voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

1944



Великое кино о эстонской войне!

Что может быть лучше в канун юбилея великой Победы чем посмотреть талантливый патриотический фильм о той войне?
Ну, а вместо этого давайте лучше посмотрим эстонский новопатриотический фильм о той войне. Он посвящен боям в Эстонии в 1944 г., от июльских боёв в Синимяэ до взятия полуострова Сырве, в которых столкнулись между собой Эстонский корпус СС и 8-й территориальный эстонский корпус РККА. Как вы понимаете, идея впечатляющая. К тому же интересно узнать, на чью сторону встали в фильме эстонские кинематографисты? Как оказалось, фильм получился не так уж плох в плане техники, но абсолютно вреден в плане идеологии и военной памяти.
Но обо всем по порядку. Сначала давайте рассмотрим сюжет.

Начало. Пафосный глас главного героя вспоминает, как у него арестовали мама, папу и сестренку. Если вы думаете, что речь о фашистской оккупации - то ошибаетесь. Тут внезапно рвутся снаряды на передовой и мы попадаем внутрь блиндажа, где сидят славные воины 20-й Эстонской дивизии СС.



Вот этот носатый парень  - это как бы главный герой, Карл, которому и принадлежит голос за кадром.
Командиру взвода приходит донесение о взятии русскими высоты, и Карл, надев каску, бежит на передовую. Потом и взвод, взяв автоматы и фаустпатроны, бежит за Карлом. Под печальную музыку и рефлексию Карла, который почему-то считает себя виновным в аресте семьи, фашики набигают на позицию и готовятся встретить коммунистические орды. А вот и они!



Далее следует, надо отдать должное, весьма неплохая боевая сцена. В ней есть вполне аутентичный вид сражающихся, аутентичное оружие (ППШ, МП-42, штурмгеверы, Mg-42, Т-34, фаустпатроны), неплохая операторская работа, динамизм и адекватность боев, крупные планы на оружие и наступающую технику, работу снайперов и пулеметчиков. Кроме того, режиссеру удалось снять сцену так, что она выглядит как впечатляющее сражение, несмотря на то, что в кадре, как хорошо видно, не более десяти эстонцев (ну, с уничтоженной 45-ткой 13) и около полусотни красноармейцев при поддержке 3 танков.



В ходе боя фаустпатронами подбивают все танки, прорвавшие заграждения, остается дело за отбрасыванием советской пехоты. Карл бежит за запасными патронами для пулемета, а когда возвращается, пулеметчик уже убит. Карл становится за его место и стреляет по врагу! Русские применяют очень интересную тактику - они несколько раз стреляют из винтовок, укрывшись возле укреплений, а потом всем строем вскакивают и бегут без выстрелов, но под крики: "Ура!" и тут же пачками валятся от огня. Эта очень хитрая тактика приводит к тому, что в какой-то момент напряженная муSSыка замолкает, и пораженная Карл видит, что его взвод искрошил русских до последнего человека! Только одному танку удалось удрать с поля боя!



И это, как вы понимаете, абсолютно неправдоподобно. В реальности, если бы советские командиры увидели, какими потерями обходится штурм, а противник имеет надежные средства противотанковой обороны, они бы были вынуждены отвести войска, а не бросать солдат как оголтелую пехоту вархаммера на самоуничтожение в попытке завалить врага трупами, чтобы у него патроны кончились. В финском фильме "Зимняя война", например, тоже есть орда атакующих коммуняк в бутафорских буденовках, которая заваливала врага мясом, но все-таки там она умела отступать, а не погибать до последнего человека.
Ну да ладно, допустим, это все художественное допущение.

Итак, ночь, блиндаж. Эстонские хлопци сидят и отдыхают, слушая радио. Краткое упоминание, что пулеметчик не был земляком Карла - и больше мы о нем не вспомним. Тут приходит пополнение - два брата-близнеца, Костя и Антон, гренадеры СС, которые даже говорят одновременно.



Вводится хорошо вставленная в сюжет сцена знакомства со взводом. Ну, давайте и мы познакомимся: снайпер Каменски, очкарик Радик, санитар Сайнос, командир отделения Бэдер, стрелок Пиер. Ребят обучают первым премудростям фронта - замени карабин на автомат, противогаз выкинь, в общем, будь как дома. Костю Карл берет к себе в пулеметчики - потому что Антон младше. На полчаса.

Ночью Карл пишет проникновенное письмо к девушке, в котором переживает, что после депортации ходил как сам не свой и желал одного - уйти на фронт. Но тут оказывается, что русские захватили соседний окоп. Комвзвода собирает бойцов, показывает им карандашом диспозицию и объясняет, как они будут выкуривать русских. Следует еще фронтовая сцена - фашики ползут под напряженную музыку в соседний с русскими окоп, аккуратно преодолевая проволочные растяжки и доползают до союзников из датского легиона СС - четырех бойцов с двумя пулеметами. Русских решено выкуривать на рассвете.

На рассвете Карл делится сигаретой с пулеметчиком-датчаниным и они знакомятся: "Карл Мадсен, из Родскилна. Это в 30 км от Копенгагена" "Карл Таммик. С хутора Таммик. В трех км от Винемайзе". Рад знакомству, датский Карл, ведь мы с тобой больше в этом фильме никогда не увидимся!



Следует еще одна хорошая боевая сцена. Русские, видимо, не выставившие охранения, не ожидали атаки и потому быстро отходят с криками: "ГРАНАТЫ!!! ГРАНАТЫ, ОТХОДИМ!!!!" Фашики быстро добираются до блиндажа, обстреливают двери, а потом Пиер подрывает их взрывпакетом. Оказалось, что эти поганые русские уже сбежали через черный ход. Какие коварные... Они даже отступать научились... И тут на Карла неожиданно напал жирный русский, который усаживается на нем сверху и пытается задушить своим весом руками! Ну, конечно, ничего не получилось, как это водится в таких фильмах, Карл носил кинжал на ноге и русские сливает.
А фашики добегают до конца окопа, где - ВНЕЗАПНО! - первая откровенно идиотская сцена.
Три русских, даже не пытаясь бежать, поднимают руки и говорят: "Мы сдаемся!"



Эстонцы молчат, выставив автоматы, но тут в стороне срабатывает тостер боксера Бутча слышится стрельба, и фашики на автомате убивают их. Как в песенке - "Я тебя убила из того, что было..." А потом смотрят на то, что получилось, с растерянными лицами...



О боже мой, какая трагедия! Эсэсовцы убили пленных! Как?! Как это могло произойти!!!



- Винсент, за каким хреном ты шмальнул в него?!
- Я не хотел, это несчастный случай! Я не собирался стрелять в него! Само вылетело! Может, там был ухаб или выбоина...
- Какие, на хрен, ухабы!!!


Ну, в общем, война все спишет.
Вскоре к взводу прибывает неназванный карикатурный мужик в очках.



Который от имени Эстонского правительства вещает им о благе борьбы за членство в Европейском Союзе "единой семье народов Европы" ну, в общем, ЕС, о принадлежности к европейским ценностям арийской расе и все такое. Потом дарит им американские флажки портреты фюрера и говорит: "Хайль Гитлер!" Эстонец в ответ: "Не скажу!" Очкарик охреневает, но видит, что в строе едва сдерживаются от смеха и проглатывает.

Вечером в блиндаже эстонцы смеются, что их наградили картонками вместо железных крестов и шутят про фюрера, пародируя его подручными средствами. Один фашик пытается выменять фотку датчанам, как туалетную бумагу, но те говорят, что у них и своей полно. Итого, смысл данной сцены - 20-я Эстонская дивизия Ваффен-СС, не говоря уже о датских эсэсовцах, состояла из антифашистов, да! Это были честные патриоты Эстонии, которые не собирались воевать за торжество нацизма, а просто сражались за... за... хм... вроде бы местное правительство не очень умное. Тогда за что же они сражались?

На самом деле, конечно, это все бред сивой кобылы. Хорошо известно, что эстонская дивизия Ваффен-СС формировалась вначале из добровольцев, причем подбирались туда люди с "убеждениями" и давала на потом присягу Гитлеру, как и все подобные формирования. Причем немцы были настолько уверены в лояльности эстонцев, что, в отличие от формирований славянского состава, разрешили эстонцам иметь свое национальное командование, а немцы были включены в дивизию только в качестве наблюдателей и связных. Конечно, потом она была разбавлена мобилизованными, но добровольцы там все равно составляли не менее трети. Так что там фашист на фашисте сидел и фашистом погонял. И если бы в реале эсэсовцы позволили себе так троллить фюрера, то они бы гауптвахтой бы не отделались.

Ну, и наконец, можно сказать, что сама нелюбовь фюрера ничего не значит. Анекдоты про фюрера даже в гитлерюгенде рассказывали, что никак не повлияло на моральную сплоченность его перед противником. Можно еще посмотреть мемуары власовцев, их много там, так они все переполнены проклятиями в адрес немцев. Почему? Потому что немцы не хотели принимать русских как своих союзников по борьбе с коммунизмом и смотрели на них как на низшую расу. Увы, но таков удел всех коллаборантов. Тот, кто ради призрачной "независимости" сражается на стороне любой Империи, обречен получать в награду картонки. Ну, или бумажки, как сейчас. Бывает, правда, что бумажки зеленые и хрустят, но и тогда дается их очень немного и в качестве приманки.

Едем дальше. После шуток и баек Карла спрашивают: "Чего молчишь?" Тот: "Вспоминаю погибших товарищей" И все тут же меняются в лице и устраивают классический военный штамп - Скорбь По Погибшим Товарищам. Сыграно, правда, неплохо, но я видел и получше.

Далее предпринимается одна из очень немногих попыток как-то показать персонажей. Каменски с пафосной мордой рассказывает, как у него красные казнили отца, ветерана Первой Мировой и Освободительной борьбы 1919 года. А он потерял не только семью, но и дом, и гувернантку... Очкарик Радик ВНЕЗАПНО говорит: "Что мы тут делаем! Это не наша война!" Эстонцы начинают традиционный спор. Ругань, крики, истерики и бухие эстонцы, пошатываясь, выходят с оружием в руках на воздух, распевая песни и распивая европейский шнапс.



Они сменяют постового, у винтовки встает Костя. Тут пуля прилетела и - ага!.. Костя валится снопом с сувениром в голове. Пауза. Антон сначала тупо смотрит на тело, а после долгого молчания, осознав ситуацию, плачет. Товарищи его утешают и дают ему соску шнапс.



Нет, сцена хорошая, жизненная. Вот только любопытный момент. За кадром вещает кто-то по-эстонски. Видимо, агитация Советов. Которые наверняка агитируют за сдачу миролюбивому СССР. И при этом убивают эстонцев! Надо полагать, именно так.

Ночью Карл меланхолирует на позиции, но тут подходит комвзвода и говорит, что идет отступление и их отправляют в Германию. Карл в шоке и говорит, что он хочет остаться здесь, а командир читает еще один Проникновенный Текст: "Ты думаешь, это их вернет? Я повидал таких, как ты. Но если хочешь, можем остаться здесь". Да, Карл, мы же, черт возьми, в армии, мы СС - мы сами можем решать, что нам тут делать! Кстати, мы настолько свободны, что ни одного немца здесь просто не существует.
Но Карл понял, что так подыхать глупо и отряд отступает по дороге вместе с малочисленной колонной беженцев под тягучую эстонскую музыку...



Во время отступления взвод, едущий на грузовике, видит картину - из местного эстонского фольксштурма дезертируют в лес, несмотря на громкий крик командира. То ли они решили уйти домой и сдаться русским, то ли решили уйти в лесные братья - абсолютно непонятно. Радик стреляет в воздух из автомата, прекратив крики, потом эсэсовцы в утешение дают фольксштурму трофейные русские патроны для их мосинок и следуют дальше.



Тут еще одна смешная сцена. Какая-то пожилая эстонка подходит к мужику в кепаре, гипнозитирует взглядом Обивана Кеноби и говорит: "Ты что, на ярмарку собрался?" Мужик с неохотой осматривается, а потом встает и снимает со своей повозки все добро в виде мебели, часов и т.д. и выбрасывает на дорогу. Беженцев грузят на повозку и идут дальше. Восхищенные братством эстонского народа эсэовцы говорят: "Вот это фюрер!"

Итак, колонна идет себе. Тут одна маленькая девочка говорит: "Мама, гляди, самофёт!" Ах ты ж блин... Господи!!! Действительно! В небе разворачивается Ил-2! Все кричат: "Бегите в лес!" Эсэсовцы, как более опытные, тут же убегают. Как итог - самолет шмаляет сначала по ополчению, потом по беженцам. Сама сцена снята, правда, неплохо. Разве что когда на переднем плане взлетает земля от взрывов, видно отсутствие трупов и крови.

Но тут эсэсовец Бэдер, наплевав на здравый смысл, бежит к телу какого-то беженца. А зловещий меч советской диктатуры Ил-2 заходит на третий круг... Комвзвода кричит: "Ложись!!!" Но Бэдер видит, что в стороне стоит маленькая де-е-е-евачка-а-а-а... Маленькая симпатичная блонди с куклой... Которая, видимо, слепая, глухая, да еще и аутистка, поэтому ее не заботит стрельба, взрывы и разбежавшиеся люди.



А кровавый истребитель Ил-2 надвигается с небес, чтобы жестоко pokaratь маленькую девочку-аутистку! "Я спасу эту красотку!" - решает эсэсовец, как настоящий педофил герой и бросается наперерез очереди! И!.. Не успевает. Кровь-кишки-мясо-расколбасило!!!



Девочка спокойно отряхивается и смотрит в небо голубыми стеклянными глазами. Так, стоп, а кто из них двоих кукла?
Но кровавый истребитель Ил-2... ЗАХОДИТ НА ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ!!! Smert fashistkim devochkam!
Стать вторым героем решает Карл. Ему, в отличие от товарища, везет. Разочарованный самолет улетает.

А теперь внимание, вопрос. Почему в современных военных фильмах танки, самолеты и прочие так любят охотиться на одиночек?! То, понимаешь ли, стреляют бочками с бензином по Михалкову с Дюжевым, которые тихо и мирно сидят на берегу реки, то убивают девочек...

У меня лично две теории. Первая. За штурвалом самолета сидел дедушка вертолетчиков Иванов из обзора Бэдкомедиана на "Пять дней в мае". И действовал он по той же схеме, по которой потом учил внучков: "База! Это Иван! Вижу грузовик эсэсовцев, отряд ополчения, беженцев и маленькую эстонскую девочку! Открываю огонь по девочке!" "Хорошо, Иван, убей больше эстонских девочек сегодня!" "Иван, это Иван! Девочку спас эсэсовец, улетаю на базу!" "Плохо, Иван, ты не получишь сегодня водки! Я доложу о твоем позоре Партии! Лучше застрелись сразу из своего ППШ!" "Так точно, Иван! Искупаю смертью вину, Иван! Прощай, Иван!"

Ну, либо второй вариант. Тоталитарный режим Сталина с помощью НКВД поймал нескольких далеков из сериала "Доктор Кто" и посадил их за штурвал самолетов, натренировав убивать фашистов. И далеки, как существа, ненавидящие всех людей, убивают все живое с криком: "У-НИЧ-ТО-ЖИТЬ!!!"

Я лично ставлю на второй вариант. Потому что сразу после этой сцены мы видим эсэсовцев, которые тушат бензин возле неповрежденного грузовика. Только безумный далек может додуматься охотиться за девочкой и проигнорировать целый грузовик.

Всех мирных граждан добрые и патриотичные эсэсовцы грузят на грузовик, который отправляют в Таллинн. А сами решают идти пешком. О, слава эстонским ветеранам СС! Девочка дает на прощание подержать куклу, которая, хочет что-то сказать Карлу, Карл с улыбкой слушает, как кукла "говорит" ему на ухо и тут же откусывает его со зловещим хохотом...



...а потом эсэсовцы уходят пешком вдаль к лесочку под эстонскую песенку. Они решили, судя по всему, погибнуть на родной земле в борьбе с фашиз... с русскими оккупантами!
Ребята окапываются, строят оборону, курят... Один из бойцов встает в рост и начинает громко пересказывать анекдот про лесника, который выгонит их и красных из леса. Фильм получает Орден Боянистого Штампа Второй Степени.
Бойцы поют песню, про то, как ЕС Гитлер их поимел и кинул, потом ужинают. Один начитанный фашик цитирует Эриха Марию Ремарка, которого принимают за женщину... Фильм получается Орден Боянистого Штампа Первой Степени... И бойцов кормят молочком и яичками местные эстонские крестьяне. Почему бы и не покормить соотечественников... "Красных не боитесь?" - спрашивают бойцы за независимость Эстонии. Всех в Сибирь не сошлют, - логично отвечают гнусные единоличники. Ну, это вы так думаете... На самом деле ин Совьет Раша отправляют в Sibirь целыми республиками!



И вот наступает 20 сентября. По дороге движутся те же самые три танка, разрисованные эстонскими лозунгами, на которых сидят красноармейцы. Далее все, как раньше - эффектная перестрелка, взрывы, борьба, советская пехота демонстрирует свою устоявшуюся тактику набигания в полный рост на окопы... Впрочем, теперь у них есть один бородатый снайпер и один командир, который, видимо, благодаря командирским знаниям, догадался подойти к окопу под прикрытием танка. Ему и выпадает честь убить Карла.

Комвзвода кричит: "Отступаем!", и тут происходит вторая тупая сцена на фильм. А именно - командир красных, услышав речь, охреневает и кричит: "Это эстонцы! Не стрелять!" Напряженный момент... Никто не стреляет. И бойцы обоих лагерей встают в полный рост и смотрят друг на друга под трагиШную музыку. Фашики, только сейчас понявшие, что эстонские надписи на танках были неспроста, молчат... А потом... уходят. Да, просто уходят. Смотрят на красных - и уходят. А красные эстонцы молча смотрят им вслед, не подозревая, что фашики идут в Восточную Пруссию, где будут убивать их товарищей вплоть до окружения в Чехословакии.



Тут подъезжает черная эмка, из которой вылетает рослый очкастый мужик. Я так и не понял, кто это по сюжету, так как этот странный командир соединяет в себе функции особиста и замполита одновременно. Но так как его называют "политотделом" (да, в Красной Армии политотдел состоял из одного человека) будем называть его так. Заодно оцените, насколько это крутой полиотдел, раз даже в военных условиях предпочитает ездить на эмке, а не газике.



Также этот полиотдел уникален тем, что в отличие от других карикатурных замполитов-особистов этот - не вызывает отвращения, хотя и должен по сюжету. Я ставлю это целиком в заслугу актера.

Итак, Политотдел вылетает с ППШ из эмки и задает вполне резонный вопрос - какого хрена вы, дэбилы, не стреляли по противнику? Командир Вирес в шинели (кстати, он почему-то единственный, кто ее носит) выдает какой-то бред - мы не можем стрелять по каждому мальчишке. Ни хрена себе, мальчишки, это фашисты вообще-то - вполне справедливо отмечает Политотдел и обещает рапорт. Командир опять несет какой-то бред, что товарищ Сталин приказал взять Таллинн 22 сентября, а кто же, если не я. В конечном итоге Полиотдел уезжает, Вирес едет за ним со словами: "Похороните всех и поторопитесь, чтобы не попасться NKVD".

Кстати, 50-я минута фильма, а сюжет не продвинулся от слова совсем. Однако же, авторы обещали показать войну и глазами красных эстонцев? И вот, я вас поздравляю - с этой минуты главным героем фильма становится убийца Карла, старший сержант Юрий Йеги.

Эстонцы хоронят своих и чужих в одной могиле, что несколько удивляет русского снайпера - бородача Прохора, который почему-то говорит с волжским оканием, хотя по сюжету из Sibiri. "Для них уже все кончено" - отвечают толерантные к врагу эстонцы. Прохор крестится (ин Совьет Раша все солдаты верующие, партийцы есть только в NKVD).



И в итоге на могиле соотечественников красноармейцы ставят что? Правильно! Березовый крест!



И не важно, что в кадре на несколько километров только хвойный лес и ни одной березы - это должен быть березовый крест. Давняя славянская традиция, к тому же этот крест очень любили ставить себе на могилы и немцы. А как же еще соединить души эстонских красноармейцев и фашистов, как не толерантным религиозным символом?

Подходят те же самые эстонские единоличники, которые не разбирают без формы, что перед ними красные (а грузовик у советских вообще американский по ленд-лизу) и говорят: "Молодцы! Так этим дикарям! А где те, которые были вчера?" Толерантные эстонские красноармейцы молчат, а потом говорят: "Их отправили в другое место" Хе-хе, тонкий юмор, товарищ Юровский оценил.... И дарят на прощание тупым деревенским американскую тушенку, которую эти идиоты принимают за немецкую. Уезжая, Прохор смотрит на своих соратников по классу и говорит - жаль их, потом раскулачат и по лагерям!
Da! Da-da-da! Ин Совьет Раша арестовывают и высылают в GULAG всех, у кого скотина и единоличный участок больше, чем ноль единиц!

В грузовике очередной штамп - очкастый боец показывает на фотку своей довоенной семьи и плачет, а привыкшие к этому бойцы предсказывают его следующие слова. Сцена нужна только для одного, потом объясню.

Следующая сцена - уже во взятом Таллинне. Красные бойцы гуляют и веселятся. Волшебный эстонский монтааааж - какая-то разрушенная церковь. Еще волшебный эстонский монтааааааж - и вот уже жилой квартал Таллинна, в который пришел наш старший сержант.

Вообще, видно, что сценарий явно писался по воспоминаниям бывших фронтовиков, но в этот момент у меня зародилось сомнение, что авторы хорошо знают собственную историю. В войну Таллинн сильно бомбили и уже по этой причине странно, что там столько целых зданий. Но по сравнению с современным жилым домом в кадре - это, конечно, мелочи.



Юрий пришел к сестре Карла. Зачем? А чтобы отдать ей... его письмо, которое тот не успел отправить! Ах ты ж, какая глубокая драма и уважение к соотечественнику! Аху... Ахнуть можно! Мотивация? Да ну на фиг, зачем нам мотивация, у нас же кино о национальном примирении.

Этого мало, Юрий еще и спрашивает сестру эсэсовца, чем он может ей помочь. Начинается Драматический Разговор - как он умер, как вы узнали и т.д. Сестра рассказывает, как ее семью выслали. "В Сибирь?" - спрашивает Юрий. НЕТ, БЛИН, НА ЛУНУ! Я запомнил, что всех эстонцев ссылали в Сибирь, а не Казахстан, хватит мне это напоминать!

Сестра рассказывает, что Карл считал себя виноватым в депортации семьи. Он не верил, что начнутся аресты (ну да, действительно, какие аресты после аннексии Эстонии СССР, как вообще можно было о таком даже подумать?), поэтому очень терзался. Тут у меня родилось сразу несколько вопросов. А именно - как получилось, что злые коммуняки отправили в Sibirь маму-папу-ребенка, но не отправили самого Карла и его сестру? Что за странная избирательность? И во-вторых - а почему это он считал себя виноватым в депортации? Он был причиной депортации родственников? Почему? Не потому ли, что состоял до аннексии в какой-нибудь антисоветской организации, которых в Эстонии было много? Нацистский "Вапс"? Военизированный Кайселит? Латифундистский Измаалиит? Националистические "Молодые орлы", "Скауты", "Объединение сельской молодежи"? Действительно, чем занимался наш Карл до 1944 года...

Увы, на все эти вопросы ответа мы не получим. Догадываться о том, что толкнуло в эсэсовцы этих милых парней и почему их родителей ссылали в Сибирь, зритель вынужден сам.

Йеги рассказывает в свою очередь о себе. Его призвали в армию в 1939 г., тут пришли русские, мы не оказали сопротивления, потому что растерялись и вот теперь я возвращаюсь домой. А где ваша семья? - спрашивает сеструха. Тот отвечает, что его семья - это товарищи-фронтовики и их с каждым днем все меньше... какой пафос... Если сирота, так и скажи, придурок.

Еще антисоветчина: Йеги смотрит в окно на развалины, а сеструха говорит, что это красные 5 марта их разбомбили. "А нам сказали, что немцы!" - удивленно отвечает тот. Да, злые русские специально бомбили мирный Таллин, чтобы уничтожить мирное население! Так же, как это специально делали англичане, которые бомбили мирный Дрезден, и американцы, которые сжигали мирный Токио!

Все это не имеет ни малейшего отношения к сюжету, потому что тут наши голубки с помощью штампа "я ковыряюсь в поисках, а потом встаю и сталкиваюсь с Его торсом" - понимают, что они друг другу не безразличны. Наступает скучный проход сцен.
1. Пара гуляет ночью под музыку по Таллину.
2. Пара сидит ночью под музыку в пустой церкви (символиииизм). Сестра говорит, что простила бы того, кто настучал на ее семью. А этого кого-то звали, по письму брата... Йеги. Юрий, который не сказал свою фамилию бабе при встрече, охреневает и наутро при уходе называется ей чужой фамилией. Какая драма, правда? Эй, индийский кинематограф! Да, ты, ты, именно ты... ВЫКУСИ ШИШ!!!



Сразу после ухода Йеги его встречает Полиотдел, который сажает к себе эмку и говорит - мы прошли большой путь... и я надеюсь, что ты оправдаешь доверие. Кстати, что ты делал в городе? Навещал сестру - говорит Йеги, который, как видите, не особо умеет врать. И вообще не особо умен. Свистишь, парниша, в анкете про сестру не было - мягко говорит Полиотдел. Или я ошибся? Ну ладно, забыли. Главное, договорились - ты будешь докладывать мне о политобстановке в подразделении, а я смотрю сквозь пальцы на твои шашни. Очередной штампованный поворот сюжета - миновал.

Отряд эстонских красноармейцев идет себе маршем по улице. Тут вдруг ВНЕЗАПНО кудрявый красноармейчик орет и мчится в какой-то двор. Прохор оперативно наставляет на него ружье, чтобы pokaratь дезертира, но оказывается, что парень просто вернулся в свой дом. Ну да, так бывает, идешь себе, думаешь о своем - тут вдруг видишь свой дом!

Дом оказался пустой, ни родителей, никого. Зато в подвале полно картошки и кудрявчик угощает товарищей. Тут присылают пополнение - трое мужиков, из которых один - ВНЕЗАПНО номер 100! - наш Антон из Ваффен-СС! И это не несет никакой роли!



Все три тут же палятся, делая "вольно" по-немецки, но Юрий советует им держать язык за зубами. Взвод обсуждает по бумажке завтрашний бой и... погодите это же уже было... Это что, у меня дежавю?





Ребята говорят: "А где же наш победоносный Красный Флот?" Плагиат сцены с Мироновым из Утомленные солнцем-2 детектед "Чешет яйца в Кронштадте" и пьют сталинские сто грамм. Тут кудрявчик снова проявляет свою уникальную память и говорит, что Юрия зовет Политотдел. Юрий приходит к очкасткому Полиотделу в его дом, тот выпивает с ним за победу и обещает, что если Юрий будет хорошо работать по линии стукачества, то вступит в партию и получит роту. А то он этому Виресу не доверяет. И я понимаю Политотдел, я бы этого скрытого фашика вообще бы на месте арестовал.

На следующее утро - новая боевая схватка. Снята достойно, теперь красноармейцы наконец научились наступать, прикрываясь складками местности. Прохор снимает гранатометчиков, и танк устраивает небольшую, но эффектную сцену поголовного экстерминатуса фашистских укреплений со взрывами, огнем и тараном.







Даже нарисованный на заднем плане кораблик с артиллерией выглядит органично.



Правда, не обошлось без пары тупых моментов. Во-первых, по бокам дороги, по которым шли эстонцы, были мины. Это ладно. Но один боец, увидев смерть товарищей, испугался, бросил винтовку и побежал именно на минное поле. Конец немного предсказуем. Во-вторых, Юрий, по традициям штампованных боевиков, находит время закрыть глаза павшего товарища.
Наконец у нас с резко оборвавшейся музыкой берут в плен фашистов в плен из блиндажа.



"Сдавайтесь!" - кричат им. Те выходят, подняв руки... и следует...
(голосом Батлера): САМОПОВТООООООР!!!!!!!!!

А именно - очкарик из грузовика с фоткой, про которого вы уже успели забыть, расстреливает фашню в кровавый фарш. И это лучшая сцена фильма.
Кстати, помните, какие растерянные лица были у фашиков, когда они убили пленных? Сравните!




Только Юрий скорбит по идейным соратникам.



- Ты думаешь, это вернет Сару? - спрашивает он очкарика, точь-в-точь как комвзвода спрашивал Карла. Нет, тупой блондин, я думаю, что это накажет ту сволоту, которая присягала Гитлеру.

Ночью Прохор спрашивает Юрия: чего грустишь? Не могу забыть того Карла - печально отвечает Юрий. Как чувак депрессует-то из-за убийства эсэсовца... Интересно, а что, если бы вместо эстонцев тут были бы русский красноармеец и власовец или, скажем, партизан отряда Ковпака и бандеровец УПА, или французский "маки" и полицейский-вишист... Ну или хотя бы американский командир с немецкой фамилией и немецкий эсэсовец?
Хотя я догадываюсь.



- Он здесь, чтобы убить тебя! Чтобы пустить пулю тебе в лоб! Либо ты его, либо он тебя!

А что было бы с русским командиром - и думать не надо.



Кстати, Юрий, а где ты был в 41-м году? Ведешь себя так, как будто только убивать научился.
Прохор говорит: "Это не ты его убил, это война убила. Бог простит. А может... не простит".
О, точно. Золотые слова. Эй, вермахт, слышал? Это не ты убил 27 миллионов человек без учета других стран - это все война! Бог простит... ну, или нет, этот тупой русский сам не знает.
На следующий день эстонцы идут через лес. Политотдел почему-то шагает с ними. Вирес подзывает Юрия и говорит: "Политотдел тобой интересуется. Мы по уши в дерьме" Но тут - происшествие: в реке барахтаются пятеро мобилизованных молоденьких эстонцев из обслуживающего персонажа люфтваффе.



Политотдел осматривает и говорит Юрию - расстрелять predatelei Rodina! Юрий в шоке: "Онижедети!" (с) Но ин Совьет Раша "граждан, перешедших на сторону врага, расстреливают на месте!" (с).
Юрий отказывается, и Политотдел... KARAET Юрия из ТТ! Smert fashistam!
Взвод в шоке и наставляет стволы на Политотдела. Но настоящий коммунист не теряет самообладания, воли и крутости даже в русофобской пропаганде: "Стреляй. Стреляй и твоих близких сошлют в GULAG лагерь. Боитесь? Правильно боитесь. Партию надо бояться!"
Вирес - ты чмо! Политотдел - рулит!



Но увы. Мерзкий таежный охотник Прохор, замаксировавшийся в монолитных... точнее, скрыто фашистских рядах Красной Армии убивает Полиотдела из винтовки! Отряд идет дальше, отпустив фашиков... А Прохор подбирает письмо Юрия к сеструхе (самоповтоооооор!) с признанием в убийстве и любви и отвозит его ей в Таллинн. И так начинается третий круг - третья жертва приходит в квартиру, из которой живыми не уходят, третья жертва влюбляется в девушку, за чьи красивым лицом скрыта страшная тайна черной вдовы, третья жертва никогда не узнает, в какую зловещую мистическую ловушку она попала...

Контрольный выстрел в титрах: "Посвящается всем, кто боролся за независимость от коммунистов". Конец!

Ну что же, давайте теперь подведем обширные выводы. Для начала о хорошем. Фильм сделан хорошо с технической точки зрения. Видно, что два лимона евро ушли не зря. Тщательно подобранный реквизит и неплохие для такого бюджета спецэффекты радуют глаз. Боевые сцены, несмотря на ряд глупых моментов, для современного провинциального кино, не обладающего бюджетом и опытом корейских боевиков, смотрятся неплохо, и даже недостаток массовки не особо бросается в глаза. В сюжете много аутентичных фронтовых зарисовок, взятых практически с натуры, что добавляет атмосферности. В плюс можно засчитать и хорошую актерскую игру - не замечено ни одного персонажа, который бы сфальшивил или сыграл плохо. Среднее разве что музыкальное сопровождение.

А вот с драматургической точки зрения все откровенно хуже. У фильма нет никакого сквозного сюжета, ни четко продуманной драматургической линии. Что еще хуже, у него нет и адекватных герои. Все действующие лица в фильме - это не герои, не личности - а образы. У них есть некоторые характерные черты, внешние отличия, свое поведение - но нет никакой индивидуальности и разработанности, как и полагается "образу" в отличие от "героя". Вот вам образ интеллигента-очкарика. Вот вам образ сибиряка-снайпера. Вот вам образ близнецов-новобранцев. И все. Никакой истории у них нет, персонажи не развиваются и раскрывают себя, они всего лишь выдают несколько психологически неплохих и жизненных сцен, достаточных, чтобы вызвать мимолетное сопереживание зрителя, но абсолютно проходных с точки зрения построения сюжета. Любой из них может умереть или поменяться местами друг с другом и это ничего не изменит в сюжете. Единственные два персонажа, Карл и Юрий, которые имеют что-то вроде прошлого, отличаются настолько невнятной предысторией, что ее, можно сказать, почти и нет. "Штрафбат", при всей пропагандистской чернухе и халтуре Володарского был, нужно признать, сделан заметно проработаннее. Одна сцена разговора с власовцем лучше по мотивации.

Все это очень напоминает экранизацию из какого-нибудь фронтового дневника. Сегодня мы пошли туда, у нас убили того-то, делали это-то. Но у нас вроде бы повествование о судьбе эстонского народа, по которому прошла война. И с этой точки зрения сюжет - провален, поскольку судьбу народа надо показывать через тщательно разработанную историю персонажей, их драматический конфликт и сложные жизненные коллизии, выписать мотивацию персонажей, их характеры, поставить их в сложные обстоятельства. Для эстонцев, которые пережили три режима и сталкивались друг с другом на фронте, можно было придумать сколько угодно таких сюжетов, но вместо этого мы получили гору военных штампов, невнятную любовь и внезапные столкновения индийского кино. В целом тянет на добротный военный винегрет типа "Сталинград", только без бюджета Бондарчука.

Но ради бога, кому это интересно на фоне идеологической цели фильма! А она понятна - уравнять нацизм и коммунизм и показать, что эстонцы всего лишь были разменной монетой двух тоталитарных режимов в борьбе за независимость. Вот только почему-то тоталитарный советский режим выглядит намного хуже. И это неудивительно, поскольку современная Прибалтика с национальной дискриминацией, русофобией, неолиберализмом и т.д. куда ближе к фашизму, чем к гуманистическим идеалам. И фундамент, на котором они строят свою "новую нацию" - насквозь националистический. Неважно, эсэсовец ли ты - если ты за независимость и нацию, то тебе простится что угодно.



И, что очень опасно, фильм получился относительно вменяемым по сравнению с другими образчиками жанра, и поэтому - более опасным с точки зрения воспитания подрастающего поколения.

Я отсмотрел множество европейского кино про ВОВ (ВМВ), и конечно, для меня этот фильм, в основном, представляется набором отработанных сюжетных схем и штампованной лирики. Однако, протестировав фильм на младших братьях и их друзьях, я убедился, что для «юного» зрителя он кажется довольно достоверным. В фильме удалось избежать явной клюквы, как выясняется для поколения с 17-25 этого уже достаточно, чтоб поверить в неявную (старший из младших брат и 2 его тов. учатся на биофаке МГУ, т. е. речь о людях неглупых).

И если кто-то думает, что авторы хотели снять хороший фильм о войне, но сместили акценты из-за конъюнктуры - поинтересуйесь личностью сценариста Лео Куннаса. Это отставной подполковник эстонской армии, писатель-фантаст и типичный эстонский ястреб НАТО. Каждый день агитирует за наращивание военного бюджета и превентивный удар по России.

В заключение я могу сказать только одно - Победа была достоянием всех советских народов. И попытка пересмотреть ее в конечном счете работает на национализм и разобщение. И в день 70-летнего юбилея надо помнить, что рецепт этому оболваниванию тот же, что в 45-м - борьба против национализма, империализма и фашизма во всех их проявлениях, за свободу, братство и равенство. А главное - объективная память о великой войне и великой Победе.

С наступающим!

Tags: альтернативная история, атака клоунов, бугога!!!, вас найобывают!, дотянулся проклятый!, забугорная дичь, индийский гимн, кавайные немчеги, кено и немцы, птичку жалко, свежачок, сырое тесто, фильм-презерватив, циничный пересказ, чужая правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments