Sergey Tyulkin (ext_1998267) wrote in movie_rippers,
Sergey Tyulkin
ext_1998267
movie_rippers

Category:

Белое солнце пустыни. Начало

БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ
НАЧАЛО
Сериал, являющийся приквелом к фильму "Белое солнце пустыни" и имеющий точно такое же название, как в заголовке, скорее мёртв, чем жив. Тем не менее, авторами сценария указаны Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов, сценаристы того самого фильма, и если первый жив-здоров, то второй умер в 2004 году.
Но примерно в 2001 году в их соавторстве вышла книга, которая как раз жутко смахивала на литературно обработанный сценарий к подобному сериалу. В ней описывалась предыстория, которая заканчивалась ровно тогда, когда начинался сам фильм (что указывалось в аннотации к сериалу).
Будет или нет этот сериал, будет ли снят по этой книге - точно не известно. Но, пожалуй, имеет смысл разобрать, как авторы приключений Сухова решили обойтись со своим детищем, кроме того, в книге наглядно отображены все недостатки нынешних римейков, приквелов, сиквелов и чёрт знает чего ещё.
Тем более, Рустам Ибрагимбеков работал над сценарием "Утомлённых солнцем-2", что уже заставляло насторожиться.
Итак, что же случилось до событий фильма и стоило ли вообще об этом писать?
Структура книги
Пару слов о структуре книги.
Сама книга начинается с того, что и фильм: Сухов идёт по пустыне, находит и откапывает Саида. Ну, а затем начинается огромный флэшбек, по окончанию которого следует пересказ уже, собственно, фильма. Жаль, что не изначального сценария, поскольку даже импровизации описаны.
Детство Сухова
Итак, первая же сцена заключается в том, что пацан Сухов, маскируясь под сплавляемый по реке арбуз, подглядывает за купающимися девками. Если смотрели "Тихий Дон" Урсуляка, то в самом начале была точно такая же сцена. Собственно, увидев эту сцену, я и вспомнил о книге.
Дело происходит в Нижнем Новгороде. Дядька Сухова - Савелий - решает из-за трёхлитровой бутылки водки перебраться на другой берег Волги (ну, и обратно, соотвественно). Засада - в начавшемся ледоходе. Результат немного предсказуем: благополучно добравшись на другой берег, Савлий не менее благополучно тонет на обратном пути.
И, собственно, на этом всё о нём. Проходной персонаж, введённый с дной целью: шоб была у Сухова в детстве трагедия! Не, потом зачем-то будет абзац о том, как труп Савелия доплыл брассом до дельты Волги, где, наконец, застрянет и его не сожрут рыбы. Что это было? А хрен его знает.
Абдулла: начало
Но в книге есть предыстория ещё одного человека: Абдуллы. И уж с ним можно вволю похрустеть французской булкой!
Если вкратце: Абдулла был элитным гвардейцем при неком правителе Бухары и Самарканда Алимхане. Потом он потихоньку начал собирать гарем и далее следует поездка в Санкт-Петербург, где всё замечательно. И Абдулла даже катается на автомобиле, хоть и не личном, но тем не менее. И... дальше следует его любовная линия с некоей Сашенькой (угу, так и зовут всё время в книге), которая предназначается Алимхану, но сами понимаете, надо же мелодраму нагнать!
Ладно, всё бы ничего, кабы не одно жирное такое но....
Дело в том, что Верещагин недвусмысленно намекает на то, что Абдулла занимался контрабандой и безобразничал ещё до революции. Причём сам Верещагин упоминается в одном абзаце как молодой таможенник ( даты в книге не упоминаются вообще), и на этом всё. Что, авторам нечего сказать об этом ярком персонаже, что ли? Неинтересно?
Февраль? Октябрь? Ха, да вот вам прямиком  от авторов:
"Вскоре до Бухары дошли слухи о перевороте в России. Потом там началась Гражданская война. Русские уничтожали русских. Алимхан жаловался Абдулле, что перестал понимать все происходящее в России: зачем нужно русским истреблять людей, которые являлись цветом нации и составляли гордость, славу и мощь империи; почему не щадят они ни уникальную и единственную на всей земле русскую интеллигенцию, ни даже священников, ниспровергая тем самым самого Господа Бога?..
На окраинах империи появились неизвестные до того русские люди. Они призывали дехкан к свободе и к мировой революции. Что это значило, толком не понимал никто — понимали лишь одно: нужно разорять тех, кто богаче тебя, и уничтожать их… В Средней Азии началась война между красноармейцами и «басмачами» — так назывались люди, подобные Абдулле."
"...за это время в России грянуло две революции — Февральская и Октябрьская, вернее, революция была только одна — Февральская, а в октябре произошел переворот, который уже впоследствии, спохватившись, большевики объявили Великой Октябрьской Социалистической Революцией."


В общем, всё понятно, да ещё и басмачи выставляются воспитанными и интеллигентными людьми, они же как Абдулла, а Абдулла контрабандой драгоценностей не занимался, что вы!
А Сашенька, которая в итоге досталась Абдулле... принимает ислам. Правда, долго не протянет и погибнет в последней стычке Абдуллы с красноармейцами.
Примечательно следующее:
В отличие от другого русского, находившегося в его отряде, глуховатого белогвардейского подпоручика Семена, Абдулла уважал Аристарха, тридцатилетнего полковника царской гвардии, дворянина. После большевистского переворота Аристарх потерял все: семью, наследственное поместье, землю… и теперь, кроме иссушившей его душу дотла ненависти, у него ничего не осталось. Абдулла, подняв глаза, посмотрел на высокого мужчину с почерневшим от загара лицом и, выжженными солнцем добела волосами и понял, что с этого момента он по накалу ненависти сравнялся с этим русским полковником во френче, заношенном до лохмотьев.

А что, предыстория одного из подручных Абдуллы авторам неинтересна? Может, потому, что в фильме Семён имеет отталкивающий образ выскочки с катаной на боку?
Ладно, что там Сухов?
Сухов. Начало
А ничего Сухов.
Ну, проплавал на пароходе, заболел тифом, познакомился с Екатериной Матвеевной (этому уделено много внимания), потом в армию попал и в Первой Мировой повоевал, причём этому уделено полтора абзаца. Ну, а отходя от иприта он пропускает Февраль с Октябрём и его забирают по выздоровлении в Красную Армию.
И знаете, что плохо? Сухов тут какой-то блёклый, непрописанный. Характер? Эм... хрен его знает, как-то по течению плывёт. Как он стал тем самым Суховым? Эм.... а никак, был таким, потом р-раз - и смотрите фильм. Эволюции - ноль. Мотивы, мировоззрение? Да как-то не фонтан. Просто положительный герой. Так, ну и на что нам его предыстория в таком случае, если она не может ничего толком сказать о главном герое?
Но дальше - больше. Опосля ранения в одном из боёв за Красную Армию, Сухова демобилизуют, и он отправляются к разлюбезной Екатерине Матвеевне. Ну, и выясняется: родители её умерли (отец на войне сгинул, мать от разрыва сердца упокоилась), в самой деревне продразвёрстка, церковь ликвидируют, а сама Катя....
Вот тут и показала себя наша Екатерина Матвеевна: высоко подняв голову, она смело прошла по селу к месту казни и остановилась перед прикрученным к столбу телом отца Василия. Строго смотрели ее глаза из-под черного платка, шевелились губы, произнося молитву. Прочитав молитву, Катя опустилась на колени и отдала земной поклон священнику, когда-то венчавшему ее, как и всех живущих в селе Покровском… Глубокой же ночью, когда Шалаев и все упившиеся шаромыжники спали, Катя с заступом и свернутой холстиной в руках снова пришла к церкви. Разрезав веревки, она сняла со столба легонькое тощее тело отца Василия и здесь же, неподалеку от стен храма, выкопала неглубокую могилку; завернув убитого священника в холстину, предала его земле…
Больше духовных скреп!
И вот, понимаете, вне зависимости от симпатий к сторонам возникает вот такой вопрос. Хорошо, большевики козлы, по мнению авторов, что они старательно иллюстрируют. А что среди них делает главный положительный герой? А ответа нет. В фильме он красноармеец? Да. Вот и приходится от этого плясать. Но почему Сухов-то за красных, не возмущается их бесчинствами, да вообще не реагирует на них? Ответа нет.
Ну, а дальше в поисках Катерины Матвеевны Сухов доходит до Баку, записывается в добровольцы против басмачей, и... таки да, его расстреляли красноармейцы за неподчинение приказу. Правда, промахнулись, только по виску пуля чиркнула, Сухов мёртвым притворился - и всё на этом, продолжил дальше воевать.
И... авторы умудрились приплести сталинские репресии. Как? Оцените. Это про эпизодичного, на пару абзацев комбрига, который отказал Сухову в увольнении, на чём его роль исчерпывается.
В сущности комбриг был мужиком добрым и справедливым. За что впоследствии и будет расстрелян в тридцать восьмом как «враг народа».
Про будущее Сухова - ни слова. Пусть хоть там его расстреляли, отправили в лагеря, потом на войну отправили, после обратно в лагеря... нет, ни слова. Будущее Саида? Тоже. Вдов Абдуллы? Хрен вам! Но про невероятно эпизодичного и проходного обязательно надо упомянуть. Тем острее встаёт вопрос: а какого хрена Сухов воюет против интеллигентных басмачей?
И, собственно, после описания, как Сухов бился с басмачами дальше уже идёт сам фильм. Чуть подробнее описана предыстория Саида, но, честно говоря, к его образу она ничего не добавляет. Ещё как красноармеец Рахимов за Абдуллой гнался (он же потом его жён отдаст Сухову), но... на этом всё.
Итог
Есть ли нужда в подобной предыстории? Нет.
Сухов, по сути, каким был - таким и остаётся, кроме того, в предыстории он довольно невзрачен, чего не скажешь о фильме. Сказать о нём толком нечего, просто положительный герой современного российского типичного сериала. Причём, учитывая исключительный негатив в сторону красных, остаётся вопрос о причинах службы Сухова Красной Армии. Да и его реакция на события (кроме Екатерины Матвеевны) нулевая. Какой-то ограниченный тормоз получился. К тому же... выходит, Катю свою он так и не нашёл. К кому он там возвращаться собирался, куда тогда идёт, почему не тревожится тогда в фильме за неё...
Абдулла? Всё банально: главный злодей на деле очень положительный человек, причём это идёт вразрез с его образом в фильме. О каком-либо противостоянии с Верещагиным - ни слова. О самом Верещагине, по сути, тоже ничего.
Зато "мыла" - сколько угодно. Боевых действий - откровенно мало и прописаны слабо. Время шарахается из стороны в сторону, то года важные и интересные пропущены, то неделю размусоливают невыдающуюся. Исторический фон? Очень слабая взаимосвязь.
Отношение к событиям? Большевики - козлы, басмачи хорошие, священники святые, белые... ну, о них не упоминается вообще, так что против кого там Сухов поначалу воевал -- хрен его знает.
Нет ни нормальных и ёмких диалогов, ни ярких образов, ни запоминающихся моментов....
Так что выходит типичнейший необременительный сериал, который паразитирует на культовом фильме, ибо своего не может предложить, только бесконечные штампы. Ну, а то, что авторы так безответственно обошлись со своим детищем.... Не они первые, и не они последние, увы.
Tags: в газенваген, вас найобывают!, креатифф, половые страсти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments