roman_saleh (roman_saleh) wrote in movie_rippers,
roman_saleh
roman_saleh
movie_rippers

Categories:

Штрафбат


Год:2004
Режиссёр: Николай Досталь
В ролях: Алексей "Фанат" Серебряков, Юрий "Гражданин Начальник" Степанов, Андрей "День Любви" Смоляков, Александр "кинофрик" Баширов, Павел "Штырлиц" Деревянко и очень очень дофига известных актёров на второстепенных ролях.
Знаменитый нашумевший сериал, вызвавший столько споров и срачей, чем же он так прославился и почму до сей поры считается одним из лучших современных сериалов про войну? Попробую разобраться.
----


Сериал я посмотрел ещё во времена его первого показа, потом его неоднократно повторяли, так как успех пришёл к нему сразу же. С тех пор прошло много времени, но РТР (Канал Россия, простите) не может повторить его успех, снимая бесконечные "100 дней до приказа Лейтенанта Удальцова" и другие сериалы. Что бы они ни делали - приглашали известных актёров, делали максимум реализма, делали продолжения и предыстории известных фильмов (я про "Исаева") - но нихрена: проходят мимо, а "Штрафбат" в памяти. Несмотря на большое количество ляпов и штампов. 
---
Первое правило создания современного фильма про войну - Отец солдатам - командир, которого все любят и всегда слушаются. Сэтой ролью справляется здесь Алексей Серебряков. Справляется на пятёрку с минусом, падая со слезами на колени перед помощниками, заставляя посылать на мины солдат.


Естественно, герою нужно придумать предысторию - Васю Твердохлебова (идеальная суровая фамилия, и главное РРРРРРУССКАЯ, штамп соблюдён) в начале фильма берут в плен, показывая нам неплохую и мужественную сцену посылания фашиста, похожего на ведущего "Человека и Закона" на три буквы по очереди солдатами, затем расстрел, причём расстрел своими же предателями (фраза "Заткнись СУКА" прочло вошла в интернеты). Серебряков оживает, эпически вылазиет из могилы и кое-как добирается до своих, где вступает силу второе правило современного фильма о войне, самое знаменитое:
Кровавая Гэбня - НКВДшники, которые только и делают, что сажают и расстреливают, приписывая бежавшим из плена всякие байки и отправляя тысячи солдат РККА на убой. Здесь кровавой гэбне отводится большая роль - к середине сериала появится Майор Харченко, толстый, наглый и уёбищный. ГБ-ист только и делает, что указывает генералам, что им делать и куда идти, делает подляны главному герою, посылает их на невыполнимые задания и обязательно получает в табло. Типаж на пятёрку исполнен Романом Мадяновым, который рассказывал, что ему однажды едва не начистили табло алкаши на улице за эту роль. Конечно же, есть такие моменты как "По изменникам Родины - огонь", сказанные из уст сытой ряхи в НКВДшной форме и то, что НКВДшники много жрут, а солдаты голодают.


Тут надо сказать, что именно после этого сериала штамп "Гэбня" обрёл полную силу - до этого в фильмах НКВД не так лютовала. Но тогда это была первая попытка в этом роде, поэтому мы ещё тогда не плевались от гнусности карательных органов. Было ли такое на самом деле, сведения идут противоречивые, а дыма без огня не бывает.
Третье правило создания фильма о войне - грамотные батальные сцены  с непременным замедленным действием. Батальных сцен в Штрафбате увы не так много, а те что есть - поставлены вяло. Поэтому на помощь пришло слоу-мо, добавляющее эффектности. Тем не менее, оружие применяется часто, ситуация всегда напряжена, за героев немного переживаешь, ибо заметных персонажей первую половину сериала убивают довольно много. По тем временам, слоу-мо смотрелось эффектно, сейчас - нет, так как в каждом втором фильме, "Штрафбат" - и здесь законодатель моды. Один из.
Итак, Вася Твердохлебов сумел грамотным командованием и харизмой навести баланс между политическими и уголовниками и стал командовать батальоном. Батальон его в ответ сильно зауважал. Надо сказать, уголовный мир и предыстории зэков раскрыты очень хорошо, тут надо отдать должное покойному Юрию Степанову, сыгравшему Антипа Глымова, главаря зэков и позже лучшего друга Твердохлебова.


Не обошлось и без штампов - зэки разухабисты, матерятся, поют частушки, распиздяйничают, любят усиленно подымать лут с фашни. Не обошлось и без игр в карты и поножовщин, а также одного изнасилования. Это было четвёртое правило создания фильма о войне и мы переходим к пятому:
Религиозный вопрос. Всем было тогда известно, что Бога нет, религия - опиум для народа, церкви взрывались. Но вот к отряду прибивается священник, довольно, кстати, прикольный, тут актёр постарался - и молитву скажет, и в табло даст. и стреляет хорошо. Ток вот проблема - читает зэкам Библию в перерывах между боями, а это ой как нельзя, говорит Харченко. На что священник парирует, что законом не запрещено, но тем не менее. Более того, батюшка воюет ВСЕГДА В РЯСЕ, что может быть несколько неудобно, но до самого конца рясу он снимать отказывается. Молитвы батюшки реально начинают помогать, накладывая "код на бессмертие" главным героям. Бесспорно, религия воодушевляет людей на хорошие дела, но IDDQD в КАЖДОЙ серии (с момента появления священника погибают только статисты, герои, исполненные известными актёрами - остаются до какого-то момента в живых). Видно, что создатели фильма были весьма религиозны, либо решили сыграть на чувствах верующих (меня в том числе, я частично ПГМнутый, как любят говорить в инетах). Ну и появление Божьей Матери в финальном бою - это, конечно эпик и очень грамотный ход, но... это же не совсем фантастический боевик. Впрочем, фильм у нас и не документальный, так что можно.

Переходим к шестому правилу создания современных сериалов и кино о войне - показать власовцев. Предателей в войну было много, но в каждом фильме предателей только два вида - бандеровцы и власовцы (хотя их было гораздо больше, и не только там). Ясное дело, что тогда (на момент показа сериала) был политический конфликт с Украиной, и было принято часто показывать братьев-славян в нехорошем или юмористическом ключе (кстати, присваивание отрицательным героям фамилий на -ко и -юк тоже сюда относится). Мне Украинизация злодеев не нравится, хоть я и сам не хохол. Кстати, мы не заметили, как плавно перешли к седьмому правилу создания кино о войне - Национальный Вопрос. 
Вспомните старые фильмы о войне - национальность подавалась максимум только в юмористическом, невысмеивающем ключе. Сегодня создатели фильмов про ВОВ отыгрываются по полной -  педантичность немцев, глупость и власовство украинцев, алкашизм и гэбнизм русских,  сексуальная озабоченность и наглость кавказцев. Кавказец непременно должен махать ножом, нарушать приказ и конечно же, танцевать лезгинку. Здесь кавказцев было немного, но тема тем не менее слегка раскрыта. Другое дело - еврей, здесь рядовой Цукерман - один из главных героев. Существует байка, что на эту роль пробовался Максим Галкин-Пугачёв, пародист, но предпочли другого еврея. Естественно, национальный вопрос во всей красе - травля по нацпризнаку, хитрожопость (про самострел), выпутываемость из любой ситуации и половой гигантизм. Хорошо хоть не пел про тётю Цилю из Одессы.
Нельзя забывать и о ещё одном правиле - показать ЖЕСТЬ: жестокости и крови тут хватает, так как фильм про войну. Особняком выделяется частоиспользуемый штамп "Говорящий с кишками" (смерть "Мерзликина"), который был, кажется ещё задолго до этого сериала, но обрёл некий Тарантинический пафос, из-за чего я его не люблю.
Пора подходить к концу; штампов и правил создания современного фильма о войне ещё много, но один из них, самый обязательный, сценарист оставил под конец - Героическая Смерть.
[Спойлерец]
В конце всех убили, кроме Твердохлебова и Священника. Убили жестоко - Разнесли из артиллерии, что позволило основным силам Советской Армии выиграть более важный бой. Эпичен сам момент с Васей, где он сидит с мрачным взглядом на разрушенном орудии. Он получит, скорее всего, звание подполковника, но отряд не вернёшь. Финал сериала очень открыт, но продолжения снимать не стали.


----------
Вывод. Сериал хорош с художественной точки зрения - актёрский состав отличный (Серебряков, Степанов, Баширов, Смоляков, Деревянко, Мадянов и другие) и их отличная, местами с переигрыванием, игра, внятный сценарий (на моём языке внятность сценария означает минимум провисающих и нудовых филлерных моментов, смысл во всех действиях персонажей, отсутствие сюжетных ляпов), война и её жестокость показаны. С документальной точки зрения вызвано много срачей, невзирая, правда, на то, что многие штампы закрывались логичными сюжетными ходами (например, Вася сам говорит, что командовать штрафбатом зэк не может, но ему объясняют, что заниматься этим пока некому, так что иди ты). В сериале есть душа, его интересно смотреть, и на тот момент он действительно лучший из сериалов про войну.
Но есть, увы, ряд минусов. Несмотря на всю свою хорошесть, сериал дал миру ряд штампов, которыми до сей поры пользуются киноделы, часть из них я уже перечислил выше, часть вспомнится в обсуждениях и других обзорах.

Tags: кено и немцы, положительный пример, супермэн
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments

Recent Posts from This Community