gleb314 (gleb314) wrote in movie_rippers,
gleb314
gleb314
movie_rippers

Categories:

Конан-варвар (1982)



Фильм: Конан-варвар, 1982 год, США
Жанр: боевик, фэнтези
Режиссёр: Джон Милиус
Сценарий: Джон Милиус, Оливер Стоун
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Эрл Джонс, Сэндал Бергман и другие
Композитор: Бэзил Поледурис

Американский фильм «Конан-варвар» (1982 года) представляет собой, на первый взгляд, туповатый фэнтезийный боевичок. Но если копнуть поглубже… Дальнейший текст – это и есть попытка поиска глубокого смысла в широко известном фильме. Поэтому сюжет пересказывать не буду, кто фильм не смотрел, те вряд ли поймут о чём речь, увы.

Литературная первооснова.



Конан был придуман американским писателем 30-х годов Робертом Говардом. Однако, фильм не является экранизацией какого-то одного произведения. Сценарий фильма использует несколько разных рассказов, фактически можно говорить о наличии в фильме самостоятельного сюжета.

Немецкое влияние.



Пауль Рихтер в роли Зигфрида в фильме «Нибелунги» (1924 год, Германия).

Два выдающихся деятеля немецкой культуры 19 века незримо стоят за происходящим на экране. Это Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. С фамилией Ницше мы встречаемся в первых кадрах фильма – эпиграфом служит цитата «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Влияние Вагнера прослеживается в образе главного героя – он напоминает Зигфрида из нибелунговского цикла. Его подруга Валерия способна помочь герою даже с того света – чем не валькирия?
Действие, происходящее на экране, очень напоминает театр. В фильме почти не говорят. Образ создаётся за счет построек, напоминающих театральные декорации, за счет костюмов. И конечно, за счет музыки.

Музыка.

Поскольку эстетика фильма близка к театральной, без соответствующей музыки никакого впечатления бы не вышло. Значительная часть очарования фильма держится на музыке Поледуриса. В этой «киношной» музыке можно выделить заимствования из классической. Тема зла представляет собой псевдокатолические песнопения на латыни (этот приём использовался потом неоднократно во многих других фильмах, например во «Властелине Колец»). Тема порочного Востока напоминает болеро Равеля.

Актёр Шварценеггер.


Позднее, конечно, Арнольд стал вести себя на экране более расковано. Но в 1982 году, как пишут, для него проблемой было произнести даже краткие речи Конана. Поэтому основной актёрский приём – невозмутимость. Этот приём называется «нулевой оценкой» или «нулевой игрой». Что бы не происходило – просто не реагировать. Как остановившиеся часы иногда показывают точное время, так и полное отсутствие актёрской игры (при наличии опытного режиссёра) может создать сильный образ.

Герой  змееборец.

Победа героя над чудовищем (драконом, змеем) – один из ключевых сюжетов европейской культуры. Персей, Георгий Победоносец, упомянутый уже Зигфрид. Конан тоже убивает змея, причём делает это дважды. Первый раз – змей в храме змеепоклонников. Второй раз – сам Талса Дум, который умел превращаться в змея.

Распятие.

Сцену распятия главного героя можно понимать двояко. Можно – как противопоставление христианству. Конан распят, а затем возвращается к жизни. Но происходит это за счет его собственной силы воли и помощи верных друзей, без всякой божественной помощи.
Но возможно, сцена распятия является ссылкой на скандинавский миф о боге Одине, висевшем на Мировом Дереве. Поскольку Конан был распят не на кресте, а на стволе огромного дерева.

Тоталитарные секты.


Соперник главного героя (Талса Дум) обретает свою власть за счет «зомбирования» умов своих последователей. Внешний вид сектантов напоминает хиппей – белые одежды, цветы, экзальтированные девушки. В кратком разговоре с Конаном жрец упоминает о поиске «пустоты» - тут уже слышится что-то из буддизма, вошедшего в моду по всему миру во второй половине 20 века.
Есть и более древние намёки. По знаку Талса Дума девушка из числа его приверженцев не раздумывая кидается со скалы. Здесь воспроизводится рассказ о лидере средневековой восточной секты исмаилитов (европейцы называли их ассасинами).

Антикоммунизм.

Можно также разглядеть в приверженцах Дума намёк на «власть коммунистов». Лишённые силы воли, оболваненные безумными идеями, люди становятся послушными орудиями «вождя».  А индивидуалист Конан – один из немногих, способных выдержать взгляд Талсы Дума и не поддаться его влиянию. Конечно, эта аналогия может показаться слишком натянутой. Но в антикоммунизме режиссёра сомневаться не приходится. Поскольку через пару лет Милиус снял «Красный рассвет» - эталонную антисоветскую клюкву.

Запад против востока.


Авторы черпали культурные детали из истории всего Старого Света. Запад, Ближний и даже Дальний Восток – всё это можно разглядеть в фильме. Но победу главных героев можно рассматривать как торжество Запада над Востоком. Конан и Валерия – олицетворение сил Запада и лидеры. Вор Субудай и японский чародей Акиро являются их помощниками и играют второстепенную роль. (При этом роль японского чародея пародийна – он представляется всесильным, но в реальном мире не может сделать почти ничего. Восток много болтает, но мышцы сильнее у Запада).
Талса Дум – восточный деспотический лидер. Это подчёркивается убранством его дворца, музыкой. У актёра (Джеймс Эрл Джонс) в лице заметны негритянские черты (его отец также был актёром, одним из первых чернокожих актёров в США).

Оправдание аморальности.

Главный герой (Конан) не связан какими-то моральными или социальными нормами. Всё что хочет - берёт силой. Его расположение распространяется только на немногих друзей. На вопрос о счастье он отвечает легендарной фразой Чингисхана «сокрушать твоих врагов, видеть, как они убегают от тебя, и слышать плачи их женщин».
И здесь режиссёр совершает довольно хитрый трюк. Если бы Конан сотоварищи весь фильм убивал, жёг, грабил и насиловал – это вполне соответствовало бы убеждениям Конана. Но никакого желания сопереживать подобному персонажу у массового зрителя не возникло бы. Поэтому по сюжету Конан загнан в отчаянные обстоятельства и вынужден противостоять ещё более отвратительным персонажам. В условиях такого противостояния симпатии на стороне Конана – он хотя бы честен, он не манипулирует людьми, а просто убивает тех, кто оказался на его пути. В результате фильм становится гимном аморальности и индивидуализму.
Ещё одна характерная особенность – и торжество врагов Конана над жителями уничтоженной деревеньки (в начале фильма) и торжество самого Конана над врагами (схватка во дворце Дума во время оргии) сопровождаются одной и той же музыкальной темой.

Варвар как американский идеал.

В культуре США есть один естественный комплекс. У США не было долгой истории. Когда в странах Старого Света создавалась культура, по Америке ещё бродили индейцы (скромную культуру которых американцы потом свели под корень, и своей не считают). В результате возникает противоречие. С одной стороны, история и культура Старого Света для культурных американцев необходима. Отказаться от этой культуры – стать дикарём, варваром. С другой стороны периодически возникает соблазн заявить: «Пусть ваша культура древнее, зато наша воля сильнее! Америка – номер 1!». Поэтому варвар – один из любимых героев американцев. Варвар – человек полностью лишённый культуры, но обладающий сильной волей.

Варвар как идеал городского обывателя.

И в сердце простого обывателя тема варвара находит свой отклик. Жизнь современного обывателя комфортна и безопасна, но довольно скучна. Обыватель связан нитями множества обязательств – работа, семья. Приятно немного повоображать себя варваром, который делает только то, что захочет. К тому же, в отличие от реальности, в кино всё безопасно. А окажись рядом с обывателем настоящий варвар, он убил бы обывателя и трахнул его жену.

Главный парадокс фильма.

Фильм напоминает величественно здание. Это здание построено из деталей культуры – как Запада так и Востока. Поэтому выглядит оно немного эклектично, но всё равно величественно. Здание это было построено весьма непростыми и культурными людьми (Джон Милиус, Оливер Стоун, Бэзил Поледурис). А на вершине этого здание стоит культурный ноль, варвар. И исполняется эта роль совершенно нулевым актёром. Но всё здание построено именно с целью возвеличивания этого варвара.
Tags: благородные урки, забугорная дичь, золотой фонд
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 34 comments

Recent Posts from This Community