wwold (wwold) wrote in movie_rippers,
wwold
wwold
movie_rippers

Categories:

Рецензия: «Шпион» (Бондарчук по мотивам Акунина).

Получилось заценить на досуге. Саму книгу читал давно, и в памяти она особо не отложилась. Борис Акунин беллетрист неплохой, особенно, когда пишет о временах достаточно далёких, чтобы о них стёрлась память нынешнего поколения. Поэтому дореволюционный цикл вполне удовлетворителен, но чем ближе к современной эпохе, тем больше читатель замечает кучу разных нестыковок и перегибов. Эдакий, он у нас романтик, обращённый в прошлое. А кроме этого ещё либерал. Самый настоященский, который борется за свободу личности, в отличие от либерастов, которые борются за свободу лично для себя любимого. И как всякий идеалист о реальности он имеет весьма смутное представление, поэтому его проза полна мифологичности. Именно в понимании русского либерала.

Сталинский СССР для такого либерала это могучее государства, которое с упорством бульдозера решала свои геополитические задачи, вне зависимости от пожелания маленького человечка, которого эти планы, в целом, страшили, а, в общем, были не нужны. Ибо для либерала-идеалиста геополитика без свободы личности не нужна.

С другой стороны, сдаётся, он сильно завидует тем персонажам, которые, отринув свои личностные интересы, активно участвуют в процессе строительства Красной Империи. Да, автор делает всё, чтобы показать, что эта Империя не стоит и ломаного гроша, потому что нет личной свободы и независимости. И потому пропускает героев через ад с точки зрения либерала: когда мучительно ломается всё, для чего главгерой прилагал массу усилий. Но послевкусие от тихой личной жизни и причастия к великим свершениям слишком разное, чтобы его забыть. И оно живёт вопреки пожеланиям самого автора.


Бог-Император Империума банально завидует Виссарионычу от такого размаха.

Фёдор же Бондарчук, пожалуй, этим фильмом открыл серию гламурного патриотизма. Идею могучей Красной Империи Акунина он передал через фантастическую эстетику а-ля Готэм-сити. По дорогам несутся чёрные бэтмобили автомобили, сверкают на солнце кожаные доспехи имперской гвардии опричников «кровавой гэбни», враги ютятся в мрачных готических чертогах, а герои в просторных и светлых небоскрёбах сталинского ампира. Часть из которых была построена в разные времена, а часть – так никогда не вышли из стадии проекта (как Дворец Советов). Лик Москвы чист и светел, полон могучей энергией и готовностью свершений. Но что этому мешает? Есть, конечно, происки врагов, но самая главная причина в недоверчивом азиате-диктаторе, который чахнет над своей властью. Ведь кто-то должен же испоганить всё светлое впечатление от лепоты социалистической реальности. Впрочем, у нормальных людей создаётся впечатление, что, хрен с ним, с диктатором – лишь бы города своим духом и обликом походили на Москву из этого фильма.

Даже в технологиях мы однозначно впереди планеты всей. Таким массогабаритам на очки ночного видения позавидовали бы и в недалёких 70-х:


Так как все технические ништяки ушли «кровавой гэбне» останавливать фашистские танки придётся одной винтовкой на троих.

Конечно, технологически продвинутые фашисты из Третьего Рейха использовали такие приборы в боевых действиях, но уже ближе к концу войны, да и устанавливались они на танках и БТРах.

Но всё переплёвывают злодеи из НКВД, которых хлебом не корми – дай помучить беззащитный пролетариат. Даже Боинг сбили двухэтажный троллейбус утопили, чтобы прикрыть смерть иностранного шпиёна. Хорошо, что Псаки не смотрела этот фильм, а то сразу бы провела параллель между ним и последними украинскими событиями.


Это малазийский Боинг сталинского времени.

Но, в целом, если не вдаваться в исторические подробности, если идеология и ситуационные логические ляпы - вас мало волнуют, то данный фильм получился вполне себе смотрибельным. Особенно в силу экзотики социалистического комикса.

Для тех, кому, прежде всего, всего нужна историческая достоверность – фильм полон огрех и сюрреализма. Совсем уж ортодоксальных патриотов он приведёт в ярость, как поклёп на социалистическую действительность. Что довольно смешно, так как либералы от искусства (Акунин и Бондарчук) с ортодоксальными патриотами в одной оценке того времени крайне близки. Все они верят в миф о могучей Красной Империи. Только у либералов она плоха тем, что там властвовали кровавые тираны, а у патриотов проходу не было от могучих врагов (как внешних, так и внутренних).

Думается, реальность была несколько иная. «Могучая империя Сталина» была молодым и достаточно бедным государством, которое напряжением всех имеющихся сил решала насущие проблемы своего существования: от продовольственной до военной безопасности. И которая только-только начала получать результаты от этих титанических усилий. Миллионы крестьянских детей получили возможность не крутить «хвосты коровам», а сесть за штурвалы самолётов, танков или, на худой конец, тракторов и комбайнов. Энтузиазм был беспрецедентный, что не означает, что все проблемы разом закончились. СССР ещё только предстояло отшлифовывать свою индустриальную мощь и общественно-социальное устройство, а впереди накатывался паровой каток новой мировой войны. Что снова отвлекало силы и средства на развёртывание громадной армии, способной остановить девятый вал нацистского вермахта.


Ясен хрен, что чекисты всегда катались, как сыр в масле. Впрочем, особо талантливых и способных всенепременно репрессировали. Наверное, чтобы не зажирались.

Именно этот непрекращающийся рывок в будущее, отсутствие грамотных специалистов, необходимость решать сложные вопросы методом проб и ошибок, существенные разногласия в партийных верхах и фракциях приводили к тому, что СССР 30-40-х годов сильно отличался от лубочных идеологических картинок. Это было бедное, жесткое, но очень решительное государство, где девиз «Победа или Смерть!» не был пустым бахвальством. Поэтому и большинство действовавших лиц соответствовали этим реалиям. И не щадили они ни себя, ни других. И так было везде от низов до верхов. Что и дало причудливую картину, когда ради светлого будущего люди были способны вполне легко проливать свою и чужую кровь в своём настоящем. Это очень сложно понять из относительно спокойных и сытых 60-х - … годов.


ГлавГероиня Настя типичный либерал, заблудившийся в истории. Она живёт вне исторического дискурса.

Поэтому у современных либеральных мыслителей, которые «пришли» на всё готовенькое, и создаётся впечатление, что у людей того времени всё уже было, а «буйствовали» они, потому что а) идеология была не правильная или б) в вожди пробрался кровопийца из последних. Отсюда их причудливое повествование про вездесущих чекистах, шизофрениках-наркомах и азиатском деспоте Сталине. Иначе их паззл просто не складывается. Впрочем, так у них со всей исторической ретроспективой российского государства.

Поэтому, если вы хотите получить представление о том времени, то фильм вам противопоказан, так как полон мифологем, натяжек и подтасовок.

Tags: альтернативная история, дотянулся проклятый!, фонтаздика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 44 comments

Recent Posts from This Community