voencomuezd (voencomuezd) wrote in movie_rippers,
voencomuezd
voencomuezd
movie_rippers

Categories:

Евгений Онегин (1998)

Онегин

Onegin
Онегин (Onegin)
год
страна
слоган «Привычка свыше нам дана: замена счастию она.»
режиссер Марта Файнс
сценарий Питер Эттедги, Александр Пушкин, Майкл Игнатьефф
продюсер Саймон Босанкет, Айлин Майсел, Рэйф Файнс
оператор Реми Адефаразин
композитор Магнус Файнс

В главных ролях:


"Евгений Онегин". Сокращенная версия для взрослых.

Откровенно говоря, сначала я не хотел писать этот пост, так как на том же кинопоиске были вполне адекватные моему мнению отзывы. Но потом я решил, что чтобы окончательно поставить точки над i, неплохо дополнить отзыв циничным пересказом. Тем более тут трудно раскрыть какие-то сюжетные коллизии.

Итак, англо-американская экранизация крупнейшего шедевра отечественной и мировой классики и почему можно ее не смотреть.


Начинается фильм точь-в-точь как слэшер!!! Под угрожающую музыку по зимней дороге медленно движется компания тинейджеров, которая решила съездить на кладбище сани с кучером. Внутри сидит, собсно, сабж, угрюмый как сто кладбищ в России.



Что, кто-то удивится, и скажет, что по его мнению, Онегин был помоложе? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», скажете? Ну и чо? В поэме и Татьяне всего тринадцать, так что усохните.

Главное, что он красивый. И внушительный. «В своей одежде был педант. И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил».
Да, вы угадали. В фильме не будет ни одной сцены, где Онегин заботится о своей внешности.

Онегин скучает. Читая в прозе первые строчки поэмы, он лениво раздумывает, "когда же черт меня возьмет" и выстреливает в зрителя целой серией флэшбеков о жизни в столице. Ну-ка, поцыки, быстро вспоминаем школьный курс! Чем он там занимался?

Уж тёмно: в санки он садится.
"Пади, пади!" - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.


Ну, а в фильме он занимается тем, что на спор трахается с великовозрастными светскими дамами, которым годится в сыновья.



Основной контингент ловеласа Онегина. Эх, ходок мужик!

Наш Онегин вообще большой мастер соблазнения. Вот как он приступает к ласкам какой-то бабы, которая курила на диване в нос.



"Вкуфная нофка! Обафаю нофку на уфын!"

В общем, "Люблю их ножки; только вряд Найдете вы в России целой Три пары стройных женских ног".

Ну, а за завтраком во время рисования карикатур (точь-в-точь как Пушкин, какое совпадение...) Онегину попадается письмо, что дядя плох и все, капец, приезжай. Онегин вяло улыбается и пожимает плечами. Слуга как бы намекаэ... Что, мол, барин, весьма вовремя дядя готовится болты нарезать. А то так скоро вам уже Хлестакова играть придется. "Тя не спрашивают!" - какбы говорит Онегин, но в деревню едет, конечно. "Но, прилетев в деревню дяди, Его нашел уж на столе, Как дань готовую земле".



Да, в России принято хоронить помещиков в больших деревянных ящиках из-под муки вместо гроба.

На следующее утро старуха, оставшаяся от дяди, говорит, что пришел душеприказчик. Ну, юрист-очкарик, значит, бубнит про дом, 500 крепостных и все такое, а Онегин от скуки пялится в окно, где видно, что из дома выходит баба в черном. Потом он идет мимо крепостных, которые кланяются ему в пояс и, не отрывая лица от земли, подносят в дар какую-то флягу с самогоном. Русский обычай, чо. Больше ведь им дарить нечего.

Но Онегину интереснее баба. Это Татьяна Ларина, которая захаживала к дяде за книжками. Да вы и сами знаете. Удовлетворившись объяснением, Онегин продолжает демонстративно хандрить и никого не принимает под предлогом, что он в трауре.

А сам, когда снега сошли, пошел на охоту и тут же обнаружил крупного зверя - какого-то коня в пальто мужика, который стоял посреди поляны и, за неимением магнитофона, сам громко распевал на весь лес Шуберта на немецком. Действия Онегина?



Да, а оленя я сегодня завалю большого!

Вышибив мозги соседу-конкуренту под предлогом несчастного случая на охоте Пальнув в воздух, Онегин начал знакомиться. Оказалось, это Ленский. Тот самый, "С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт... Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч".



"Осьмнадцатилетний" Ленский. Что значит, "кудрей нет"? Формалисты! "Вам, ничтожным людишкам, нужно, чтобы ваш герой сидел на коне, а мой - сморкается!" (с)

Мужики шуткуют и решают пообедать, если, конечно, господин Онегин не захочет застрелить скучного собеседника. Сам Ленский, судя по всему, стрелок вообще фиговый - потому что кто еще потащит на охоту мушкет?



Семейная реликвия! Мы ее на каждую охоту носим - вдруг медведь, а мы раз - и по голове ему прикладом!

Покушав на полу в сапогах (?), дворяне беседуют, и Ленский рассказывает про семейку Лариных в соседнем поместье. Онегин равнодушно усмехается, но все-таки идет. Ну, и в прихожей замечает в окне прекрасную Татьяну, которая, однако, быстро уходит. Ну, типа предзнаменование.

Дальнейшая сцена заставляет хихикать. Ленский со своей Олюшкой играют на рояле и напевают песню... "Ой, цветет калина". На английском!!!
Феерическое зрелище.

Впечатление усиливается тем, что Онегину в этой сцене приносят клюквенный морс брусничную воду. "Прекрасно освежает", - вежливо говорит Онегин, за кадром выплюнув ее в раковину скорчив рот.
Готов поклясться, на съемках рекламы Кока Колы тоже так делают.
Нет, я понимаю, что у Пушкина так и было, но отделаться от впечатления, что ему дали клюкву, нельзя.

Ну да ладно. Пока Онегин с привычной унылостью шутит над смертельным пением Ленского, заходит местная ботанка Богиня!



Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.


Чё-то не похоже.
Кстати, с этим выражением лица она проходит почти весь фильм.

Вечер, званый ужин. Едят дворяне, само собой, борщ с черным хлебом, что же еще. За ужином Онегин в шутку спорит с французом-воспитателем, троллит собравшихся тем, что сменит барщину на оброк, чем вызывает легкий ропот. В общем, вяло ёрничает.

Потом заходит за книгами Татьяна, Онегин в целом приятно удивлен и дает ей роман Руссо - про влюбленных. Татьяна чуток мнется, а потом спрашивает, серьезно он это про оброк. Ну, он признается, что троллил - просто ему лень следить за поместьем. Татьяна уходит. Крупный план. Заунывная музыка. Вздох Онегина.

Читать Татьяна пошла на озеро, в лодку, и под съемкой оператора сама не заметила, как задремала. Думаете, щас будет сон Татьяны, описанный в поэме? А вот хрен вам!!! Вместо этого на то же озеро приходят Онегин с Ленским. Ленский радостный, веселый, бросает камушки по воде, а Онегин как всегда вялый и манерный, ножку в воде полощет. Татьяна смотрит... и проника-а-ается.

Ленский просит Онегина читануть его стихи. Если вы думаете, что сейчас будет чтение стихов, то ошибаетесь. Это кино вообще любит неожиданности! Герои просто уходят в сапогах с озера и по пути замечают Татьяну. Следует переделанный в прозу известный диалог.

"Неужто ты влюблен в меньшую?"
- А что? - "Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал"=.


Стараниями сценаристов и переводчиков диалог превратился в приблизительно следующее:

- Был бы я поэтом... Выбрал Татьяну.
- Что, Ольга не нравится?
- Нет, ты чо. Просто... был бы я поэтом... Ну, ты понял.
- А чо не Ольгу? Брезгуешь, гад?
- Ну, она Б-гиня. И вообще, ты уже ее как бы... Ну, ты понял.
- А чо на Татьяну запал?
- А чо, нельзя?
- А что ты такой борзый?
- Я не борзый. Я только заметил...
- Да пошел ты!.. Что, думаешь, моя Ольга лохушка сельская провинциальна?
- А сам-то как?
- А может, и я такой?
- Может.
- А что тогда ты мой дружбан?
- Да я-то не комплексую.
- Ну и... и я не комплексую.

"Как-то так" (с).

Потом Татьяна вместе с няней (чей образ не прописан в фильме ВООБЩЕ) гадает на воске, и нянька предсказывает им женитьбу на военных. Обоим. Фатум, штоб его. Драм-м-ма. И несчастная Татьяна, распустив косы, ложится спать в какой-то пустой бане или типа того, а потом читает. Не спится. Она спрашивает няню о любви. Любовь известна.

- И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.


В фильме это урезали примерно так: "И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Мне с плачем косу расплели, Да с пеньем в церковь повели".

Экономно!

Чуть-чуть походив для приличия в изображении духоты и вспыхнувшей страсти, Татьяна берется за перо и пишет письмо Евгению. Письмо под заунывные звуки из Сайлент-Хилла несет бегущий мальчик, и на этом фоне незаметно, что где-то там на заднем фоне звучит песня "Коробочка", написанная через полвека.

Татьяна картинно вытирает пальцы, испачканные чернилами - испачканные сильно, как кровью. Это экономит несколько строф из поэмы с описанием чувств Татьяны. А Онегин сначала бросает письмо в камин. А потом, подумав чуть-чуть, вытаскивает и складывает. И ВСЕ ЭТО БЫЛА СТРАСТЬ И ДРАМА!

Кто-то, наверно, скажет: "То есть, просто вынул письмо из огня?! А как же все это?

Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он,
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной".


А вот так. Когда бросал, не проникся, а потом "живо тронут был и вспомнил бледный вид" - вот и вытащил. Буря чуйств крупным и средним планом за пол-минуты! А вы так не умеете, сосунки!

На следующее утро Ленский у Лариных. Играет в шахматы, умилительно съедая собственную ладью, рассказывает, что поспорил с товарищем, и так далее. Онегина решено пригласить на именины. Пофигист, как всегда, опоздал и пришел прямо во время чтения французом кавказского тоста дарственной оды, но ему плевать.

Заметив Евгения, Татьяна отошла, согласно Пушкину, в сад. Ну как в сад... Какую-то сторожку с обшарпанной мебелью невдалеке от леса.



На сад денег не хватило, мужики. Поставьте тыкву в угол - сойдет.

Думаете, как в уста Онегина вложат монолог на пять строф? Все эти "Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья; Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю; Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней" и так далее?

Примерно так:

- Спасибо за смску письмо. Я им восхищен. Вы искренни. Я был растроган. Но не хочу вас компрометировать. Пожалста!

Татьяна Сквозь слез не видя ничего, Едва дыша, без возражений... Печально (Как говорится, машинально)... Головкой томною склонясь; наморщила свое лицо и говорит - мол, это ваше, спасибо. А что, у вас нет ко мне чувств? Онегин - любовь затемняет рассудок, так что... Ну, сами подумайте. Семья, обязанности, скука, измена... Оно вам надо? В общем, извините, что так получилось - у нас ничего не выйдет. Татьяна - э-э-э-э... А у вас нет ко мне чувств? Нет, - отвечает Евгений. Вы сами себе нарисовали что-то в моем на самом деле непривлекательном образе - в общем, извините.

И ушел. Один. А не вдвоем, как в поэме. А Татьяна все-таки склонила голову до пояса. Сенкс и на том, товаристчи сценаристы.

Ну, а наш сволочь-Онегин поспел прямо на бал. И решил тут же склеить Ольгу. Ударные темпы - ведь в поэме-то между этими событиями без малого год прошел, да и на именины он пришел уже после разговора с Татьяной.

Итак, подходит Ольга, и Онегин тут ее приглашает. После танца подскакивает Ленский, но... "Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже!" Быть может, "кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена"?

Нет, все дальнейшее говорит за то, что хохотушка-веселушка Ольга с улыбкой, прибитой к лицу гвоздями, была шлюхой с самого начала!



"Дорогой, извини, но я обещала Евгению помочь с танцем. Ты же не против?"



Делать нечего, Владимир Ленский отходит на скамейку запасных.

В оригинале все танцевали мазурку. Но тут режиссер(ша) решил, типа - да на фиг нам оригинал. Надо вставить что-то русское. И вставил, блин. Вот тот вальс, под который танцевали Онегин с Ольгой, в аранжировке соло на фортепьяно - звучит в финале. Внимательно слушаем.




[Spoiler (click to open)]Да! Да!!! Это "На сопках Маньчжурии"! Он же - народная песня "Тихо в лесу, только не спят..." и т.д. Потрясающе. Как мы забыли, что под это еще и танцевать можно?

Ну, дальше как в оригинале. Ленский обиделся и сбежал, а пришел только на следующее утро к Ольге, серьезный-серьезный... И очень озабоченный... Чего тупая шлюха Ольга не заметила. Даже когда он обнялся с ней и попрощался.
Вот тебе и...

И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
...Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь
...Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Она глядит ему в лицо.
"Что с вами?" - Так. - И на крыльцо.


Мда, зря я так на Ольгу. Сценари-и-исты!..

Писать стихи перед смертью Ленский не стал - перебьется зритель со златыми днями весны его, которые куда-то удалились. Сразу перешли к дуэли.
Принято почему-то думать, что дуэль была в лесу, хотя в поэме четко сказано про "Опершись на плотину, Ленский Давно нетерпеливо ждал; Меж тем, механик деревенский, Зарецкий жорнов осуждал". В фильме так и есть. Стреляются возле большой угрюмой мельницы на озере, туманном, как уэльские болота... Да, на туманном озере. Да, таки в фильме это происходит летом. Ну а что, что вы, на зиму в других фильмах про Россию не насмотрелись?

Онегин, правда, пытался отговорить Ленского, мол, зачем нам этот детский сад, но Ленский, с трудом удерживаясь, чтобы не разреветься в голос, отказался прощать. Пушкин негодует - он такого не писал! Никто никого не отговаривал!

Итак, дуэль. Медленно готовятся. Медленно сходятся. Медленно целятся. Саспенс. Драма. Крупные планы. Обращенные друг в друга взоры. Сближение. Ленский палит и мажет. Онегин палит и выбивает поэту правый глаз. А потом подходит к телу и какбэ скорбит.
Что? Кто сказал: "И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил..."? Плевать, художник так видит! Вынепонимаетеглубокогосмыслазаложенноговэтусцену!

Кстати, это зачем-то видела Татьяна. Ну, случайно проходила мимо и заметила.

Понятно, что Онегин срочно уезжает в Петербург. Татьяна в одиночестве ходит по его библиотеке и находит свой портрет.



Кстати, неплохие тогда были библиотеки в русских селениях...

Итак, шлюшка Ольга выскочила за какого-то гусара, а Татьяну собираются выдавать замуж за кого-нибудь в высшем свете, чтобы не сидела в нахлебницах. Как я понял, она до этого была незамужней. Мдя, весьма любопытно сценаристы читали исходник.

Все дела проворачивает престарелая кузина, не вылезающая из постели. Следует какая-то длинная сцена ходьбы Татьяны по замку, которая что-то там символизирует, но выходит она, как положено, в светском обществе - в красном платье. Дальше, думаю, сами знаете, что было. Как ее встретил Онегин и все такое. Онегин повесил нос и ушел по замерзшей Неве мимо Петропавловской крепости... Хотя куда там можно... А, неважно.

Дальше - собственно та самая переписка в стихах Онегина и Татьяны. И она в общем без нареканий. На фоне стихов посещение "высшего света" - у Татьяны, и сцены страданий на фоне природы - у Онегина. Кстати, Татьяне неожиданно достался весьма симпатичный и заботливый муж, а не "какой-то важный генерал".

Чтобы повстречаться с Татьяной, Онегин ловит ее зимой на катке - замерзшей Неве. У нему клеятся местные княгини, но он их аккуратно игнорирует. Следуют Драма, Напряжение, Закадровая музыка, Взгляд Онегина Грустными Глазами на Нее... Все как полагается. Но рядом шляется муж, которому нечего делать, и под веселую музычку Онегину приходится уходить с катка.

Я не представлял, что можно было вставить еще в следующие 20 минут. Но потом понял. Вставили сначала эротическую сцену Татьяны с мужем (!!! зачем? хз); сцену одевания Онегина, вплоть до пластмассовой (!) расчески; прибытие Онегина под оперное исполнение; и собственно, сцену, где Татьяна его отшила.
Помните, как это было?

Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
..."А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна".

В фильме же Татьяна выставляет ему претензии, сокращает Пушкина на 90%, а Онегин шепчет: "Так ты любишь меня?" "НЕТ", - дрожащим голосом говорит Татьяна и вскоре доходит до слез: "Все, слишком поздно, ы-ы-ы-ы...". В общем, какие-то сопли вместо того, что в романе. Мое эстетическое чувство негодует. Не по канону!



Краткое содержание Пушкина: "Я тебя люблю... (хнык-хнык) Но я замужем... (хнык-хнык)"

Реакция?



Вот так выглядит "Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен!"

Последние минуты посвящены тому, что Онегин фалломорфирует на балконе и ждет письма от Татьяны. А потом уходит в закат вдоль по улице мимо какого-то гроба вдаль. Под вальс "На сопках Маньчжурии". Неприкаянная душа и все такое.

Титры!


Мое личное мнение.
Мне экранизация не понравилась. Я не таким представлял сюжет. Не такими героев. Не такой ту Россию. Чисто визуально и режиссерски это - неплохое кино. Там есть игра, сюжет, постановка, операторская работа, музыка, ну, все дела. Но стоит посмотреть на оригинал... Совершенно другое впечатление.

Онегин слишком хандрит. Он равнодушен и циничен куда сильнее чем в оригинале, где все это сглаживалось ребяческой дерзостью молодого дворянина. Я уж не говорю, что тут он явно староват для роли, что, впрочем, мелочи.

Момент в переходе отношения Татьяны к Онегину выпячен грубо, как и вся хронология фильма. Только, понимаешь, она ходила у него книги читать, а потом раз, и стала письмо писать. Это, впрочем, только отражение более общей проблемы - плохого сценария. Роман взяли, порезали на куски, а потом кое-как слепили обратно втискивая в хронометраж. В итоге изменились многие сюжетные коллизии, характер главных героев, да и вообще, настрой. И это фактически загубило постановку. Красивая история о первой юности, несчастье первой любви провинциалки к впечатляющему денди, история несчастливой любви денди к раскрывшемуся гадкому утенку - сведена к обычной лав-стори. Это называется в некоторых кругах "кастрацией", уважаемые. Впрочем, да ее можно было сделать покрасивше.

Второстепенные герои не прописаны или прописаны не так. Да и вообще ни одного стопроцентного попадания. Ни одного русского пейзажа, о которых распинался Александр Сергеевич - надо полагать, от чистого удовольствия. Сама Россия предстает каким-то мрачным малолюдным местом - снега, пустые интерьеры, мрамор, тени, все дела... В общем, упрощение для взрослых дядей. Я понимаю, что стихи Пушкина на иностранный адекватно передать вообще невозможно. Но ведь даже фабула романа, как нетрудно заметить, была куда многограннее.

Итого. Великовозрастный Онегин, страдающий шерлокхолмовской скукой вместо "русской хандры", Лив Тайлер с овечьим лицом вместо прекрасной Татьяны, глуповатый Ленский-истеричка, шлюшка-хохотушка Ольга и еще кто-то там. Красивая музыка, минималистические виды, много Глубокого Смысла, заложенные во всякие сцены. Любители могут посмотреть, а вот любителям Пушкина я бы не советовал. 6/10.
Tags: глубизна, забугорная дичь, зачем это сняли?, клюквища, могли бы и лучше
Subscribe

  • Эмилия с Аллеи свободы (2017)

    Давненько я не делал прежние обзоры-пересказы на зарубежную антисоветчину-неполживщину. А тут и экземпляр попался характерный - литовский (!)…

  • Кино о порнО. Пять фильмов об одной проблеме

    Креативный порно—режиссер добавляет в сценарий сцены ревности, утраты первой любви и трагедию одиночества. из профессионального…

  • Корректность по-европейски

    Пока в Голливуде считают квоты чёрных, азиатов, ЛГБТшников и прочих «особенных» личностей (подробно тему разбирали здесь и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

  • Эмилия с Аллеи свободы (2017)

    Давненько я не делал прежние обзоры-пересказы на зарубежную антисоветчину-неполживщину. А тут и экземпляр попался характерный - литовский (!)…

  • Кино о порнО. Пять фильмов об одной проблеме

    Креативный порно—режиссер добавляет в сценарий сцены ревности, утраты первой любви и трагедию одиночества. из профессионального…

  • Корректность по-европейски

    Пока в Голливуде считают квоты чёрных, азиатов, ЛГБТшников и прочих «особенных» личностей (подробно тему разбирали здесь и…