мастер жареных подробностей, корреспонденты НТВ рядом не стояли... ФЛЭШБЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭК!!! Под звуки балалайки Распутин устраивает с кем-то матч по коллективному боксу в слоу-мо.



"На ково прешь! Я с Покровки!" - орет он с дикими глазами и опрокидывает противниками столы, а потом начинает пьяно плясать. Ну что же, быт и традиции обычной русской деревни переданы идеально, не спорю. Тут приходит торговец и ФЛЭШБЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭК!!! (Больше флэшбэков! БОЛЬШЕ ФЛЭШБЭКОВ!!! Дух Зака Снайдера требует больше флэшбэков!) Вдова, явно не расслышав вопрос, тупо пялится в пустоту. Тогда Свиттен раскрывает, что вел следствие по убийству Распутина (вот совпадение!) и знает, кто его убил. Тайна века в те годы, да. Но вдова на контакт не идет, и Свиттен глубокомысленно замечает: "Если ты правды не скажешь, то другие подавно наврут" - и уходит, а та ему говорит в спину: "Бесы" и начинает разговаривать с глюками Распутина, подтверждая нам, что его семья и впрямь не от мира сего.

Опять, видимо, флэшбэк, только без перехода - ночью бухой Распутин, уложив спящую дочу на телегу, возвращает свое - а именно, уводит из неохраняемой конюшни торговца своих лошадей. Свиттен узнает об этом от старосты, и тот признает, что за такие фокусы Гришку адски отдристили всей деревней и даже думали, что он сдох, что и показывают нам в очередном ненужном флэшбэке. Святой Гришан, героически отослав предупредившую его дочь-малолетку, чтобы она не попала под удар, претерпевает за нее муки аки апостол Петр, от дубинъ своихъ вражескихъ единовѣрцевъ... Так что если вам теперь скажут, что Гришка у себя в селе промышлял конокрадством - вы знаете, что это клевета, вот какая была историческая Правда! Благородный Распутин всего лишь воровал лошадей села у торговцев, получив сначала за них деньги - кто его осудит? И вообще, староста сам виноват, чем он думал, когда доверял передать лошадей самому ненадежному человеку во всей деревне? Это его вина, а не сценариста кого-то другого!

Несмотря на все это, в 1917 г. староста говорит Свиттену, что, мол, мы его простили и теперь уважаем. Потому что... потому что... война... смута... И вообще, он теперь перед богом. Не спрашивайте, где тут логика, это надо узнавать у сценаристов. А избитый Гришка с окровавленной спиной ползет из последних сил к своей горячо любимой дочурке, которой в драке руку задели плетью и она потеряла сознание... ну, от шока, видимо... ползет и плачет, ползет и плачет... Машков врубает свою актерскую игру и молит господа о помощи, чтобы зритель забыл, что это он виноват в том, что произошло. И происходит чудо! С неба льет ласковый дождь, будет запах земли, щебет юрких стрижей от зари до зари, и весна встретит новый рассвет, не заметив, что нас уже нет.



Дождь смывает кровь с руки девочки, не смывая почему-то ее с рук Распутина (очередное чудо!!!), камера уплывает вдаль.
1917. Возница в очередной раз говорит Свиттену Правду, будто в Покровском при Распутине часто были цыгане, с которыми он хорошо знался, пока мужики не попросили цыган удалиться после того случая. Возница, по чистой случайности, тоже цыган - его за воровство на каторгу сослали, а когда откинулся, тут осел. Он-то и рассказывает, что, мол, Распутин хотя лошадей и воровал, но денег не брал, а делал это исключительно из любви к искусству животным. Мотивация на уровне фильмов про супергероя Александра Невского! Ааааллилуйа!



Ай-я-яй - думает следователь, поверивший первому попавшемуся цыгану, - какого замечательного человека оболгали. И все это, разумеется, правда до последнего слова, пусть даже ни единого похожего факта историками не найдено. Свиттен решает, как хороший следователь, получить подтверждение в архивах бывшего уездного управления полиции. В нем, полностью опровергая все выводы историков о слабости, малочисленности и неэффективности послефевральской милиции в 1917 году, которая сама регулярно становилась жертвой самосудов возбужденных масс, творится совершенно типичная сцена из современных бандитских сериалов: менты в кожанках бьют арестованного.



Разумеется, следователь не обращает внимания на такие мелочи, равно как и на странный беспогонный полицейский мундир какого-то чина, который предлагает ему мед. Это - бывший уездный пристав, не только оставшийся на месте после революции, но еще и жалующийся, мол, милиционеры сами людей бьют, а ему себя не дают, как в старые добрые патриархальные времена... И бутылочку шампанского уже не достанешь... Кажется, сценарист в принципе не в курсе, что бывшим приставам на службе в 1917 году места не было. После революции под нажимом народа, который - вот удивительно! - не любил полицию, всех жандармов и полицейских, за исключением чинов сыскных отделений, от работы отстранили. За что? Ни за что, разумеется, это же народ, он всегда мстит ни за что.



Пристав говорит, что Распутин и по убийству проходил, и по хлыстовству, и много по чему - и показывает дела. А заодно рассказывает, как он в странствия постоянно подавался по святым местам и монастырям. А вы в бога веруете? - спрашивает он заодно. "Нет" - отвечает Свиттен, ибо обычные русские прокуроры 1917 года - они как обычные русские генералы первой половины 19 века в "Приключениях Серафимы" - все сплошь атеисты! Удивительно, кто тогда вообще в стране в бога верил?

Так откуда вернулся Распутин? - спрашивает Свиттен. Неизвестно - отвечает пристав, явно не слыхавший про автобиографическую книгу Распутина "Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам" 1915 года. Флэшбэк, жизненный путь Распутина. 1904 год, Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, когда Гришка в реальности уже торчал в Питере. Толпы простых русских людей толпятся у ворот в ожидания чудес и исцелений. Григорий-объегорий сидит и мотает на ус разглагольствования какого-то мужика, который в монастыре плотничает, а одновременно проходит курс реабилитации от алкогольной зависимости. Забавно, а Гришка именно во время паломничеств пристрастился к церковному кагору (как утверждал его секретарь А. Симанович) и потом до конца жизни пил сладкие вина, особенно предпочитая мадеру, в которой стал настоящим знатоком. Тут выходит настоятель, благословляет всех, и Гришка ВНЕЗАПНО врубает прорицательский скилл: "Не приедут они нонче". Кто - они? Кто-то. А почему не приедут? Почему-то. Это туманное пророчество живо привлекает внимание настоятеля, он интересует личностью Распутина и тут же решает ему дать у себя ночлег. Распутин берет с собой и алкоголика, за компанию. Еще одна логичная сцена, согласен. Конечно, на следующий день алкаш решает отметить радость.



Но Распутин его праведно обрывает: "Возле храма сидим!" Алкаш вздыхает и советует посетить местного отшельника Антипа, это очень квалифицированный специалист, он его в свое время от спиртного закодировал. На целых два года. Конечно, надо было воспользоваться услугами более квалифицированного Серафима, который, как показал нам тот мультик, был мастером экстра-класса, но увы - к началу ХХ века уровень церковных медиков сильно упал... После этой речи алкаш вдруг падает с крыши, и прямо ему в ногу врезается топор. Дядя споткнулся - в ножке топор. Метко споткнулся же дядя Егор.
Под трэшовую музыку набигают монахи, все разом пялятся, крестятся, медицинскую помощь, конечно, оказать не могут, это же не псалтыри наизусть читать, тут работать надо. Какой-то из них при одном взгляде на ранение в бедро тут же понимает, что пострадавший не жилец - видимо, топор без дезинфекции. Но - без паники! Помощь уже здесь! С верхотуры спускается Исцелитель Григорий, который может то, что не может весь монастырь - накладывает жгут и повязку прикасается своими чудотворными лапами к ранению, молится на купол церкви, прикладывает платок к ране... и тут же все чудесным образом заживает! Кровь перестает идти в связи с остановкой сердца и ранение тут же зарубцовывается! Ура чудотворцу!!! Григорий Распутин - доктор Дулиттл и доктор Рошаль в одном флаконе!
Случай, конечно, дал мужику популярность. Поэтому в следующем флэшбэке пьяный Распутин идет с какой-то бабой и орет, как и каждый алкаш, что послан судить человечество. Баба в ответ уводит его к себе в хату целоваться. Знаете, кто она? Приближенная Распутина, Хиония Гусева.



Да, блин, одно лицо.



Чо она вообще тут делает, твою спаса мать? Хиония Гусева жила в Царицыне, где была религиозной фанатичкой и приближенной известного иеромонаха Илиодора, человека, которого очень многое связывало с Распутиным. С самим Григорием она увиделась только в 1914 году, когда не без воздействия разоблачительных речей Илиодора решила убить святого распутника. Последнее во многом объяснялось ее истероидным поведением, типичным для душевно нездоровых людей, из-за чего ее признали сумасшедшей и определили в психушку. После свержения самодержавия по приказу Керенского выпустили.  И зря - почувствовавшая любовь к славе истеричка попыталась в 1919 г. зарезать кинжалом патриарха Тихона прямо на паперти храма - пришлось сажать в повторно. Но к этому мы еще вернемся. А пока посмотрим на историю любовных отношений пьяного праведника с безносой сифилитичкой.

Итак, святой праведник, у которого жена и дети, лапает бабу за мягкие места, которые, кстати, по воспоминаниям современников, очень любил. Баба, которая его сама же привела сюда, вдруг начинает вилять: "Нет, нет... Не так у нас это делается" Правда, не так? Ну ладно, становись на колени, открывай рот... Но незнакомый с последними изысками в этой теме Распутин валит ее на лавку и пытается справиться с делом по-простому, по-народному. Внезапно соитие обрывает монах, который сообщает, что приехали важные гости: великая княгина Милица Черногорская и фрейлина Анна Вырубова.



Да, Елена Климова в роли толстухи Вырубовой! Ну, кто-то еще хочет поставить в претензию "Агонии", что там Вырубову играла непохожая на нее Алиса Фрейндлих? А это чем лучше? Да и Милица, которой в 1900-м было едва 34, а тут за 40, тоже хороша.
Милица говорит, что у нее мигрень, Распутин заставляет ее молиться - и, конечно, тут же исцеляет без всякого пенталгина. Это один из немногих правдоподобных моментов сериала, ибо примерно такого рода "исцелениями" истеричных фанатичек и маленьких детишек Распутин и занимался - на большее его не хватало. Он даже собственную рану, нанесенную Хионией, он вылечил после долгих трудов медиков и поддержки царицы.
Ну, а Вырубовой Распутин с первого взгляда говорит ее подноготную - мол, ты девица, а не женщина, уходи от мужа, пока до смерти не забил. Да, действительно, мадам Вырубова была замужем за одним лейтенантом флота, импотентом-садомазохистом, который любил бить женушку - судя по некоторым данным, не такое уж редкое явление в высокодуховной Российской Империи, где, например, кавалергарды своей пятой точкой подрабатывали. Так что так и осталась Вырубова девицей. По крайней мере, с белого входа. Мда. Правда, брак был заключен в 1907 году, когда Вырубова уже давно была знакома с Распутиным.



Помог, да.
От таких откровений бабы офигевают и предлагают ему поехать с ними в Петербург, а охреневшая Вырубова вообще в шоке от таких чудес, поэтому теряет сознание и бьется башкой об пол - чего чудотворец за стенкой не замечает. Конец первой серии.
Ох, и бреда... На самом деле еще в 1903 г. Распутин приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию Страгородскому, где и познакомился с инспектором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Феофаном и епископом Гермогеном, который, кстати, тоже тесно связался с Распутиным, а потом тоже вступил в конфликт с "праведником", что стоило ему ссылки в монастырь. Именно через Феофана спустя год, когда слава о Распутине пошла в светском обществе, о нем и узнали черногорки, которые потом и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. И лишь 1 ноября 1905 года состоялась первая личная встреча Распутина с императором.

Серия 2. Ночь. Хиония отводит Гришку в какую-то избу, в которую заходят по условному стуку двуполые парочки. Что-то подсказывает мне, что там явно не бразильские танцы изучают...



Тьфу ты, и впрямь танцы. Только не бразильские, а рейв. Все, нас надули, расходимся.
Собравшиеся танцоры, нарядившись в рубахи на голое тело, кружатся на месте и вскидывают руки под какое-то бурчание, от чего приходят в экстаз - даже диск-жокея не нужно. Кружись, милай - приговаривает Иония, и Распутин послушно кружится в лихом брейк-дансе. М-м-м... Ф-ф-ф-ффристааайла! Рока макафон, та-та!.. Шеррин фриссстайла!!!
Однако Гришка понял, что ему не нравится бездуховный рейв и стал вырываться из толпы сумасшедших с криком: "Нет у вас тут бога!" И неизвестно, что случилось бы с ним, но на его счастье, несанкционированную вечеринку разогнал наряд полицейских, который прибыл заранее в рамках оперативной разработки. В общей облаве арестовали и Гришку, но потом отпустили, потому что пристав разрешил.
Как вы уже поняли, именно так сценарист представляет себе религиозных сектантов и именно так он отвечает на вопрос, где и как господин Распутин нахватался замашек хлыстовцев, которые потом настолько смущали современников, что даже стали причиной официального расследования в 1903 году. Ответ - Гришка ничего подобного не хотел, он просто случайно попал ненадолго в секту, но вырвался и прошел курс реабилитации.
Все это пристав рассказывает Светтену и даже показывает протокол допроса Распутина с его собственноручной подписью крестообразной галочкой и даже пятнами крови - вы же не забыли о гуманном нраве пристава? С широкого плеча он дарит следователю этот документ, а тот начинает расспрашивать об убийстве хлыстовца Антипа на болоте.

Флэшбэк и... Вы думаете, сейчас будет убийство? Ни хрена, сюжет тут непредсказуем! Вместо этого - возвращение к родному очагу Григория, который четыре года пил вина по святым местам. Блудного праведника с плачем встречает любимая жена. Было бы еще любопытно взглянуть на его отца, с которым Гришка, по свидетельствам очевидцев, не раз дрался и тот ему даже однажды бок сильно помял - но этого не будет. Флэшбэк - разговор со следователем - флэшбэк - монастырь, Гришка посреди ночи собирается идти в странствия... Так, стоп, я запутался. Этот эпизод был до или после показанного возвращения? Твою мать, вот что бывает с вашими погаными флэшбэками, вы сами в них путаетесь!

В общем, Гришку замечает настоятель, который зачем-то посреди ночи пялился на спящих в монастыре мужиков (даже не хочу думать, зачем). Он и советует Гарри Поттеру пройти в ванную старост Гришке пройти к отшельнику Антипу на болото, грех замолить. Флэшбэк - настоятель оправдывается, что он ничего не знает и ничего не ведал. Да, дружил, помогал старцу в столице, когда тот поднимался, но потом разобрал в нем диавола и отрекся от сего сына беса. Видимо, это и есть в этой реальности господин Феофан, на минуточку, бывший духовник царской семьи - а может еще кто-то из того очень длинного ряда друзей Распутина, которые ему помогали подняться и потом стали его врагами, когда он их нагло кинул... Под натиском следователя Феофан продолжает флэшбэк - Гришка, как лох, и впрямь поперся на болото, продираясь через слоу-мо и дешевый пафосный вой. И набредает на отшельника, которого играет Юрий Ицкевич, чье профессиональное амплуа - мерзавцы, алкаши и подонки. Вот здесь в лесу, в гнилой землянке, и живет Антип, из друзей у него только волейбольный мяч с нарисованным лицом деревянный крест, а супругу ему заменяет какой-то кудрявый Горлум, в чьей роли, кажется, снялся Веник из "Папиных дочек". Растет чувак, чо.



Антип должен рассказать Гришке про самый страшный грех. Вы думаете, самый страшный грех - не платить деньги святой церкви? Нет, все куда страшнее. Оказывается, в свое время Антип был налетчиком и убийцей - вот удивительно, правда? Но все же смог остановиться и пройти курс реаби... да ну, надоела эта шутка. В общем, он несет религиозную дичь и говорит Гришке: "Чудеса твои от дьявола, а не от господа! И как тебе жить и умереть - я и решу!" После чего порешает - внезапно воткнув нож в нашего праведника. Отшельник Антип - профессиональный психолог, охотник, праведник и таксидермист. И я вполне верю, что в церкви полно таких специалистов, неслучайно же столько верующих в тюрьмах.
Несмотря на рану в животе, Распутин находит силы вскочить и резво побежать через лес. Относительно любого другого персонажа это было бы ляпом, но мы знаем, что Гришка и впрямь отличался такой привычкой. Отшельник преследует его в слоумо, которое так любит режиссер, и... дайте угадаю, святой Распутин не может быть виноват ни в чем по определению - значит, лошара-отшельник сам утонет в болоте?



Ну ё-моё, вот это поворот, вот это развязка, ну мать моя электровоз, слов нет просто, мастерское завершение, аплодисменты, браво, браааво! Жаль, правда, нам не объяснили, зачем Антип и Феофан вообще хотели убить Распутина. Ради грабежа? Так чего там у него брать, суму с куском хлеба? Хотя... неисключено... Да и учитывая, что на болоте голодно, думаю, Антип рассчитывал откушать не только хлебом распутиным, но и святыми плотью с кровью... А чо такого, я слышал, христиане так на каждую Пасху делают.

Гнуснорылый Феофан после этого вешает лапшу следователю, что это, мол, Гришка убил отшельника, он уверен - об этом бабки на базаре говорили. Следователь разочарован - опять праведник ни в чем не виноват, что подтверждает абсолютно недпревзятый... текст сценариста. И пока на заднем плане мелькает матрос-милиционер (боже, покарай автора этого говна!), Свиттен-Свитер интересуется подробностями - счего это вообще на Распутина подумали? Подробности таковы: раненый в брюхо, но очень жадный Распутин добежал обратно до костра за сумкой с хавкой, а заодно спер чужую икону с креста. Свидетелем был только Веник, чья участь тоже была печальна - его после побега Гришки кровожадно съели обитавшие на болоте... комары. Он-то и настучал. Но вот почему дело по убийству так и не раскрутили - про это в сериале ни слова.

После этой тщательнейшей работы, которой позавидуют следователи по делу Васильевой, Свиттен глубокомысленно рассуждает, что нмчего компрометирующего он не нашел. Однако Керенский, почитав материалы, остался доволен и просит продолжать в том же духе - так что Свитер просит дать ему разрешение найти следы хлыстовства Распутина. Но по делу хлыстовства было два следствия, ничего не нашли! - говорит Керенский. Ну да, зачем рассказывать, что следствие о хлыстовстве проводили бездарные церковники, а не судебные ведомства - такая была тогда специфика. Но вот то, что в поведении Распутина очень часто отмечали приемы, присущие хлыстам, которых он нахватался неизвестно где - это ни у кого не вызывает сомнения. (См.: Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317).

После аудиенции Свитер получает разрешение пройти в Петропавловскую крепость и допросить Войекова и Вырубову. Но почему-то начальство тянет с пропуском, так что он топчется у ворот и слушает глубокомысленный монолог часового, что раньше, до революции, в крепость можно было проносить чего попало и политзеки гуляли как хотели, а сейчас нельзя - в общем, убеждается, что хотя бы в тюрьме наступил порядок. Можно было еще спросить, не видел ли сам солдат Распутина. А чо, Гришка действительно не раз посещал крепость, где совещался с самим премьер-министром Штюрмером - благодаря покровительству коменданта, генерала Никитина, чья дочь была поклонницей Распутина. Порядочек был, да.

Далее происходит то, что даже я не ожидал - из ворот выходит стойкий революционный товарищ, закованный в кожанку, и гордо представляется с дагестанским акцентом (потому что латышский нынче никто не знает, а еврейский показать ссыкотно) комендантом крепости товарищем CHEKAni. Он ведет себя нагло, как гопник - "мол, ну и чо, что я три часа не открывал? Вас много, а я одна! Доктор был у этой распутинской шлюхи!" Но гордый следователь блаааародных русско-немецких кровей ставит на место негодного комиссара, отняв у него часы и перстень, которые Chekani экспроприировал у Воейкова и Вырубовой - да, Светтен отлично знает все драгоценности царского двора. Откуда? Часы якобы особенные, хотя ничем не отличаются от любых других, а перстень якобы узнал по описи, хотя перстень опять-таки не отличается от любого другого. Показательно опустив гнусное большевичье и крававую гэбню, гордый Свитер идет на допрос.



Ёханый барбос, вот откуда у сценариста такая уверенность, что рррррреволюционные товарищи уже при Керенском так успешно заняли все органы власти и силовые учреждения? Зачем тогда вообще революцию делать, Зимний окружать? А почему на месте самого Свиттена не сидит какой-нибудь Лацис? Что за дебильная должность "товарищ дежурный комендант"? Последний комендант крепости хорошо известен, это был полковник С.М.Лисунов. После этого измажжженная Вырубова, с трагышеским взглядом припавшая к стенке, уже не удивляет.



«Эта блаженная потаскушка и дура сидела со своими костылями на кровати. Ей 32 года, она могла бы быть даже красивой, но в ней есть что-то ужасное» (с А.Блок)

Климова довольно неубедительно изображает измученную, но лошара следователь верит и выводит ее на прогулку. Бабье, конечно, оживает и ходит с влажными от счастья глазами. Вот, мол, как жестокие революционеры с нищщастной обращались.
Были ли издевательства? Ну как вам сказать... Руднев писал в воспоминаниях вот это:



Вот только я подозреваю, что врал прокурор как сивый мерин, его совершенно неприкрытую симпатию к подсудимым отмечают едва ли не все исследователи. Почему-то сама Вырубова жаловалась совсем на другое: «...обливаясь слезами, рассказала мне о том, какие муки испытывала она в первое время в Трубецком бастионе, когда лечивший ее врач должен был осматривать ее, иногда обнажая до пояса, в присутствии гарнизона, как в первые дни, когда не было надзирательницы, пришлось переменить ночную рубашку в присутствии караульного, как ее караульные поднимали с пола в полуобморочном состоянии и клали полуобнаженную на постель, как каждую минуту караульные могли смотреть за всем, что она делала в камере через окошечко и пр. Она говорит, что в первые дни своего заключения послала 4 прошения по этому поводу Министру Юстиции Керенскому; не получив от него ответов и слыша, что в этой обстановке со стыдом надо расстаться, она принуждена была обуздывать свой стыд, подчиняясь созданному режиму».

Что и говорить, муки невероятные. Особенно для жены садомазохиста. Остальные же заключенные и на это не жаловались. Кстати, Вырубова была житейски хитра и не стеснялась врать на допросах, что нетрудно заметить, да и вообще была ограниченной религиозной дурой. Тот же Смиттен о ней писал: «более чем ограниченная, но упрямая и самоуверенная… поверхностная, малообразованная… <…> нервная и экзальтированно-религиозная».

И вот Вырубова рассказывает, как о Гришке в Питере узнали. Он якобы первым делом поперся к протоирею Иоанну Кронштадтскому - известному полуграмотному реакционеру, монархисту, черносотенцу, антисемиту, религиозному фанатику, словом - святому человеку и кумиру православных, который за свою истинную веру получил от царя местечко в Синоде, а от Господа - три года воспаления мочевого пузыря. Надо отдать должное актеру - оригинал играет похоже.



И вот он выходит из храма, благословляет публику, пока кордон полицейских с трудом сдерживает толпы. Разумеется, в этой толпе юродивых и жаждущих благодати чуть-чуть не наступает давка... Хех, прям как в 1903 году, когда царь в Саровскую пустынь ездил и тоже из-за толпы паломников чуть вторую Ходынку не устроил... Фредериксу тогда еще нос расквасили... Ладно, не суть. Словом, не выдержав давки, на землю падает какая-то простолюдинка, которую вот-вот затопчут! Но, конечно, наш рррруский Супермен спешит на помощь! Оказавшийся в толпе Распутин успевает на помощь и, аки Дуэйн "Скала" Джонсон в Форсаже-7, легко подбрасывает девицу в воздух и перекидывает ее через кордон прямо башкой в асфальт. Супер! Могучий! Ра-Ра-Ра-Рааспууутииин!



Вы, конечно, спросите - но как?! А очень просто. Чудо Провославное! Ибо, как вы уже поняли, Распутин - истинный мудолюбец... то есть, чудотворецъ! Восхищенный сими чудесами добродушный как дедушка Ленин Иоанн расспрашивает Распутина, а тот валится ему на землю и просит благословения, безбожно льстя: "Помогите, товарищ майор святой!" "Я только лейтенант священник" "Я у вас звездочку нимб увидел!" Грубая лесть прокатывает, и Иоанн отводит бородача к себе в ризницу. Абсолютно случайно проходившие мимо Милица и Анна тоже, разумеется, видят нашего Григория, который показательно стоит на коленях и пялится в камеру большими, влажными глазами, аки у обиженного котика. Ибо... провослабное смиренiе, провослабныя!

В бохатой ризнице - обязательной вещи в каждой православной церкви, подчеркивающей ее смирение и аскетизм - Иоанн спрашивает Распутина - мол, а вы и правда чудеса делаете? Чудеса творит только бог! - на всякий случай переводит стрелки Григорян. И типа говорит: знаете, есть у меня один друг, который однажды отдыхал в Верхотурском монастыре, ну, он из чартером странствия возвращался... И значит, повстречался он там с симпатичным отшельником, и тот его к себе в келью пригласил. Думал уже, приличный человек, а тот пырнул ножом, а потом зарезать попытался. Пришлось его утопить... случайно. Даже удивительно, как этот гад ухитрился на собственном болоте потонуть... Так вот, - говорит Григорий, - такое у меня чувство после этой истории, в животе будто бы меня... то есть, друга кто-то оставил на этом свете для какой-то миссии, как в фильме "Привидение" с Патриком Суэйзи... В общем, его чуть не убили из-за монаха, который наводил постояльцев на уголовника, а тот с ним потом награбленным делился - и что-то мне тоже вдруг монахом захотелось стать. Не знаю, почему. Так что... дайте денег на церковь у меня в селе. Так ты за деньгами! - говорит Иоанн. Блин, задрали эти религиозные ходоки со своими брошюрами, гоните их из квартиры! И показывает ему письмо от черногорок, мол, это я ради них тебя принял.

Эту потрясающую благословенную историю и рассказала Вырубова Свитеру. Тот глубокомысленно морщит лоб: ах, я не знал таких подробностей, хотя известно, как Распутин был у Иоанна, как тот ему благоволил!.. Успокойся, плесень - кроме тебя, про это тоже никто не знает. Потому что про эу встречу "известно" исключительно со слов самого Распутина, которую потом на все лады пересказывали его почитатели: «Был я у о. Иоанна Кронштадтского, - рассказывал Г.Е. Распутин одному из своих знакомых. - Он меня принял хорошо, ласково. Сказал: "Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я, недостойный, делаю..."» (Григорий Распутин. Сб. исторических материалов. Т. 1. С.315). Странно, правда, что в дневнике Иоанна Распутин даже не упоминается. Правда, есть еще свидетельство протоиерея Философа Орнатского, который в газете «Петербургский курьер» за 2 июля 1914 г. писал: «О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе» (Бэттс Р. Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г.Е. Распутине. М., 1997. С.158.). Не особенно благословенно... Но - дружба Иоанна и Гришки это уже часть известного мифа распутинской апологетики: и скажите спасибо, что тут Иоанн не объявляет Григория сразу преемником и правой рукой, как во многих апокрифах.

Сладкая парочка - Милица и Анька - рассказывает про только что выдуманную встречу Иоанна и Гришки княгине Ксении Александровой и прочим недорезанных аристократкам. Тут как раз заходит и Распутин - умытый, причесанный, приодетый в новую голубую косовороточку, словом, картинка. И бабы начинают расхваливать нового экстра... чудотворца публике - думаю, вы и сами знаете, как это делается. Он-де, по Сибири годами гулял, он-де, по монастырям да по скитам от звонка до звонка отсидел, он на многих руки наложил и тем самым много душ господу отправил - в общем, святой человек. Княжна, однако, смотрит с недоверием, и тогда Григорий врубает свой пророческий скилл!!! Молилась ли ты на ночь, Дездемона о прибавлении семейства? - спрашивает он. И раскрывает бабе, что все это излечимо, надо только молиться поститься слушать радио Радонеж крепко и долго, и родит она к осени. Хорошо обставленное представление с предсказанием, как всегда, действует безотказно. Потом он внаглую хамит гостям, раскрывая, какие же они интриганы и себялюбцы, щедро пересыпает это религиознутой болтологией, а под конец заявляет: айда в сиротский приют, за калечных деток молиться! - я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям, только детям и никому другому, господа!

И все это действует еще круче. Ошарашенные бабы смотрят ему вслед со смесью шока и благоговения, ибо эпатаж и котики дети - это наше все. Вот эта сцена вполне аутентична, согласен, реальный Распутин примерно так и работал. Хотя в сиротские дома, конечно, не ездил. Брезговал, видимо.

Серии 3-5: http://movie-rippers.livejournal.com/334231.html
Серии 6-8: http://movie-rippers.livejournal.com/334414.html
Tags: БЛЕАТЬ!!!, альтернативная история, в газенваген, вас найобывают!, допрыгались, дотянулся проклятый!, киноаборт, мозги на вынос, не-кино, ненависть, о грустном, опиум для народа, половые страсти, просто позор, птичку жалко, сериалятина, супермэн, тяжёлая артиллерия, фэйспалм, хруст французской булки, циничный пересказ
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments