Sergey Tyulkin (ext_1998267) wrote in movie_rippers,
Sergey Tyulkin
ext_1998267
movie_rippers

Category:

Тихий Дон (1992-2006 год)

Год: 1992; 2006.
Страна: Россия, Великобритания, Италия.
Режиссёр: Сергей Бондарчук; режиссёр ТВ-версии: Фёдор Бондарчук.
Сценарий: Сергей Бондарчук, Никола Бадалукко, Роберт Бэлчус; по одноимённому роману М. Шолохова.
Оператор: Сергей Бондарчук.
Композитор: Луис Энрикес Бакалов.
В ролях: Руперт Эверетт, Дельфин Форест, Ф. Мюррей Абрахам, Бен Газара, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Сергей Бондарчук, Владимир Гостюхин и др.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о воплощении мечты Сергея Бондарчука снять "Тихий Дон". Снимать он собирался ещё в 1975, но Сергей Герасимов (его учитель) не дал своего благословления, попросив дать спокойно умереть. Поэтому работа началась только в 1986 году, с перестройкой.
Угасание СССР ударило и по Бондарчуку. Ему пришлось договариваться с итальянцами, и по их условиях на ведущие роли должны были быть приглашены иностранцы, ну, а русскоязычные актёры - балакать на аглицком. Разумеется, был и контроль итальянских продюсеров, перерасход средств... и в 1992 году итальянская компания обанкротилась, а незаконченную картину и рабочие материалы конфисковали. Сергей Бондарчук умер спустя два года, так и не увидев своего завершённого творения... может, и к лучшему.
Тем не менее, семья режиссёра не теряла надежды выкупить фильм. И им это частично удалось: в 2005 году были выкуплены рабочие материалы, и Фёдор Бондарчук доснял фильм, который и вышел в 2006 году.
Но сам фильм, смонтированный Сергеем Бондарчуком и в десять серий остался на руках итальянцев. Будет ли она показана когда-нибудь - неизвестно.
Поэтому, по факту, мы увидели не совсем фильм Сергея Бондарчука - скорее, некую вариацию.
Но обо всём по порядку.
Адаптация
Честно говоря, учитывая обстоятельства, сложно сказать что-то определённое. Да, роман порезан, ряд сцен отсутствует, как и ряд персонажей, но... ведь это семисерийный фильм по рабочим материалам, а не законченная версия. То есть, изначальный фильм в десять серий подвергся дополнительным сокращениям.
Но, надо признать, сократили с умом, отчего экранизация смотрится довольно цельной и самостоятельной. Да, фильм смещён больше в любовную историю (но не мылодраму!!!), но и не вычёркивает полностью всё остальное. Персонажи представляются должным образом, не возникает вопроса "кто все эти люди", поскольку нам тем или иным образом дают понять, кто они такие. И персонажи оказываются раскрыты настолько, насколько это возможно, правда, порой видно, что кое-какие сцены урезаны, но было ли это изначально или так в ТВ-версии - трудно сказать....
Конечно, настоящее спасение - закадровый голос, зачитывающий куски из романа. Благодаря ему ткань повествования не разрывается, отсутствуют резкие скачки во времени и пространстве. Но есть один минус: текст читает Никита Михалков. Нет-нет, читает хорошо, но лучше бы позвали друго рассказчика. Фильму нужен не просто читающий за кадром актёр, чей образ невольно всплывает в памяти - нужен Рассказчик, остающийся нематериальным для зрителя.
Переходы между сезонами года... действительно показаны, безо всяких скачков. Течение времени действительно ощущается, оно подано естественно, нормально, в конце концов.
Антураж
Деньги на экране видны и они вполне приличные. Массовка? О, ещё какая, и использована с умом.


Декорации?

Тоже есть, причём виден и масштаб, и детали, и что костюмы таки действительно носят, и что инструменты для работы, и построено не абы как, а с каким-то смыслом. Да и сериал не стесняется демонстрировать живописные виды, убранство внутренее, общие планы и прочее, прочее.
Операторская работа? О, от "сойдёт" до "просто прекрасна!", а последнего, кстати, немало.
Так же неплохо поставлены бои, масштабность происходящего таки ощущается.
Постановка, правда, не фонтан, но для сериала в самый что ни на есть раз. Ну, а где не смогли нормально что-то сделать, обошлись монтажом и и всячески старались скрыть огрехи. Например, поединки на саблях верхом, похоже, вообще отсутствовали, но благодаря монтажу они вроде как есть, грубо говоря, из цепочки замах - удар - последствия изъяли только удар. А так смотрится всё достаточно пристойно, без огонька, но тем не менее, да и отдельные моменты удаются.



И, похоже, была использована компьютерная графика, есть порою чувство нарисованности в отдельных моментах, вроде перехода сезонов, каких-то моментов битвы или заднего плана.

Обстановка
Первая Мировая, Февраль, Октябрь, Гражданская... все события в фильме есть, и более того, понятна реакция персонажей на них, видно, что это реально вехи, переломы, а не где-то там чё-то происходит.
Здесь нет говнюков, но и ангелов нет. Казаки тут не бедненькие невинные жертвы, но и не исчадия - просто люди со своими убеждениями, со своими интересами, и, чёрт возьми, их мотивы на экране ясны. Но ясны и мотивы других сторон, от белых до красных, и английскую помощь Краснову тож не забыли.
Хм, всё хвалю, да хвалю.... ну, нет, всё не идеально из вышеперечисленного, но, извините, не отстой вовсе. Самая главная беда, самый главный провал - это актёры, а, как следствие, их персонажи. Нет, не все актёры, пожалуй, наибольшего гнева удостоены только трое, но... нет, о них - потом.

Актёры
Пожалуй, второстепенные актёры более или менее на местах, играть умеют или рожей выходить. Что тут сказать... Ну, вот Дарья Мелехова мне не понравилась.
Да, Андрейченко старается, но это просто не её роль, не её типаж, она как-то холодновата для Дарьи.
Муж ейный, Петро Мелехов в исполнении Гостюхина, как по мне, хорош. Да, сценарно его роль порезали, что видно - то появится внезапно, то вроде бы говорить тут должен, но молчит, впрочем, порезан несильно. И запоминается.
Стёпка Астахов здесь как-то... ни о чём.
Человек-функция. Ходит, говорит, и мимика есть, но я так и не увидел в нём персонажа. Просто никакой.
А вот Дунька внешне ничего, и актриса играть старается, я бы сказал, она на месте своём.
О, вот и сам Сергей Бондарчук в роли Краснова. Внушает!
И Караченцов засветился, в роли Щеглова.
Кошевой как в книге, на своём месте, но большего не скажу, ибо впечатления не произвёл.

Хм, а что насчёт Ф. Мюррея Абрахама в роли Пантелея?
О, знаете.... Если бы я не знал, что Пантелея играет иностранец, то мне бы просто понравилось исполнение. Пантелей вполне похож на книжного, действительно казак-турок, хоть и постаревший, да жизнью потрёпанный, но достойный отец и муж... ну, именно в момент действия фильма, конечно :)
Но его сыграл иностранец, озвучивал Гармаш, и... мать вашу, у Абрахама получилось. Он вполне естественно себя ведёт с нашими актёрами, добросовестно играет.... Очень мне сцена понравилась, где он доски стругает для гроба и слёз сдержать не может.
Правда, глаза у него.. не знаю... слишком уж спокойные и немного грустные, что ли.... Хотя, с другой стороны, почему бы и нет? Может, Пантелей тут довольно умудрённый жизнью.
Распинаться можно долго, посему просто суммирую впечатления. Актёры с задачей, скорее, управились. Кому-то не хватило сценария, кому-то мастерства, есть попавшие в образ. Словом, люди старались и у них даже получилось.
Наталья
Елена Бондарчук в роли Натальи.
Знаете... мне она решительно не понравилась. Чисто внешне, может, ещё как-то подходила, но по возрасту старовата, по виду блёклая, по игре вялая слишком. Нет чувств, нет персонажа, её просто задвигают все остальные. Впрочем, она наименее кошмарная из троицы главных героев.


Наталья и Дарья

Аксинья
Ну твою же мать... вот вам Аксинья!
Промах просто чудовищный, знаете, просто наглядное "как не должна выглядеть Аксинья ни в коем случае". Какая она казачка с тяжёлым детством, отцом-насильником, опостылевшим мужем.... И да, она почти всё время ходит с этой гривой распущенных волос. Всё время.
Что касается игры, то... ну, чего-то там играет, но неубедительно. Эмоции вроде пыталась показывать, потом забила и просто корчит рожи. Блин, когда её красноармеец убил, я даже, стыдно сказать, облегчение почувствовал. Определённо, товарищи, такая Аксинья не нужна!
Да, по поводу финала - нет, красноармеец не упырь какой-нибудь. Финал подан логично: выехали на заставу два неизвестных, их окликнули, те - "Свои" и сбегать начали. А время-то ещё лихое, вот и пальнули в них.
Григорий
Ох, это просто самый жирнейший откормленный минус всего фильма. Руперт Эверетт в роли Григория Мелехова.

Да похер, что актёр по жизни гомик, МакКеллену сие вообще не мешает. Просто Эверетт не Григорий. Антигригорий.
Пожалуй, только в финале неплох уже, после скитаний. Вообще, финал сам по себе получился точно по книге, настоящей иллюстрацией в самом хорошем смысле.
Да он даже не играет толком, так и ходит с постной физией, умудряется нелепо смотреться везде, блин, ощущение, что Сергей Бондарчук попросту махнул на всё рукой и произвольно выбрал актёров на главные роли. Нет, ну со второстепенными-то он постарался же, а Мюррей Абрахам и вовсе подарком оказался. Но Григорий...

Петро и Гриша
Но Аксинья....
Так почему фильм лажа?
Если не брать Григория, Аксинью и Наталью, то фильм неплох. У него есть ряд недостатков, типа урезанных и вырезанных сцен, косяков с монтажом, смещения в сторону любовных дел в ущерб остальным, что-то можно было дошлифовать, доделать, атмосферу создать... Но, с другой стороны, в плюс идут декорации, антураж, массовка, съёмки, операторская работа, куча красивых видов, часть актёров (особенно Мюррей Абрахам), ну а прочий актёрский состав хотя бы не халтурил. То есть, сериал вышел бы где-то на 6-7 баллов из 10, никак не шедевр, но и середняком как-то не тянуло называть. Отдельные сцены вышли сильными, впечатляющими.... Ну, например, похороны ребёнка Дарьи....
НО!
Главный герой и его две женщины просто топят всю картину. Увы. Я так и не смог к ним привыкнуть, и во время просмотра ощущения были такие: неплохо, неплохо, о, даже хорошо, ААА ГРИГОРИЙ! АКСИНЬЯ! Так, их нет, всё путём... ОПЯТЬ ОНИ, спокойно, спокойно, неплохо идёт... НАТАЛЬЯ! АКСИНЬЯ!
Понимаете, вся эта троица откровенно чужеродная, даже для нечитавших книгу. Провал полный. Это как.. я не знаю... сконструировать просто неплохой самолёт, который не инженерное чудо, но просто неплох сам по себе, может даже в чём-то посоперничать с конкурентами... и просто взять и примотать изолентой три издыхающих двигателя от "Оки" вместо нормальных авиационных, посредством пьяных макак подсоединить к узлам самолёта и всю эту конструкцию отправить в полёт.
Или как девушка, которая и фигуркою стройна, и формы имеются, и на лицо миловидна, но кожа вся покрыта струпьями, язвами, нарывами, гнойниками и так далее.
Поэтому впечтления странные. Я бы сказал, что фильм мне даже понравился, но... ГРИГОРИЙ! АКСИНЬЯ! НАТАЛЬЯ! И всё, смотришь дальше через силу, всё хорошее впечатление улетучивается.


Итог
К сожалению, фильм получился лажей. У него были все предпосылки стать нормальным, может, зрители даже приняли бы его как младшего сына фильма Герасимова, мол, и Бондарчук снял, не так прекрасно, но смотреть будем. Но выбор двух-трёх актёров на ведущие роли просто обрёк фильм на позор, изничтожив всё благоприятное впечатление.
Есть ли надежда на десятисерийный фильм самого Сергея Бондарчука? Нет. Его версия, возможно, более полная, более сильная по постановке, цельней и объёмней, как-никак, дошлифованная... но ведущих актёров не заменить. Они всё испортят так же, как и здесь. Да и ещё неизвестно, не перемонтировали там итальянцы чего-то ещё, и насколько в духе был сам Сергей Бондарчук.... Увы, увы.
Данный фильм - лажа. Но говорю я это с сожалением. Могло получиться неплохое кино, вполне достойное....
Но не срослось.
Tags: книга - лучше, могли бы и лучше, ненависть, о грустном, сериалятина, сырое тесто, франШиза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments