voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

72 часа



режиссер: Кира Ангелина
автор сценария: Ануш Варданян
продюсер: Николай Расторгуев, Игорь Николенко, Денис Ковалевский
В главных ролях:

    Итак, вчера я честно, за свои деньги, сходил на фильм "72 часа", который тут недавно рекламировали. Теперь я должен поделиться своими впечатлениями. Тем более, что он лишен широкой рекламы и это единственный фильм к 9 мая (ну да, не юбилей же, чо париться, Экипаж больше соберет, чо). Хорошая новость - фильм неплохой. Плохая новость - это отечественный фильм, а следовательно, это далеко не та лента, на которую нужно попасть во что бы то ни стало.
    А теперь по порядку.

    На дворе 1956 год. Только 72 часа, по закону, есть у следователя КГБ Коваль (в исполнении Ирины Розановой) на то, чтобы отреагировать на надрывный сигнал отставного коллеги — бывшего чекиста, уволенного из органов после войны за пьянку, майора НКВД Коленова (в исполнении Алексея Шевченкова). В привокзальном кафе он встретил бывшего полицая Дмитрия Пронина (исполняют Анатолий Гущин и Митя Лабуш), уничтожившего в годы войны целую комсомольскую подпольную организацию в его родном поселке Ставрово, состоявшую из его бывших одноклассников — вчерашних выпускников школы, 17-летних девчонок и мальчишек. Предатель сменил документы, имя, внешность, но старого чекиста не проведешь. Оглушив Пронина неожиданным ударом, Коленов доставляет его в местный отдел МГБ, где до выяснения личности Пронину прописывают трое суток ареста. И начинается мучительный калейдоскоп воспоминаний старого опера: поиск свидетелей, которые могли бы опознать оборотня, чтобы воздать ему по заслугам. Как назло, никто из земляков задержанного не может опознать его — много лет минуло, все боятся оговорить невиновного человека своими неуверенными показаниями.

    Да, именно это и есть сюжет фильма - тема предательства, выявления виновного и борьбы с оккупантами. Я, кстати, не буду особо скрывать тайны сюжета, он тут не главное. И для начала я отмечу то, про что не сказали в рецензиях - что фильм не менее чем на четверть посвящен прОвОславию.

    Тут я сделаю небольшое отступление, просто мне нужно немного сказать относительно этой темы. Это не имеет отношения к сути дела, можете пропускать.

    [Осторожно, обсценная лексика]СУКА!!! ЗАЕБАЛИ!!! ТВАРИ!!! ДА СКОЛЬКО МОЖНО СВОЁ ВОНЮЧЕЕ ДОЛБОСЛАВИЕ ПИХАТЬ ВО ВСЕ ДЫРЫ!!! НЕНАВИЖУ РЕЛИГИЮ! НЕНАВИЖУУУУУУ!!! Во всяких бездуховных государствах церкви продают под здания для скейт-стадионов и диско-вечеринок, потому что религия уже сто лет уже никому не нужна! Люди в космос летают, аппараты к Марсу отправляют, айфонами пользуются, в конце концов! Нет, блять, надо всю пихать свою поганую веру в бородатого старика, который следит каждую секунду за каждой тварью на этом земном шаре! Надо изображать добрых батюшек с бородой до пупа! Малевать своих поганых святых! Сука, я шел в кинотеатр и увидел постер акции "Бессмертный полк", где на красной звезде был намалевен Георгий-победоносец! ВЫРОДКИ!!! НЕ ТРОЖЬТЕ ХОТЯ БЫ ВОЙНУ! Блядь, уроки ОПК в школе! Вонючие рисуночки на Пасху! Долбославие во все поля по телеку на очередное крещение! Да к дьяволу эти духовные скрепы и традиции, ничего не хочу иметь с ними общего, атеистом был, атеистом и помру! Хватить морочить людям головы вымышленными житиями и брехней про богов! Выродки! Падлы! Ублюдки! Хватит тащить в тему войны то, что ей не принадлежит! Религия умирает и ничто ее не возродит! Будущее за безбожием! Атеизм победит!!! Все церкви снести и пустить на восстановление больниц, школ и заводов! Слава атеизму! Вере - гроб!!! НЕ-НА-ВИЖУ!!! Сдохни-сдохни-сдохни-сдохни-сдохни, ЗАО РПЦ!!!!11

    Ну, так вот. Сама по себе тема изображена не так уж плохо - видали и намного хуже (привет "Старому ружью"!). Дело в том, что наш антагонист Пронин - сын бывшего попа. Его отца очень картинно арестовали в 1935 г., причем арестовал, по воле случая, сам Каленов - ну, работа у него такая, как сказано в самом фильме. Папаша явно невиновен, как можно судить из фильма, однако родных в "члены семьи изменника родины" почему-то не записали и не выслали - ну, наверно, потому что 37-й год еще не наступил. В дальнейшем наш Митя не хочет служить большевикам, а хочет перейти на сторону немцев. А его братья хотят защищать родину, хотя про их отношение к советской власти нам ничего не скажут. И они в ходе довольно плохо сыгранной сцены с мордобоем пафосно изгонят предателя из дома, после чего зритель может о них забыть.

    Это-то еще ладно. Но, чтобы не создалось впечатления, что не зря советская власть карала прислужников реакционной религии, нам ввели... внимание!.. внимание!.. ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БАТЮШКУ!!! Он к тому времени работал в школе учителем и никто не обращал на это внимания. После начала войны начал упрашивать Каленова восстановить церковь, чтобы восстановить дух русского народа, от чего Каленов искренне охренел и посоветовал не доставать его глупостями. Потом церковь все-таки восстановили... немцы, при которых Хороший Батюшка и стал служить. И одновременно стал связным партизан (что, впрочем, осталось в основном за кадром). И будет еще несколько религиозных отсылок, типа момента, где Пронин заставляет бывшего комсомольца прочесть Отче наш, чтобы убедиться - тот не притворяется, что на самом деле верующий. Комсомолец честно читает, и предателю нечем крыть, он злобно разворачивается и уходит!

    Ну да, ничего невозможного в попе-партизане я не вижу. Может, оно и хорошо, что подняли эту неразработанную тему. Но как подняли-то? Коряво подняли. Убери всю эту православщину - и что бы изменилось? А я вам скажу, что. Не было бы сцены, в которой бы полицай приходит в церковь к батюшке в финале фильма, и тот играет роль Кэпа, поясняя, что полицай - плохой. Что кагбэ является символом того, что от полицая отвернулась не только мать и люди, но и сам ГосподЪ. Мда-а-а... А ведь в "Восхождении" Шепитько для этого оказалось достаточно сцены с повешением Рыбака... Да и вообще, после "Восхождения" тему религиозной притчи в годы войны повторить очень тяжело. А ведь еще есть снятый аж в 1966 году "Восточный коридор", посвященный предательству, и забитый по самую маковку бергмановской эстетикой и религиозной символикой. Там даже партизан мучат в бывшем костеле. Ну ладно, в общем, замах сделан большой, а вышло не ахти. При этом сама по себе сцена-то вполне хороша, да и сам Хороший Батюшка - отнюдь не супермен и не благостная икона, так что сам по себе образ не бесил. Но, повторяю - тема всунута от балды и ничего нового в фильм не добавляет.

    Вообще, в фильме очень много исторических реалий, кагбэ замахивающихся на тему демонстрации того, что, вот, была неоднозначность и советское общество не было монолитным... Но в итоге получилась абсолютно невнятная окрошка признаков времени, от которой у любого, кто не знает истории, останется только каша в голове. То нквдшники до смешного плакатно арестовывают бывшего священника, то казнимые партизаны кидают рот-фронт. То плохиш говорит о провославии, то чекист Каленов толкает речь за советскую власть. То у нас есть батюшка-мученик, то батюшка - партизанский связной. То говорится, что у многих были счеты с советской властью, то произносится: "Сейчас не 37-й год!" и потому, мол, нельзя просто так держать человека под подозрением. А когда какая-то бабка в трамвае сказала: "Сталина на вас нет!" (в 1956-м году-то), мне и вовсе стало смешно.



    Вместо того, чтобы развить тему патриотизма, к которой можно было бы пристегнуть православие и выдать натужный, но в целом правильный посыл - мол, вера у нас разная, но воюем мы за Родину - получилось как-то совсем уж политкорректно, всем сестрам по серьгам и в итоге никому. В одной реальности существуют честные комсомольцы, дети репрессированных, сохранившие веру священники и законопослушные чекисты - и все это показано так, что не понятно, как такое вообще получилось.

    Но это, на самом деле, только следствие другой проблемы фильма - сюжетной непроработанности. В фильме вроде как сквозной сюжет - разоблачение предателя через флэшбэки свидетелей. Но на деле очень многое показано либо слишком растянуто (чего стоит сцена на три минуты, где следователь ПРОСТО раскладывает вещи на столе!), либо очень скомканно. Особенно скомканно показана вся линия оккупации. Большая часть преступлений немцев уложилась в несколько плакатных зверств. Особенно, кстати, забавно, что при каждом таком зверстве в кадре начинает идти дождь. Ну и что? Ну и в итоге сюжет разваливается на куски, сами по себе, может, и неплохие, но стыкующиеся плохо.



    Вот, например. В фильме несколько раз говорится, что "много людей к предателям пошло". Одна из выживших говорит, что всего в городке набралось 100 человек, из который Пронин даже дружину сделал. Из этих ста мы увидим, кроме Пронина, только какого-то сына попа, про которого вскоре все забудут, массовку и учителя черчения. Которого та же выжившая назовет предателем. А потом между делом окажется, что он не предатель, а совсем даже наоборот. Ну? И что это было? А еще этот псевдопредатель говорит встреченным на улицам партизанам: "А я знаю ваш наклон букв" (намек на их листовки), хотя о наклоне букв он говорил не с ними, а с Митей - зачем тогда этот совсем уж за уши притянутый момент? Зачем нам показывали похожего на Джона Туртурро немецкого офицера, который говорил на отличном русском с акцентом и нес штампованную псевдофилософию арийца в духе Розенберга и даже гнал, будто его прадед был шефом жандармов, взорванным революционерами? Все равно ведь его роль в фильме свелась к приему Мити, одной сцены с ним хватило бы. И что, нам действительно сказали, что прадедом какого-то фашиста был Вячеслав Плеве?!



    Почему плохиш весь фильм таскает шашку, которую отец привез с войны и которую у него при обыске искали, а сын сохранил? И зачем поп сказал: "Я думаю, она вам пригодится", протягивая шашку следователям? На ней что, отпечатки пальцев остались, спустя столько лет-то? И такого здесь просто до черта. В итоге, как это ни забавно, сюжет развивается толчками и собственно работа подполья показана очень и очень скупо - ребята успевают расклеить листовки, перетаскать кое-что и эффектно взорвать мост. Кстати, я вдруг понял, что так и не понял, зачем они это сделали. Во время просмотра не понял и сейчас не вспомнил. Из всего подполья внимание уделили только возлюбленной парочке - Василию Швецову (Александр Зельский) и Шурочке (Лиза Арзамасова). Им можно сказать спасибо, свою линию они отыграли хорошо, благо, она хоть как-то прописана - пусть и всего в трех-четырех сценах. В остальном же - от подполья рожки да ножки, все ушло на другое.

    Таким образом, сценарий просто непродуман. По идее, линия с узнаванием должна стать смысловым стержнем, на который нанизываются флэшбэки, в которых раскрывается сюжет как таковой. Вот мы узнаем наших героев, вот мы видим их развитие, вот мы видим работу подполья, вот мы видим его гибель, вот, наконец, предатель получает свое. А на деле сюжет скачет, развитие героев показано мельком, вместо этого сценарий зачем-то отвлекается то на тему возлюбленной Каленова, которая, кстати, все равно останется не раскрытой, то на плакатные зверства Пронина, то на малоосмыленные разговоры со следователем. Кроме того, еще нужно учесть, что режиссер просто ОБОЖАЕТ затягивать сцены - то каким-нибудь напряжением, то слоу-мо, то крупными планами на что-нибудь, то проездом под музыку и, за редкими исключениями, это просто ненужно (кстати, режиссер сериальный, да еще и женщина). Особенно режиссер почему-то любит кроваво-красные кадры неизвестно зачем. В итоге фильм растянут на 2 часа, хотя при старании мог бы уложиться и в полтора. Так что сценарий - не на пять. Похерили советский монтаж, массаракш! Сами по себе все сцены написаны неплохо и даже сняты хорошо, за небольшим исключением, но - можно было бы сказать меньше, да лучше. А так впихнули много, чтобы сказать лишь про одно - про Родину и предательство. Скорей всего опять, в стомиллионный раз, выпустят 4-серийный мини-сериал вместо одного нормального фильма.



    Ну, и в итоге интриги в сериале как таковой-то и нет. Сама по себе идея, что арестованного надо отпустить через 72 часа и это, дескать, закон - это явная чепуха, высосанная из пальца, а точнее, из полицейских сериалов. И даже если сериал "Оттепель" заявил, что после ХХ съезда чекисты стали убежденными законниками, то это не так. Известно, что поиском предателей КГБ занимался централизованно и очень старательно. Если бы был хотя бы намек на темное прошлое какого-то гражданина, его родословную проверяли до десятого колена. Случаев, когда кто-то узнал предателя прямо на улице - просто вагон и маленькая тележка и каждый такой случай упорно и внимательно разбирался органами с запросами во все возможные архивы. А тут? Почти вся работа следователя ограничивается очной ставкой со свидетелями и в самый ВНЕЗАПНЫЙ момент оказывается, что у нашего героя была родинка на ягодице семейного слона, о которой, правда, мало кто знал. А если бы не было? Его ж почти никто из свидетелей не узнал - хотя и не особенно приглядывался. Вы бы его просто отпустили и он бы уехал? Серьезно, что ли? В итоге мы с самого начала понимаем, что предателя не просто так схватили. Это же не "Противостояние" с Басилашвили, интриги и напряжения как такового создать не получается. А если про напряжение и написали в отзывах в интернете некоторые зрители - то у них довольно слабое знакомство с такими детективами.

    А значит, хочешь не хочешь, а вся эта сюжетная линия с 72-мя часами и пафосными крупными планами на часы "Владимир" - лишь сюжетное допущение. И в итоге перед нами - не исторический детектив, а скорее драма-мелодрама.



    И тем не менее, повторяю - в целом кино достойное. Во-первых, посыл у него в целом верный и даже непродуманностью и прОвОславной политкорректностью его не загубили. Во-вторых, все же сами по себе куски, из которых сделан фильм, сделаны добротно, а уже к концу фильм приобретает какую-никакую цельность и переходит в ряд действительно сильных сцен, заканчивая на хорошей ноте. Есть тут и просто шикарные моменты, меня, например, на пять минут приморозила к креслу сцена с домогательством Пронина к Шуре, когда за стенкой сидели партизаны - напряжение буквально лилось через край. Ну, и игра актеров - вполне достойна. Очень жаль, что сценарий не проработали, получилось бы отличное военное кино.

    Лавры фильма надо отдать главному отрицательному персонажу - молодому белорусскому актеру Мите Лабушу. Хотя его персонаж очень посредственно прописан и отдает картоном, Лабушу таки удалось показать его хоть и выродком, но живым и настоящим человеком. Благодаря его стараниям даже в самых плакатных и жестоких преступлениях его герой Пронин выглядит правдоподобно. Ведь у Пронина, по существу, мотивов для службы немцам всего два - отец и еще ему в школе Шурочка не дала. Ну, любовной взаимности. В остальном же - он карает просто потому что он сволочь. И актер сволочь играет очень хорошо. А учитывая, что именно он остается единственным стержнем фильма ввиду профуканной интриги, его роль вырастает еще больше. Кстати, как оказалось, Лабуш снимается с 1999 года, то есть, с 14 лет и сам из семьи актеров. Это многое объясняет. Не знаю почему, но мне он показался похожим на темную альтернативу Алексея Кравченко из "Иди и смотри", хотя кроме внешнего сходства у них ничего и нет.



    Рожа настоящего предателя!

    Вообще, три четверти актеров играет хорошо, включая весь основной состав героев. А вот оставшиеся зачастую дают халтуру, что, правда, можно пережить. Еще старая гвардия не особенно напрягалась. Но все же Александр Шевченков в очередной раз неплохо, хотя и слишком суетливо показал нам больного старика, а Ирина Розанова вполне приемлемо - старого усталого следователя (хотя, в целом роль следователя раскрыта очень слабо). Зельский хорошо сыграл молодого подпольщика, да и Лиза Арзамасова в роли невинной Шурочки справилась - немного недоигрывала, конечно, но спишем на молодость и опыт, зато от амплуа Галины Сергеевны с СТС она избавилась.



    Ну, и несомненный плюс фильма - реквизит и антураж. Фильм делался при поддержке РВИО. У меня предвзятость к этой организации, но пока что все фильмы, выходившие при ее помощи, отличаются досконально подобранным реквизитом. Тут показать надо было не самый разработанный сеттинг - гражданскую жизнь СССР 1950-х. В этом отношении все было сделано хорошо, молодцы, несмотря на ограниченный бюджет (в частности, весь город уложился в три квартиры и крохотную площадь с массовкой на 20 человек) справились отлично.

    Ну, и что сказать в итоге? Фильмов о Предательстве было снято достаточно еще в советские времена, несмотря на непопулярность этой темы. Восхождение, Противостояние, Проверка на дорогах, Обелиск. Есть и о военном подполье - Молодая гвардия, Подпольный обком действует, Сильные духом, Нина, Фронт без флангов, Они были актерами. Есть и детективы о разоблачении предателей - Противостояние, Без срока давности. Есть и фильмы о "неоднозначности" советского общества в годы войны - как Завтра была война и Перед рассветом. А чего стоит какая-то серия из "Вечного зова", где два брата: красный партизан, который переходит к немцам и бывший белогвардеец, который борьбой на фронте искупает свою вину. На этом фоне, конечно, 72 часа смотрятся бледновато: слитая интрига и непрописанная психология. Единственное, в чем фильм выигрывает - в теме священника-партизана, да и то только потому что кроме "Попа" про это ничего не снято.

    «Наш фильм адресован в первую очередь молодым людям, — рассказала режиссер картины. — Мы хотели поднять вопрос психологической драмы: что толкает людей в таких ситуациях сделать выбор в пользу сохранения своей жизни, а не борьбы за Родину, за идеалы. Нам хотелось, чтобы молодые люди задумались, если возникнет, не дай бог, такая ситуация, на чью сторону встанут они».

    В общем-то, показано не особо впечатляюще, для психологической драмы тут слишком много невнятицы. Мотивация же - дом-семья-любимая-товарищи - это в фильмах было уже сто раз. И, повторяю, сценарий рыхловат, режиссура затянута, а некоторые моменты слишком плакатны, причем плакатны в плохом смысле слова. Но тем не менее плюсы вытягивают. Такие фильмы дают надежду, что российское кино все-таки возродится и вернется хотя бы к уровню средних советских фильмов. Этот фильм - один из таких робких шажков, и я надеюсь, что это получит свое закрепление. Со своей стороны ставлю ему твердое "удовлетворительно". Не требую от каждого бежать в кинотеатр, но посмотреть при желании можно.
    Tags: дотянулся проклятый!, кено и немцы, опиум для народа, позитив, свежачок, сырое тесто
    Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic
    • 44 comments