hist89 (hist89) wrote in movie_rippers,
hist89
hist89
movie_rippers

Categories:

Заводной апельсин и фашистский «морализм»



Хочу поделиться своими мыслями по поводу фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Фильм я смотрел давно, но на размышления о нём меня натолкнули  обсуждения на недавнем киноклубе.

Фильмы Кубрика - непростая вещь. Как все нетривиальные вещи, после просмотра/прочтения они некоторое время живут в голове, своей собственной тихой жизнью и до поры до времени никак себя не обнаруживают. Но с течением времени этот скелетик обрастает «мясом» жизненного опыта и знаний, и в какой-то момент, он обретают полнокровную жизнь и предстают перед тобой в своей полноте. Как говорил Антон Семенович Макаренко: «Книги – это переплетенные люди». Что-то похожее можно сказать о фильмах. Они могут «говорить» о многом и отвечать на вопросы. Такое было со мной не раз, и каждый раз это была  Встреча. Иногда приятная, а иногда и ужасная, но всегда значимая...

Творчество Кубрика далеко неоднозначно, но в нём есть соль, которую бояться на Западе. Не зря фильм был запрещен в Великобритании до 1999 года. Не мне судить насколько я эту соль уловил, я лишь поделюсь своими мыслями о тех «линиях» и сюжетах фильма, которые задели меня больше всего:

Трейлер уже переполнен символами (которые Кубрик очень умело и многозначно использует):



Общество будущего:
В фильме очень реалистично описано то, к чему стремительно катится западное общество и куда силком тащат и нас. Полная отчужденность человека от своей сущности (сущности творца), человека от человека, пропаганда секса и насилия, бессмысленность и бессодержательность жизни, постмодернистское разрушение культуры, глумление над  гуманизмом и человеческой личностью. Неслучайно, особо показано  разрушение семьи, где даже кровные  связи матери и сына ничего не стоят. (Сразу видно ювенальные технологии поработали «хорошо»). В общем, метафизический и социальный ад под красивой вывеской общества потребления…



Культура вырождена до уровня мишурного потребительства и полного разложения. Хорошо видно это в сцене убийства  предметом "искусства".




Человек:
Главный герой: Алекс - полностью аморальный тип, преступник и зверёныш, возросший на дрожжах данного общества.





Он ненавидит этот мир, и мир, как кажется, на первый взгляд, отвечает ему взаимностью. В мутных безумных глазах его, иногда проблескивают искры не звериного происхождения. Случается это во время прослушивания 9-ой симфонии…  Очевидно, что он совершенно не понимает Бетховена, как не понимает Вагнера, например, американский офицер, жгущий вьетнамские села, под звуки «Полета Валькирий» в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». Очевидный диссонанс, больного общества и человека. Однако понятно, что восхищение вызвано ничтожной, но все же человеческой составляющей героя.


Система:
Опуская подробности сценария, поговорим, как мне кажется, о самом интересном - о сути применения, так называемого «лечения» главного героя. В фильме, правительство позиционирует его как наигуманнейшее и моральное.  Оно заключается в том, что Алексу медикаментозно и физиологически, прививают, как собаке Павлова, условный рефлекс, заключающийся в страшных приступах тошноты при возбуждении агрессии, полового влечения, и как ни странно, прослушивании 9 симфонии.





Затем его выпускают на свободу. Зверь в нём уничтожен, и его бывшие подельники и жертвы поочередно жестоко избивают его. Особо старается, оппозиционный писатель, который из жертвы и Человека превращается здесь в изощренного палача.   Здесь и заключается особая изощренность этого нового фашизма.  Под видом любви к человеку он уничтожает его полностью, с использованием и дискредитацией «лучших» его представителей. Его – Человека, лишают не только человечности (главный герой уже расчеловечен общественной средой, но ведь и 9 симфония ему запрещена!), но и его глубинной природной составляющей. Да, природное в человеке во многом опасно, но это его неотъемлемая часть, которая при должном ограничении и применении служит ему во благо. Она отвечает за основные инстинкты: сохранение жизни и размножение, за здоровую агрессивность в борьбе за выживание, сексуальность, ориентацию, мужественность и женственность, а также непосредственный контакт с живой природой и многое другое. Цель нового фашизма превратить основную массу человечества даже не в зверей, хотя это необходимый переходный этап. Однако, зверем управлять в массовом порядке сложно, а кроме того в нём присутствуют потенции человеческого. Новому миропорядку нужен человек-автомат, лишенный и человеческого, и природного. Без души, без воли, без страсти. Тогда, и только тогда возможно безграничное и безраздельное господство маленькой кучки отбросов человечества над всем миром и действительное разделение единого Рода человеческого. С концом гуманизма классического Модерна, в этом заключается основная характеристика переживаемой нами эпохи постмодернистского расчеловечивания.  


Конец фильма:
Он также наводит на определенные мысли. Для «стада» нужны не только пастухи (они же идейные фашисты), но и собаки. И в этом контексте понятно почему, после «излечения» от «лечения» главному герою предлагают высокооплачиваемый пост в правительстве (уговаривая Алекса кормят с ложечки):



Его подельники еще в середине фильма уже полицейские. Выстраивается очень простая иерархическая пирамида, частично опробованная в нацисткой Германии: элита фашистов – зверьё-полицаи - недочеловеки.


Параллели с современными тенденциями, очевидней с каждым днём. Из жизни вытравливают не только человеческое,  но и здоровое природное начало, всюду внедряется влечение к смерти,  гомосексуализм, уход в виртуал, а сфера социального замещается суррогатами…

Этот колокол звонит по всем нам.
Противостоять наступающему Злу обязан каждый.

Чтобы противостоять нужно иметь идеалы, и без страха всмотреться в наступающую Тьму.
Tags: глубизна, золотой фонд, кено для фестивалей, перлы киноманов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments