voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Милый Ханс, дорогой Петер (2015)



год: 2015
режиссер: Александр Миндадзе
сценарий: Александр Миндадзе
оператор: Олег Муту
монтаж: Даша Данилова
бюджет: $3 500 000
время: 124 мин. / 02:04
В главных ролях: какие-то немцы, какие-то русские и Роза Хайруллина, стоявшая в кадре с минуту без движения и слов.

Накануне войны немецкие инженеры работают на советском заводе над производством высокоточной оптики. Судьба и благополучие каждого из них зависит от успеха дела, но пока результата нет — ошибки следуют одна за другой. На фоне производственных неудач и приближения трагической эпохи раскрываются личные проблемы героев и их непростые взаимоотношения. Во время ответственной варки у инженера Ханса случается нервный срыв, приведший к тяжелым последствиям: взрыву, смертям и расследованию советских спецслужб. Свидетелем его проступка становится русский рабочий Пётр. Ханс и Пётр, случайно ставший причастным к преступлению, оказываются в зависимости друг от друга, повязанные страхом разоблачения. Однако взаимное недоверие парадоксальным образом оборачивается духовной близостью. Когда Петр с женой и детьми тайно бежит из города, гонимый страхом расстрела, немецкий инженер вместо облегчения испытывает чувство утраты. Вскоре Ханс возвращается в те же места, но уже в офицерской форме, смотрит в бинокль сквозь созданные им же линзы, обозревая окрестности: а была ли недавняя мирная жизнь?

Этот фильм я заприметил еще с год назад, так как интересно было, как покажут взаимодействия немца и русского в борьбе с "Рэжимом". Тем более, автор фильма А.Миндадзе был сценаристом неплохих фильмов "Остановился поезд" и "Трио", а также долгое время работал сценаристом у известного советского режиссера Вадима Абдрашитова. Правда, самостоятельные режиссерские работы Миндадзе, коих аж три, не поднимаются выше 5.8 баллов на киноресурсах... А когда я стал смотреть кино, то с удивлением понял, что это и близко не игровой фильм, а чистой воды артхауз. В связи с этим кратко перескажу его сюжет, а в конце приведу впечатления и эмоции.

Рассказывает фильм о четырех немецких специалистах по стекловарению - это очкарик Отто, усач Вилли, фрау Грета и какой-то невзрачный Ханс, который становится главным героем только к середине фильма, а до этого почти не будет говорить.



Первые полчаса идут исключительно в разговорах. Немцы бесятся, что у них не получается стекло, вечно выходит брак, так что они то ругаются, то мирятся, то снова ругаются, то снова мирятся. Время проходит в праздной болтовне, воспоминаниях о прошлом и регулярном бухаче шнапса.



Чо-то Евротур вспомнился...



После этого немцы выходят на ночную смену - включая бухую Грету. По пути они жалуются на строгую охрану на советском заводе, но справедливости ради отмечают, что в Германии все еще хуже. Там с ними знакомится знающий немецкий инженер-очкарик, который нужен сюжету как собаке пятая нога и можете о нем забыть. Так, под веселые шутки про шпиономанию, по унылой и убогой узкоколейке, через крупные серые унылые кадры они и прибывают на завод. Там неожиданно Отто долго надсадно дует в свисток, пока кто-то, не выдержав, не вырывает его у него изо рта. "ШААААЙЗЕЕ! Дерьмо!!! Ничего, кроме дерьма!!!" - внезапно орет как и я после просмотра Отто.



На самом деле у Отто нервный срыв, потому что печь опять дала брак - сие, видимо, осталось за кадром. После скандала он приставляет к цеху Ханса первую попавшуюся девку-работницу, чтобы она следила за приборами, несмотря на возражения Ханса, который привык работать с русским рабочим Петром. Долгая перебранка заканчивается тем, что Отто давит авторитетом, а потом отходит к стенке. Отто и Ханс потом долго стоят около этой стены, задрав носы, причем Отто с закрытыми глазами что-то шепчет. Очевидно, режиссер забыл вставить звук журчания мочи за кадром, что объяснило бы сцену.



В следующей сцене работницы и работнички отдыхают на берегу речечки. С пивасиком. Долгое время они молча сидят-лежат на песке, купаются, а потом молча уходят. Блестящее развитие сюжета. Также в этой сцене мимо башки лежащего Ханса проезжает вагончик. Ибо символиииизм...



После этого Ханс резко сходит с ума и набивает углем печку. Шокированный Петр кричит: "Ты что, рванет же!", но Ханс его отталкивает и при попустительстве дебила, который не знает, что делать, истерично бросает уголь дальше. Ну, конечно, рвануло. Петр дает Хансу в рыло, берет его на руки и несет перед трясучей камерой, и тот имеет удовольствие видеть потекшую из всех щелей лаву. Хрен знает почему и как та самая работница у приборов загорелась и весьма неубедительно сдохла. Наверно, отскочить не догадалась.

Хоронили жертв в дождь, чтобы картинка еще трагишнее была. Ханс с ожогом на щеке тоже ходит в общей толпе и на всех пялится, болтая с Гретой. В общем, трагизьм. Такой трагизьм, что Отто рвет прямо на похоронах.



Ну ладно, на самом деле он перепил шнапсику из фляжки Вилли - как видите, пьянство до добра не доводит.

Ханс, Вилли и Грета долго сидят в темном помещении. Вилли с удовлетворением храпит. Приходит Отто и говорит, что все, что не происходит - все к лучшему. Благо, русские по глупости считают, что авария на их совести - какие-то там технологические особенности. Отто, как вы понимаете, не знает, что во всем виноват Ханс и радостно решает, что русские свалят все на своих русских рабочих, дорогой Ханс! Дорогой Ханс после ухода Отто показывает себя настоящим мужиком... А именно, бросается на колени перед Петром и начинает с плачем умолять его (по-немецки!) ничего не говорить, клянется, что у него дома двое детей и так далее. А главное - если ты, сука, проговоришься, я и тебя за собой утащу, понял? Петр все понял и показывает жестом, что его все равно pokaraюt. Собственно, непонятно, что ему мешает настучать на реального виновника - но это неважно. Это становится поводом для Петра долгое время хныкать, как он боится органов и что ему тяжело, мужики то плачут, то истерят, а потом решают побухать с семьей. Ханса показывают какой-то бабе-родственнице и убеждают ее, что Ханс это... брат-близнец Петра... Причем почему-то немой... Э-э-э... Щито? А более тупой отмазки вы не придумали? Могли бы сказать, что он спецагент-разведчик, который вживается в образ немца и говорить только на иностранном...

В общем, Ханс и баба танцуют на скрипучем полу, а потом резко баба тащит его к себе жахаться. Однако когда до Ханса дошло, что баба отлично знает немецкий и разобрала его инкогнито, он охренел и свалил дворами. По пути он услышал какие-то мужские голоса впереди за углом, мигом распознал в них засаду и спрятался в канавке, так что зритель получает возможность полюбоваться невнятной речью русских и планами на сапоги и ботинки над канавкой. Которые... ни с того ни с сего пляшут чечетку. Символиии... Э... То есть, жиииииизнь...



Ханс наконец доходит до дома, очень долго играет с Гретой в шахматы, болтает с ней ни о чем, за кадром типа напряженный музон, и наконец Грета бросает фигуры. Пример ярких диалогов фильма: "Что ты во мне нашла, дура?" "Тебя" - и в конце концов это Хансу надоело и он демонстративно дал бабе в жбан сложил короля. Взбешенная Грета догоняет его в спальне, бьет по голове, опрокидывает на кровать и после невнятной возни они... трахаются. Да, а вы не поняли, что между этой парой сложные личные отношения? Сисек не было. Потому что сцена не для сисек делалась, а для Драмы...

Далее немцы едут на завод в дневную смену, а за вагоном почему-то мчится собачка, с которой Ханс познакомился в канавке. Видимо, очень ей тогда Ханс понравился... На заводе Ханс обнаруживает, что Петра нигде нету и он долго без толку бегает по территории предприятия. Но зато линзы такие сделали. Новые, чистенькие, красивые - загляденье! Как немцы решили проблему с браком? Окститесь, кино же про другое! Однако Отто прямо говорит Хансу, что знает о его войне и если молчит, то - сами понимаете, почему. Однако тот явно не послушался и ни с того ни с сего убегает из города вместе с Петькой, запрыгнув в его грузовик и отбившись от какой-то рыжей работницы в кузове. А потом Ханс такой - да пошли вы все! И вернулся. Видимо, понял, что без документов и знания языка его схватят в любой момент.



Долгое время Ханс лежит в лесу с той же вездесущей собачкой, но потом в городе его как-то резко поймали гражданские. Однако ему удалось вырываться и почему-то его никто не стал догонять. Тут же он наткнулся на своих земляков, причем Грета бросается ему на шею и уверяет, что любит его. После невнятной болтовни все ушли, а Ханс орет в пространство. После долгой демонстрации его затылка и закадрового разговора с Отто происходит монтааааж и резко наступает день, свет и тепло. Немцы едут на решающую пробу стекла. Едут они еще дольше обычного, долбанных минут шесть. В лаборатории Ханс видит, что линза готова - отличная и качественная. Монтаж - и тот самый финал, где Ханс посещает Россию в качестве офицера вермахта, оглядывая окрестности в бинокль. А потом целая колонна стрелков на мотоциклах устраивает гонки, хе-хей! Свет, счастье, смех, радость! Оккупация, камерад!



На этой трогательной ноте можно было и закончить, но вот немцы добираются до города и занимают его. Ханс стрижется у парикмахерши, с которой тогда танцевал и она долго и демонстратино бреет его опасной бритвой... Очень долго... Очень острой опасной бритвой... Ханс это отлично понимает, но молчит. И вот бритва подходит к вене и...



[Spoiler (click to open)]ТИТРЫ!!! Должна же быть в сюжете какая-то загадка...

Вот таков краткий сюжет, который режиссер растянул аж на два часа.

А теперь относительно некоторых художественных особенностей. Фильм концентрируется на диалогах и действиях персонажей, однако мотивы их настолько малопонятны, что в них разобраться так и не удается. Полным провалом картины является операторская работа. Если первые 20 минут с их в основном статичными планами вполне терпимы и можно подумать, что режиссер делает имитацию театральной постановки, то дальше это чувство рушится на корню. Оператор регулярно позволяет себе крупные и бессмысленные планы, местами камеру мотыляет без всякого толка. Охвата пейзажей и вообще третьих планов очень мало, местами лица персонажей нагло выходят за границы объектива. Из-за этого зритель почти не видит даже собственно завода, что, видимо, вызвано экономией бюджета. И нет, это не задумка - это бездарь оператора, чему подтверждение раскадровки фильма, совершенно не похожие на то, что получилось в итоге. Учитывая, что оператор работал с режиссером и ранее, на последнем тоже целиком лежит ответственность. Кроме того, всю картину без остановки нас радует волшебный немецкий монтаж, когда одна сцена резко переходит совершенно в другую, и зритель искренне не понимает, что сейчас происходит.





Сюжет очень размытый, строго говоря, его почти и нет. В сухом остатке мы имеем историю о проштрафившемся специалисте, который случайно избежал ответственности благодаря помощи друзей и вернулся в страну завоевателем. Мораль? Посыл? Может быть, художественная форма? Нету. Может быть, здесь нам показана психология человеческих отношений? Но нет, психология выражается в истерике, трусости и нередко бессмысленных действиях, а также пустых диалогах. Причем фильм целиком на немецком с одноголосым переводом, настолько плохим по части локализации стилистики, что даже русскую речь понимать тяжело. Это все равно постигать любительский перевод "Капитала" Маркса - чего стоят выражения типа "ваш текущий дом". Более того, русская дорожка - одинаковой громкости с немецкой. Из-за этого зритель окончательно перестает понимать, что происходит.

Наконец, в худших традициях артхауса режиссер растягивает абсолютно любую сцену на пять минут, вне зависимости от того, показывают нам обед, езду на вагоне или драку. Все это совершенно бессмысленно и только растягивает ленту на два часа.

И напоследок, в этом кино нету даже собственно исторического подтекста. Показанная история могла быть где угодно и при каких угодно режимах. Тема тоталитаризма проскальзывает, но на ней никто не акцентируется. В кадре даже ни одного представителя власти нету. Бюджет фильма смог показать приличный старый дом, небольшую деревенскую улочку, узкоколейку с парочкой старых вагонов, советскую полуторку, небольшую массовку в аутентичных костюмах и крохотный взвод немецких мотоциклистов. Это все, что вы тут увидите. Для фильма, чей бюджет составил, на минутку, 3.5 млн долларов (по другим же сведениям - евро!) это позор. Также в фильме Петр, который, не забываем, вынесен в заглавие, показан как персонаж третьего плана и находится на экране от силы минуты четыре. Что мешало назвать фильм просто - "Дорогой Ханс", хотелось бы знать?

Единственным относительным плюсом картины являются актеры, взятые из вполне именитых немецких театров. Они играют хорошо и в целом естественно, как-то пытаясь внести правдоподобие в творящуюся в фильме идиотию. В силу этого наиболее интересно смотреть похожую на театральную постановку первые 20 минут, где происходит перебранка и взаимодействие всех основных персонажей. Но вытянуть общий скучный абсурд сюжета они не в состоянии.

В чем же смысл фильма, брат? Слово режиссеру:

http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=181642
В данном случае я просто где-то прочел, что во время войны немец приехал в качестве одного из солдат в Россию – в места, которые он очень хорошо знал, потому что незадолго до войны работал там вместе с советскими инженерами по договору об экономическом сотрудничестве, заключенному в 1939 году. Человек жил и трудился на советском заводе, испытывал какие-то эмоции, и вдруг оказался на той же земле в совершенно другом качестве. Мне подумалось, что речь здесь идет о перемене участи человека. Эта тема актуальна в самом широком смысле, а не только в данной конкретной истории. В частном случае я увидел нечто большее – выход на философское обобщение.

Итак, смысл фильма в показе эмоций человека в экстремальных обстоятельствах и перемене его участи. А теперь вопрос - какая нахрен перемена произошла с нашим героем? С ним же по факту ничего не случилось - если бы его наказали, тогда да, последствия были бы неизвестны. Но на деле же с ним не произошло ничего особенного - он наказания избежал и жил дальше так же, как до инцидента. Какой смысл ложиться Хансу под бритву, если в предыдущей сцене нет ни намека на его депрессию и суицидальное состояние?

В фильме война – это некая приближающаяся, как планета, неотвратимая катастрофа, разлом мира. Ханс будто чувствует это первым, и его отношения с людьми меняются. В том числе и отношение к женщине, которая в него влюблена. Это отношение Ханс реализует самым странным для нее образом, не потому что не любит ее или не любит женщин, а просто потому, что война уже началась. И он не способен к обычным любовным отношениям.

В фильме Ханс просто убегает, когда женщина приглашает его к себе. Догадаться, что он таким образом спасает ее от знакомства с врагом народа можно, только если прочитать интервью режиссера, потому что более логично заключить, что Ханс - просто трус. А после его униженных соплей с Петром других вариантов просто нет. Логика и непосредственная опасность в действии отсутствуют, что тоже не дает испытать напряжение и отчаяние. Тот же эпизод с канавой - откуда мы знаем, что это были представители власти? Тот ж эпизод с рабочими - откуда мы знаем, зачем они схватили Ханса, если его потом по факту отпускают? Исторический, психологический и сюжетный бэкграунды в кино одинаково провалены.

Вывод. Миндадзе пытался повторить социально-философскую подоплеку фильмов своего хозяина, Вадима Абдрашитова, но он не учел, что у того всегда в фильмах были ясная логическая структура, правдоподобные человеческие отношения и глубокий социальный подтекст. Миндадзе же пытается сфокусироваться на атмосфере и ощущениях, но делает это совершенно безруко. Я не имею ничего против артхауза, но если в нем есть философская глубина и художественная форма. И с тем, и с другим у этой картины очень плохо и это именно тот фильм, который не имеет никакого смысла смотреть. Как, впрочем, и другую "феласофскую" картину земляка режиссера - "Поиск" Хазанавичуса. Только тот фильм, как ни забавно, более логичен и продуман.

P. S. Ах да, если вам это интересно, остальные фильмы режиссера точь-в-точь такие же, особенно "В субботу", где та же идиотская логика поведения в минуты опасности перенесена на Чернобыль.

Или еще пример: у девушки сломался каблук, пошли в универмаг, чтобы купить ей другие туфли, и пока она там меряет разные пары обуви, парень уходит из ресторана, догоняет какой-то тентованый грузовик с людьми, залазит в него, пьет с находящимися там, потом выпрыгивает и возвращается назад в универмаг. И все это произошло настолько быстро, что девушка ничего и заметить не успела. Где логика момента — осталось совершенно непонятным.

Глупость, скажете вы?

Tags: БЛЕАТЬ!!!, КГ АМ, бюджет - бутылка водки, в газенваген, глубизна, дотянулся проклятый!, зачем это сняли?, кавайные немчеги, кено для фестивалей, кено и немцы, киноаборт, мозги на вынос, половые страсти, унылое говно, циничный пересказ
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments