voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Дума о Тарасе Бульбе (2009)

Пост посвящается 96-летию бесславной гибели УНР с передачей Каменец-Подольского полякам.



год: 2009
страна: Украина
режиссер: Евгений Березняк, Петр Пинчук
сценарий: Евгений Березняк, Леонид Тома, Николай Гоголь
оператор: Василий Бородин
жанр: драма, история
время: 69 мин. / 01:09
В главных ролях: Михаил Голубович, Антон Попудренко, Роман Гринь, Нина Шинкарук, Наталья Зубик

Язвительный зритель: Здравствуйте, уважаемые зрители, с вами вновь шоу Язвительного зрителя. И сегодня мы продолжаем разбор темы о Тарасе Бульбе в кино, вызванный в прошлый раз просмотром фильма Бортко. Теперь у нас на разборе выпущенный в том же году фильм - украинская версия экранизации "Дума о Тарасе Бульбе", снятая, как сказано в аннотациях, "по мотивам" книги. Мы пригласили на просмотр Режиссера фильма - одного из двух. И это... Впрочем, плевать, кто это. Также мы пригласили наших старых друзей, украинского националиста Миколу Поносюка...
Микола: Чи не националиста, а национального дияча! И якби ви силою нэ заставилии мэнэ пидписати отказ от претензий, мучая мэнэ гимном России, не я б, а ви зараз сидили, и не в студии, а в тюрьме!
Я.з.: Судя по тому, что вы все-таки пришли, господин Понос-Сюк, вам еще и понравилось... А где ваш оппонент, русский националист Ярослав Мейнгардт? Мы же и его приглашали?
М.: Вин зараз зайнятий, отмечает избрання Трампа.
Я.з.: До сих пор?! Да уж, силен русский муж. Ну да ладно, итак, "Дума о Тарасе Бульбе". В аннотации сказано, что: "Создатели фильма старались донести до зрителя неповторимый колорит казацкой эпохи, «оживить» украинский дух того времени, изобразить художественно-психологические черты рыцаря-запорожца..." Посмотрим, получилось ли у них!

На экране под медитативную музыку долго показывают в слоумо дикорастущие полевые растения. Откуда-то идет туманЪ.



Я.з.: Это что, трава, предоставленная лично сценаристом?
Р.: Несмешно!
Я.з.: Да уж действительно, наркомания в кино это совсем не смешно.
Р.: Наркомания в кино это "Молитва о гетмане Мазепе", а у нас "Дума о Тарасе Бульбе" - принципиальная разница!

Туман рассеивается и на поле оказываются каменный крест, одинокая вышка и каменная баба. Смена плана - в поле сидит старый кобзарь, который играет в духе начинающих гитаристов "один палец на аккорд" и спивает о украинской гидности.



Я.з.: Мощнейшее вступление для произведения Гоголя...
М.: А що вам не так? Вин спивае про нашу вольности!
Я.з.: Да я вижу, что у вас там все спитые.

Бабу на холме показывают подробнее и оказывается, что это мужик.



Я.з.: О, это даже лучше песни. Я так погляжу, Остап Бендер еще и скульптурой увлекался... Кстати, этот холм с бабой мне что-то напоминает. Где там наша ворона, она после просмотра "Чужой войны" вылечила горло?





Я.з.: Вот, теперь все правильно.
Р.: Эм... Это случайное совпадение... ведь культура-то у произведений одна, да и тема.
Я.з.: А это мы еще посмотрим...
М.: Це ж каменни бабы, шо були Запорижжи отакими верстовими стовпами, що незрозумило?
Я.з.: Да мне-то понятно. Непонятно зрителям. И еще непонятно, каким местом ваш бабо-мужик меч держит, сделано так, будто - членом.
Р. (нервничая): Слушайте, мы и так потратили две бутылки перцовки сверх сметы на эту скульптуру, вы бы в наших условиях вряд ли бы сделали лучше.

Крупный наезд на бабу-мужика превращает ее в бутылку горилку, которую держит пьяный казак. Казака обливают водой веселые и полуголые товарищи-казаки. Затем они начинают бегать, скакать, жрать и махать саблями под напряженный саундтрек, сделанный в лучших традициях телесериальных боевиков.



Я.з.: У меня еще раз вопрос - почему любители казаков любят показывать их как полуголых мускулистых мужиков, которые машут плетками? Вам же только кожаного шарика в зубы не хватает им вставить.
М.: Чи клевэщите на захитников Запорижжя та давньой Украини! Це просто милування природно красивим виглядом справжнього казака!
Я.з.: У вас живот рубашку из брюк высунул.
М.: Ди? А... Тьфу, бисова матерь... Знову шуткуете?
Я.з.: Я думал, это вы шутили про справжньй вигляд нынешних казаков.

На экране все еще продолжается веселье.

Я.з.: Ну, насчет колорита не соврали, ридна Украина как живая.
М.: Хто бы говорив! Це наше споконвичне украинське веселоще.
Я.з.: Я надеюсь, вы там на съемках без жертв обошлись при этом веселоще?
Р.: Нет, что вы, так пара драк была и декорацию одну разбили - все прошло практически спокойно.
Я.з.: Блин, у меня такое чувство, что актеров вы в труппе "Маски-шоу" набирали. Они там что, даже коню дают выпить?



Р: Ну... Актеры импровизировали... Но не переживайте, при съемках ни одно животное серьезно не пострадало!
Я.з.: А кто этот стриженный горшком казак с декольте, которого обливали? Выглядит точь-в-точь как копия силача Тура из тех же "Казаков".
Р.: Э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э... Совпадение.
Я.з.: Так, еще одно такое совпадение и я звоню авторам оригинала, пусть сами разбираются.

Сцены деревенского быта. Девки с поднятыми юбками, демонстрируя голые ноги, моют белье. Некий бородач несет порося, но падает на ровном месте и выпускает несчастное животное из рук, которое начинает бегать с диким визгом. Пузатый козак спорит с чубатым кузнецом, что тот не отнимет у него монетку и кладет ее на наковальню. Кузнец медленно и демонстративно берет монету, лижет и кладет в карман.

Я.з.: Мне кажется или у Гоголя нет этой сцены?
М.: Знову ви чипляетеся до дрибниць, сцена просто покликана показати национальний колорит Украини!
Я.з.: А только что показанного колорита что, было мало? У вас же буквально, бюджет - бутылка горилки!
Р.: Обижаете, не бутылка... целых два ящика! И это только для массовки! А эта сцена... Хм. Ну, надо же было растянуть как-то до 68 минут действие.

Приезжают Остап и Андрей с плохо приклеенными усами. Их встречай Тарас-бодибилдер.



Я.з.: Мать моя не казачка... Ступка, конечно, был староват, но где вы этого молотобойца отыскали?
Р.: Вообще-то это Михаил Голубович, старейший украинский актер, снимавшийся в ряде исторических драм по истории Украины!
Я.з.: Старейший-то старейший, но не молод ли этот старейший для Бульбы?
Р.: А вот тут вы и попались! Он 1943 года рождения.
Я.з.: Да? Ну-ка, гляну в Википедию... Черт, и впрямь, расовый украинец и 1943 года... Черт! То есть, Бульба мог быть и... таким?!
Р.: Вот видите, ваши претензии неуместны!
Я.з.: Ладно, а Остапа с Андрием с рожами имбицилов вы где взяли?
Р.: Ам... Не помню. И очень надеюсь, что не вспомню никогда.

Под крики толпы разыгрывается совершенно сумбурный файтинг Тараса и Остапа с мотыляющейся камерой. Остап сначала сливает, но потом вбивает отцу и тот отходит назад, имитируя в слоумо полет в стену.

Я.з.: Зашибись, если в фильме Бортко у меня был вопрос, как Тарас мог выиграть, то тут наоборот - как Тарас мог проиграть? И я правильно понимаю, что это было казачье кун-фу "Стиль порося"?
Р.: А вы думаете, поросенок в начале просто так был?

Радостный из-за возвращения сыновей Тарас начинает в экстазе рубать саблей горшки. Сумасшедшему с оружием никто не решается возражать. Тарас обещает отправить детей на Сечь. Но вместо этого закатывает пьянку с горилкой, не забыв покреститься перед тостом: бей басурмана, татарву и ляха!

Я.з.: Нет ли в этом ксенофобии?..
М.: Це дух эпохи! Каждий воин ридной Украини повинэн захищати и кордони вид иноземних ворогив! А крымчаки да татарва всегда были ворогами Сечи!
Я.з.: К слову, а как там насчет Ислам Гирея, крымского хана, который помогал казакам в борьбе с поляками, чтобы создать альтернативное казацкое государство для союза с ним?
М.: Слухайте, знову ви згадуэте якусь давню историю, коли вам розповидають про патриотизьм!

Большая часть дальнейших событий посвящена горилке, пьянке и гарним писням. Пьяный вусмерть Андрий обещает порвать всю татарву. Разошедшийся Тарас в экстазе рубит посуду на столе повторно. Гости с трудом успевают спасти горилку.



Я.з.: Похоже, найден тайный украинский брат Жоры Крыжовникова, которого разлучили с ним в детстве.
Р.: Я не имею ничего общего с этим подельщиком! У нас все разное!
Я.з.: Согласен, в кадре нет рекламы. А Жора Крыжовников даже при съемках Бориса Годунова всучил бы персонажам пиво Балтика и кириешки из Магнита.

Наутро, покрестившись, выпив и закусив перед дорогой, а заодно выслушав плач матери, казаки едут на Сечь. По пути Андрей вспоминает, как при учебе какой-то панич столкнул его в ручей и он попался так на глаза симпатичной панночке.



Я.з.: В рот мне галушки!!! Что это? Я от этой рожи вздрогнул сильнее, чем когда у Бортко панночка заговорила голосом Сергея Безрукова! Это что за украинская версия Маши Распутиной?
Р. (грустно): Вы бы знали, в каких местах мы находили других актеров...
Я.з. (с интересом): В каких?
Р.: Кхм... Не скажу. Нам с ними еще работать и работать.
Я.з.: Да ладно, Маски-шоу показывали представления воинам АТО, в России их репутация окончательно погибла.
Р.: Не все, как вы, смотрят интернет.
М.: По-перше, слава героям АТО! По-друге, ви знову зводить наклеп! Це навить дуже гарна украиньска жинка!
Я.з.: Вы не забыли, что она полька по сюжету?
М.: А? А... Ну... За сюжетом вона полька, а по життю все ж таки гарна украиньска жинка!

После долгих песен и скачек по чистым полям без признака дорог троица на получасовой минуте приезжает на Сечь, где казаки танцуют под музыку барабанщиков и евреев-скрипачей, наигрывающих что-то из ирландской народной музыки.



Я.з.: Я так погляжу, и вы не обошлись без толерантности?
Р.: А чего вы хотели? Думаете, посольство Израиля только в Москве есть?

Казаки видят, как в Сечь принимают желающих. Это делается крестом и святой горилкой.



Я.з.: Интересно, а можно ли физически показать казака без горилки? Кстати, в книге-то по-другому было, в частности, принимал в Сечь кошевой.
Р.: По требованиям неучаствовавших в съемках первой сцены актеров нам пришлось сделать небольшие сценарные изменения...

Еще раз подробно показывается тема "Горилка - национальное достояние Украины". Бульба интересуется, где его бывшие товарищи и узнав, что их казнили жестокой мучительной смертью, говорит: "Добрые были казаки. А кто зараз кошевой?"

Я.з.: Реакция, достойная величайшего актера прошлого... Бастера Китона. Он тоже с таким же каменным лицом играл.
Р.: Ну... недосмотрели немножко. Да и вообще, это Запорожье, там люди дохли десятками.
Я.з.: Ага, и судя по фильму, в основном от паленой горилки.

Пообщавшись с кошевым с налохмаченными усами, Бульба требует собрать раду и выкинуть Ющенко. Собравшиеся казаки смещают кошевого, а писец с казначеем остаются, демонстративно разливая горилку собравшимся.

Я.з.: А знаете, что при просмотре этого фильма я чувствую себя как ветеринар в обезьяннике?
Р. (удивленно): Почему?
Я.з.: Потому что меня достало видеть каждый день чертову вонючую горилку! И вообще, вы где ее брали, там, по-моему, мелькают бутылки Хортицы и Нефирофф?
Р.: Мы стремились к реализму... в пределах бюджета.



По реке приплывают три старичка, которые рассказывают об ужасах ляхской оккупации на Гетманщине. Еврей Янкель с плохо прилепленной бородой, кричит, шо це брэхня. Несмотря на это, казаки решают идти на поляков, но погромить евреев Янкеля забывают и он спешно собирается в дорогу за пьяной толпой, которая без разбора ломанулась на войну, забыв даже про обозы.

Я.з.: А где та организация строгого военного похода, о которой было в книге?
Р.: Мы хотели этой сценой показать безрассудную храбрость и мужество казаков, которые ради мести за родные дома и свое Отечество были готовы без раздумий бежать на врага и положить свою жизнь за освобождение, даже если это граничило с отчаянным безумием.
Я.з.: Забыли, да?
Р.: Нет. Мы хотели...
Я.з. Обозы дальше будут?
Р.: Господи, ну не хватило, не хватило нам денег на обозы, хватит уже цепляться!

Следует мельтешение камеры в ночи, где горят какие-то дома, солома, а бегающие в кадре казаки жестоко рубают поляков, поливая все вокруг кровищей. Сцена ночного боя сменяется дневным, где камера мотыляется еще сильнее. Тарас с умилением смотрит, как Остап бьется реконструкторскими саблями с поляками. Правда, Тараса все время кто-то отвлекает и приходится время от времени делать удары сабли направо, будто его кто-то просит посражаться.

Я.з.: Там что, стоит очень застенчивый польский солдат-интеллигент, который просит Тараса посражаться, но очень скромничает?
М.: Вам би лише язувати як виразци в животи!
Я.з.: Это моя работа. А ваша работа - делать так, чтобы такие фильмы не попадали ко мне!

После боя, который монтировал человек с Паркинсоном, показывается тот же холм с бабой. Звучит песня о жертвах войны. Ночь. Андрий спит и ему снится купание казацкого коня панночки. Внезапно сон обрывается, и над ним склоняется татарка, которая, как ни странно, тоже говорит по-украински.



Я.з.: Ну-у-у... Ну-у-у-у... А, блин! Все-таки не показали сисек! Почему, у этой панночки они же явно раза три больше, чем у Бортко?
Р.: Помилуйте, этот фильм ведь для телевидения снимался!
Я.з.: А почему панночка во сне наряжает Остапа в свои женские шмотки? Это намек на свободу европейских отношений, к которым готова еуропейзированная Украина?



(Режиссер молча показывает это место в книге. Я.з., прочитав его несколько раз, молчит, а потом начинает смотреть на экран, делая вид, что ничего не говорил)

Через какой-то погреб татарка приводит Андрия к панночке. Он любуется ей и просит от нее наказать его ему, что сделать ради ее счастья. Панночка быстро проговаривает на украинском текст, что они враги навеки. Андрий отрекается от Отчизны Украины и это единственное место, где звучит это слово. Голубки страстно сосутся.



Я.з.: Сцены снимались, как я погляжу, в лучших традициях колхозных театров?
Р.: Да видели бы вы первый дубль... Мы и так целых три дубля запороли, пленку пришлось из своих оплачивать.

Сразу после этой сцены Янкель навещает Тараса, меланхолично курящего люльку на берегу реки, и рассказывает, что был в городе и видел Андрея, который послал казаков нах.



Я.з.: Хм, ну вообще вполне точно по книге. Но рожа, конечно...
Р. (с хитрецой): Нет ли в этом ксенофобии, товарищ?
Я.з.: А этот вопрос надо адресовать тем, кто подбирал актеров. Товарищ!
(режиссер затыкается)

В следующей сцене почему-то снятой через синий фильтр Андрей, изо всех сил морща брови, скачет на лошади и рубит казаков, вспоминая сиськи взгляд голой панночки. Так он натыкается на Тараса, который, чуть не плача, обнимает его, а потом стреляет в живот.

Я.з.: И что это было? Что, Тарасу так жаль предателя, что он его даже убил через слезы? Палил и плакал, плакал и палил...
Р.: Ну, на самом деле... у нас вдруг не оказалось пороха для пистолета... И пистолета тоже... Пришлось импровизировать и делать вид, будто Тарас стреляет в Андрея из пальца.
Я.з.: Ясно. И еще - там что, реально солиста группы "Ногу свело" убили?!



Р.: Я вообще не знаю, кто это, там полмассовки мы на улице отловили.

Подскакивают козаки и говорят, что в отрядах потери и бойцы хотят его видеть.



Я.з.: О, а вот и мелкий казак - как Око из того же мультика. Все, я звоню.
Р.: Стойте-стойте-стойте! Ну да, не скрою, мы изучали мультфильм... Для исторической точности показанного в фильме... Но это же не преступление!
Я.з.: Глядя на ваш фильм, я в этом не уверен... Кстати, до конца восемь минут, как вы уложите в них все остальное содержание книги?
Р.: Ну, мы сделали небольшие купюры...

Две маленькие-маленькие кучки массовки стреляют из маленьких-маленьких пушек, а потом сбиваются на поле и дерутся маленькими-маленькими саблями. Синий фильтр внезапно пропадает, Тарас бьет ляхов и ругает их за то, что они угнетают ридну землю и ридну мову. На этом месте Микола бурно плачет. Какой-то поляк целится в казака, но целится медленно и дает ему целых пять секунд, чтобы он бросил в противника ядро.

Я.з.: О, у казаков и толкатели ядра воевали... Как там оператор, кстати, не свихнул шею на съемках?
Р.: Нет, только кроссовки истоптал.

Тарас повторяет: "Козаки, есть ли ще порох в пороховнице? Чи ослабла козацка сила? Чи не гнутся козаки?" Козаки отвечают невнятным ревом. Их убивают по одиночке и камера делает на них крупные планы, но при этом они молча смотрят в кадр.



Я.з.: Невероятно, какие-то безвестные украинские подельщики поняли неправдоподобность того, чего не понял Бортко. Вы точно эти сцены не вырезали, когда увидели, что у Бортко получилось?
Р.: Да мы просто попросили актеров изобразить, как они видят своих персонажей перед смертью. Мы вообще... не особо ограничивали их в ролях.

Остапа поднимают на штыки копья, и он пафосно шепчет: "Батьку, чуешь менэ?" "ЧУЮ, СЫНКУУУУУУ!" - ревет тот за кадром как медведь.



Я.з.: Мне кажется, или конец одного копья должен выглядывать за спиной Остапа?
Р.: Нет!

Врубается кобзарь, травы, разглядывание трупов казаков. Тарас скачет невесть куда, роняет люльку, но тут буквально из воздуха появляются поляки. Несмотря на то, что их штук пять, ему удается переколотить их в дешевом файтинг-поединке.

Я.з.: Вау, и тут Тарас-терминатор. Тоже скажете, что хотели показать силу и удаль настоящего казака?
М.: А что? Выглядит ничуть не хуже, чем у Бортко.
Я.з. (внимательно разглядывая экран): Стыдно признавать, но похоже, вы правы.
М.: Ось! Я ж вам казав, що справжний козак сильний як тися чортив!
Я.з.: Кстати о тысяче чертей...

Тарас побеждает поляков, но его внезапно хватают французские мушкетеры.



Я.з.: Теперь я понял, как Боярский оказался на Запорожье.

Израненного Тараса привязывают к дереву и поджигают перед ним связку хвороста. А що, козаки! - говорит он кагбэ из последних сил с улыбкой, - есть ще порох в пороховницах? Пламя крупным планом, песня, титры.

Я.з.: Мда. Шедевральное полотно. Что вы скажете, господин реж... Где он?
М.: Вин пишов ... таемно. Вин знав, що ви будете гнобити його фильм и нэ хотив з вами розмовляти! Тому вин потайки пройшов повз крисел и втик на автобуси!
Я.з.: Жаль, а я хотел рассказать ему, какой забавный Франкенштейн у него получился.
М.: А що вам не сподобалося? Це ж гэниальний фильм! Творци перенесли на экран найголовниши передумови твору Гоголя, який, по сути, е гэроичною украинською думою, написаний ритмизованою прозою. Самэ цэ и е "ключем" до пропонованого фильму. Автори прагнули донести до глядача нэповторний колорит эпохи, оживили дух тодишнього украинства, окрэслити художньо-психологични риси лицаря-запорожця, захисника витчизни! Михайло Голубович, народний артист Украини, створюэ образ Великого Козака, який не може поглинути пэкэльний вогонь всеукраинськой Голгофи. Вони акцентують увагу на ти неповторни риси мэнтальности украинця, яки складають основу национального образу. Фільм виходить на поэтичну висоту героичной думи з эпичним глибинним пидтэкстом. Це спонтанний духовний видгук за 200-лиття вид дня народження великого украинця, видатного письмэнника М.В. Гоголя!
Я.з.: А вы знаете, что Голубович остался в Луганске и сейчас там управляет культурными делами?
М. (долго с удивлением смотрит на Я.з., а потом дико кричит и убегает): ЗРАААААААААААААААААДАААААААА! Я повинен повидомити про те кому треба!
Я.з.: Ну ладно, раз теперь все ушли, я могу изложить свое реальное мнение. Как это ни странно, но фильм... не так уж плох. Да, это странно звучит в отношение такой дешевки - но это так. Разумеется, его смешно даже сравнивать с фильмом Бортко, так как это всего лишь низкобюджетная телепостановка, в которой пафосом и эпичностью и не пахнет. Но, как я понял, никто на самом деле "наш ответ москалю" и не планировал, "Дума" вышла за три дня до российского фильма, в кинотеатрах не показывалась и демонстрировалась лишь на ТВ и ДВД, а раскручивать его стала свидомская пропаганда уже после выхода ленты Бортко. Не знаю, может, это была обманка, по типу мокбастеров Азайлума? Так или иначе, вышло не так уж и плохо... Как телекомедия по мотивам Гоголя, ясное дело. Понятно, что бюджет ничтожный, но какие-никакие декорации и даже реквизит имеются. Увы, игра актеров у всех плохая, кроме кошевого и Тараса - конечно, Михаил Голубович не похож на Бульбу, но все же старается играть и казак из него вышел довольно фактурный. В нем даже есть то, чего нет у Ступки - жизнерадостность и юмор. Да и сюжет, как ни странно, передан относительно точно, исключая большие пропуски. Ряд эпизодов передан дословно, местами даже точнее, чем у Бортко, как, например, диалог Тараса с кошевым. С горилкой вот только переборщили. Конечно, это далеко не шедевр, но смотреть можно без рвоты. И да, все обзывания фильма украинской пропагандой клевета - никакого шовинизма я тут даже близко не заметил. Так, чуть больше упора на украинский колорит. Так что - пейте горилку, она сделала половину бюджета фильма.
Tags: атака клоунов, бугога!!!, бюджет - бутылка водки, зачем это сняли?, книга - лучше, опиум для народа, позитив, птичку жалко, супермэн, трэшак, циничный пересказ
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments