voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Алиса знает, что делает! (2013)



год: 2012
страна: Россия
сценарий: Кирилл Харламов, Мария Ошмянская.
режиссер: Игорь Ковалев
продюсер: Тимур Бекмамбетов, Илья Попов, Елена Маленкина
художник: Константин Ануфриев
жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези, приключения
Роли озвучивали:
Валерий Сторожик
Дарья Мельникова
Евгений Донских
Дмитрий Назаров
Алексей Колган
Анна Ардова
Армен Джигарханян
Мирослава Карпович
Ольга Сирина
Ирина Гришина


Сначала несколько слов, чтобы предупредить обвинения типа "вам не дорог образ Алисы!" Да, не могу сказать, что я горячий фанат Кира Булычева и образ Алисы для меня - это что-то святое и нерушимое, но произведения автора я считают однозначной классикой отечественной фантастики, а имя Алисы для меня - не пустой звук. Как и почти каждый ребенок Этой Страны, я в свое время читал основные произведения про нее, такие как "Тайна третьей планеты", "Путешествие Алисы", "Остров ржавого генерала", "Гай-до", "Конец Атлантиды" и "Город без памяти". Произведения, кстати, достаточно разные, от совсем детских, до весьма серьезных. Космические приключения, где главные враги - карикатурные космические пираты Крыс и Весельчак, - и серьезная антиутопия Средневековья "Города без памяти" - это весьма серьезная разница, так что я рос, что называется, на этих книгах с молодых лет. И, конечно, образ мне этот не чужой. Поэтому, когда я узнал (в том числе и через сообщество) о выходе мультсериала про Алису за продюсерством Бекмамбетова, я решил, что познакомиться с новым "переосмыслением" классики просто необходимо. Это было не так уж сложно - на рутрекере есть все семь серий. Конечно, поздновато мы за дело взялись, премьера еще в ноябре была, но лучше поздно...

Итак, сначала о хорошем, благо хорошее есть. Крайне рад тому, что наши мультоделы смогли сделать по-настоящему качественный и нормальный мультик, который можно смотреть без отвращения, без ненависти, без возмущения криворукой графикой и тому подобное. У мультика вполне хорошая, добротная по отечественным меркам картинка, качественная озвучка, не чтобы запоминающаяся, но вполне приличная музыка и нормальные вменяемые сюжеты. Что немаловажно, сюжеты действительно вполне фантастические, то есть будут инопланетные зверушки, растения, роботы, планеты механизмы и прочее, без чего даже фантастика, даже детская, превращается в забавный аттракцион типа "Дети-шпионы". Это плюс. Другое дело, что, конечно, это все равно только антураж, так как за семь минут на другую планету не слетаешь, да и говорить по скайпу с планетой за миллион световых лет невозможно.

Создателям удалось, не копируя прямо великих предшественников (переплюнуть мультик "Тайна третьей планеты" даже спустя столько лет все-таки наивно) - создать свою собственную версию, вполне себе основанную на оригинале, весьма переделав, но не исказив литературную основу. Понятно, что Алиса, Селезнев, капитан Зеленый и прочие с аналогами "Тайны третьей планеты" не сравнятся - но для мультика для детской аудитории они изображены вполне качественно, и в целом их роль булычевской соответствует. Опять-таки плюс. Алиса, хотя и имеет странноватую прическу, все же в целом представляет главные качества, которыми отличалась в оригинале - смелость и настойчивость. Видно, что авторы сценария читали оригинал и их "Алиса" - это не просто ярлык, за которым скрывается совершенно другая история. В общем и целом, почти по всем статьям готов поставить плюсы.

Теперь недостатки. Недостатка в целом два, но немаловажных. Первый - это то, что авторы явно ориентировались на западный опыт. За это говорит и стиль мультика, и внешность некоторых персонажей и прозрачные цитаты в отдельных местах. Кое-где нетрудно заметить "заимствования" - так, в первой же серии я наткнулся на истиноксов, подозрительно напоминающих зубастика из Футурамы. Ребенок, может, и не заметит, а вот взрослому глаз царапнет.

Но это в целом нормально, все друг у друга "заимствуют". Вторая причина посерьезнее. Это намеренная примитивизация и клишированность для понимания мультиков самыми маленькими. Сюжеты оригинального текста, и так не слишком сложный, теперь еще более спрямлены, а характеры героев порядком упрощены, чтобы уложиться в хронометраж заполненный в основном действием героев, а не их рассуждениями. Вот для примера пересказ самого первого, "Тайна последнего истинокса". Читать его необязательно, но представление о сериале он дает.

[Spoiler (click to open)]Итак. Ночью по инопланетном лесу бегут здоровенные трехрогие звери со здоровенными передними лапами - это барбады. Они прибегают на каменную поляну, где сидят зеленые зверьки с третьим глазом на стебельке. Это истиноксы. Внезапно полянка проваливается под землю, единственный истинокс, уцепившийся за край, убегает.

Хлоп! Мы в школе. Здоровенный робот Василий Петрович учит детей, которые сидят в оранжевых комбинезонах за партами с голограммами и списывают. Алиса связывает шнурки однокласснику Лехе под партой, тут ей на... девайс вроде часов на руке приходит голографсообщение от папы, чтобы она ему не звонила, у него ничего интересного. Естественно, Алиса тут же звонит и видит папу с профессором Гильямом, которые бегут за истиноксом. Истинокс забирается на дереве, закрывает глаза, мычит и что-то произносит, а потом бес сознания падает в руки наших биологов. Папа быстро объясняет, что коллективный разум истиноксов совершает предсказания. "А кто это сзади?" спрашивает Алиса. Биологи оборачиваются и видят

Тут Василь Петрович отнимает голограмму и спрашивает: "Списываем?" За Алису вступается Леха, Алиса кричит: "Шпионил?", Леха отшатывается, так как он привязан, падает, девочка с разноцветными волосами опрокидывает зеркало, учитель его конфискует, потом устраивает шмон сумке соседки, оттуда выпадает барахло начиная сковородкой и заканчивая кактусом, Леха пытается надеть ботинок, наступает на кактус, падает, другой одноклассник роняет круглый девайс, Петрович изымает изобретение и всех выгоняет.
Все сидят в коридоре, Леха достает билеты на футбольный матч, но Алиса заявляет, что должна спасти истинокса и разгадать пророчество, тут все замечают, что вода из аквариума сзади капельками летит в дверь, там она влетает прямо в Петровича, который хранит внутри себя конфискант, Петрович, перегруженный девайсом с водой, падает, теряет сознание, случайно нажимает кнопку блокировки дверей, Алиса кричит, хватает у Лехи шнурок с зацепом, они открывают окно, цепляются за верхний этаж, взбираются, пробивают стекло, влетают в класс, открывают Петровича, предотвращают взрыв.

Тем временем ходит по планете и видит наших космобиологов, которые, стоя на трапе корабля. тянут истинокса в разные стороны. Селезнев требует изучать его в зоопарке, а то он лекарства там забыл, от аллергии на животных, а Гильям - в естественной среде. Селезнев чихает, побеждает и все летят на Землю. прыгает на корабль, но тот закрывается и летит.

Дети выходят на улицу, Леха опять предлагает на футбол, Алиса его посылает, скорбит, что телефон на руке сломался, но наш изобретатель водосбора ей его чинит. Алиса связывается с мамой, та кричит, что скоро будет, но тут позади пролетает что-то и ломает какую-то конструкцию. Мама Алисы с роботом во вьетнамской конусообразной шапке кричат, и Мама обещает, что будет позже. Аллиса скорбит, потом решает не сдаваться и разобраться с истиноксом, надевает со всеми реактивные ботинки и взлетает. Леха кричит: "А я?" "А ты - на футбол!" - отвечает бессердечная девочка.

Прилатают домой, где домашний робот, увидев их, резко включает себя в розетку и делает вид, что уже давно пылесосит пол... Потом ноет, что его никто не любит, но девочка с разноцветными волосами его успокаивает и целует в лобик. Все входят в комнату Алисы, Алиса первым делом зафигачивает дротик в мишень на стенке, а потом все начинают разбираться с пророчеством истинокса. Рыжий изобретатель взламывает почту родителей Алисы, находит запись, они ее переносят на компьютер, начинают думать, тут же одну девочку пронзает озарение - а что, если истинокс говорит лишь часть пророчества, ведь разум коллективный? Ок, давайте попробуем.

Тут входит папа, который приветствует дочь (то, что она должна быть в школе, он, видимо, забыл), Алиса его обнимает, отец говорит, что она еще зимой обещала убраться, Алиса отвечает, что уберется потом, тут раздается крик разноволоски, Алиса с отцом врываются в гостиную, видят красотку с укусанным пальцем, которая хнычет, что всего лишь хотела пообщаться с истиноксом, Гильям кричит, что теперь тот вообще из-под дивана не вылезет. Алиса решает наладить контакт, кладет чупа-чупс перед диваном, а потом хватает высунувшегося истинокса... Тот сначала в ужасе, но у Алисы такое широкое доброе лицо, что он успокаивается. Все рады, но тут Гильям заходит за угол, и отправляет Селезневу сообщение, что у крысотигров в зоопарке эпидемия. Отец в шоке и тут же рвется в зоопарк.

Едва он уходит, друзья Алисы говорят ей, что истинокс предсказал, что ей суждено спасти будущее. Алиса в шоке, но тут Гильям говорит что-то типа "а вот хрен вам, а не будущее", отнимает истинокса, мчится на балкон, ловит летающее такси (ха, в будущем у такси зеленые шашечки...), прыгает в него, но тут Алиса хватает истинокса, профессор все равно вырывает его из рук, Алиса орет и падает с хрен знает какого этажа... прямо во флайер Лехи, который пролетал мимо. "Шпионил?" - кричит она и тут же требует погони за Гильямом. Два флайера несутся меж небоскребов необычных форм и цветов, флайер школьников чуть не терпит аварию, чуть не разбивается, но взлетает, а потом повторяет спецэффект Бекмамбетова из "Дневного дозора".

Да мамой клянусь! Машину Жанны Фриске, рассекавшую по гостинице Космос, помните?



Что меня еще удивило, помимо школьника, который запросто водит флайер, так это то, что у флайера нет крыши и ремней безопасности...

Наши герои в итоге попадают в висящую посреди неба рекламу футбольной команды Спартак-Марс. Очухавшись, Алиса кричит: "Ну ты тормоз, Леха!" Но тут совершенно случайно мимо пролетает Громозека. Алиса хватает шнурок с зацепом, лихо спускается вниз, чуть не падает, но ее хватает Громозека, смеется, радуется, пьет валерьянку.



Громозека - версия 2.0. Кто сказал: "Лило и Стич?"

Та ему рассказывает, что папа попросил ее слетать на планету истиноксов, ну так, по делу. Громозека хитро улыбается, но выполняет просьбу. Наши школьники тем временем прибегают к Селезневу, который-хрен-знает-сколько-времени-там-провел-чтобы-понять-что-крысотигры-здоровы, и разъясняют ситуацию, и он с ними тоже летит на планету.

Алиса с Громозекой высаживаются, выходят, Громозека решает хлебнуть еще валерьянки, но проливается сквозь землю. Алиса оборачивает, машет головой и видит барбада.. Сначала она его дико боится, но тут же думает - а что, если барбады защищали истинокса? Ни малейших причин считать так нет, но догадка верна - барбад кивает головой и показывает ей на землю. Алиса наклоняется, колупает землю... и падает вниз. Там подземелье, Громозека в клетке (в мультике между этими событиями прошло ровно 54 секунды), Алиса идет дальше и видит кучу истиноксов без сознания в емкостях с зеленой водой, подключенных к какому-то аппарату, и Гильяма, который опускает истинокса в последнюю емкость. Алиса набигает, выхватывает истинокса, Гильям слащаво пытается подлизаться, мол, дар истиноксов должен принадлежать человечеству - "переходи на нашу сторону Силы, Люк!" (с) Алиса говорит: "Вам ответить вежливо - или честно?" Гильям мрачнеет и пихает в емкость их обоих, где их тут же обвязывает провод, после чего подключает другой провод к истиноксу, а потом громко вещает, какой он командор Зла и что благодаря истиноксам он овладеет даром предсказания будущего и садится в кресло.



Великий Повелитель Зла профессор Гильям. Кто сказал: "Механикус из Алладина"?

Алиса шепчет на ухо истиноксу, тот откусывает провод, они выбегают, подкрадываются за кресло к Гильяму и Алиса вынимает разъем, случайно опрокинув и истинокса. Гильям выскакивает, хватает ее, но тут врываются все остальные герои повествования, запасливая девочка метает в него сковородку и его связывают его в кресле. "Скорее, освободим истиноксов!" - кричит Алиса. "Надо спустить воду!" - отвечает папа (какие диалоги, какие диалоги... (рыдаю от восхищения)). Изобретатель предлагает свой девайс. Вода выпущена, истиноксы откусывают провода,бегут по стене наверх, к выходу. Увидев это, Гильям нажимает на кнопку, его кресло взлетает, и он струей реактивных газов длиной метров десять пытается покарать наших героев (учитывая, что голубой, самый холодный слой огня, как я помню из школы, запросто плавил пол, я боюсь даже представить, чем он заправил свое кресло). Наши герои хватают свой водоносный девайс и выпускают зеленую воду в профессора. Тот дико мечется под струей воды, мельтешит в кадре и вылетает в отверстие наверху.

Финал. Профессора, связанного как колбасу, несет Громозека на веревочке, Селезнев сокрушается, что не разглядел Командора Зла с кудрявом очкарике, а школьники печалятся о последнем истиноксе, который так и не очнулся. Кладут его на землю и скорбят. Потом оборачиваются с ненавистью смотрят на профессора. Леха жалеет, что билеты на футбол пропали, бросает их, тех падают на нос истинокса и тот приходит в себя, бросает билеты в Леху и начинает говорить: "Руки! Я пострадал! И требую компенсации! Жить будууууу... (смотрит на Алису) вот у тебя! Запоминай - четырехразовая кормежка, мягкая подстилка и!.. (медленно) чесать за ухом!.. ". Леха удивлен: "А чего это он трындит?" Истинокс, оказывается, крутой.



"Ю а битч, мазефаке!!!"

"Сам ты трындит! Алиска на меня провода уронила, вот меня и прошииииибло! Вот он где теперь - коллективный разум! А я теперь - суперистинокс! Зовите меня просто... СУПЕР!" (конец цитаты).

Но его обзывают Пупером, в смехе подкидывают - и... титры.


И вот ВСЕ ЭТО - за 25 минут. Нет, сюжет в целом вполне нормальный, интересный, захватывающий, снято хорошо, но динамика событий такая бешеная, а поступки героев настолько быстрые, что даже мне трудно было уследить за последовательностью действий и их развитием, а уж ребенок... Ребенок, думаю, в любом случае будет воспринимать это как быструю и красивую смену картинок. Не вижу здесь ничего плохого, для детей тут ничего плохого нет. Но я, увидев, что меня и в других сериях ждет та же мотивация персонажей - в духе "Я еду на планету!" "Там вулкан!" "Я все равно еду!" или "Говорящие камни!" "Да, мы говорящие камни" "Я поняла, вас надо сложить!" - решил, что для ознакомления и двух серий хватит. Ибо там упор в целом не на сюжет, а на внешние действия, и характер героев в целом имеет опосредованное значение.

В итоге волей-неволей пострадали характеры персонажей, которые были явно примитивизированы.

Алиса получилась, в противоположность литературному оригиналу, однозначным лидером компании своих друзей, хотя если кто-то читал любую книгу, то помнит - там она выделялась среди сверстников только отвагой и решимостью. В остальном ее друзья ничем не уступали ей, а то и превосходили по каким-то качествам. Аркаша Сапожков, например, был рассудительным интеллектуалом-педантом, а Паша Гераскин - отчаянным дворовым сорви-головой, без осторожности, но с чистым сердцем. В мультике Аркаша превратился в странноватого флегматичного ботаника с прической в виде морковки (как она вообще посередине башки поставлена?) и странным акцентом. А Паши Гераскина вообще нету, вместо него только слабоватая копия - Леха. И вообще, дети-персонажи откровенно бледноваты, видимо, чтобы выделить Алису, которая на этом фоне смотрится горячей необузданной искательницей приключений, а не спокойной, сосредоточенной девочкой, которая лезет в приключения ради других - как в оригинале. Взрослые персонажи выглядят более убедительно, но тоже в основном несут подобную несложную функцию: "злодей", "капитан", "биолог". На мой взгляд можно было бы сделать и лучше - доказательством может быть любой советский мультик, где нередко не за 25, а 10 минут показывали героев, которые не могли не запомниться. Впрочем, не будем касаться прошлого - современные Смешарики по этой части ничем не хуже, хотя сюжеты там еще проще.

В общем, если бы сюжету добавить поменьше динамизма, когда в кадре постоянно что-то летит, прыгает, скачет, падает, движется - и вместо этого развить логику ситуации, персонажей и их характеры - то честное слово, поставил бы однозначную пятерку мультику. А так, извините, только четыре.

И еще претензия. Не знаю, как вы, а я не очень хотел бы, чтобы мои дети смотрели мультики, где школьники общаются словами "тормоз!", "трындит", "типа", "совсем залипли?", "чо", "ваще" и так далее. Эти слова-паразиты и вообще достаточно примитивная лексика героев-детей меня не порадовала. Я понимаю, это попытка подделаться под лексику аудитории. Но, во-первых, эта попытка неудачная, во-вторых, дети в реальности и матом спокойно разговаривают в школе - это тоже поддерживать? А в-третьих, почему-то в детстве я, читая книги с Алисой и смотря "Тайну третьей планеты", не испытывал ни малейшей необходимости в том, чтобы Алиса общалась такими словами.

И да, насчет прически Алисы. Если она вас задела - могу успокоить, тут у всех такие.



Как сделать персонажа более фантастическим? Сделай ему необычную прическу!



Лилу одобряет!

Мне, впрочем, это не слишком мешало (за исключением этой долбаной морковки справа!).

В целом, за исключением этих недочетов, мультик получился, на мой взгляд, не шикарным, но вполне нормальным и пригодным к просмотру. Я, в отличие от возмущенных рецензентов по всему интернету, не собираюсь кричать, что, мол, мультик ужаснее ядерной войны, а Бекмамбетов покусился на святое, разрушил светлый образ Алисы Селезнева и все такое. В конце концов, мультик снимался не для тех, кто в 80-е ходил в кинотеатр, а для современных детей и показал им вполне нормальную современную версию Алисы, хотя я бы рекомендовал ее не 12-летним, а все-таки 6-7-летним. Сравнивать с предшественниками, я думаю, не особо стоит, поскольку у мультика и аудитория не та, и задачи, и уровень, да и о дословной реализации оригинала речи не шло. В своей нише он вполне неплох, а связь с оригиналом тонкая, но безусловно есть.

Если же вы хотите, чтобы ваши дети узнали "настоящий" образ Селезневой - ради бога, дайте им оригинальные книги, которые однозначно лучше. Надеюсь, им понравится, ведь булычевская Алиса была и остается классикой отечественной детской литературы. Да и вообще, читать полезно. А мультик будет хорошей почвой для пробуждения интереса к книге.
7/10.
Tags: бекмамбец, ведь могут же!, мультеги, положительный пример, фонтаздика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments