yadocent (yadocent) wrote in movie_rippers,
yadocent
yadocent
movie_rippers

Categories:

"Батальон": фильм по Акунину без Акунина

Оригинал взят у linerio в "Батальон": фильм по Акунину без Акунина
Посмотрел один из «хедлайнеров» российского кино этого года — вышедший ещё в феврале «Батальон» режиссёра Месхиева, продюсеров Бондарчука-младшего и Угольникова, по заказу Министерства культуры.

Фильм снят на основе реальных событий — полузабытого эпизода Первой мировой войны.

В июне 1917 года в России (уже не царской, но ещё не советской) по приказу главы Временного правительства Керенского был сформирован уникальный женский батальон — с целью воодушевить вконец разложившуюся армию и всё-таки довести «войну до победного конца» (реальный лозунг той поры). Ничего из этого не получилось. Осенью того же года Временное правительство накрылось красным тазом (Октябрьская революция). Вскоре, весной 1918-го, новым, уже советским руководством был заключён Брестский мир с Германией, на чём участие России в Первой мировой, собственно, и закончилось. Ну а «бабий батальон Керенского» стал объектом для карикатур и шуток.




Сюжет, конечно, подходящий для фильма. Несколько лет назад Борис Акунин в рамках своего проекта «Роман-кино» выпустил повесть «Батальон ангелов» - фактически готовый сценарий. Это лаконичная и сильная история. Когда я прочёл эту повесть, подумал: хорошо бы действительно сняли по ней фильм.

Потом прочёл: снимается «Батальон» практически с тем же сюжетом. Неужели по Акунину? Вроде нет. В титрах, так сказать, не значится. Жаль!

Потом появились ролики и анонсы. Посмотрел их: да точно ли не по Акунину? Как говорится, найдите десять отличий. Нет, нигде про Акунина - ни полсловечка.

И вот наконец — сам фильм.

Ну так я и думал!

В одном из интервью министр культуры Владимир Мединский сказал, что любит творчество Бориса Акунина, хотя и не разделяет, разумеется, его либеральных политических взглядов.

Вполне представляю, как он прочёл «Батальон ангелов» и позвонил Бондарчуку-Угольникову-Месхиеву: хорошая вещь, хотелось бы такое кино! Только, знаете, надо обойтись без имени Акунина. Не те у него взгляды. Вот что: возьмите-ка его повесть как "рыбу" — и навертите что-нибудь на её основе. Но так, чтобы никто, включая Акунина, не заявил, что это плагиат.

Задача была выполнена: «Батальон ангелов» обкорнали, покрошили в винегрет, щедро добавили отсебятины и как следует перемешали – попробуй чего теперь докажи.

Начинается фильм чётко по Акунину: офицер прибывает с фронта в Петроград, на вокзале подходит к извозчику, чтобы ехать в штаб (ну, в фильме – сразу к Керенскому, чё уж), удивляется подскочившим "тарифам".

Различие в том, что в повести он идёт до штаба пешком, больно дорого извозчик запросил, а в фильме - поехал себе.

Снята поездка, кстати, бездарно и бездумно. Никакой атмосферы бардака и развала не ощущается. Аккуратный извозчик в новеньком «историческом костюме» вырвиглазного цвета, такая же массовка, фланирующая вдоль откровенно новодельных декораций…

Это какой-то, извиняюсь, «Поддубный», с таким же гламурно-наплевательским отношением к исторической правде и атмосфере эпохи.

В повести Акунина, между прочим, дорога от вокзала до штаба выполняет роль экспозиции: главный герой, а вместе с ним и читатель, видит и размышляет, как Петроград (а стало быть, и Россия в целом) переменился к худшему. А в фильме «Батальон» персонаж просто перемещается из точки А в точку Б. Ну и какой смысл это показывать? Можно было бы сразу с совещания у Керенского и начать.

Так и будет весь фильм: что заимствовано у Акунина - испорчено, что придумано своего - глупо.

Впихнули, стало быть, Керенского (в исполнении Марата Башарова): он делает гримасы а-ля надменный Жирик и следит за положением дел на фронте по видеосюжетам. По видео, Карл! В каждой русской части в 1917-м, оказывается, были кинокамеры. Спасибо, что не смартфоны.

Ещё в фильме есть «неуставные отношения» а-ля женская тюрьма (почему-то без лесбийской темы). «Сильные», но глупые эпизоды вроде суточного стояния всего батальона по стойке «смирно» перед Генштабом, с целью вызволить из-под ареста командиршу Марию Бочкарёву: да-да, ей придумали идиотский арест, а позже — ещё более идиотское избиение бывшим мужем, внезапно нарисовавшимся на передовой...

При этом действительно мощную, умную и символичную сцену противостояния женского батальона и коммунистической демонстрации в Петрограде гг. кинематографисты у Акунина позаимствовать не решились. Трудно было её покорёжить до неузнаваемости.

Зато испоганили кульминацию сюжета. У Акунина горстка офицеров просит Бочкарёву взять их под своё командование — и идут в бой, потому что больше некому, ну а солдаты, видя гибнущих баб, не сразу, но стирают с лица улыбки, прекращают гыгыкать и поднимаются в атаку.

Эту великолепную и бьющую под дых сцену в фильме искорёжили, затянули, разбавили бессмысленным «креативом» со срыванием погон перед «солдатским комитетом», потому что офицерам «запрещено идти в бой под угрозой расстрела» (штоа?)...

Короче говоря, напрямую снимать по Акунину начальство не велело, ну а придумать по его мотивам своё вышло хреново. Не спасает ни неплохой военный экшн (да его и мало), ни реалистичная игра Марии Ароновой и пары других актрис.

Самое во всём этом скверное, что теперь по отличному "Батальону ангелов" Акунина уж точно ничего не снимут.

А Григорий Шалвович мог бы на этих ребят и в суд подать, развлечься.

4/10

Tags: зачем это сняли?, киномафия, книга - лучше, мотороллер не мой, хруст французской булки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments