voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

Крепость



год: 1983
страна: США, Великобритания
режиссер: Майкл Манн
сценарий: Майкл Манн, Ф. Пол Уилсон
бюджет: $6 000 000
сборы в США: $4 218 594
премьера: 16 декабря 1983,
время: 96 мин. / 01:36
В главных ролях: Скотт Гленн, Альберта Уотсон, Юрген Прохнов, Роберт Проски, Гэбриел Бирн, Иэн МакКеллен, Уильям Морган Шеппард, Ройстон Тикнер, Майкл Картер, Филлип Джозеф.

Небольшой отряд вермахта под командованием капитана Верманна прибывает в затерянную в туманных горах румынскую деревушку, дабы занять позицию на стратегически важном перевале. Военные располагаются в громадной старинной крепости, пользующейся дурной славой. В стенах мрачной цитадели немцы потревожили древнее зло, которое сдерживалось несколькими поколениями хранителей добра. Теперь, оказавшаяся на свободе жуткая сила, начинает безжалостно расправляться с солдатами маленького германского гарнизона.

Нацисты, крепость, древнее зло? Если вы походите по форумам, вы найдете немало благожелательных отзывов: "картина выдалась довольно не плохой и её действительно можно отнести к самым значимым мистическим хоррорам 1980-х годов"; "Классика остросюжетной мистики начала 80-х годов, по настоящему недооценённый фильм"; "Получилось, на мой взгляд, прекрасное кино". Думаете, вас ждет атмосферный оригинальный ужастик? Нет, вас ждут потуги на хоррор-артхауз от именитого режиссера Майкла Манна, который до сих пор не любит говорить об этом фильме. И теперь вы узнаете, почему.

Начало фильма необычное. 1941 год. Добрых две минуты нас на фоне титров тянут с небес на холодную землю в какой-то лес под звуки синтезатора немецкой группы Tangerine Dream (она же написала музыку ко всему фильму). Показывается небольшой конвой полусонных солдат вермахта, который уныло едет в карпатскую деревню в Румынию, причем НОГНЕТАНИЕ происходит за счет музыки и серых пейзажей. Местные жители в национальных одеждах выходят на улицу и провожают конвой тяжелыми взглядами. Все это в слоумо и с какими-то долгими завываниями за кадром. Все это, а также вид нищей деревни с высоким содержанием крестов показывает - перед нами типичный Убервальд.




Командир отряда - это капитан вермахта Верманн, который, как и все его солдаты, говорит по-английски и ходит в расхристанном мундире, чуть ли не размахивая своим МП-40. Он заходит в некую большую крепость, осмотреть ее для постоя. И натыкается на местного жителя.



Старик - это местный смотритель Александру, что наш переводчик перевел как Александро. Хорошо хоть, не Алехандро. Он ему говорит, что в стены крепости врезаны 100 крестов из никеля (хотя кресты похожи больше на букву Т). Вообще, дед явно темнит. Хозяина не знает, кто создал крепость, тоже не знает, но сторожит ее потому, что у него в роду так повелось. Говорит, что в крепости нельзя не останавливаться. Почему? Потому что здесь людей мучают нехорошие сны (и точно врет, дальше про сны не будет ни слова). Верманн, который снисходительно относится к деревенскому сумасшедшему, отвечает, что его солдаты видели кошмары покруче и занимает крепость. Хотя если честно, то крепость - это тупо просто большой круглый зал с лабиринтом и больше ничего. Ночевать в избах крестьян намного умнее и удобнее.

Хитрожопые завоеватели Европы сразу начали вбивать штыри для ламп, а попутно выбивать кресты, приняв их за серебряные, за что Верманн дает особо умному рядовому (да, я знаю, что в вермахте низшим званием был ефрейтор - ну, а тут он рядовой) неделю караула. А потом, несмотря на пугалки оборзевшего Александру, требующего покинуть здание ("Не оставайтесь здесь! Не оставайтесь!"), спокойно идет по своим делам. (Кстати, Александру после этого из сюжета исчезает). И вот наступает ночь... Ах, знаете ли вы, как тиха убервальдская ночь...



Несмотря на то, что на улице вроде как не осень, солдатам на посту очень-очень холодно. К тому же их пугают жуткие скримеры в виде ламп, то мигающих, то скребущих от ветра по камню... А тут один крест вдруг начинает светиться, что очень удивляет часового. И он идет через пафосное слоумо и синтезатор к свету как мотылек в ночи!



Я понимаю, что это звучит тупо, но свет от креста, бивший как целая диско-вечеринка, каким-то образом убедил солдата, что он на самом деле из серебра. Просто примите как факт. Солдат бежит за товарищем (и это тоже в слоумо и крупным кадром!), и тот тоже считает, что это серебро. Ну общеизвестно же, что серебро светится в темноте! Два дЭбила начинают тут же ковырять крест и находят за ним какую-то дыру. Оборзевший от жадности солдат №1 лезет в узкий проход, находит еще один крест и, привязав себя к веревке (что абсолютно бессмысленно, так как проход длинной метра два, не больше), начинает ковырять и его. Но нет... Блок тут же полетел... куда-то назад... Солдат тоже за ним... Хотя лез горизонтально... В общем, товарищ все-таки удержал своего наводчика, и тот получил возможность осмотреть какой-то до хрена огромный зал, который нам медленно и пафосно, под синтезатор и унылый гул показывают, отводя камеру назад.

И вдруг бац! Спецэффекты 80-х! Посередине появляются несколько убогих полосок, которые превращаются в какую-то хрень наподобие шаровой молнии и летят к нашему солдату удачи.



Короче, товарищ таки вытащил своего наводчика. Правда, немного помятого.



И не целиком...

После этого окружающий местность белый угар туман начинает зловеще двигаться и открывает стенку. Оттуда вылетает волна белого угара так пафосно, как только можно. Но выглядит это почему-то как финал первого Индианы Джонса, только втрое дешевле. В частности, солдата ветром отдувает прямо в стенку и неплохо замаскированный манекен падает, раскинув ноги.



Услышав все это, вскочившие с пола завоеватели Европы выхватывают оружие и начинают деловито стрелять по потолку короткими очередями. А потом крутить головой, пытаясь понять, куда они попали.
Тем временем портал изрыгает какие-то белесые пятнышки, напоминающие кокаинчик, а нас совершенно неожиданно бросают на другой край земли, в Грецию. Некий мужик просыпается в постели со взором горящим, сделанным на основе передовых спецэффектов 80-х.



Он идет  порт к контрабандисту, а потом долго и довольно скучно добирается до Румынии морем под хрипящий синтезатор. Оператор при этом так раскачивает камеру, что непонятно - это художественный прием или он был в какой-то дешевой плоскодонке?



А в крепости уже утро. Хрень, вырвавшаяся на свободу, убила еще троих солдат и исчезла неизвестно куда. При этом командование по радио почему-то не отвечает. Но зато прибыло подкрепление - грузовик эсэсовцев с блатными номерами, причем все эсэсовцы поголовно в форме до 1934 года - черных мундирах с повязками и коричневых рубашках. И вооружены винтовками маузера и МП-28.



И даже есть офицер бронетанковых войск СД!




Едва прибыв, эсэсманы начинают жестоко нагибать местное население: сгоняют всех в кучу посреди села, дают пенделей, бьют кричащего священника по харе и готовятся всех расстрелять, при этом прыгая как лягушки в своих высоких сапогах. Выглядит весь этот неуклюжий цирк довольно забавно.




Но мы же знаем, что все преступления нацистов осуществляли только СС! Доблестный вермахт лишь выполнял приказы! Поэтому наш отряд вермахта прибегает чуть ли не целиком, и Верманн пытается отменить казнь. Но поздно! Злые эсэсовцы выполняют свое черное как их мундиры дело! И следует жестокое и беспощадное... слоууууууумммммоооооооо... ооооо.... оооо... ыыыыыыы.... ооооо...



Наш бронестрелок в пилотке и со знаком СД называет себя оберштандартенфюрером СС Вальцем Кэмпфером, которого переводчик переименовал в Ханенберга. Действительно, одна петлица оберштандартенфюрера. А другая просто пустая. И настоящий погон... штурмбаннфюрера. Интересно же выглядели полковники СС в 1941-м... Он пришел покарать партизан за их убийство доблестных немецких солдат и возглавить весь местный гарнизон. При этом, кажется, никто вокруг не подозревает, что Румыния была союзницей Германии в 1941 г. и никто туда войска не вводил. Демонстративно наорав на всех и взяв пять заложников, он въезжает на своем тарантасе в крепость (снова осточертевший крупный план сзади).



Верманн все равно протестует и пытается доказать Кэмпферу, что он не прав и в крепости какое-то зло. Тот выдает гениальную фразу: "Почему ты жалеешь об этих коммунистах?"



Орлиный профиль и взор партайгеноссе Кэмпфера!

Верманн делает еще накачку пафоса про Зллооо, но это не срабатывает даже на зрителя, не говоря про полковника. Он вместо этого заставляет крестьян прочитать ему надпись на стене крепости, написанную загадочными румынскими рунами. Которые почему-то очень похожи на сербский язык. Теперь я понял, где снимали фильм.



Естественно, в карпатском селе никто не знает сербский, поэтому священник и заложники, с ужасом рассматривая надпись, говорят, что это какой-то древний загадочный диалект. К счастью, как это и положено в Убервальде, совсем рядом обитает очередной профессор-историк Куза, который может дать ответы на вопросы. Правда, он еврей, но тем легче его найти. Парализованный профессор в исполнении Иэна МакКеллена сидит на каталке в концлагере. Да, а вы думали, его угнали в концлагерь в Польше вместе с мамой, как это показано в Люди-Х? Нет, вот как все на самом деле было...

А наш Светоглаз из Греции едет к крепости на очень медленном мотоцикле. По пути его, правда, пытались остановить два румынских караульных, но он зыркнул на них своими блестючими глазками и сказав, что его не надо трогать, спокойно уезжает. И выглядело это... ну как сказать... Помните напряженные сцены в "Секретных материалах"? Ну так вот. Ничего общего.

Кэмпфер обещает профессору в обмен на помощь жизнь. Аж на целых три дня. Доктор картинно машет руками, пытаясь дать эсэсману люлей, но быстро успокаивается и впаривает, что якобы надпись на древнем умершем диалекте и переводится как... угадайте, как? Ну подумайте... "Я буду свободен". Что, не угадали? Конечно, вы же не знаете древних языков...

Оставшись наедине посреди крепости (!), профессор, его приемная дочь Ева и священник Михай устраивают длинный псевдофилософский диалог, в ходе которого решают увести немцев от крепости до церкви и наплести им, что там есть такие же знаки. Священник также дарит профессору тактическое оружие - крест. А Ева ходит по коридору, вздрагивая от страшных звуков от... а, немецкого генератора. Она идет в казарму за едой, и солдаты смотрят на нее так похотливо, как будто прямо сейчас изнасилуют. И этот эпизод выглядит намного страшнее всего остального фильма... Да собственно, так и случилось, на обратном пути ее схватила пара эсэсовцев и начали насиловать. Но - без паники! На помощь спешит Белый Угар!



Он влетает насильникам прямо в яйца глаза и весьма неубедительно даже для 1983 года взрывает им мозг головы. А потом начинает звучать какое-то сольфеджио, угар очень долго дымится и клубится и... плохо понятно, но, видимо... трахает бабу... сам.



Вот это поворот так поворот... А какая романтическая-то музыка... Дым... сигарет... с ментолом... Белый туман качает...
После этого туман немного обретает форму, открывает глазки, отращивает мозг и наведывается к профессору, отдав ему Еву. Ху а ю, мать твою! - кричит профессор. Далее - дословно:
- (злобным рыком) Зачем ты пришел сюда?
- Мне сказали, здесь кто-то убивает немецких солдат это случайно не вы? Меня заставили прийти.
- Нет, это не я Ты помогаешь им... Значит, ты с ними заодно!
- Нет, зачем мне помогать фашистам, я просто хотел прогнать их отсюда. У меня не было выбора.



Но туман беспощадней СС и карает инвалида электротоком из своей красной руки. Все, хана Магнето...

А, нет, нет... Очнувшаяся Ева с удивлением видит, что отец очень резко помолодел. После недопафосного диалога входит Верманн, которого привлекли наконец все эти крики и звуки и приказывает гнать бабу из крепости пачканными сапогами. Батяня чуть не плачет и просит дочу сбежать при первой возможности, а о нем не думать. После этого еще не относящийся к сути дела разговор с Верманном о том, что "мой сын погиб в Испании с фашизмом" "Я был в Испании. Жаль, что мы родились не по одну сторону баррикад". Пораженный, видимо, блааародством невиданного гуманиста Верманна, идиот-профессор дарит ему крест. А потом, почуя Силу, преодолевает паралич, встает и уходит из этого фильма.

Ева без конвоя (!) уходит в какую-то хату жить у местных жителей. И - надо же, какое совпадение! - попадает в одну комнату с Светоглазом!!! И довольно быстро он разводит ее на поцелуй. Знаете, как? Утром она встала, увидела его в окне на каком-то бугре на фоне красивого... заката или рассвета... Хотя окно светило как в полдень... Села рядом, сказала: "Как ты здесь оказался?" Он ответил: "Ради тебя" и поцеловал. Уже в комнате - монтаж здесь блестящий.



ПИКАААААААААААААП-МАААААААААСТЕР!!!! Надо записать в блокнот этот способ, стопудов, сработает.

А далее... Блин, это даже осознать трудно... сцена секса полюбовников на полторы минуты. Не имеющая вообще никакого смысла. Вообще никакого. А вы думали, постельная сцена в "Бладрейн" Уве Болла была пришита криво? Бугага. Да и сделал Уве Болл ее на порядок лучше... Здесь полюбовники даже не столько трахаются, сколько трутся и лапают друг друга руками, сидя прямо на полу. В слоумо. И под синтезатор, блеать. Даже сиськи едва мелькнули. Блин, ну надо же постараться, чтобы испортить постельую сцену.



А наше чудище обросло костями, мышцами и сухожилиями и пошло общаться снова с профессором, который решил походить по коридору задом наперед.



Вид чудища как бы говорит нам, что оно думает по поводу всего этого.



Далее идет какой-то абсолютно упоротый диалог, в ходе которого профессор просвещает чудище о порядках в концлагерях. Узнав об этих жестокостях, чудище вступает в команду мутантов профессора Магнето решает... внимание! Внимание!!! Покарать. Нацистов.

Да, покарать нацистов. Да, всех. За их  жестокости. О которых чудище только что узнало у первого попавшегося человека. Блестящая мотивация! Чудищу теперь нужно теперь две ночи для того, чтобы окрепнуть, а также вынести источник его силы за пределы Крепости... И только тогда оно может покинуть здание. Так, господа, впервые появляется интрига. Победит ли полоумный мутант-привидение-идиот лично Гитлера или же профессора опять наебали? И кстати, где нацисты? Почему они позволяют прохфессору шляться по всей крепости без присмотра?

Прибегает священник, который заявляет, что немцы опять устроили расстрелы. А дальше начинается бред, который укладывается в схему поведения "мы будем яростно кричать абсолютно бессвязные вещи, как будто не слышим друг друга". Буквально. Диалог выглядит примерно так (чутка утрируя):
Прохфессор: (с глубокомысленным видом) Тут что-то есть...
Священника: А-а-а! Нет господа кроме Иисуса, а ты в него не веришь, атеист клятый!
Прохфессор: Идиот, Сатана это фашизм! Аццкий сотона!
Священник: Сцуко, блеать, сдохни, гори в аду со своей Евой, цыганами и прочими вонючими еретиками! Православие или смерть! Слава православию! Героям святцев слава!
Прохфессор: Михай...
Священник: Сдохни-сдохни-сдохни, гори в аду!



Абсолютно внезапно и без всякой причины чеканувшийся священник побежал в церковь и начал возносить молитвы господу. Заявившаяся хрен знает зачем Ева бежит за ним... но потом почему-то уходит в испуге... Чего она испугалась, кретинка, его сморщенной гримасы?



Прохфессор зачем-то опять переходит на каталку и спокойно покидает крепость. Вокруг зловеще дует ветер, пытаясь показать саспенс. Прохфессор встает с каталки (а, сссссука...) и тут входит Светоглаз. Он откуда-то хорошо знает о договоре прохфессора с чудищем и убеждает со своим располагающим лицом прохфессора, что это разводка.



Да, но как бы... Согласись, светлоглазик, верить тебе у нас причин совсем не больше. Тогда прохфессор телепортируется с помощью волшебного монтажа в крепость, где на него натыкается Кэмпфер, и прохфессор стучит на Светоглаза как на виновного в убийствах партизана. "Арестовать и привести в крепость!" - тут же приказывает Кэмпфер. Кого - "его", идиот? Прохфессор вам не назвал ни имени Светоглаза, ни адреса, ни даже примет - ничего. Он вам даже улик и доводов не представил.

Ева истерит перед Светоглазом, и тот признается, что он охранник крепости, который пришел уничтожить чудище. И как мы сразу не догадались! А теперь объясни, имбицил, какого черта ты сторожил крепость В ГРЕЦИИ? В чем вообще смысл сторожить крепость за тридевять земель? И кто это чудище? Тут как раз приходят эсэсманы, которые ведут его в крепость - с его явного согласия. Ибо тупой идиот - страж Светоглаз никак не мог найти ее сам, хотя жил на постоялом дворе ПРЯМО НАПРОТИВ КРЕПОСТИ. Тупая баба выскакивает следом и пытается криком NOOOOOOOOOOOO!.. отбить своего суженого. Конечно, немцы дают ей немножко люлей, и разгневанный Светоглаз в ответ начинает их бросать одной правой в ущелье. В слоууууууумммммммоооооооооо...



Эсэсовцы простреливают в нем много дырок, из которых хлещет какая-то зеленая слизь, и общими усилиями им удается сбить его очередями в то же ущелье. А в крепости продолжается праздник идиотии. Пол-гарнизона стоит и пялится в потолок, взяв оружие наперевес. Почему? Хрен знает. Верманн тоскует и хамит Кэмпфер, утверждая, что все они умрут. Почему он так думает? Хрен знает. Также он заливает Кэмпфер антинацистскую пропаганду и ноет, что видел, как эсэсовцы убивали женщин, стариков и детей. Где и когда он это видел, правда, не сказал. А Кэмпфер справедливо говорит, что Верманн ни хрена не делает, кроме демонстративной фронды, так что антифашист из него как из глины повидло. (Кстати, только из интервью можно понять, что Верманн - бывший член СДПГ). Тем не менее Верманн продолжает ныть пропаганду, обвинять нацистов в мировых бедах, проводить параллели между нацизмом и местным злом и обещать им адские муки от чудища за это. В итоге полковнику надоедает весь этот бред, и когда вдруг раздаются крики солдат и их выстрелы, он просто пристреливает дернувшегося Верманна. И поделом. Задолбал!



Насстоящий полковник!

Да кто ж так стреляет? - кагбэ спрашивает Гэбриэл Бир у самого себя.



Конфисковав крест, Кэмпфер выходит в зал, где туман уже расправился со всем гарнизоном и, как в худших ужастиках, идет, все время спотыкаясь и напарываясь на трупы.



После этого он тоже решает походить задом наперед и напарывается на значительное окрепшее чудище. Эсэсовец в спуге тычет в него крестом и кричит: "Откуда ты?" Вежливо взяв крест и раздавив его, чудище говорит абсолютно тупую фразу: "Я пришел от тебя" и убивает его тем же приемом "сперма в глаза". Потом еще долбанных минут пять, в течение которых обезумевший от клинического антифашизма прохфессор пытается вынести артефакт через кучу пещер, что еще и плохо смонтировано.



Суперредкий артефакт - фонарик с ручками!!!

Но, как с самого начала поняли даже первоклассники, наш Светоглаз ожил, выбрался под музыку из фильме "Скалолаз" из ущелья по стене и прибежал к месту событий. Со своим оружием из свертка - святящейся пластмассовой трубкой. Серьезно. Ну а чо, Нео похожей полдивизии агентов Смитов избил...

Прибежавшая Ева пытается помешать отцу, они сцепляются, и чудище кричит что-то типа: "Замочи бабу по ебалу!". И только тут до прохфессора доходит, что его развели как тупого лоха, а крепость - это тюрьма чудища. Да, доходит. После целой минуты раздумий и слоуууумммммооооооо... Позорно провалившееся чудище пытается на них тупо наорать, но прохфессор кагбэ говорит ему: "А ты сам возьми! А ты сам возьми!"



Чудище обиделось и слегка долбануло прохфессора молнией. Ибо не хуй! Но тут как раз приходит наш Светоглаз с трубой наперевес, в которую мегапафосно и в слоумо вставляет это сраный фонарик. Трубка выдает по всему залу веером фиолетовые лучи, которые карают чудище сбивают с крестов оболочку, и те начинают светиться. После бесстыже затянутых сцен с прохождением через залы Светоглаз таки пробивает чудище с вертушки в щщи насквозь лучом поноса и заталкивает обратно в стенку!



А потом протягивает руку к Еве, кагбэ говоря: "Айм оооолвейз лааав юююю, у-у-у-у!", но тут же улетает вслед за чудищем. Баба тужится в слоумо, пытаясь при крике NOOOOOOOO!.. порвать рот. И выбегают все жители, включая хрен знает где сидевшего священника. Конец, ёпта.



ИТОГ

Фильм не зря известен как худшая работа Майкла Манна. Он плохо написан, плохо снят и плохо смонтирован, причем с монтажа Манна вообще выгнали. Спецэффекты должен был делать мастер своего дела Уолли Виверс, но он умер сразу после постпродакшна и получилось то, что получилось. Поэтому отмаза "ну, это же 80-е" в отношении спецэффектов не канает. Даже при бюджете в 6 миллионов.

Правда, видно, что это не второсортный ужастик, а серьезное полотно, старающееся выйти за рамки данного жанра. Сама по себе фабула сюжета интересна. Есть хорошие идеи вроде сопоставления мирового зла с нацизмом, набор любопытных персонажей, пространство для создания драмы, медитативная впечатляющая муыка. Но в итоге фильм страдает бессмысленными длиннотами, штампованными приемами ужастиков, слабым раскрытием персонажей, дурацкими диалогами с претензией на философствование, неподходящим эпохе музыкальным сопровождением. А главная проблема - страшные провалы в логике. Последнее объясняется тем, что фильм снят по книге  "Застава (Замок)" Ф. Пола Уилсона. Как это водится, режиссер кое-что изменил и опустил (так, в книге Зло было просто вампиром, логика в поступках героев была и персонажи были раскрыты гораздо полнее). Ну, и спасибо идиотскому монтажу, при котором вырезали более получаса фильма.

Во-первых, во всех интервью Манн выделяет бессмертного Глэкена как центрального и важного персонажа. Постановщик со свойственной ему замороченностью заставил Скотта Гленна ходить и разговаривать так, будто ему несколько тысяч лет (не спрашивайте). Но в театральном монтаже от мистического героя остались лишь пунктирные сцены его следования (порт, блокпост, деревня) да спонтанная романтика с дочерью историка. Несущим персонажем сюжета практически стал порядочный фашист в исполнении Юргена Прохнова.

Но даже если принять все эти вынужденные минусы во внимание, то все равно ляпов полно и становится ясно - фильм все равно был бы плохим. Зачем столько слоумо? Зачем именно синтезатор? Слоумо здесь хватило бы на все фильмы Майкла Бэя, а синтезатора - на половину фильмов 80-х. Почему актеры так плохо играют? Почему роли профессора и Кэмпфер так шаблонны, что даже МакКелен и Гэбриэл Бир их не вытянули? Где брали исторического консультанта и был ли он вообще? Кто писал настолько идиотские диалоги? И т.д. и т.п. Так что фильм получился провальным по всем статьям.

Ну, и немного настоящего оккультного нацизма в ленту для уравновешивания. Всем зига!

Tags: БЛЕАТЬ!!!, глубизна, доставить любой ценой, жЭсть, забугорная дичь, зачем это сняли?, кавайные немчеги, кено и немцы, киноаборт, книга - лучше, опиум для народа, сиськи, циничный пересказ
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Recent Posts from This Community