Sergey Tyulkin (ext_1998267) wrote in movie_rippers,
Sergey Tyulkin
ext_1998267
movie_rippers

Categories:

Престиж

ПРЕСТИЖ
Год: 2006.
Режиссёр: Кристофер Нолан.
Сценарий: Джонатан Нолан, Кристофер Нолан; по одноимённому роману Кристофера Приста.
Оператор: Уолли Пфистер.
Композитор: Дэвид Джульян.
В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Скарлетт Йоханссон, Майкл Кейн, Ребекка Холл, Пайпер Перабо, Дэвид Боуи, Энди Сёркис и др.

Похоже, пора заводить тег "нольян".
В 1995 году вышел роман Кристофера Приста "Престиж". В 1996 году был отмечен Всемирной премией фэнтези. В 2006 году роман был экранизирован: вышел фильм "Престиж", снятый Кристофером Ноланом. Как результат: две номинации на Оскар, две номинации на Сатурн (награда для фантастических фильмов), и ни одной победы, зато признание зрителей, особенно фанатов Нолана.
Скажу сразу: и книга, и фильм понравились примерно в равной степени. У книги свои достоинства и недостатки, у фильма свои. Лично я ознакомился с книгой после просмотра фильма, что не помешало получить и от неё удовольствие. И, собственно, рекомендую ознакомиться или с книгой, или с фильмом, всенепременно, перед чтением сравнения. Хоть и написано, что фильм снят по мотивам, на деле он представляет пусть и несколько вольную, но, всё же, экранизацию. Хорошие костюмы и декорации, именитые небесталанные актёры, закрученный сюжет.... И, честно говоря, фильм бы реально удался, кабы... не злоупотребление всякой голливудщиной и ненужные изменения, которые сделали из двух героев - интересных неоднозначных персонажей - двух мудаков, причём один такой изначально, но к нему заставляют проникаться сочувствием, другой имеет вескую причину для мудачества, но из него злонамеренно делают говнюка.

Для начала о структуре романа и фильма.
Книга Приста состоит как бы из двух частей: дневник Бордена и дневник Энджера, два фокусника конца XIX века, причём дневник Энджера не противоречит дневнику Бордена, а дополняет его, даруя полную картину. Дневники обрамлены (начало, середина и конец) сюжетной линией, чьё действие происходит в наше время, ну, теперь-то тоже в прошлом, в 1995 году, затрагивающей потомков этих самых фокусников.

Кристиан Бэйл в роли Бордена.
Фильм же сложнее. Нолан избавился от сюжетной линии 1995 года, и правильно сделал, ибо её Прист явно не вытянул. Ну, а так как фильм есть фильм, то Нолан вовсю использует флэшбеки, чтение дневников, воспоминания внутри дневника, отсюда и скачущая хронология. Тут претензий нет, сделано отлично, в этом Нолан мастер.
Теперь о названии. Престиж - это финальная, заключительная часть фокуса, которая эффектно завершает представление, будь то извлечение из колоды той самой выбранной вами карты, появление монеты из ниоткуда, освобождение фокусника из всех узлов и цепей. В романе престиж имеет и ещё одно значение, увы, утерянное в фильме, но об этом позже.
Сами же фокусники начали использовать слово "престиж" как раз после выхода романа. Прист использовал это слово из-за близости к термину "престидижитация", обозначающего "ловкость рук".

Хью Джекман в роли Энджера.
Итак, на дворе XIX век во всём блеске и величии. Фильм начинается с завлекалочки (событие происходит уже в начале XX века, по книге, 1905 г.): Энджер (Хью Джекман) исполняет очередной номер, а Борден (Кристиан Бэйл) проникает за кулисы, где видит, как Энджер во время представления падает в аквариум, крышка от которого защёлкивается следом за ним, и тонет. Охреневшего Бордена арестовывают за убийство фокусника. Правда... "какие ваши доказательства"?! И вообще, если вдуматься, то это нагнетание интриги просто маразм какой-то. Но об этом - позже.
Бо
рден и Энджер, два главных героя. В фильме они оба работают помощниками фокусника и являются приятелями. У Энджера есть жена - Джулия (Пайпер Перабо), которая тоже участвует в представлениях.

Пайпер Перабо в роли Джулии.
В книге же Борден и Энджер не были знакомы до определённого момента, и приятелями никогда не были. Но данное изменение я бы поддержал... если бы это имело действительные последствия..
Фильм. Джулия исполняет весьма опасный трюк: её, со связанными руками, опускают в огромный аквариум, сверху защёлкивается крышка. Потом аквариум занавешивают и, по истечении времени, ткань снимают - о, чудо! - аквариум пуст! А вот и престиж: рядом стоит мокрая, но довольная Джулия. В общем, ясно, что узлы завязываются именно такие, чтобы их можно было развязать под водой. НО! Борден недоволен узлом, мол, узел ненадёжный. Однако, Энджер отказывается экспериментировать с другим узлом, а инженер Каттер (Майкл Кейн) прямым текстом говорит, что такой узел хрен развяжешь под водой.
И Бо
рден, вместо того, чтобы себе связать руки этим самым узлом, сунуть в воду и там его развязать, поступает как мудила. Да, он прямо на сцене, во время, блять, представления, завязывает Джулии ДРУГОЙ узел. Итог предсказуем: Джулия тонет, не развязав злополучный узел.. или не успев развязать.
Блять, этому недоумку прямым, сука, прямым текстом сказали, в чём опасность узла! И вместо того, чтобы элементарно проверить, Бо
рден бодро подставляет жену Энджера! Ё-моё, в книге неонократно подчёркивалось про важность репетиций, про отработку номера, тренировки.... А тут приходит, понимаешь ли, Борден, и прямо на сцене ломает выверенный репертуар. Он фокусник или имбецил?!
Сцена усуглубляется ещё и тем, что, обнаружив тонущую Джулию, Каттер берёт топор и херачит по стеклу аквариума, в то время как здоровые мужики стоят рядом и тупо смотрят, как старик молотит топором стекло. Цирк.

Майкл Кейн в роли Каттера
Но Нолан не уймётся, ему нужна ДРАМА, по-другому он не может. И поэтому Борден... вообще никак не извиняются, не просят прощения. Как Энджер его не убил - не знаю, но Борден... как будто и не чувствуют себя виноватыми, и срать он хотели на Джулию, да и на Энджера тоже.
Книга. Да, в книге Бо
рден и Энджер не были знакомы друг с другом до определённого момента. Борден вообще был нелюдимыми людьми, и он ни с кем тесно не приятельствовал, как это показано в фильме. Но фокусником он был одарённым, и однажды, прослышав про массовое увлечение спиритизмом (жертвой пал даже Артур Конан Дойл, для пропаганды спиритизма профессора Челленджера не пожалел), решил разоблачить этот самый спиритизм. Ну, как, решил, он просто был недоволен таким мошенничеством, пусть это и было модно, вот он и решил разоблачить парочку таких прохвостов.
А Энджер как раз занимался подобным столоверчением на пару с Джулией. И именно они попались Бо
рдену, и тот их разоблачил. Во время разоблачения случился инцидент: Борден толкнул Джулию, она упала. На этом Бордена выгнали взашей, а Энджер завязал со спиритизмом, благо, за обман его не поколотили.
НО! Джулия была беременной и упала неудачно. Как итог: потеря ребёнка и депрессия.
Прошу заметить: в этой ситуации ни одна из сторон не виновата. Просто нелепое стечение обстоятельств. В принципе, тут больше виноват Энджер, что он и признаёт в своём дневнике: не надо было продолжать представление. Бо
рден случайно погубил ребёнка, причём до самой своей смерти он так и не узнали о случившейся трагедии. Что не помешало ему спустя месяц после инцидента отправить покаянное письмо Энджеру, поскольку Борден (по его дневнику) чувствовали, что как-то неудобно получилось. Да, Энджер с Джулией занимались мошенничеством, но это по нынешним меркам, а тогда это была мода и хоть какое-то утешение людям, потерявших близких. Энджер письмо тогда порвал, ибо не остыл от гнева, но что же видим? Как случай делает врагами двух не самых плохих людей, талантливых фокусников, незнакомых друг с другом, и, по сути, никто не виноват. А в фильме один мудак прямо виновен в гибели жены своего приятеля и ему похер, нашёл подопытного кролика.
Фильм. Далее начинается долгая вражда между Бо
рденом и Энджером. Они делают друг другу гадости, и уже не могут остановится....
Так, стоп! Да, Энджер заявился на представление, которое устроил Бо
рден, и испортил ему фокус: Борден лишился двух пальцев во время "ловли пули". Что делает Борден? Лезет мстить в ответ! Увечий друг другу больше не наносили, но... вам не кажется, что Борден вновь поступает, как мразь? Да, Энджер отстрелил ему два пальца, но за дело, нефиг жён чужих топить. Всё, не отсвечивай, раз уж даже извиниться не мог нормально, за дело воздалось, так нет же, Борден словно спрашивает "а нас-то за що?" и лезут мстить.
Книга. У Энджера был мотив для мести и он начал подстраивать каверзы на выступлениях Бо
рдена. Тот в долгу не оставался, но, ещё раз, он не знал о смерти ребёнка. В общем, если они в чём и виноваты, так это в том, что не смогли встретиться и выговориться. И то, Борден сам по себе замкнутый человек, а Энджер после трагедии тоже замкнулся в себе, так что им было проблемно поговорить. Друг друга не калечили, но одна подлянка едва не стоило Энджеру жизни: по милости Бордена, Энджер едва не захлебнулся во время исполнения трюка с чудесным освобождением из аквариума (знакомо, да?). Однако, Борден, по сути, спас Энджера, раньше времени сняв ткань. Намеревался ли Борден действительно утопить Энджера или нет - неизвестно, но вряд ли он пошли бы на такой шаг.
После такой выходки Энджер решил воздержаться от пакостей, срыва номеров. Бо
рден, всё же, продолжили пакостить, но его хотя бы можно понять.
Фильм. Бо
рден исполняет новый трюк с перемещением человека. Грубо говоря, Борден заходит в шкаф на краю сцены и закрывает дверь, а спустя секунду выходит из шкафа на другом краю сцены. Вместо шкафа может быть что угодно, главное, чтобы суть трюка уяснили. Трюк имеет успех, Энджер бьётся над разгадкой. Он повторяет этот номер, нанимая безработного актёра Рута (Хью Джекман), который похож на него как две капли воды, но всё равно считает, что не постиг тайны Бордена. И, внимание, версию с двойниками он отметает, как... слишком простую. В ходе действия появляется талантливая Оливия Уэнском (Скарлетт Йоханссон), которая вначале работает на Энджера, но потом переходит к Бордену. А Энджер, отчаявшись разгадать тайну, похищает помощника Бордена - Фелона, и Борден направляют его к Тесле (Дэвид Боуи), дабы спасти помощника.

Скарлетт Йоханссон в роли Оливии.
Книга. М-да, Борден стал мудаком, а Энджер идиотом. Нет, в книге так и было: фокус с перемещением, актёр Рут.... И Энджер так же не верил в двойника Бордена, НО! В книге он как раз придерживался поначалу этой версии, но его сбил с панталыку его друг-репортёр. Энджер, как он сам признавался, был достаточно легковнушаем, и поэтому решил, что суть фокуса в чём-то другом. Тем более, что двойника никто не видел.
Да, это главная тайна Бо
рдена, и романе она раскрывается в его дневнике, а потом уже Энджер в своём дневнике всё это объясняет. Да и здесь заметили, что я Бордена порой упоминаю во множественном числе? Всё верно, это два брата-близнеца, чьи жизни сплелись воедино так, что их воспринимают как одного человека. Тем паче, вдвоём они никогда не ходили, подменяли друг друга в в тайном месте. Поэтому и фокус сработал даже на Энджере. А Нолан... зачем-то из этого интригу лепит, раскрывая всё в конце, выставляя Энджера и вовсе круглым идиотом, который упорно твердит: нет, всё сложнее, это не может быть двойник. В книге поведение такое было понятно: вдвоём Бордены не показывались, акт об рождении подделали, да и друг сбил Энджера с толку, но потом Энджер таки догадывается, не без помощи того же репортёра. А в фильме Энджер ПРОСТО упёртый баран, и всё тут.
Оливия появлялась и в книге, и ради неё Энджер бросил свою жену, Джулию (в отличие от фильма, она жива-здорова, родила Энджеру ещё детей, в общем, оправилась от потери ребёнка). Поступок его не красит, но тут и сама жена после потери первенца стала немного чужой, так что и тут Энджера понять можно. А в фильме... Баран бараном.
Потом Оливия шпионит за Бо
рденом, и в итоге уходит к нему, взамен присылая сфабрикованный Борденом дневник, который ведёт к Николе Тесле. На деле, Борден просто избавляется от Энджера, посылая его в Штаты. Но, блять, Нолан в фильме лепит такую лютую дичь, что....
Нет, с Оливией порядок, претензий нет. Но! Энджер ПОХИЩАЕТ помощника Фелона, который на деле Бо
рден, дабы выведать у самого Бордена секрет. Причём КАК он это делает!!! С помощью ловушки Энджер вместе с инженером Каттером захлопывает Бордена в гроб! Вот какого хрена Каттер участвует в столь сомнительном деле, а?! Обыденная ситуация, все так делают, ага. Далее, Энджер закапывает гроб с Фелоном в землю, и Борден говорит ему имя Теслы, как и в книге, на ложный путь наводя.
Нолан, твою мать, Энджер не просто берега попутал (книжный о таком даже подумать не мог), он ещё и дебил. Да взгляни на Фелона, это же Кристиан Бэйл, тьфу, Бо
рден! У него не дано было выведать, прежде чем в гроб запихивать?

Кристиан Бэйл в роли Бордена/Фелона
Ох, ну зачем, зачем так портить персонажей? Они неоднозначные, интересные... а тут то один мудак, то другой дебил.
Фильм. Энджер отправляется к Тесле, где понимает, что это был ложный путь. Но Тесла при помощи Энджера (и его финансов) строит чудо-машину,создающую копии предметов.
Книга. Здесь придираться не буду, да и не к чему, отклонения вполне нормальны. Про машину - чуть ниже разъясню.
Фильм. Итак, Энджер возвращается в Англию с новым представлением. Данная машина копирует Энджера, причём копию можно создать на определённом расстоянии, чем Энджер и пользуется. Оригинал же остаётся на месте, и Энджер поступает с ним следующим образом: на сцене открывается потайной люк, и оригинал падает в аквариум, чья крышка захлопывается за ним, и тонет. А потом аквариумы с утонувшими оригиналами отвозят... СЛЕПЫЕ помощники на склад, где Энджер их хранит. Слепые помощники... И конечно Энджер всё хранит на складе. И конечно, когда Энджер, утопив очередной "оригинал",подставляет Бо
рдена, никто даже не обыскивает склад. Да, никто не видел, как повозка со здоровенным грузом едет на склад. Да, утопленника отвозят ВМЕСТЕ с аквариумом, который грузят слепые помощники. Ну охрененная защита, любой за кулисы проникнет и узнает, в чём дело.
Книга. А в книге таки да, ситуация явно лучше. Да, Тесла и тут создал эту чудо-машину, но! Живые существа НЕ клонируются, в отличие от неорганики. По факту, в чудо-машине остаётся слепок, а живой объект воспроизводится на расстоянии. Этот слепок - и есть престиж, ещё одно значение слова.
Вот как они описываются в романе (спустя девяносто лет):

Тела замерли в разных позах. Одни были вытянуты во фрунт, другие наклонены, третьи скрючены. Ни одно из них не покоилось так, как надлежит усопшему: почти все словно окаменели на ходу.
У каждого одна нога торчала над полкой вверх, будто делая шаг.
Руки тоже не были сложены привычным образом. У одних тел они вздымались над головой, у других тянулись вперед, как у лунатиков, а у третьих лежали вдоль туловища.
Ни на одном из трупов не наблюдалось признаков разложения. Казалось, их заморозили, погрузили в неподвижность, но не лишили жизни.
На них не было ни пылинки; от них не веяло тленом.

Об этой тайне Энджера знала его семья (да, он потом вернулся к Джулии) и помощники, которые помогали перетаскивать престижи в семейный склеп.
К слову, Энджер так и накопил себе состояние, клонируя монеты, о чём в фильме ни слова. Машину он никому не отдал и сохранил в глубокой тайне, что весьма предусмотрительно. Представьте себе Первую Мировую с бесконечным запасом снарядов при куда более медленном традиционном воспроизводстве населения....
Фильм. Итак, Бордена подставили. К нему приходит лично Энджер и... да, грозит отобрать дочурку Бордена - Джесс. В общем, и Нолан сделал из Энджера мудака. И, похоже, решил, что нашёл безошибочный приём для нагнетания сочувсвия к персонажу: пускай страдает о разлуке с дочкой! Эта схема будет в "Начало", будет и в "Интерстеллар"...
Ну, Бордена казнят, а Фелон убивает Энджера, наконец-то раскрывает тайну братьев Борденов и забирает Джесс. Хэппи-энд!!!
Книга. Вообще-то, эпилог происходит уже в наши дни, но, повторюсь, сюжетная линия 1995 года не очень удачна, да и для текущего сравнения неважна, ибо в фильме отсутствует. Кончается всё не вшивым хэппи-эндом, и Энджер дочку не отбирал, разумеется. Просто во время выступления Бо
рден проникает за кулисы, надеясь выведать тайну (слепых помощников, к счастью, нет). Тем временем Энджер запускает свою чудо-машину, а Борден же видит всякие нарушения правил техники безопасности и вырубает устройство во время "клонирования", но с целью обезопасить Энджера, ибо Бодлер посчитал, что устройство выходит из строя. В принципе, винить его не за что, он же не знал о фантастичности устройства. Да и Энджер живой, вон на сцене стоит, ругается...
Однако, клонирование успело пройти, пусть и частично. Грубо говоря, перенеслась часть души Энджера, и эта часть зажила самостоятельно, как призрак. Энджер, который уже намеревался уйти от дел, инсценирует собственные похороны, а призрак потом наведывается к Бо
рдену с желанием отмудохать того за всё хорошее, но останавливается. Ибо Энджер-призрак осознаёт, что он не переступит эту грань: убийство человека, да и просто издевательство над ним. Киношный Энджер же вполне спокойно перешёл эту грань, закапывая Фелона заживо и обрекая Бордена на смерть....
Бо
рден от шока, вызванного посещением призрака, так и не оправляется, и умирает. Энджер протянул тоже недолго, но умер в кругу семьи, воссоединившись со своим призраком. Престижи лежат себе в склепе, а спустя лет девяносто потомки Энджера и Бордена встречаются вместе, завершая семейную вражду....
Итог.
Ещё раз: фильм и книга нравятся мне примерно в равной степени. Моя претензия сводится главным образом к двум заглавным персонажам, как они представлены в фильме. К актёрам претензий нет, со своей работой они справились. Я не требую буквального следования первоисточнику, многие изменения понимаю и принимаю.. но не все, нет, не все.
Бодлер, которые всю жизнь положили ради фокуса, где два брата-близнеца сливаются воедино, что видно по дневнику. Увы, из-за этого Бо
рден невольно ломают жизни и судьбы других людей (Оливии, например), а нелепая случайность сделала его врагом Энджера. В книге он смотрится как неоднозначный персонаж, и пусть предпочтительней смотрится Энджер, но и Борден оставляет, скорее, положительное впечатление.
А в фильме с ходу Бо
рден выставляется мудаком, который топит жену приятеля и никак не раскаивается. А потом Нолан пытается выписать персонажа положительно, приплетая его дочь - ах, какая жалость, папочка дочку не увидит, хнык-хнык! А, нет, увидит! Ура!
Энджер производит благоприятное впечатление. Да, он бросил жену с ребёнком и ухлёстывал за Оливией... но потом вернулся. У него не хватило сил остановить вражду, которая поломала ему жизнь, но, в итоге он так и не убил Бо
рдена. Правда, напакостил ему напоследок, опубликовав его дневник, где раскрыл все секреты Бордена.
В фильме... да,вначале сочувствуешь, у него же жену отняли. Но потом Энджер похищает человека и хоронит его заживо... Что?! А потом отнимает у Бо
рдена дочь... Понимаете, книжный на такое бы не пошёл - принципы есть принципы. Этот как-то легко решается на подобные дела.
Ну, а так как Нолан постарался с нагнетанием ДРАМЫ, то и некоторые моменты стали выглядеть дебильно.
6 из 10 и фильму, и книге.
Tags: книга - лучше, могли бы и лучше, ненависть, сырое тесто, фэйспалм, циничный пересказ
Subscribe

  • "Армия мертвецов" Зака Снайдера (рецензия)

    Возвращение Снайдера в большой кинематограф должно было начаться с "Армии...", но что-то сломалось в Голливуде и не получилось ни…

  • Cruella

    Cruella. Круэлла. Криминальная комедия. Режиссёр Крэйг Гиллеспи. 2021 Я вообще не в курсе был, что это какой-то там приквел к…

  • "Зеленый рыцарь"

    Посмотрел достаточно странный фильм "Зеленый рыцарь" (также называют "Легенда о Зеленом рыцаре"), который представляет собой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments