voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Category:

Старое ружье (2013)



Недавно я наткнулся на рекламу по телевизору сериала "Старое ружье" о войне. И трейлер, и название пробудили подозрение - а не плагиат ли это старого французского фильма "Старое ружье" 1975 г. с Филиппом Нуарэ, в котором он играет французского врача, жестоко убивающего фашистов за смерть своей жены и дочери? Сцена с огнеметом до сих пор стоит перед глазами бывших советских мальчишек. Я зашел в интернет и узнал, что это целый сериал - 4 серии по 48 минут. Снят он еще в 2013 году, а теперь будет демонстрироваться на Первом канале. Ну, я оперативно скачал и посмотрел сериал, чтобы распотрошить его и предостеречь публику. И... чтобы вы думали? Сериал оказался довольно-таки неплох. Да, он копипастит оригинальное "Старое ружье", но если бы не то же название, я, возможно, заподозрил бы авторов только в заимствовании ходов, причем, возможно, неосознанном. Так как в остальном сериал оказался на 85% самостоятельным. Учитывая, что это не стандартное кино-говно про войну, думаю, надо высказаться подробнее.

Структура французского фильма была довольно проста. Филипп Нуарэ показывает работу врача под оккупацией и любовь к своей семье. После получаса фильма наступает собственно трагедия, еще полчаса - подготовка к мести, а потом показательное уничтожение фашистов. Все это перемешивается флэшбэками о дорогой супруге. И в конце - пронзительный финал.



Первые же две серии нашего "Старого ружья" почти до самого конца вообще никак не связаны с оригиналом, если не считать темы тайных подземных ходов и того, что герои тоже укрывают раненого - оставшегося после отступления красноармейца. Кстати, меня всегда смущала в оригинале какая-то излишняя благостность. То есть, были показаны репрессии полиции и пара повешенных партизан - но это было все. Господин Нуарэ жил в богатом особняке, имел машину, лично отправлял семью в фамильный замок в деревне, спокойно забавлялся с женой и дочкой... И даже отпускл шуточки о попке медсестры. Никаких мучений по поводу войны за порогом, никаких: "Боже, там же умирают люди!.." Как-то несколько странно это выглядело.

Ну, в вот этой версии это исправлено. Первые две серии посвящены почти исключительно немецкой оккупации деревеньки под Ростовым, в которой живут наши герои. Главный герой фильма - это учитель Петя. Персонаж довольно бесхитростный и простоватый, хотя и упертый. Такой типичный русский мужичок.



У него есть жена Люба, любовь всей жизни. Работает медсестрой, а также пара детишек и великовозрастный пацан Федя из другой деревни, которого он взял пока к себе.



Вообще, все показано добротно. Меня только в первой серии пару раз напрягли подозрительные антисоветские намеки - Петя в одной сцене говорит что-то вроде "немцы не хуже большевиков", плюс есть кулак, который выступил на стороне немцев. Играет его тот самый урка из "Служу Советскому Союзу". Но нет, как оказалось, эта тема ушла в никуда - антисоветчины как таковой в фильме нет (кроме одного мотива, но об этом позже). Кулак показан отрицательный персонажем, хотя сам же постоянно от немцев и огребает - что позволяет его выставить еще и в смешном свете.



Безобразия немцев же показаны подробно. Немцы ведут себя так, как обычно и полагается в военных лентах: пьянствуют, наводят свои порядки, устраивают обыски от балды, расстреливают пленных. Вообще, во французском оригинале немцы были показаны очень несложно - такие типичные злодеи, оказавшиеся жертвами. Тут немцам уделено чуть ли не больше хронометража, чем главному герою. Правда, несмотря на то, что в одной сцене прошагала целая рота массовки, в кадре будет торчать исключительно человек 6-8 одних и тех же эсэсовцев. Наиболее примечательными являются - герр Командир, похожий на Патрика Суэйзи...



...герр оберштурмбаннфюрер, похожий на Тиля Швайгера...



...и клоун Мориц, который тут выполняет функцию самого склизкого и жестокого ублюдка.



А еще есть условный "совестливый немец" Конрад. "Совестливый" именно условно, так как он пару раз сделает одолжение Любе, а потом пристрелит ее в знак милосердия. Эта совестливость не помешает, однако, перестрелять ему пол-деревни. Тема переосмысления солдатом вермахта своей роли на войне интересна, но будет слита фильмом, поскольку в дальнейшем Конрад просто умрет в мучениях, сказав пару слов, которые можно расценить как разочарование в войне. Это одно из невыстреливших ружей фильма.



В целом немцы изображены хорошо, фактурно, достаточно разнообразно, мотивы их ясны, действия убедительны. Немецкие актеры, правда, местами слишком уж рисуются, но в целом играют достойно. Командир и "Тиль Швайгер" особенно понравились. Единственное, что все-таки сценарист переборщил с этой самой рисовкой оккупантов. Во-первых, дисциплина в отряде явно хромает и явно по вине сценариста. То, что солдаты постоянно бухают с бабами вместо службы - это ладно. Что корчат из себя клоунов местами - ну, это понятно, это же солдаты. Смешнее то, что вместе с ними бухает и сам оберштурмбаннфюрер. Кто-нибудь в армии в своей казарме бухал со старшим лейтенантом? Да и вообще, в отряде часто то нарушения приказа, то банальная недисциплинированность. Неудивительно, что тут целых два солдата попытались дезертировать; правда, один по пьяни (причем чуть не застрелил товарищей), а второй, чтобы спасти жизнь. Вот она, оказывается, знаменитая моральная стойкость войск СС!



Это они сейчас дарят шоколадки...

Ну да ладно, это мелочи. Относительно военной техники - тут ее очень мало и наляпать в этом нельзя (несколько автоматов, пулемет, огнемет и рация, грузовики и танк лишь в эпизодах - считай, что все). Меня удивило только то, что по всему селу немцы передвигаются исключительно на мотоциклах, как будто пешком ходить им западло. И еще в фильме ярко раскрыта тема МП28 "Шмайсер" - нечастый гость в отечественных фильмах про войну!



В общем, лишь в конце второй серии начинаются собственно параллели с оригиналом, но и их весьма немного. Героиню убивают огнеметами (и не ее одну, кстати) - и Петя начинает мстить, выкопав новую трехлинейку из земли. Да, старого ружья в "Старом ружье" просто-напросто нет! Вот о чем я говорил выше относительно названия.



После этого следует битва с немцами на две серии, в ходе которой Петя, как и в оригинале, пробивается тайком подземными ходами в монастыре, в том числе и через колодец. Так как показать битву на 96 минут нельзя, то большую часть времени Петя не мочит врагов, а спасается сам или спасает мальчику Федю, а тот его. Все это, как и в оригинале, постоянно прерывается флэшбэками о любви жизни Любе.



Конечно, такая затянутость на пользу сериалу не идет. В отличие от оригинала тут наш герой гораздо больше превозмогает, чем карает. Причем если Нуарэ побеждал за счет не только знания тайных ходов, но также смекалки и хорошей стрельбы, то у нашего Пети с этим посложнее. Стреляет он довольно посредственно, военной технике учится на ходу, плюс он еще и больной и раненый. Так что на военный боевик особенно не найдетесь, хотя имеющиеся боевые схватки сделаны хорошо. За фильм будет всего две-три ловушки для немчиков, включая такие банальные как капкан и "закрыть врага в сарае, облитом бензином". Самая впечатляющая ловушка, с колоколом, будет в самом начале и у меня сильные подозрения, что она сперта из Бладрейна (игры, не фильма). Ну и финал не особо впечатляет. Особенно если ты видел оригинал. Он тут тоже "кагбэ пронзительный", но по существу - затянутый. Главный Командир погибает совсем штампованно: берет в заложники Федю, приставив пистолет к голове и кричит Пете: "Бросай оружие!" Притом, что никакого оружия у Пети в кадре нет.



Пацан прокусывает немцу руку, и Петя в схватке его убивает. После этого израненные герои идут к своим, и по пути Петя зачем-то плагиатит Тринити, останавливая мыслью танк.



А потом, услышав от танкистов о контрнаступлении советских войск, умирает от ран с улыбкой на лице, видя светлые флэшбеки о супруженьке в слоу-мо. Возможно, это не понятно по пересказу, но это не самая впечатляющая концовка.

Ну, правда, это не значит, что сцены сами по себе плохие. Нет, смотреть в целом достаточно интересно, так как сценарист старается не повторять оригинал, но планку серьезности держит и потому любопытно, что именно будет дальше. Повторяю - параллелей с оригиналом, кроме нескольких ходов и фабулы, почти не прослеживается. Есть в частности, шикарная стрельба из пулемета, во время которой Петя вышиб целую ленту по всему вокруг - то, чего я ждал в оригинале, но не дождался!



В общем, все показано достойно. Но не могу, однако, не отметить совершенно идиотски впиханную тему православия и репрессий. По сюжету Петя - бывший монастырский послушник, который знает все подземные ходы. Он спасся после того, как красные в Гражданскую всех священников казнили, ему настоятель дал сбежать. Так как Петя это сказал немцам, я сначала решил, что он их запутывает. Ан нет! В 4-й серии нам наглядно покажут, как какой-то поп спасает молодого Петра через подземный ход, приказывая ему принять новое имя и забыть о прошлом. А за кадром слышны ор красноармейцев и взрывы снарядов.

Уважаемые сценаристы. Запомните раз и навсегда. Истории неизвестен ни один факт того, как большевикам приходилось штурмовать войсками занятый монахами монастырь. Потому что монахам в принципе нечем было их защищать. И уж тем более там не проводилась поголовная резня только за наличие креста на шее. ПРОСТО! ЗАПОМНИТЕ!!!

Кроме того, тема долбославия вставлена и в линию с укрываемым раненым. Он сначала истерично крестится и шепчет молитву, а потом признается Пете, что молитва спасла его от гибели от танка. Учитывая, что наш святоша потом сдох в жестоких корчах, плюс поголовное уничтожение монастыря, мораль, думаю, очевидна: православные - лузеры.



Самое смешное, что это не имеет абсолютно никакого значения. Абсолютно ничто в остальном хронометраже не содержит намеков ни на православие, ни на тайную жизнь Пети в его противоборстве Режиму - это просто не имеет никакого смысла. Во флэшбэках Петя живет нормальной жизнью нормального советского гражданина и все его соседи, включая гниду-кулака - тоже совершенно обычные советские граждане. Даже на признание раненого святоши Петя никак не реагирует - да, типичное поведение послушника. По существу, линия вставлена "просто так".

Если вы заметили, я уже не раз сказал, что некоторые сюжетные моменты сценарием просто неразработаны. И таких моментов на самом деле вполне порядочно. Например, в самом начале мы узнаем о любви Любы и какого-то капитана, который уйдет в эвакуацию. Это не имеет никакого смысла, так как он потом погибнет и о нем все просто забудут. Таких невыстреливших ружей в "Старом ружье" еще не одно, можно хоть целый арсенал составлять. Чувствуется, что сценарист просто забивал время для растягивания хронометража. В целом ему удалось это тщательно замаскировать, но все же чувствуется, что сериал можно было сократить хотя бы до трех серий и ничего бы важного не потерялось. Кстати, как я понял, по телевизору будет демонстрироваться двухсерийная версия, так что, надеюсь, сериал резко выиграет в динамизме и концентрации сюжета. А то все эти по отдельности интересные, но никуда не ведущие моменты не идут на пользу фильму, особенно, если зритель знаком с оригиналом, достаточно цельным.

Еще отмечу относительно флэшбэков - они написаны хорошо и старательно и действительно приковывают интерес. В общем, сценарист тут молодец. Но есть нюанс. Все флэшбэки посвящены славному ностальгическому прошлому, когда Люба была молодой и красивой, а Петя был... просто молодым и все было кучеряво. В оригинале, как вы помните, флэшбэки Нуарэ были отнюдь не такими пасторальными и были почти наполовину забиты тяжелыми разговорами с супругой. Эту неоднозначность, раскрывающую персонажей, сценарист то ли не потянул, то ли просто не захотел вставлять.

Итак, в целом по сюжетной структуре сказал. Относительно актеров - игра их здесь разнится от хорошей до удовлетворительной; плохо играют лишь пара персонажей. Лучше всех была Люба в исполнении Ирины Пеговой. Смотреть на нее было одним удовольствием, не сфальшивила ни на секунду.





Слабее всех был пацан Федька, который играл просто плохо. Кстати, он же играл Колю в "Единичке". С Петей же получилось неоднозначно. В целом Тимофей Трибунцев справился, все равно ничего особенного ему играть не пришлось - если вы видели его в других ролях, то понимаете, чего ждать. Но вот в целом как герой... Ну... Далеко ему до Нуарэ, что тут скажешь. Наш Петя в целом простоват, суетлив, резковат... И потому Драму его прочувствовать сложнее. Значительную часть хронометража ему не дает раскрыться сценарий, а потом, когда ему достается экранное время, приходится изображать контуженного, раненого и т. д. Нет, повторяю, Петя - персонаж не такой уж плохой, но для тех, кто видел оригинал, конечно, не катит. Трофимцев рядом с Нуарэ это даже не Безруков рядом с Бельмондо. Остальные играли почти целиком достойно, в общем, смотреть не стыдно.

Попутно отмечу, что раненого красноармейца-верующего играет Юрий Борисов из "Дороги на Берлин". На Оскар, конечно, не зарабатывает, но в паре моментов играет круто. Увы, лишь в паре.



Режиссура - ну, в целом, удовлетворительна, хотя, конечно, подзатянутые моменты или там истертые приемы типа тряски камеры, имитирующую волнение от боя, не особенно украшают фильм. Но это же отечественный сериал, так что не стоит ждать от него чудес. В своем классе фильм сделан добротно.

Антураж, реквизит, декорация, спецэффекты, бои - это все показано очень хорошо. Да, локации весьма ограниченные, преимущественно показана деревенька и брошенный монастырь, в остальное - это в основном зимний лес. Но то, что есть - показано хорошо и качественно, нет ощущения дешевизны и халтурности, дух времени соблюден, грим сделан хорошо, компьютерные пулевые ранения нарисованы достойно. Тут пятерка - это резко добавляет фильму плюсов. В конце концов, оригинал тоже не сказать, чтобы поражал дорогим бюджетом, делая ставку на спецэффекты и фактурный грим. Единственное - все-таки немецкие автоматы с бесконечным боезапасом царапают глаз.

Единственный, пусть и не жирный, но минус - у фильма всего две-три музыкальные композиции чисто сериального качества. Искренне бесит, когда одну и ту же мелодию ставят по десять раз подряд, пытаясь пробить зрителя на слезу!

Резюме? Закончил я просмотр со смешанными чувствами. У фильма были все шансы получить 8 из 10, но отдаю все-так 7. В плюс - сюжетную линию, игру актеров, реквизит, качество сценария, спецэффекты, режиссуру. В минус - "невыстрелившие ружья", подзатянутость некоторых сцен и недотягивание до высокой планки, поставленной оригиналом, что проявилось, в частности, в более клишированных ловушках для фашистов. Видно, что сценарист очень старался, адаптируя оригинальный сюжет на отечественную почву и пытался не повторять оригинал. За это ему, конечно, большое спасибо. Но если это потолок отечественного кино, то это скорее грустно, поскольку вышел не ремейк, достойный оригинального фильма, а просто добротный и достаточно качественный отечественный сериал. Однако это все же сериал, в то время как в фильме, если мы имеем в виду искусство, не должно быть ничего лишнего. В этом отношении отечественное "Старое ружье", которое в угоду хронометражу недостаточно цельно раскрыло персонажей, а если и раскрыло, то не использовало этого - конечно, оригиналу уступает.

И да, кому как, а мне несколько жаль, что тема мести ограничилась местью за семью и односельчан. Была возможность связать это с патриотической линией, но вместо этого сценарист вставил тему прОвОславия, что тоже очков ему не прибавило. Конечно, и в оригинале Филипп Нуарэ не говорил о борьбе с фашизмом, но режиссура и актерская игра вытянули все, ибо фильм был не о патриотизме и даже не о войне, а о любви. Здесь же явно был замах на раскрытие ужасов самой войны - увы, недоведенный до конца.

Ну, а в целом - каждый может сам составить свое мнение, фильм будет показан 4-5 мая после передачи "Время" - а также он давно есть в интернете. Надеюсь, моя оценка покажется читателям верной. Кстати, было бы любопытно услышать сравнения с сериалом "Переводчик". Уж больно много их объединяет. "Переводчик" делался одновременно со "Старым ружьем", и даже был задуман тоже как ремейк "Старого ружья". Оба героя - учителя. Более того, оба фильма снимались в Таганроге), и были посвящены той же самой теме: одиночка против немцев. Интересно было бы узнать, кто вышел лучше, так как Переводчика я пока не смотрел.
Tags: ведь могут же!, кавайные немчеги, кено и немцы, киносравнения, могли бы и лучше, опиум для народа, позитив, положительный пример
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…