voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Маньяк (2012)

Маньяк

Maniac
Маньяк (Maniac)


Красавчик Элайджа Вуд в роли кровожадного маньяка? Да вы шутите?

[Spoiler (click to open)]

А вот и нет, ублюдок...


Когда я узнал про выход фильма "Маньяк", ремейк фильма 1980 г., особого желания смотреть его не возникло, поскольку странным казался и выбор главного героя, и сам факт ремейка настораживал. Известно, что нынче ремейки редко удаются. К тому же среди отзывов было много и отрицательных. Тем не менее, со временем я решил познакомиться и с этой ролью известного актера. Результат - фильм оказался лучше, чем можно было бы ожидать.

О чем фильм. В Лос-Анджелесе живет парень Фрэнк, типичный волосатый хипстер, который занимается реставрацией манекенов. Его мать была не то проституткой, не то шлюхой, что и нанесло ему сильную психологическую травму. Он втайне видит в каждой женщине свою мать и по ночам устраивает на них охоту, убивая огромным ножом. Кроме того, Фрэнк болеет некоей "мигренью" - когда у него начинает шуметь в голове, а взгляд размывается, поэтому он сидит на таблетках.

Интересно, что фильм почти целиком идет от лица главного героя, то есть, "его глазами". Сам Элайджа Вуд появляется всего на несколько минут на весь фильм, почти исключительно - в отражениях. Сделано это, видимо, для погружения в мир маньяка. А заодно, чтобы не показывать, как Вуд традиционно недоигрывает))) Причем в тех редких случаях, когда мы его видим, маньяк отличается в основном отсутствующим видом и холодными голубыми глазами, смотрящими в никуда.



Фильм отличается уклоном в ретроужастики - убийства показаны практически как в слэшерах 80-х: кроваво, неприкрыто, намеренно эпатажно. Герой душит женщин у нас на глазах, срезает у них скальп с головы, держа голову в руках, один раз даже блюет на камеру. Сами убийства сняты традиционно тупо, заподозрившие слежку женщины бегут, разумеется, в заброшенные места типа ночных автостоянок, где не бьют по сигнализации, а пытаются спрятаться между машин, поэтому предсказуемо попадаются.

Сами жертвы маньяка тоже не особенно красивые. Вот, например, полюбуйтесь на чудо, какое он нашел вконтактике и пригласил в ресторан на знакомство.



Первое время на приключения одинокого маньяка, режущего скальпы, смотреть интересно, но потом возникает вопрос - что же дальше? А дальше в повествование входит романтическая линия. В жизни Фрэнка случайно появляется фотограф Анна, которую играет очаровательная Нора Ардезенер.



Разумеется, это луч света для Фрэнка. Он чувствует к Анне глубокую симпатию, что неудивительно. И хотя он так и не прекратил убивать женщин, но теперь у него есть какая-то цель в жизни. По существу, романтическая линия и становится главным стержнем сюжета, вокруг которого и вертится действие.

Чтобы не спойлерить, перейду сразу к впечатлениям. Фрэнк - типичный рефлексирующий кино-маньяк, который выбирает жертвы наугад, он спонтанен, болен, жалеет о своих поступках, но не может остановиться. Он мало заботится о своей безопасности, и если его еще не поймали, то только потому, что таковы законы жанра. Однако есть еще причина, по которой он убивает - в обычной жизни он никто, слабый нерешительный паренек, над которым подчас даже смеются. Даже для Анны он всего лишь хороший друг-знакомый. Убийство же дает ему, как он того сам не понимает, какое-то самоутверждение и утешение о матери. Когда я посмотрел фильм, я был в некотором недоумении от того, почему все-таки на эту роль выбран именно Вуд. Но при размышлении я понял - была цель показать тихого, незаметного парня, смазливого хипстера, который никому не внушает ни подозрений, ни страха. Маленького одинокого человечка. И это, пожалуй, удалось. В этом плане Элайджа вполне справился.

Линия повествования здесь весьма выдержана. Можно жаловаться на некоторую затянутость, но в фильме нет нестреляющих ружей, нераскрытых моментов или каких-то крупных ляпов сценария, если не считать те же традиционные натяжки хоррор-фильмов в виде глупых жертв и бездарной полиции*. Актеры отыграли хорошо, к игре их трудно отыскать претензии. Сам же фильм пропитан атмосферой мрачности и безысходности. Это выражено в панораме ночного города, которую регулярно видно из окна маньяка, уродливом виде его комнаты с носящимися над скальпами мухами, регулярных припадках Фрэнка - и так далее. В конце фильма в попытках добиться счастья с любимой безысходность и трагедия жизни реставратора достигает апогея и завершается закономерным крахом всего. Финал является, на мой личный взгляд, наиболее пронзительной сценой, где адекватно переданы трагедия, саспенс и романтическая драма.

Интересно, что в отличие от оригинала, в фильме больше уделено внимания непосредственной работе Фрэнка - манекенам. Более того, они становятся для режиссера неким символом фильма, в котором можно разглядеть при желании не только фетишизм главного героя к женщинам, но и сам символизм его бесплодной и, несмотря на переодическое рефлексирование, пустой как статуи, жизни и души. Хотя само по себе это слабо связано с сюжетной линией, определенную попытку вставить в повествование символизм и провести реальную параллель между неживыми людьми и неживой имитацией людей - то есть, какую-то более глубокую идею, чем обычно в трэш-фильмах - я оценил.

Нельзя не отметить и великолепное музыкальное сопровождение, которое специально сделано в духе электронной музыки 80-х и наполняет душу зрителя заунывной тоской, погружая еще больше в мир грусти и страха. Композитор заслуживает однозначной пятерки.

Подытоживая, можно сказать, что это - действительно заслуживающий внимания хоррор-фильм с рефлексирующим убийцей-сумасшедшим, снятый с отсылками к ретро, но вполне в собственной манере, что придает ему на современном фоне оригинальное звучание. Он действительно может вызвать у зрителя эмоции: то страх, то отвращение, то печаль. А акцент на чувствах маньяка и желание показать его психологический мир дает фильму право считаться некоторой попыткой ввести в фильм нотку драмы. Конечно, всего лишь нотку, так как это не основная тема, но тем не менее, это отличает фильм от стандартных ужастиков.

Чтобы быть совсем уж справедливым, я посмотрел и оригинал 1980 г. К сожалению, в том убогом переводе, который оказался на рутрекере. Начиитавшись рецензий про шедевральный фильм и постановку, и т.д. и т.п., был разочарован. Фильм оказался типичным представителем хоррора начала 80-х с плохой пленкой, плохо развитыми ролями, убийцей, который может выйти из-за спины посреди пустого пляжа, галлонами клюквенного сока вместо крови, замедлением на кровавых сценах с "крутыми" спецэффектами в виде разрывающихся голов, третьесортной операторской работой и т.д. Как оказалось, ремейк в основном повторяет линию оригинала, многое, конечно, добавив от себя. Маньяк здесь тоже обычный человек, который ходит по городу, убивает и время от время не просто рефлексирует, а прям-таки рыдает в камеру. Только здесь это не симпатичный мальчик-хипстер, а здоровый усатый мужик с животом. Вне убийств он ухитряется ничем не запомниться и ничем не выделяться, как молчаливый водитель такси, который вас возил на прошлой неделе. Фотограф Анна здесь тоже оказалась не особо примечательной, в общем, теткой с фотоаппаратом. Единственно, что, видимо, отличает ленту от других подобных фильмов - что на роль маньяка был выбран реальный человек, а не некий восставший из мертвых дух, терминатор, показанный за кадром психопат-одиночка, неизвестный убийца и т.д. Сюжет тоже показан как жизнь одного маньяка, жертвы проститутки-матери. Но на мой взгляд, ремейк выполнен куда более ровно, аккуратно и талантливо, причем режиссер добавил туда куда больше и драмы, и романтики, и умения.

На мой взгляд, особенно это видно по финальной сцене. Не буду спойлерить, но они почти совпадают в обоих фильмах, однако единственная деталь в ремейке, вставленная отнюдь не случайно, показывает нам, что это была не сцена традиционного трэш-хоррора, как в оригинале, а некая полуфилософское иллюстрация к финалу жизни маньяка, которая должна пронзить зрителя больше, чем разрывающаяся кожа.

В общем, фильм довольно стоящий и просмотра заслуживает. За хорошую режиссуру, сюжет и прочее я бы дал 7/10. А за попытку вставить драму и символизм даже накинул бы еще балл. Но это уж кому как понравится.

Кстати, я посмотрел, режиссер отличился еще парой таких фильмов про нетрадиционных маньяков с нетривиальной завязкой. Можно, наверно, и это посмотреть.

* Хотя нет, вру. Вряд ли во время аварии можно выпасть из машины так, чтобы дверь осталась закрыта)))

P.S. Тема сисек в фильме раскрывается один раз и очень убого. Не надейтесь.

Tags: УРА!!!, положительный пример, птичку жалко, шикарно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments