wwold (wwold) wrote in movie_rippers,
wwold
wwold
movie_rippers

Categories:

Про хоббитца...

За синие горы, за белый туман

В пещеры и норы уйдет караван;

За быстрые воды уйдем до восхода

За кладом старинным из сказочных стран.

В выходные по ящику прогнали первую часть "Хоббита", что подразумевает, что на подходе вторая и пиплу надо освежить эмоции и память. И если разовый просмотр на большом экране был терпим, то телевизионная версия окончательно убила моё мнение о фильме. Поэтому разнесём его на молекулы;).
Считается, что Питер Джексон в хоббитомании был весьма близок к оригиналу. Не спорю, что касается самого сюжета, то буйной фантазии пока не присутствовало. Другое - смыслы. До недавнего времени считалось, что любое произведение должно нести смысловую нагрузку. И сказки в том числе. Как человек, безусловно, гениальный и проницательный Толкиен вложил в свои произведения массу аллегорий и предвидений, которые не так-то просто изложить в строго рациональном ключе. Но без попытки их осмысления и передачи в визуальных образах – кинопроизведение теряет аутентичную канву повествования, превращаясь в простой и забористый экшн.

Сложность интерпретации Толкиена заключается в том, что его произведения эпичны. В противовес пафосности современной голливудщины. Это как с эротикой - чуть дал фальши и остаётся одна пошлость. Поэтому в современном киноматографе обнажёнки полно, а эротики нет. Тоже самое и с эпичностью.

Конечно, любому творцу хочется переосмыслить произведение согласно дыханию современности. И в данном случае творение Питера Джексона более чем показательно. Рассмотрим это подробнее.

В какое время творил Толкиен? Это закат величественной британской империи. Поэтому нельзя канву повествования отделять от этой значимой вехи в жизни британского джентльмена. Не забудем, что сам автор родился в южноафриканской колонии. Собственно в Англию семья вернулась в 1896 году после смерти главы семейства, где он был управляющим банка. И вот из страны детства и достатка Джон возвращается к скромному существованию в Англии. Лично мне после этого становиться понятна мечта об Одинокой горе. Это аллегория на возвращение в детство, отнятое жестокой дланью судьбы. Не злато и серебро интересовало гномов – их тянуло в путь тоскующее сердце автора.


Видение гномов в советской версии «Хоббита».

Вообще, «Хоббит» очень личное произведение. Например, путешествие через Мглистые горы основано на пути, который Толкиен с двенадцатью товарищами проделал от Интерлакена до Лаутербруннена в Швейцарии. И что касается Бильбо, то очень заманчиво его подать как современного офисного хомячка, так сказать через призму эпохи. Но Бильбо Толкиена добропорядочный буржуа, убаюканный сытостью умирающей империи, которую создавали его предки, которые этой сытости ещё не знали и в них кипел дух авантюризма и жажды лучшей жизни. В нём ещё не умерла, ставшая уже тайной, страсть к подвигу и приключениям, которые когда-то создала великую империю. Но сытый образ жизни переборол авантюрный дух, и вместо опасного «бремя белых» появилась уютная хоббитчья норка. Британия теряла имперский статус из-за этих уютных "норок", что пророчески и заметил Толкиен. И соблазнение Бильбо на безрассудное (с точки зрения обывателя) приключение – это тонкий, но весьма важный штрих, который у Джексона потерян:

Пока гномыи пели, хоббит представлял себе красоту рукотворных сокровищ, созданных мудростью и чарами труда, ярую и ревностную любовь к драгоценностям, живущую в сердцах гномов. Внезапно проснулась туковская половина, и Бильбо захотелось увидеть высокие скалы, услышать скрип сосен и рокот водопадов, посмотреть на пещеры и подержать в руках меч, а не трость. Он выглянул в окошко. Над деревьями раскинулось темное небо с мерцающими звездами, и Бильбо показалось, что так сверкают самоцветы в темноте пещер.

Бильбо Джексона это офисный хомячок, у которого туковская половина давно отрафировалась. Более того, Толкиен писал о смехе эпох, что выглядит тоже пророчески. Он покинул этот мир, когда он стоял на пороге Постмодерна. Той эпохе, которой хорошо описана во «Властелине Колец», когда эльфы, люди и гномы не желают более объединяться ради победы над извечным врагом. Враг силён не от того, что могуч и имеет несметные армии. Он силён потому, что никто не хочет с ним бороться. И величественная белая цивилизация загибается от внутреннего гниения. И не Фродо несёт кольцо всевластья к Орондуину – это каждый сам пытается пробить себе дорогу сквозь мир, который разучился сражаться за свою судьбу.

Гномы из мультика «Хоббит» 1977 года.

Ни Джексону, ни эльфоамериканцу Арагорну (в джексоновской трактовке) этого не понять. Задача стоит чисто механическая: некий перец (Чёрный властелин) опять восстал против общечеловеческих эльфоамериканских ценностей, а значит, надо принести в Мордор свет демократии на острие гондорских и эльфийских клинков. Что касательно америкосии звучит очень понятно и современно. Единственно, что не понятно ни Джексону, ни эльфоамериканцу Арагорну с какого хрена главный «бэтмен», он же Арагорн, выполняет роль операции прикрытия, а основной груз противостояния с Врагом выполняет задохлик Фродо. В итоге это было воспринято как блажь автора (очень уважаемого), а Арагорн с натугой и дешёвым пафосом сыграл согласно канве произведения: типа, эльфоамериканцы трудностей не бояться – надо голой сракой на ежа сесть – значит, так тому и быть, а переживает путь ёж.

Дело в том, что сейчас модно ассоциировать Тёмного властелина из Кольца Всевластья с красной угрозой СССР. Даже выстраивать на этом эпическое представление борьбы западных ценностей с варваризированным востоком. Но если понять, что Бильбо это обывательская погибель великой империи, а военного горя сам Толкиен хлебнул на Германском фронте во время Первой мировой войны, то эта ассоциация выглядит надумано. Тьма, которая возвращается, после трудной и крайне кровавой победы сил добра – это Германия в послевоенный период. Гитлер – вот новый владыка тьмы, а возрождённый вермахт это орочьи орды Мордора. Толкиен не видит сил на западе, которые могут низвергнуть нового владыку тьмы – отсюда упование на малых мира сего. Именно поэтому Арагорну отпущена роль второго плана и операции прикрытия. Саурона повергла судьба, рок, роль которого в нашем мире выполнил СССР, то есть люди, которые смогли, не смотря ни на что, дойти до своего Ородруина Берлина.

Гном Гимли в Джексоновском "Кольце Всевластья"

Впрочем, всё это не просто разглядеть в легендариуме Джона Р.Р. Толкиена. Каждый увидит своё. И если основная мысль произведения – весёлое месилово, то значит - так тому и быть. Ведь мы живём в четвёртую эпоху, а в ней все приоритеты изменились по определению.

Гномы по новой версии от Питера Джексона. Даже писюхи должны найти себе кумиров для почитания. Иначе, какой это бизнес? Всё для фэнов, всё для банкета золотого тельца! Особенно, когда народ охренел от цифровой действительности и хочет сказки. Простой, понятной и с хорошим концом, а не банду клоунов и хипстров в гномьих обновках.
Впрочем, со следующим своим произведением Толкиен продюсерам не угодил – в Сильмариллион соваться опасно. Уж больно будут серьёзные параллели с крахом Pax America. Даже не представляю, как из этого парадокса будут выкручиваться эльфоамериканцы;). Ну, это уже другая история.

Tags: атака клоунов, креатифф, птичку жалко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →