jeltiy_list (jeltiy_list) wrote in movie_rippers,
jeltiy_list
jeltiy_list
movie_rippers

Categories:

Про мультфильм "Крепость", про наш Смоленск. И про нас, грешных.

Оригинал взят у jeltiy_list в Про мультфильм "Крепость", про наш Смоленск. И про нас, грешных.

Премьера: 29 октября 2015 г. (Россия)
Режиссер: Федор Дмитриев
Длительность: 2 часа
Сюжет: Героическая оборона Смоленска в период Смутного времени.
Жанры: История, Приключенческий мультфильм, Драма.
Название в российском прокате: Крепость. Щитом и мечом.

На экраны кинотеатров на днях вышел мультфильм "Крепость", про героическую оборону Смоленска в период Смутного времени.

В порядке культпохода мой младший наследник посетил кинотеатр, где заценил мультфильм. Сказать, что он просто охренел, это значит сильно смягчить события. Правда, его сильно огорчило то, что поляки Смоленск все-таки взяли. Но утешить его было просто - рассказом о том, что уже лет через 20 мы Смоленск у ляхов отобрали обратно.


Сам я впервые с рассказами про героическую оборону Смоленска столкнулся в нежном детстве. Но поскольку был еще мал и глуп, то не запомнил четко, что именно там было - то ли от поляков мы отбивались, то ли от французов, то ли вовсе от немецко-фашитстских оккупантов.
Сейчас я уже знаю, что все 3 знаменитых смоленских сражения имели ключевое значение для всей страны. Каждый раз на карте стояло дальнейшее существование нашей страны, неважно, называлась ли она тогда царство Российское, Российская империя или СССР.

В Великую Отечественную Смоленское сражение было одной из тех больших операций, которые сорвали тогдашнюю новинку в военной науке - "молниеносную войну", блицкриг. Хотя оно и не достигло той цели, которую ставило командование (остановить врага, перехватить инициативу), но это было одно из тех ключевых сражений, которые позволили отстоять Москву в 41-м.
Во время Отечественной войны 1812 года именно под Смоленском две до того разрозненные русские армии (Багратиона и Барклая-де-Толли) смогли наконец объединиться и дать сражение Наполеону. До того момента Наполеон держал свое войско между двумя нашими армиями, каждая из которых была гораздо слабее его войска и не давал им соединиться, ну а сам чувствовал себя довольно вольготно и резвился не переставая. Ну а после, стало быть, ему пришлось вести себя поскромнее.

Что касается героической обороны Смоленска 1609-1611 года, то тут тоже угроза гибели страны была реальна как никогда. Это было в эпоху, которую историки и современники называли "Смутное время". Неспроста называли, надо сказать.
В 1584-м году умер Иван Грозный, а со смертью его наследников - Дмитрия и Федора, власть в стране попытались захватить бояре, тогдашние олигархи. Но в конце 16-го века Земский собор выбрал царем Бориса Годунова (кстати, на заметку, это к вопросу о прирожденной неспособности русских к демократии).
Тот более-менее успешно правил, пока не разразился великий неурожай и голод 1601-1603 годов, вызванные небывалым похолоданием. Волнения, бунты шли в комплекте.
Тут и появились пронумерованные Лжедмитрии, первый из которых пришел к нам из дружественной Польши. После его бесславной кончины в дело вступил Лжедмитрий №2 (он же Тушинский вор), двинувшийся на Москву в 1608 году с войском из поляков и казаков и ставший лагерем в Тушино.

Примерно тогда и появилось такое явление, как семибоярщина. Страной правили бояре, проще говоря. Поскольку повадки олигархов во все времена одинаковые, интересами страны никто из них не озаботился, но зато свой кошелек они отстаивали с неумеренным пылом, умело приторговывая Родиной. Результат не замедлил сказаться, в виде скажем, блестящего дипломатического успеха, Выборгского договора - уступки шведам местечка Корелы в обмен на военную помощь (на деле обернувшуюся военным вторжением), присяги царю Владиславу (сыну польского короля Сигизмунда) и.призванию новых польских вояк на нашу гостеприимную землю.

Пока Лжедмитрий №2 развлекался с боярами под Москвой, на помощь к нему вышло польское войско, подкрепленное венгерскими, немецкими наемниками и теми же казаками. На пути у войска стоял Смоленск.

В Смоленске до того успели построить большую крепость, которую называли "каменным ожерельем земли русской". Она, конечно, была не столь эпична, как крепостные сооружения из фильма "Властелин колец", но для тогдашней России это была без преувеличения стройка века. Достаточно сказать, что строили ее 10 лет и на это время по всей стране под страхом смертной казни запрещалось строить другие сооружения из кирпича.

Поляки осадили Смоленск и началась его почти двухлетняя осада. В ходе этой осады, кстати, патриотичная семибоярщина приказала воеводе Шеину сдать (!) город. Но тот, опираясь на горожан, не выполнил распоряжение эффективных собственников.

Смоляне оборонялись дерзко и активно. Совершали вылазки, строили подземные ходы, вели подземные бои (!) с применением артилерии (!!) и взрывали подкопы польских саперов. В ходе одной из вылазок им даже удалось захватить королевское знамя (!).
Осада города, первоначально задумывавшаяся как мимолетный эпизод в молниеносном завоевании Москвы, занимала у польского короля все больше сил и средств. В результате поляки не только не подкрепили тушинскую группировку, но и наоборот - усиливали осадную группу подкреплениями из Тушино (!).

Интересен еще один эпизод. Однажды полякам все-таки удалось взорвать одну крепостную башню. Горожане, услышав подкоп, успели за стеной насыпать бастион в форме полукольца. После взрыва ясновельможные паны собрались было идти на приступ, но развеявшийся дым открыл им неприятный сюрприз - . Этот штурм не удался, как один из многих.
Кстати, землю горожане брали тут же, потому что далеко бегать было некогда. От этого рядом с бастином образовался ров. Теперь этот ров вместе с бастионом находится в городском парке, он заполнен водой и летом по нему плавают горожане на лодочках. Ну и лебеди там тоже плавают. Мостик горбатый через ров. Очень красиво, особенно осенью, в пору листопада.


Надо заметить, противостояли ясновельможным панам не ясноокие былинные богатыри в белых рубахах, с исполинскими мечами-кладенцами в руках, а обыкновенные горожане и жители окрестных деревень. Дисциплину среди этого люда воеводе Михаилу Шеину приходилось подерживать самыми жесткими мерами. Такой вывод можно сделать не только из запрета найма жилья для жителей сожженного перед осадой пригорода (отныне предписывалось платы за найм не брать), но и из запрета справлять малую нужду в единственный в городе ручей.

То есть у нас в случае необходимости способность к подвигу может проявить не только киношный геройский супермен с перекачанными бицепсами, но и самый обыкновенный Вася-раздолбай. И это и есть наша главная военная тайна, а также великая загадка русской души. Именно ее не могут понять западные деятели и наши доморощенные либералы-рыночники-креативщики. Именно поэтому такое простое и естественное для нас явление, как массовый героизм в годы ВОВ - для них что-то непонятное и пугающее, что можно объяснить только рассказами о заградотрядах и штрафбатах.
Но вернемся в осажденный Смоленск эпохи Смутного времени.

Город голодал, но держался. Несмотря на неутешительные вести о разгроме войска, шедшего на подмогу. Несмотря на приказ о сдаче от как бы законной власти. Несмотря на болезни, от которых в иные дни хоронили по 100-150 человек. Но, в конце концов нашелся предатель, который указал полякам слабое место в крепостной стене. Поляки пробили пушками брешь, и смогли войти в город, когда количество его защитников составляло не более 400 человек.

Большинство защитников города пало на стенах и на улицах города. Когда поляки подошли к городскому (или "мономахову") собору, внутри оставались в основном женщины и дети. Один из горожан подорвал пороховые погреба в подвале, "и на врагов, гремя, упал собор".
Как-то в один из выходных дней я гулял в парке со своим старшим сыном, и неподалеку от нас экскурсовод описывала группке туристов этот эпизод, назвав его подвигом. И там один из экскурсантов спросил ее - что же это за подвиг, взорвать женщин и детей?
Экскурсовод не нашлась, что ответить, промямлив что-то про не желавших попадать в плен, и что они, дескать, гордо предпочли смерть. Я тоже, к собственному неудовольству, даже не нашелся, что ответить этому экскурсанту. Просто речь потерял, бывает.

Хотя ответ очень прост. Достаточно поставить себя на место того горожанин, представить, что он пережил, что чувствовал, о чем думал, чего хотел.

Надо сказать, что поляки начала 17-го века - это не те как бы цивилизованные европейцы, изможденные плачем о катынском расстреле и упрекающие русских в нетолерантности. Наоборот, это были отъявленные мародеры и палачи, не считающие русских за людей, достойных человеческого обращения. Да еще и сильно разбавленные наемниками и казаками.
И вот весь этот сброд, разъяренный долгим торчанием под стенами, начали с боем прорываться к центру города и попутно оцивилизовывать попадающееся гражданское население. Можно представить, что творилось на улицах города. Враг ворвался в наш город! Накал страстей был таков, что некоторые историки именно с прорывом поляков от крепостной стены к собору связывают переименование улицы в "Резницкую".

Здесь как раз ситуация непростая с точки зрения гуманизма. Нормальный, хороший гуманизм - это не стремление к уничтожению всех страданий, а это сведение страданий к минимуму.

Ну а теперь представим себя на месте посадского человека Белавина, стоящего в соборе среди женщин, детей. Он выдержал натиск поляков больше года. Он выжил в этом городском бою и успел попасть в собор, прежде чем ворота закрылись. Он многое повидал на улице, пока добирался до собора. Он знает, на что способны эти "цивилизаторы", которые столпились снаружи. И не просто столпились, а уже долбят в ворота чем-то тяжелым. И вот он слушает в соборе молебен о спасении, смотрит в глаза этим женщинам и детям.  Еще он слышит снаружи рев озверелых врагов.
Он - один из немногих защитников города. Он должен защитить женщин и детей от зверств поляков и наемников. От той толпы, которая ломится в собор.
И тогда он берет факел и спускается в пороховой погреб...

Да, это было очень непростое решение. Вот такой вот гуманизм проявляли наши предки. Вот такую силу духа они проявляли перед тем, как принять непростое решение. Думаю, что и мы в случай чего, сможем поступить не хуже. Мы просто должны так поступать.

Когда немногие уцелевшие защитники города пошли на восток в те земли, их никто не чествовал как героев. Ведь формально они ослушались приказа о сдаче города врагу.
Между тем оборона Смоленска имела большое значение. Смоляне сковали и удерживали у себя силы польского короля, которые он заготовил для помощи Лжедмитрию.


(памятная доска на стене Успенского собора)

Смоляне дали возможность собрать первое, а затем и второе ополчение. А когда Смоленск все-таки пал, то сил у польского короля хватило только на то, чтобы вернуться в Польшу и отпраздновать взятие города. В загадочную Россию он отправил одного из своих подручных, с гораздо меньшим войском, чем то, какое было вначале.
Но уцелевшие смоляне тогда этого еще не знали. Они просто сделали то, что считали нужным для страны, а не для себя лично. Они не роптали, что страна не осыпает их почестями и златом. И не сбились в банды, как это сделали, например, американские ветераны Вьетнама.

Сам мультфильм в принципе понравился. Небольшие отступления от исторической истины (например, мальчик бегом предупреждает войска, что поляки внезапно уже у них под носом, хотя в реальности М.Шеин неплохо поставил разведывательную работу и вовремя получал вполне квалифицированые разведсводки о подготовке и ходе польского вторжения) так вот, эти отступления не портят общей картины и не разрушают положительный настрой.
Любопытный эпизод - когда мальчишку в наказание за шалость с бомбой из теста порют розгами, это показывают как обычный житейский эпизод, никакой трагедии и никакого невыносимого насилия над детством. Мне это понравилось.
Даже мистические моменты не мешают просмотру. Хотя я бы, наверное, не стал бы их включать в сценарий. Там и без мистики история такая, что пробирает до костей.

Мультфильм готовился к празднованию 1150-летия Смоленска в 2013 году, и не был подготовлен вовремя по причине общей неготовности города к празднованию, а также по причине израсходования на это бюджетных средств без достижения нужных результатов (спасибо местным и московским чиновникам).
Поэтому мультфильм местами откровенно сыроват. Но даже это не мешает положительно оценивать его.

У нас сейчас страна тоже переживает время, которое некоторые публицисты называют смутным. И они имеют на то веские основания. Наш госаппарат слаб и изъеден коррупцией. Мы сами только начинаем заполнять тот идеологический вакуум, который образовался после перестройки и господства либералов. Мы потихоньку вычистили уже всякое псевдорыночное поклонение богатству любой ценой. И потихоньку мы заполняем освободившееся место тем хорошим, что находим в своей истории. И в истории СССР, и в истории царства Российского, и даже в истории Российской империи.
И нам не помешает вспомнить, как себя повели оказавшиеся в похожей ситуации предки. Когда рядом подлый враг, когда Родина тебя не только не защищает и не поддерживает, но и предписывает прекратить борьбу. Когда позади непонятно что, а впереди - не просто горечь поражения, а скорее всего гибель.
Как они не согнулись, выстояли, не думая о своих шкурных интересах и выгодах. Как они сражались за других, а не за себя.
В общем, настоятельно рекомендую мультфильм к просмотру с участием детей обоего пола в возрасте до 50 лет. Смело смотрите и берите с собой детей.
Tags: УРА!!!, мультеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments