voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Следователь Тихонов (2016)



Жил я жил, да горя не тужил и вдруг случайно узнал, что каких-то пару месяцев назад, в апреле по каналу "Россия" был показан телесериал "Следователь Тихонов". Оказалось, что он сделан по мотивам целого ряда книг известных детективщиков братьев Вайнеров. Причем следователя Тихонова, героя ряда их произведений, играет Михаил Ефремов, а его начальника - Сергей Шакуров. И это довольно забавно, учитывая, что Шакуров сам успел сыграть Тихонова в известном сериале "Визит к Минотавру" 1987 года. Но что еще более потрясающе - это личность режиссера. Это оказался наш всенародно нелюбимый Сергей Снежкин, автор гениальных шедевров со знаком минус - "Белая гвардия" и "Контрибуция". Узнав об этом, я понял, что не могу пройти мимо!

Сериал насчитывает 20 серий - примерно по 40 минут каждая. Действие происходит в 1979-80 гг. Сделан он на основе 8 книг Вайнеров: «Визит к Минотавру», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Ощупью в полдень», «Я, следователь…», «Часы для мистера Келли», «Город принял», «Телеграмма с того света». То есть, почти все произведения в одном флаконе. Более того - наш гений от экранизаций книг со свойственным ему талантом решил многократно улучшить оригинал!

«- Я пошел в «Букинист», купил братьев Вайнеров и удивился ничтожности литературной основы. Читать это невозможно. Видимо, в те времена и на безрыбье рак был рыбой... Продюсерами была поставлена задача создать нечто новое, более потребляемое. Существующую экранизацию помню плохо – специально перед съемками не пересматривал. Роднянский съездил в Америку и перекупил у родственников все права – мы вольны делать с этой литературой все, что хотим».

Да-да, помните книги Вайнеров с их сложнейшей интригой, галереей типажей, богатым, сочным, временами даже цветистым слогом, историческими отсылками, эмоциональными описаниями и упором на бытовую рутинную работу следователя? Фу, халтура, сейчас Снежкин вам покажет, как надо писать!

Конечно, разбирать все 20 серий подробно - скучно, долго и бессмысленно. Для примера перескажу первые четыре, "Визит к Минотавру"; благо, советская экранизация составила почти столько же серий - пять серий по 70 минут. Как известно, роман был посвящен поиску похищенной скрипки Страдивари.

Но для начала - пара слов о советской экранизации. Я видел не все экранизации Вайнеров, но пока что это лучшая - после, конечно, "Места встречи изменить нельзя". Ее плюс в художественном богатстве оригинального детективного романа, которому сериал довольно аккуратно и почти дословно следует. В экранизацию был лишь добавлен ряд второстепенных изменений, в том числе и временных (книга 1973 года, сериал - 1987). Режиссура вполне пристойная, музыка - в 80-е Артемьев был гением, игра актеров - как вживую. Единственным, кто несколько переигрывает в кадре, был главный герой Шакуров. И дело не в том, что он резкий и грубый, как многие жулаются - оригинальный Тихонов именно такой - а в том, что Шакуров именно переигрывает, что на фоне коллег тоже заметно. Но все же забавно, что Шакуров - единственный, кто изобразил свою роль точно по тексту, тогда как остальные, произнося те же слова, что и в оригинале, свои образы заметно скорректировали. Шофер-пьяница Обольников в книге был полностью лишен комизма Льва Борисова, напарница Тихонова Нечаева (в книге Лаврова) была не мечтой каждого мужчины, а не менее сложным в общении человеком, чем сам Тихонов; слесарь Мельник был типичным трудягой-куркулем без намека на деревенское обаяние Михаила Пуговкина; инфернальный лаборант Иконников был лишен театральности Гафта - ну и так далее. К тому же по традиции детективов 80-х в финал была вставлена погоня за преступником и изъятие скрипки на таможне - довольно забавно в итоге было видеть, как Тихонову удается одним выстрелом попасть преследуемому в бензобак (хотя если без шуток, для советского кино тех времен сцена была сделана вполне хорошо). А еще тут есть гениальный Ростислав Плятт! Словом, это отличная экранизация, довольно добротно повторяющая оригинал, хотя книга с ее психологическими рассуждениями и богатым слогом мне нравится больше.

Ну, а теперь - что вышло у Снежкина.

[Длинный пересказ серий с кучей спойлеров из книги]Каждая серия встречает зрителя титрами в виде кинохроники советских улиц и расслабляющей диско-музыки, так популярной в СССР конца 70-х (mode_sarcasm_off). А вот и типичный советский магазин.



Ефремов вместе с молодым напарником сидят в этом ларьке (почему-то обклеенном изнутри плакатами музыкальных групп). Напарник разгадывает кроссворд, а Ефремов, глядя в бинокль на штативе, демонстрирует свой могучий интеллект - и просвещает нас, что оперы "Иван Сусанин" раньше не было, она называлась "Жизнь за царя". Вау, какой крутой следователь! Он знает НАСТОЛЬКО малоизвестные факты! Куда там историческим вставкам про жизнь Страдивари каких-то Вайнеров! После этого напарник произносит вопрос в кроссворде про Минотавра и начинает ржать. Гы-гы-гы, баба зачала от быка, гы-гы-гы. Мда, каких все-таки дебилов брали в милицию в те времена... А Вайнеры-то, сволочи, врали, писали, будто Дроздова французский знала... Чо ты ржёшь? - веско обрывает его Ефремов. Это называется зоофилия - статья бла-бла-бла, до 9 лет! Напарник явно испытывает от новости шок.



Уважаемый Сергей Снежкин, если вы это читаете - я вынужден вас огорчить, даже в милиции не все настолько тупые и необразованные дебилы как вы. Вы не можете сыграть тут на интеллектуальном превосходстве!
Тут как раз заходит сменщик и говорит, что Ефремова срочно перебрасывают на расследование ограбления скрипача. После довольно неплохо подогнанных кадров кинохроники с ездящим рафиком следаки прибывают на квартиру, где женатый, на минуточку, Тихонов охреневает, увидев неземное совершенство - напарницу Лаврову, на которую пялится как малолетка.



Слушайте, мне это уже надоело. Ну вот почему Светлану Иванову всюду впихивают как идеал женской красоты? Ходченковой нам что, мало? Тоже мне, блин, нашли Элену Быстрицкую... Таким голодным взглядом на нее даже Д.Билан не пялился в Париже. И почему лейтенант милиции разодет как фотомодель: губы намазаны и три слоя штукатурки?

Осмотрев замок, Ефремов охреневает еще больше от количества комнат (Ефремов очень умеет театрально удивляться) и беседует с хозяином квартиры, скрипачом Поляковым в исполнении Гуськова. Они наскоро пересказывают кое-какие диалоги оригинала. Иванова еще и просвещает нас о существовании скрипок Страдивари. Видимо, Снежкин абсолютно уверен, что зритель нынче настолько тупой, что ему надо рассказывать самые общеизвестные вещи.

Мне было ужасно смешно слушать, как она не спеша, спокойно и раздумчиво говорит об этом, будто рассказывает известную только ей сказку, и если бы она не была такая большая, достойная, величаво-спокойная, то все ее разговоры выглядели бы жеманством...

- Это общенациональное достояние... - ноет Гуськов и протягивает паспорт. Офигеть! - говорит Ефремов, глядя в него: она стоит 650 тысяч долларов! Прикиньте, в советских паспортах стали писать иностранную валюту! Она чо, из золота? Блин, Ефремов, какой же ты тупой. Раз снялся в этом. А Гуськов - вот я сам охренел - рассказывает бородатый анекдот про "это все равно что если бы вам дали пострелять из маузера Дзержинского".

[ТУТ БЫЛ МАТ], похоже, бородатые анекдоты - это нынче основной источник вдохновения наших сценаристов. Эй, Михалков, Володарский, кто там еще! Принимайте нового клоуна в свою команду!

Следаки осматривают шкафчик, где держали Страдивари. Конечно, такую ценность надо держать именно в шкафчике, которые запирается чуть ли не на гвоздь. Любопытно! - отмечает Шерлок Ефремов. Дверь открыли подобранным ключом или отмычкой, а шкафчик демонстративно взломали! Потом еще немного диалогов оригинала про украденный магнитофон, причем Ефремов профессионально переигрывает - как и во всех своих фильмах. На этом фоне даже жеманничающий Гуськов неплохо смотрится. Также он находит следы портвейна в бокале, стоящего в шкафчике, хотя хозяин и не пил. Далее суховатый пересказ оригинала: Ефремов узнает, что ключи Поляков давал соседке, которая помогала жене по хозяйству. Как раз приводят и соседку - Обольникову, от нее он узнает, что ее муж лежит с запойным приступом в больничке. А потом он находит на месте преступления тайный знак.





Ну что, фейспалмом никто себе череп не пробил?
Еще немного оригинала, а потом диалох: "Месье Ефремов, вы не артист чиновник, вам все равно, что искать - национальное достояние или калоши!" "Да, я так обязан по закону!" Забавно, что пять минут назад Ефремов признал, что он - следователь по особо важным делам, то есть, разница есть и знать ее он должен. Да-да, я знаю, что следователей МУРа не существовало, в книге Тихонов был инспектором - но кому какое дело? В "важняки" вообще моложе подполковников не брали, а Ефремов у нас капитан. Причем судя по лицу престарелого алкаша - не первое десятилетие.

Ефремов относит рисунок кошки комиссару милиции генерал-полковнику в исполнении Шакурова. Да-да, генерал-полковнику, т.е. человеку в чине министра Щёлокова. Шакуров смотрит на нее и пораженно говорит: "Это же из другого фильма! Сколько лет прошло!" Да-да, Снежкин решил сыграть на том, что в оригинале комиссара звали Шарапов и он действительно был тем самым Шараповым, победителем Черной кошки - причем еще до того, как книга "Эра милосердия" была написана. И тут начинаются открытия! Оказывается, так как в 1948-м был издан указ об отмене смертной казни, то успели расстрелять только Фокса с Горбуном, а остальных почему-то нет.



Далее Ефремов, в общем-то, вполне логично доказывает, что взломщик явно орудовал один. Забавно, что начальник Шакуров выглядит при этом глупее Ефремова, в отличие от оригинала... Хотя играет немногим лучше. Заставив Ефремова пригласить в кабинет Иванову - все-таки член следственной группы - Шакуров выговаривает следаку за его несдержанный язык, а потом проговаривается, что Лаврова-Иванова - его дочь.
Ах ты ж ештить твою налево да поленом об колено сикось-накось врозь помялось расфуфырилось и сдалось... Ну вот зачем? Просто - зачем? Давайте, врубайте индийский гимн, что поделаешь...
После этого Иванова извиняется "я хотела все сразу сказать", а Ефремов подпускает клюквы. Мол, ваше счастье, что я не kapitalisticheskiй policeiskiй. Вот в Америке давеча один стажер обиделся и пристрелил своего сержанта (многозначительный взгляд). Иванова: ну, это нравы в Amerika (кукольный взгляд в ответ - как и во всех сценах). Отослав Иванову к Поляковой, Ефремов садится в оранжевую Ниву, взятую из "Визита к Минотавру" 1987 года... Погодите, разве тогда следаки ездили на личных Нивах? Она ж восемь штук стоила, даже если твоя жена крупный модельер, привозящий кожанки из Венгрии - копить не один год. А, ну хотя да, на жигулях или москвиче нельзя сделать пафосный разворот, чуть не задавив милиционеров.



Комиссар задумчиво забарабанил по столу карандашом, а я про себя засмеялся -- Мельник до удивления попал не в цвет: комиссар только три года как переехал из коммунальной квартиры в двухкомнатную малогабаритку, из физкультурных соображений принципиально ходит на работу пешком, а дачи не имеет, поскольку яростно ненавидит всякие дачные кошелки, комаров, клубничные грядки и необходимость ежедневно терять два часа на езду. По той же причине он терпеть не может охоту и рыбалку.

Наглость Ефремова, вообразившего себя детективом Кувалдой из американского сериала, через минуту разбилась о тертого советского вахтера психушки, который не посмотрел на его крутой джип и кожаный пиджак, а взял корочку и стал звонить в МУР для проверки. И тогда Ефремов, как честный советский милиционер, друг народа и его защитник, идет к вахтеру и гасит его фейсом об тейбл. Сила есть - ума не надо! Лозунг наших сценаристов!

Ефремов (не, я всерьез должен называть его Тихоновым?) идет к Обольникову, которые с другими психобольными клеит коробки. Обольников - это тот псих-купец из "Контрибуции", ну вы знаете, тот актер, который вечно алкашей и ненормальных играет. Ефремов с места в карьер обещает его арестовать тупо ради давления. Но Обольников проводит классическую обманку в детективах - переодевается в туалете, а на самом деле сбегает через окно. Как оригинально. И как жаль, что ни санитар, ни Ефремов не догадались присутствовать при переодевании и не подумали об окнах. Кстати, почему вообще окна в психушке без решеток? Ах ну да, чтобы сценаристу было легче...

Ефремов приходит к Полякову с Лавровой, которые слушают музыку и пьют чай. От Поляковых Ефремов узнает, что дверь недавно чинил заходивший сантехник, который был еще и слесарем. Пропускаем ненужный диалог с Женским Совершенством. Ефремов едет... куда-то в парк... кажется... И беседует с группой... армян... кажется... Которые играют в домино. (Поцаны, по ходу, перед нами плагиат "Ликвидации"!) Э, я чыст кэк крысталл! - говорит с улыбкой один, увидев следака. С вашим-то криминальным прошлым, Армен? Вы многогранны как кристалл! - пафосно переигрывает Ефремов. Угу. А ты тупой как грань кристалла, понял?

Короче, почему-то именно у этой компании Ефремов решил узнать, кому нужна скрипка Страдивари. Это, по мнению армянских экспертов, некий Коля Содомский по личке Крест, который спекулирует у Большого театра билетами. После этого Ефремов приезжает в Дом мод, где работает его жена Виктория Толстоганова. Они скучно переругиваются (драмммма!), и оказывается, что дочь нашего следака месяц назад ушла из вуза, а женушка подает на развод (драмммма!). Расстроенный Ефремов бежит в Ниву, куда ему звонят по телефону и сообщают, что поступила анонимка о похитителе скрипки. Конец 1-й серии.

В милиции лежит анонимка, сделанная, как в "Собаке Баскербилей", из нарезанных букв - причем крупных, почти одинаковых и вырезанных точно не из газеты; вопреки болтовне эксперта. Ну да, зачем писать левой рукой, как в оригинале? Письмо сваливает все на Иконникова - это бывший скрипач, ныне лаборант серпентария, оригинальный герой книги. Здесь это не рыжебородый гигант и не Гафт - а Гармаш.



Гармаш очень рад фейлу друга - ведь сто лет тому назад Поляков победил его на каком-то важном конкурсе и получил скрипку в пожизненное пользование. Все это Гармаш произносит медленно, торжественно и размеренно, как на аудиокнигу диктует - ну, чтобы растянуть хронометраж. Снежкин мастер этого дела, как вы поняли по "Контрибуции". "Я играл как гений!" - вопит Гармаш: "Я закончил играть... Несколько мгновений в зале стояла тишина... А потом зал встал!.." И молча ушел, да, мы поняли. В общем, Гармаш жалуется, что он был богом скрипки, а ее отдали Полякову, потому что он сын мэра круглый отличник и сталинский стипендиат - а не потому, что Поляков был бескорыстным добрым гением, а не растратившим талант завистником Иконниковым, как все было в книге. От Гармаша следаки узнают о его знакомом, Грише Белаше - настройщике роялей, который теоретически может знать Полякова. Они едут за ним в Большой театр, где Ефремов, поняв, что он недостоин стоять рядом с театром выше мелкого балагана, прорывается, надевает темные очки и криком пугает прохожих.



На самом деле он зовет распространителя билетов, спекулянта и просто хорошего человека Моню. Тот говорит, что ничего не знает и рассказывает всю правду-матку про Иконникова и Гармаша, которые ушли со сцены после скандала с Поляковым. Кстати, должен признать - довольно неплохо сыгранная третьестепенная роль.

В управлении милиции Иванова пытается делать вид, что умеет печатать на машинке, а Ефремов, вспомнив свои буффонадные перфомансы в роликах у Димы Быкова, начинает обсирать актерскую профессию (жаль, что в зеркало при этом не смотрит) и цитирует "Моцарта и Сальери". Да-да, именно как у Димы Быкова. Явно Гриша Белаш тут замешан! - важно говорит он. Во-первых, мне не нравится слово настройщик, я вот такой тупой эстет, а во-вторых - он научил Гармаша чифирить! Сами понимаете, в СССР этому невозможно обучиться вне зоны!

После этого Ефремов опять плагиатит американские детективы 80-х - приезжает в какой-то бар, где звучит "The Who" (!) и каждый второй гость - хиппи (!!!). Он нагло занимает зарезервированный стул, тыкнув значком корочкой бармену, и заказывает водку и сухой мартини боржоми и черный кофе. Тут к нему подскакивает Нацист из "Брата-2", который надел парик хиппи - и предлагает томик Босха. 70 рублей! - говорит хиппонацист. Он ж 12.50 стоит! - отвечает Ефремов. "Это мой бизнес, чувак" - говорит хиппонацист. Серьезно, так и сказал, жаль, что не с американским акцентом.



Ой, цветет здесь клюююква в поле у ручья-а-а!..
Поняв фейл, хиппонацист оправдывается, что у него трудная семья - папа-микробиолог и мама кандидат химии. Сами понимаете, такому человеку очень нужны деньги. В 1979-то году. А потом сваливает, благородно оставив улику на память. Эта байда не имеет отношения к сюжету, в бар Ефремов приперся спасать дочь от лап хиппонацистов: как в половине зарубежных комедий 70-80-х. Был ведь такой сюжет в каком-то "Жандарме" с де Фюнесом... Ни хрена не добившись от дочери (это же не вахтеров бить), он уезжает к жене, но видит, как к ней в буфете клеится какой-то мужик - намного красивее его. Что несложно рядом с Ефремовым... Это Никас Сафронов Федя Бондарчук, успешный советский продю... то есть, режиссер.



Да, без шуток, он тут режиссер. Ефремов фирменно оскорбляет всех присутствующих, а потом бьет Федю по лицу и громит им стол. Я понимаю, это неплохой, конечно, отрывок, но мы же понимаем - это постановка и Феде не больно. К тому же Федя играет роль лощеного режиссеришки отлично... буквально живет... Мда. Итак, кто еще восхищен нашим героем-следователем? Поднимите руки. А теперь отрежьте их себе бензопилой.

Он приходит ночью на работу, где как раз сидит Иванова, читая дела по Черной кошке, и цитирует ей "вор должен сидеть в тюрьме" - от балды, просто для юмору. Далее - вал информации. Оказывается, в 1954 году была освобождена некая Астафьева, уже скончавшаяся любовница Фокса, через которую банда сбывала краденное. И у нее от Фокса есть сын. Также по амнистии был освобожден член банды Крест, который уже успел сесть, но сбежал. Все это вы поймете потом. Отпечатки пальцев же на бокале принадлежат Обольникову, но он в ночь ограбления был в психушке. А на бумаге с анонимкой обнаружен тальк - и что это значит, хрен знает. После этого несмешной смешной эпизод, где Ефремов покупает зубную пасту и щетку в аптеке, а заодно узнает, что тальк лечит от кожаных заболеваний. Следовательно, преступник ими болеет... А вовсе не набирал текст в медицинских перчатках с тальком, чтобы не отставлять отпечатков, что выглядит не менее правдоподобно - но Ефремову так удобнее. Еще несмешной смешной эпизод, где Моня выговаривает шестерке, которая не умеет спекулировать билетами - пропускаем.

Ефремов снова проходит в психушку, благородно решив не бить вахтера. Странно, но Обольников вернулся туда и не скрывается. Следак обыскивает его шкафчик и видит, что Обольников успел заранее перепрятать оттуда тайно сделанные им ключи от квартиры Полякова - эпизод спижжен из книги. В итоге Ефрем берет психа в КПЗ, запеленав его для верности в смирительную рубашку.



Если вы видите истерию и идиотию в кадре - это мастерский почерк Сергей Снежкина!

Еще несмешной смешной эпизод по дороге, где Ефремов троллит мучимого жаждой и яро переигрывающего психа, шантажируя его лимонадом из автомата. Так он узнает, что тот просто страдал от похмелья, вот и зашел накануне хлебнуть портвейна. Получив нужную информацию, Ефремов просто вышвыривает его на улицу (даже не распеленав!) и уезжает. Конец 2-й серии, но не конец идиотии.

3-я. Несмешной смешной эпизод, где следак натыкается на перегороженную для пробега в предверии Олимпиады улицу. Это не нужно, но забавно, что пробег ведется по типичной питерской улице Москвы. В милиции же на Ефремова натыкается лысый амбал - подполковник милиции Коляда, который удивленно спрашивает: "А почему вы не партсобрании?" ЧТООО? Так это чудило с мордою гориллы - еще и ПАРТИЙНЫЙ? Боже, как низко мы пали. А я за пивом! - оправдывается Ефремов. И это срабатывает. Да, это срабатывает, потому что Ефремов получает выговор в личное дело. Ну да ладно, в кабинете Ефремова ждет Белаш. На допросе он доказывает, что был в командировке в Ленинграде, пересказывает, с кем встретился и т. д. Тут как раз сообщают, что Иконников принял йаду от своих подопечных, и следаку приходится срываться в серпентарий. Предсмертного письма, в отличие от книги, тут не будет, но есть письмо с вырезанными буквами: "Шарманка на месте. Жду указаний".

Оперативное наблюдение за Моней показало, что он встречается с Содомским в ресторане, но сфотографировать Содомского агент явно не догадывается... Зато спертый магнитофон обнаружен в мастерской. Далее - более-менее точный пересказ оригинала. За маленькими дополнениями.



Интересно было бы подсчитать, скольким людям в сериале Ефремов побил морду, но мне лень.
Так что все заканчивается хорошо. Ефремов в итоге отвозит Иванову домой, подарив ей Босха. Она благодирит его а потом... "Вам ведь сейчас негде жить?" "С чего вы взяли?" "Вы ночуете в кабинете".
Вау, да она по части дедукции покруче Ефремова!



В общем, она приглашает Ефремоа пожить у нее. На совещании у Шакурова все признаются, что ни фига не знают. Это убийство! - провозглашает Ефремов. Иконников сказал, что знает вора, но не скажет! Надо Белаша давить. Почему? - спрашивает Шакуров. Потому что интуиция! - кричит Ефремов. Ну, почти серьезно. После этого наедине мужики беседуют - что за драка в ресторане. Не скажу! - куксится драчун Ефремов. Ну и хрен с тобой - отвечает Шакуров. А где живешь? В Черемушках, на квартире вашей дочери -признается Ефремов. Как видите, особым умом следак и в быту не отличается.



Ты вот ржешь, а я в свои 72 выгляжу на твои 52.

Тут даже Шакуров не выдерживает и вставляет ему пистон. Далее несмешной смешной эпизод, где истерящий Шакуров читает анонимку на Ефремова и глотает колеса, пока тот признается в любви к его дочери. Да, так и говорит - как перебрался в Черемушки, сразу вашу дочь полюбил. Вот такая вот она, московская любовь. Казнить Ефремова Шакуров не успевает, так как его вызывают на совещание, поэтому Ефремов спокойно сидит у секретарши и на ее предложение: "Чайку?" попивает... коньяк.

После этой феерии смеха к нему приходит дочь и просит позвонить матери. А то та уже задрала об этом просить. Но это неважно, менты приводят задержанных покупателей магнитофона, которые получили его с рук в какой-то электричке. Также экспертиза показала, что Иконникова убили... в отличие от книги. И тут Ефремов прозревает! А ведь мертвецов при похоронах гримируют, чтобы лучше выглядели. Вот откуда тальк! Ага, то есть, предыдущая гипотеза тоже бред?

Также оказывается, что сын Астафьевой - это (та-та!) Гриша Белаш! Вот кто бы мог подумать, да? А Моню злёй Содомский зарезал за то, что тот принес хвост. Ефремов расстраивается... и приглашает бабу похавать. Молодые мило шутят про пищевое отравление от пирожков, потому что время шуток про кошачью шаурму еще не наступило.



Ин Совьет Раша все портреты Брежнева размером с дом!

Конец 3-й.
Несмотря на шашни с дочерью генерала, Ефремов возвращается домой и ведет тяжелые разговоры о разводе с женой: "А чо такая спешка? Пожар, что ли?" Да, не особенно-то он и дорожит семьей. Тут до режиссера доходит, что что-то сериал выходит слишком скучным и в Ефремова стреляют из проезжающего мимо Москвича. Увы, не попали - а жаль, могли ведь пострелять не только в голову, но через дверь... Шакуров устраивает им еще клоунаду-головомойку, а потом какая-то рваная шняга, после которой баба бросает своего алкоРомео. Всерьез смотреть на эту драму Ефремова с ликом дворового пропойцы и Веру со слоями штукатурки невозможно. "Зачем вы мной играли, Станислав Александрович!" "А кто сказал, что я играю?" Да, Ефремов, ты и впрямь не играешь... В общем, они пытались поцеловаться, но тут внезапно опять материализовался Коляда. Ефремов опять валяет дурака, нагло хамит Коляде, угрожая раскрыть его авторство анонимки и сваливает, пока тормоз-подполковник не успел очухаться.

На квартире Белаша Ефремов пытается его расколоть. Кстати, забыл сказать - Белаш это генерал Пепеляев из "Контрибуции", а эксперт - это урка-купец. Видимо, Снежкин тупо снимал подряд, для экономии времени. У Белаша находят плащ не по размеру и это, как ни странно, что-то там доказывает, так что его арестовывают. Но тут звонят из управления, оказывается, что у Мони нашли шифровки, так что Белашу крыть нечем. Он сдает место явки с Крестом, и менты устраивают засаду. Даже эксперт. У которого есть табельный пистолет. Кто бы мог подумать, а? В общем, в каком-то спортзале они и хватают Креста. Хватание проходит под напряженную музыку, под которую менты тупо наставляют на него стволы и Крест делает хенде хох. Но потом он широко улыбается, снимает кепку и из ниоткуда материализует ТТ. Хотя не знаю, может, он его из кепки достал - по видеоряду создается такое впечатление.



Ефремов прыгает за штангу, Иванова дико орет и палит в белый свет, эксперт тупо дохнет, выбежав под пулю. Команда успеха! А потом Ефремов выпрыгивает и проходит кинодиалог века:
- Эй!
- Мне-то терять нечего.
- Мне тоже!

И бац в Креста из табельного вальтера! (Странно, кстати, что не магнума...) Хэппи-энд! В общем, обычный день капитана Станислава "Кувалды" Ефремова!



Обратите внимание, как Иванова самоотверженно пытается играть чеез штукатурку!

А скрипку нашли в мешке с тальком, а значит, все предыдущие версии были от балды. "Зачем прятать скрипку в мешке с тальком?" - лыбится милиционер. "От балды Чтоб смешнее" - говорит Ефремов. Да, обхохочешься, Ефремушка, это даже смешнее, чем твоя клоунская игра.

Но по мелкой надписи на корпусе оказывается, что скрипка сделана каким-то русским мастером Мадечином - так и написано, Маде ин Чина Афанасьевым, так что Страдивари не найден, а единственный подозреваемый Белаш имеет алиби. И тогда бабу с мужиком отправляют в Ленинград. По пути Ефремов спаивает бабу портвейном и НЕ трахает (я прям в шоке!), а в Питере их подвозит опер Шамардин из "Контрибуции". Ну я говорил, тупо подряд снимали, где уже Боярская? (Ну да, если серьезно, снимали на том же Ленфильме - отсюда все реалии вплоть до использования героями термина "парадное") Они едут на машине, рассматривая снятые виды Питеры, чтобы как-то компенсировать недостаток советской хроники. И пообсуждав проблему, понимают, что Белаш наверняка сел в ленинградскую гостиницу, а в Москву уехал ночью срочным поездом для ограбления. В таксопарке следаки находят улику - забытый в такси Белашом камертон, что неопровержимо свидетельствует... Ну, в общем, под конец сценаристу стало лень и он тупо переписывает оригинал, за одним исключением - скрипку находят не у Креста, а в посылке на Главпочтамте, посылаемую в Финляндию.

Да, так вот, у Шакурова Ефремов все рассказывает. Плащ Белаша был велик не просто так - там были пришиты петли для двух скрипок. Крест взломал двери и был на стреме, Белаш прошел в квартиру, взял две скрипки, одну спрятал под плащ, а вторую сбагрил Кресту под видом настоящей. А Страдивари оформил по системе Карбофоса - "Слон - плохой! Справка - хароши-ий!". Ну, то есть, оформил на вывоз скрипку Афанасьева, а потом подсунул вместо нее Страдивари. Далее финал с признанием Белаша, который признается, что "я родился в тюрьме", учился в музыкальной школе у Иконникова, от него он и знал про скрипку Полякова и давно предлагал отомстить Полякову, выкрав скрипку. Так что Иконников быстро понял, кто виноват и они его в итоге с Крестом и пришили. А кошку он нарисовал для форса. Ибо почему бы не подарить лишнюю улику следствию? А Поляков говорит, что больше не может владеть скрипкой, потому что что-то там с чувствами, и скрипка возвращается государству, да-да-да, это не обзор, а пересказ, а чего вы хотели?


Итак, резюме. Основная фабула книжного оригинала была пересказана где-то на половину, остальное убогая отсебятина. Полностью сменены почти все образы героев, а добавления сделаны в основном за счет тупой и неубедительной семейной линии Ефремова. Хотя в оригинале Тихонов, как известно, бы холостым. В оригинале инспектор Тихонов был умным, внимательным, интеллектуальным, дисциплинированным. А наш следак упорно строит из себя карикатурного американского детектива: бьет людям морды, хамит, стреляет, бегает, лихачит на оранжевой Ниве и ухлестывает за невинной девочкой, дочерью начальника Шакуровой - мадам Лавровой. Советские реалии, как во всех нынешних сериалах, максимально искажены и перепутаны: костюмы от 60-х до 80-х, хиппи-нацисты, проигрыватели 1983 года и почти ПОЛНОЕ отсутствие олимпийской символики в предолимпийском году... Странно, что скинхедов нет. Весь глубокий подтекст оригинала с его рассуждениями о внутреннем Минотавре как воплощении человеческой зависти и злобы, все экскурсы в прошлое, вся неоднозначная психология злодеев и жертв - все это выброшено в никуда. Колоссальная следовательская работа, которая есть во всех книгах Вайнеров, постоянный поиск, сложные схемы, яркие догадки - очень сильно ужаты.

Все последующие серии представляют собой примерно то же самое. Говорить об этом лень, покажите мне человека, который всерьез досмотрел все это до конца - даже в исследовательских целях? Кстати, в последней серии все весело. Оказывается, что жена Шакурова была убита и тот до сих пор переживает. Иванова залетела от Ефремова. А еще они поймали нацистского полицая, который оправдывался, мол, я чужую фамилию ношу с 41-го, потому что из плена сбежал и не хотел, чтобы меня расстреляли и посадили в GULAG. А Шакуров его лично пристреливает - за жену. Ефремов мирится с дочкой, которая бросила своего хиппи, а потом собирается жениться на Ивановой. Хэппи-энд под песню с закрытия Олимпиады-80.

Впрочем, надо признать, что Вайнеров Снежкин изгадил меньше, чем "Контрибуцию". Это не самый омерзительный отечественный сериал. Литературная подоснова дает хоть какой-то сюжет, детективные интриги худо-бедно выписаны и оформлены так, чтобы хотя бы не поражать своей идиотичностью, что выгодно отличает сериал от "Контрибуции". Бывает, что даже попадается неплохая актерская игра - так, Матвеев неплохо показал Белаша. Да и сам Ефремов все-таки актер... какой-никакой. Видали сериалы и похуже, это правда. Наверно, это потому, что сценарий писал не только книгоизвращенец Снежкин, но и некий Эдуард Оганесян.

Но опять же, зачем это смотреть? Актеры в большинстве играют слабо. Ефремов театральничает. Шакуров даже не старается изобразить генерала, понимая, что зря решил вспомнить прошлое. Светлана Иванова корчит из себя девочку-одуванчика. Диалоги написаны с претензией на комизм, но на деле в основном банальные и неинтересные. Детективные интриги в целом посредственны, бюджет маленький, эффектов в виде погонь и стрельбы мало. И это понятно, так как Вайнеры были сильны не этим, а психологической достоверностью и схватыванием жизненных реалий. Интеллектуальность и фирменное напряжение были в итоге вынуты и получился просто рядовой сериальный детектив, не хуже и не лучше других. До известной марки это просто не дотягивает. Зачем смотреть это говно, если есть куча оригинальных экранизаций Вайнеров? Да и "Тайны следствия" намного интереснее этого убожества. А по части детектива в воплощенных реалиях 80-х есть не самый отличный, но куда более адекватный детектив "Охотники за бриллиантами".

Я поздравляю братьев Вайнеров и искренне надеюсь, что если тот свет есть, они все это видят. Господа Вайнеры сами сознательно опозорились выпуском в пик перестройки, в 1991 году говнодетектива "Петля и камень в зеленой траве". В нем они нарисовали свои личные виртуальные 1970-е: с поголовным антисемитизмом, нищетой, разрухой, пьянством и зверствами убийц из КГБ, которые покрывают преступления Берии. При этом Вайнеры тупо своровали половину сюжета у "Парка Горького" Мартина Круза Смита, как раз издававшегося у нас в перестройку, насвистев, будто писали книгу именно в те времена, что ничем не доказано. И это лауреаты премий, члены Союза писателей, да еще члены партии... Теперь Снежкины и Ко продолжили благое дело переписывания прошлого и умерщвления таланта советской художественной школы, как и завещали им предки. Рады, братцы? Рады? Вот и жуйте.

P. S. Сергей Снежкин преподает режиссуру в Университете кино и телевидения и воочию замечает системные сбои в отечественном кинообразовании... На последнем «Кинотавре» говорили о необходимости системного сценарного образования по американскому образцу – может, и верно? Для фильма нужно профессиональное образование, крепкий сценарий, а талант – понятие метафизическое. «Талантом» оправдывают самые страшные преступления в кино. Талант – это мантра, это обман. Приходит прыщавое задумчивое чудовище, и он – талантлив...

Ждем, когда уровень Сережки Снежкина благодаря иностранному опыту вырастет до уровня американского сатирического сериала "Кувалда" - может, хоть это спасет отечественное кино.

Tags: БЛЕАТЬ!!!, КГ АМ, альтернативная история, атака клоунов, благородные урки, допрыгались, клюквища, книга - лучше, просто позор, свежачок, супермэн, сырое тесто, ужоснах!, фэйспалм, циничный пересказ
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments

Recent Posts from This Community