?

Log in

Кинопотрошители
28 панфиловцев (2016). Полный разбор 
7th-Jan-2017 04:32 pm


С фильмом "28 панфиловцев" произошло то же, что со Сталинградом - после десятилетия кормления людей говном про войну достаточно оказалось показать фильм с довольно глупой историей, максимально неправдоподобными боями и практически без художественных достоинств, но зато красивыми спецэффектами, декорациями, криво вставленным патриотическим посылом и без кровавой гэбни, чтобы огромное количество людей начало его за это хвалить. Фильм Шальопы, конечно, не в той весовой категории, но относительно него мнения тоже раскололись надвое. Учитывая, что все желающие фильм уже посмотрели, думаю, надо закапывать стюардессу. Перейдем собственно к рассмотрению сюжета и решим, что конкретно с фильмом не так - это намного лучше даже самых исчерпывающих рецензий.



В начале фильма нам специально напоминаю, что фильм снят на народные деньги 35.000 человек. Про средства Минкульта РФ, ФК, Казахстана и РВИО тоже, впрочем, скажут. Народный фильм, да. Потом идет цитата героя битвы под Москвой Момыш-Улы, что память о войне - это память и о победах, что довольно иронично, учитывая, что в реальности в описанных местах было поражение панфиловской дивизии, которое удалось ликвидировать после тяжелых и кровопролитных потерь с помощью резервов, а дивизия была отведена в тыл.

Итак, 14 ноября 1941 г. Некая безымянная деревня. Штук 20 бойцов возятся во дворе, собирая дрова. Шальопа, который лично играет лейтенанта, сидит за столом и с неподражаемой актерской игрой объясняет бойцам, как надо подбивать танки. Трактористы есть? - спрашивает он. Один из бойцов умалчивает свое машинистское происхождение, и тогда его сильно пихает в спину товарищ, Москаленко, и тот признается. Какую это сыграет роль в фильме? Ответ - никакой. После этого Шальопа важно чертит на бумажке через современную пластмассовую линейку и начинает объяснять про танк "Прага".



Граната Рдултовского времен Первой мировой, видимо, добавлена для мебели.

Москаленко на это что-то шутит, но что - понять тяжело, так как работа звукооператора здесь самая худшая. На это Шальопа его ставит на место и говорит, что поддерживать дух бойцов - дело политрука. Именно поэтому дальше политрук в фильме будет заниматься чем угодно, кроме политработы. Исчерпав конфликт, Шальопа продолжает рассказывать. Слушать текст из справочника о танках, конечно, довольно интересно, но все же я так и не смог узнать, мог ли реальный тыловой лейтенант РККА так хорошо разбираться во вражеской технике уже в ноябре 1941-го. Кстати, как известно, танка "Прага" дальше не будет, так что лейтенант зря старался. Впрочем, он это и сам понимает и делает разъяснение только для порядка.

Лейтенант объясняет бойцам, как пользоваться зажигательными бутылками и дает слишком болтливому Москаленко задание - найти побольше пустых бутылок и сдать в стеклотару на водку. Шутка, он не объясняет, зачем ему нужны пустые бутылки. Но других вариантов я не вижу. Не будет же лейтенант на передовой сам мастерить зажигательные бутылки из бензина и тряпок, если у них и заводских достаточно? Какое это отношение имеет к дальнейшему сюжету? Будет ли у бойцов дефицит бутылок и они станут их делать сами? Нет, никакого смысла этот эпизод не несет. Москаленко просто уходит, рассуждая с товарищем, что хорошо бы бутылочку развести для перорального употребления.

Комбат из штаба уезжает. Сцена нужна для разбивки, потому что потом Москаленко, неизвестно где набравший бутылок, возвращается к столу и тут же получает новое задание - добыть стройматериал для изготовления макета вражеского танка. Штабные тем временем что-то говорят - но что, понять тяжело из-за хреновой звукорежиссуры и весьма унылой актерской игры, когда актеры даже речь проговаривают монотонно. Обращает еще внимание, что почти все герои без исключения сыпят шутками-прибаутками типа "пара много, гудим, да не едем" и прочим фольклором, при том, что произносить его они не умеют. И это понятно, потому что такая вещь как "стилизация" Шальопа неведома и все герои говорят совершенно одинаково. Имен большинства из них мы не знаем, во внешности у них мало отличительного, характеры не показаны от слова никак, предыстория у всех без исключения отсутствует как факт, даже в пересказе Бондарчука а-ля "Сталинград" - поэтому даже различать их между собой тяжело. И что самое смешное - это не баг, а фича режиссера.



Мы хотели, чтобы наши герои обладали положительной харизмой, соответствовали бы типажам военного времени, причем типажам разным, поскольку отличить одного персонажа от другого в фильме можно будет только по лицу.
....Именно про них и снято кино – про всех этих людей. Отсюда и нет в фильме какого-то одного яркого персонажа – все равны.
....Андрей Шальопа подтвердил догадки журналистов, что при создании фильма опирался на известные советские военные картины – такие, как «Горячий снег», «Они сражались за Родину» и другие.


Чушь, конечно, потому что Горячий снег и Они сражались за Родину как раз имели разных персонажей.

Пока бойцы строят макет, политрук решает поддержать их боевой дух и читает газету о подвигах красноармейца. Москаленко после длинной речи подкалывает политрук, что тот читает газету на сентябрь потому что пользуется почтой России. Пара бойцов, один из которых Добробабин, тоже базарят о будущем наступлении - мол, скоро явно наступать. После этого захватывающего вступления - вечерние учения с танком. Шальопа противоречит сам себе, сначала крича: "Чего остановились? Я сам скажу, когда стоять!", а через несколько секунд: "Отдыхайте!" и ругает бойца, что тот плохо гранаты кидает: "Если ты погибнешь, кто танки остановит?" Это один из немногих эпизодов, имеющий смысловую нагрузку, так как бойцы потом действительно будут метать гранаты. Правда, явно недоучившись. Тем временем комбат в штабе объясняет диспозицию вражеских войск, а потом так трагично смотрит в окно, где веселятся красноармейцы, не знающие, что их ждет... И эпизод в принципе неплох, хотя ничего особенного в нем нет. Потом эпичная музыка с закосом под Батлфилд, и бойцы уходят в поход на передовую, а один на прощание целует девушку. Можете об этом тут же забыть, этого больше не будет.



Так как перед сражением нужна вдохновляющая речь, комбат выстраивает строй и говорит речь, которую я даже заскринил:

а1

Как видите, даже слова о Советском Союзе нет, но я уверен, это просто случайность...
После этого бойцы идут на фронт и по пути, путаясь в словах, пересказывают друг другу сюжет фильма "Семь самураев" (вышел в 1954 г.) и "Великолепная семерка" (1960), выдавая это за реальный случай. Странно, что они не обсуждают фильм "Зулусы" (1964), где 150 благородных англичан перестреляли 4000 атакующих африканцев (а то, что расстрел пленных не показали - так это же подвиг народа, про такое в эпосах говорить не надо). Или "300 спартанцев" Зака Снайдера... А, стоп, в следующей сцене они действительно обсуждают спартанцев, которых всех "на самом деле" закололи! И это один из самых могучих провалов сценариста Шальопы. Ибо после этого даже дурак понимает - режиссер пытается оправдать откровенный вымысел мифа о панфиловцах ссылками на развлекательную продукцию (никогда на историческую точность не претендовавшую) и мифом про 300 спартанцев. Потому что если бы бойцы рассуждали на тему реальной возможности противостояния малочисленных бойцов численно превосходящему противнику, то они бы обсуждали "Чапаева" или "Тринадцать" (1934), классический советский батальный фильм. То есть, это не историческая вставка, это именно самооправдание режиссера - абсолютно не соотносящееся с сюжетом, учитывая, что дальше будет в фильме.

В это время политрук говорит комбату, что надо бы не в обороне топтаться, а взять и врезать немцам кулаком по зубам, пока они сосредотачиваются. Да, политрук не знал того, что знала вся страна - врезать нечем и стратегическая инициатива все еще в руках противника, а Москва - на волоске от сдачи. Очень правдоподобный политрук. Насмерть будем стоять! - обещают командиры. Насмерть не надо, мне надо намертво, а для этого живыми надо быть! - говорит комбат. Так Шальопа уже второй раз плагиатит наиболее запоминающийся момент из "Волоколамского шоссе" Бека, видимо, решив, что в первый раз зритель не поймет.

Под эпическую музыку на 23 минуте этого залихватского сюжета бойцы начинают окапываться. Один из бойцов (по хрен, кто это), рассказывает, как базарил с местной старушкой, а та жаловалась, что немец клятый их обстреливал, даже церкву не пощадили, "безбожники проклятые, мусульмане, гы-гы-гы" (с). (Кажется, Шальопа Великую Отечественную с Первой мировой перепутал, именно тогда слухи о "немчуре-мусульманине" ходили). А бойцы над бабкой прикололись, мол, а мы же свои, азиаты - русские уже кончились. Да, смешно, думаю, бабка живот надорвала от смеха. Смысл эпизода? Как и все, эпизод смысла не имеет, просто надо было чем-то забить хронометраж. А, и еще между делом нам напомнили о верующем населении СССР. А потом подходит с ППД старшина Добробабин, который приказывает окапываться лучше, ибо фриц не дурак и с ним тяжело бороться. А этот Добробабин очень предусмотрительный военный, правда? Уверен, он еще и наибольший патриот фильма...

Потом еще какой-то эпизод с окапывающимся пулеметчиками, но это неинтересно. Лучше показан осмотр капитаном Гудиловичем обороны артиллеристов.



Москаленко вместе с бойцами устраивает фальшивую батарею, а заодно в очередной раз травит байки. Это такая фишка режиссера, уверенного, что на войне люди говорят исключительно о фронтовых случаях, а на семью, дом, друзей, хавку всем плевать. Только политрук в каком-то окопе, лично работая лопаткой (хрена ли, политрук всегда делит работу со своими бойцами), пытается сказать что-то про родину, про Сталина отечество: "Помимо Родины есть еще и Отечество. Родина, она и под игом жить будет, ее топтать будут, резать, жечь, она кровью умоется, а все равно жить будет. А Отечество не так. Отечество это там, где живут, что называются, по праву, как испокон веков отцы завели, поэтому и называется Отечество. Родина - это земля, где живут. А Отечество - то, как живут". Очень пафосно, спасибо, вот только вы несете полный бред, товарищ политрук. В любом словаре указано, что Родина и Отечество - это взаимозаменяемые синонимы, между которыми нет никакой разницы. И если Родина это территория, а Отечество - режим, то хотелось бы узнать, в курсе ли сценарист, что с основания нашей родины режим менялся очень часто, за один только ХХ век раза три? И какое это имеет отношение к делу? Это все прием "Бэтмана" Нолана: неважно, что фраза "герой, которого Готэм достоин, но не тот, который ему нужен" не имеет никакого смысла - главное, она звучит красиво, а значит, станет крылатой. "А народ, - продолжает мысль философ-политрук, - это люди, которые хотят говорить на одном языке и жить на одной земле". Впечатление убогости попыток Шальопой объяснить феномен нации усиливается комическим впечатлением, потому что эту чушь политрук говорит двум казахам. Угадайте, на каком языке.
А теперь просто сравните с книгой самого Бека, которую тут Шальопа "почему-то" цитировать не стал.

Для чего я живу? Ради чего воюю? Ради чего готов умереть, на этой размытой дождями земле Подмосковья? Сын далеких-далеких степей, сын Казахстана, азиат - ради чего я дерусь здесь за Москву, защищаю эту землю, где никогда не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда? Дерусь со страстью, какой ранее не знавал, какую ни одна возлюбленная не могла бы во мне возбудить. Откуда она, эта страсть?
Казахи говорят: "Человек счастлив там, где ему верят, где его любят".
Вспоминаю еще одну казахскую поговорку: "Лучше быть в своем роду подметкой, чем в чужом роду султаном". Советская страна для меня свой род, своя Родина.
Я, казах, гордящийся своим степным народом, его преданиями, песнями, историей, теперь гордо ношу звание офицера Красной Армии, командую батальоном советских солдат - русских, украинцев, казахов.
Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса. Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжелой годины.
Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда!


Далее эпизод, где над фальшивой батареей пролетает немец, и один из бойцов на всякий случай решает сбить его из СВТ. Не сбил. Вот такой туповатый солдат. Москаленко такой - я только что говорил, что стрелять не надо, но уже передумал, дай тоже стрельну из трехлинейки. Тоже не сбил. Вот такой туповатый Москаленко. А ведь немец мог заметить огонь и ответить балбесам из пулемета.
Два каких-то бойца приносят на позицию моток колючей проволоки, который они одолжили у саперов... а скорее всего, сперли, на что в фильме намекается. А заодно рассказывают, как хотели у колхозника колючку на картошку выменять. Но дедок отказался, говорит, что не хочет на мир смотреть через колючую проволоку. Голуби летят над нашей зоной, голубям нигде преграды нет... Очень патриотический эпизод, да.
Капитана Гудиловича вызывает в штаб комбат и по телефону сообщает... неважно, это не имеет отношения к сюжету, как почти половина фильма. А тем временем в наступление под угрожающую музыку готовятся персы немцы.



Дальше довольно красочно показана артподготовка из четырех гаубиц, бойцы героически сидят в окопах и шутят, что держат оборону фальшивой дивизии, в общем, все неплохо. И на фронте, и в кино. Правда, несколько раз немцы зачем-то прекращают стрелять - видимо, чтобы потроллить русских, которые каждый раз этому картинно удивляются. И вот наконец время пойти в бой на весьма хороших макетах "четверки"...



Комический эпизод: Добробабин прибегает к Клочкову и говорит: "Танки!" "Где?" - дергается тот. "Вон тама!" - героически тычет в пространство Добробабин. Клочков не менее героически пялится в бинокль и говорит: "Не видно!" "Не видно, а они есть. С НП только что звонили!" - говорит Добробабин. Так вы можете видеть влияние на режиссера выдающегося военного фильма "ДМБ" и его классической сцены про невидимого суслика.
Какое-то время зритель пялится на героические рожи панфиловцев, которые надвигаются крупным планом, а потом тот самый разговор: "А если придет, покажем ему, как дерутся русские" "Покажем... вообще-то я казах" "А казах что, не русский, что ли? Мы сейчас за Россию деремся или за что? А за Кахастан будем сражаться - всем покажем, кто такие казахи".



Угу, за Берлин будете сражаться, покажете всем, кто такие немцы? Чушь какая-то, если Шальопа хотел шуткой вытянуть руссо-патриотизмо в казахстанской дивизии, то не получилось. Солдат из Казахстана, не знающий, кто такие казахи - это просто глупо и неисторично. Представьте сцену, где немецкий гауптман говорит в итальянской дивизии: покажем коммунистам, как сражаются немцы! А те ему - си, си!

После этого - довольно красиво изображенная стрельба наших гаубиц по противнику. Немцы несут потери, но продолжают наступать. В тыл нашим летят недурно нарисованные самолетики, чтобы подавить артиллерию. И это последний момент, когда мы увидим авиацию - видимо, после этого немцам самолеты резко понадобились в другом месте. Бомбежку батареи из бюджетных ограничений мы тоже не увидим, просто командир батареи звонит комбату и говорит: мол, мы уходим, "держитесь там". И звали этого командира наверняка Дмитрий Анатольевич... Наконец показываются танки. Хорошенько прицелившись, бойцы шмаляют из винтовок по пехоте. Пули отшвыривают ту чуть ли не как удар кувалдой.



Пушкарям удается сбить гусеницу у одного танка. Пораженные немцы за ним от шока тут же теряют сознание и падают в снег.



Противотанкисты выстреливают из ПТР по танку, и хотя тот отвечает, но мажет - и сам подбит. К счастью, окружающие его немецкие стрелки не стреляют по окопу, подавляя оборону, иначе было бы хуже... Из танка вылезают танкисты, и наши пушкари тут же подбивают из осколочным. Но зато и пушкари подставились - их подбивает второй танк, хотя пушкари, к счастью, успели спрятаться в укрытии. Так что бой продолжается. Немцы полагают за лучшее отойти, оставив на поле боя четыре дымящих танка. Два очередных безымянных бойца курят в окопе и рассуждают, что немцам явно не понравилась встреча и они ушли за добавкой. Очередной фольклор, да. Приходит и Добробабин, который поддерживает дух бойцов... Какой хороший солдат этот Добробабин... Одновременно рядом Москаленко заряжает винтовку через низ обоймы, чтобы патроны, видимо, заклинило при первом же выстреле.



А пока Добробабин поддерживает дух бойцов, политрук Клочков, который должен этим заниматься, бежит куда-то назад и обещает раненому бойцу, которого везут в плен, что все будет хорошо. Ведь кроме него, в бою ранили всего пятерых. Это на роту-то, на которую куча танков наступала - согласитесь, впечатляющий результат. После этого он идет в штаб поговорить с комбатом (я так и не понял, куда делся Гундилович) и сообщает ему, что раненых всего шесть, так что будем держаться. Вездесущий Добробабин, которого давно пора сделать заместителем командира, тоже тут. Немцы опять стреляют из гаубиц, над окопами куда-то летит самолет, который боец пытается подбить из ППШ, но не сбил. Добробабин снова тут - забегает в блиндаж и поддерживает дух бойцов, обещая, что немцы не сильны как кажется и мы будем "просто жечь танки" (с). Ага, просто жечь танки, с двумя сорокопятками, ПТР и гранатами с зажигательными бутылками. Проще некуда! Так говорил Добробабин - человек, который в этом фильме присутствует на экране чаще, чем добрая половина роты. Он точно не главный герой фильма? В третий раз Добробабин плагиатит "жить, а не умирать" Бека. Но вообще, о чем конкретно он говорит - понять тяжело, потому что Добробабина режиссер, всю жизнь проживший в Питере, наделил каким-то убогим говором, который, по его мнению, напоминает суржик, хотя это точно не суржик, а убогая подделка.

Связь штаба с позициями нарушена. Позиция артиллеристов засыпана землей, но они выживают и становятся к орудиям... Блин, какие на удивление удачливые пушкари - несколько раз их позиция попадает под огонь, а они даже место не меняют и не теряют ни одного раненого. Впрочем, и в окопах их убито и ранено всего по два. Ну, а танки вновь с угрожающим рыком и картинным наездом на намотанный на люк башни фашистский флаг, идут в бой. В следующем кадре оказывается, что жертв - аж пять. Мудрый Добробабин говорит, чтобы слали еще подвод, если связь не починят... Целых две, а то и три. Смотрится это все в отношении роты из 150 человек довольно смешно. Интересно, если режиссер понимал, что на массовку денег не хватит, зачем вообще акцентировать внимание на двух жалких подводах? Говорил бы о раненых за кадром, прием дешевый, но лучше, чем это.

Благодаря безвестному связисту (имя его неизвестно, подвиг его бессмертен!) связь удалось наладить. Клочков дозванивается до штаба и говорит, что в роте много убитых и раненых, так что нужно подкрепление. Комбат, который только вчера говорил, что надо держаться до прибытия резервов и рассказывал о готовящемся наступлении немцев, теперь вдруг говорит, что поддержать нечем, так что вы держитесь там... В реальности резервы были, хотя и небольшие, и бой по-другому шел, но этажекино... Делать нечего, Клочков приказывает разбиться на группы и подрывать танки бутылками и гранатами, а заодно произносит ту самую легендарную речь "позади Москва", причем произносит, на мой взгляд, хреново, хотя текст хороший. Тем не менее, на лицах солдат видно несомненное патриотическое восхищение.




А танки идут отаку, причем давешний флаг ухитряется поменять свое месторасположение, так как сам танк потерял ящик для снаряжения позади башни. Наверно, выбросили как балласт для быстроты хода! Кстати, это единственный танк с флагом на поле боя. Наверно, это значок босса, хотя в реальности флаг прикручивали для своих летчиков, чтобы случайно бомбу не скинули. И поэтому прикрепляли его в основном на трофейную технику. Ну да ладно, кому какое дело.



Итак, бойцы сидят в окопе. Один находит время и место спросить другого: а правда, что вас фашисты в блиндаже гранатами закидать пытались, а вы их 14 штук обратно кинули? Ложь, свистеж, провокация! - отвечает тот. Не 14, а 6, и не в блиндаже, и не в лотерею, и не выиграл, а проиграл. К чему это было? Да то же самое самооправдание Шальопы, не имеющее никакого отношения к основному сюжету. Клочков тем временем окончательно отдает командование Добробабину, так как больше некому, а он сует свой нос абсолютно куда угодно. Потом и тему религии раскрывают - какой-то солдатик шепчет молитву перед боем. Это к слову о том, что, мол, кино не идеологизированное и поэтому нет ничего плохого, в том что там даже слова "СССР" не упоминается. Но хватит слов! - танки идут! Бойцы с напряжением всматриваются в наступающего врага... Опять вышедших на линию огня пытаются подбить артиллеристы и противотанкисты. По пушкарям опять стреляют танки и, кажется, мажут. Вот что бывает, когда идешь в бой без мотопехоты и пулеметного прикрытия... А если бы они были, ничего не стоило отрядить в лес взвод при поддержке пулемета и танков, чтобы зачистить надоедливых пушкарей... А противотанкистов танк убивает из курсового пулемета, и это единственный пример его использования в фильме. Но на место убитых спешит другой солдат, который удачнейшим попаданием, буквально случайно, так как его стрелять никто не учил, сбивает танку гусеницу! Ну, братцы, отдыхайте спокойно, - с удовлетворением говорит стрелок, вместо того, чтобы поменять позицию. На его счастье, туповатые немецкие пехотинцы по нему не стреляют - наверно, патроны берегут. Гансы вообще в этот фильме стрелять не любят, так что пулеметчик их с фланга довольно удачно кладет штабелями. Под треск пулемета бойцы в окопах бросают гранаты в танки. Гранаты взрываются где-то на земле, но, как ни странно, этого оказывается достаточно.



На всякий случай на один танк бросают бутылку, и тот через секунду взрывается. За кадром. А танкисты, видимо, оглушены, поэтому из люков не вылезают.
Один танк наконец замечает беспредел пулеметчика и картинно поворачивает башню. Пулеметчик почему-то этого не видит и продолжает стрелять, хотя вездесущий мать-тереза Добробабин кричит ему: Верещагин, уходи с баркаса! Увы, поздно, пулеметчик подбит снарядом. Мы отомстим за тебя! - кагбэ говорят перекошенные лица бойцов.



Противотанкисту Вакутагину, который поменял своего толерантного товарища на какого-то усача, удается пробить из ПТР смотровое окно танка и убить мехвода. Еще танк пехотинцы подбивают гранатой. За кадром. Все нормально, ограничения бюджета. Подошедших немцев тут же убили из ППШ, так как гранатами они закидать наших героев не могут - у немцев гранат тупо нету. А ведь если бы они их бросали, а наши их выбрасывали, это было бы отличной привязкой к болтовне о гранатах выше... Тем временем выживший в адском пламени артиллерист на руках своих относит своего командира на землю... и только потом с товарищем устанавливает орудие, роняя капли крови на станину... Глубоко драматичный момент... А в окопах своя атмосфера - группа бойцов под управлением Москаленко буквально за секунды истребляет наступавших немцев автоматическим огнем своих СВТ, ППШ и ППД прямо под носом у танка. Вот где бы тому пригодился курсовой пулемет... А потом и его подбивают гранатами. Но и в наших бойцов попадает снаряд... Москаленко берет последнюю бутылку из рук смертельно раненого солдата и пьет за его здоровье и бросает на башню танка. Бутылка взрывается. В кадре! И это хорошо. Правда, непонятно, почему до этого бутылки кидали, прикрутив к ним горящие спички, если Москаленко легко взорвал бутылку и без этого. Ну да ладно. Взбешенный Москаленко поливает немцев огнем из своего ППД с бесконечным боезапасом, но тот клинит, а наружу из горящего танка вылезает немец, который хочет покарать его из автомата - но тут же сам гибнет от руки СВТ... какого-то нашего солдата.

Но дело плохо, танки начинают прорываться через позиции. Тогда один солдат подбирает у трупа товарища гранатную связку, встает в монументальную позу с постера фильма, героически замахивается и... тут уже получает пулю в плечо.



Но тут подбегает околачивавшийся неизвестно где Клочков, который меняет у него гранаты на ППШ и сам кидает связку на корму танка, что в очередной раз за кадром его взрывает. А солдатик, героически постреляв из ППШ, пафосно умира-а-ает... Но зато давешнему импровизированному безымянному противотанкисту удается подбить еще танк... А артиллеристу еще один... Но новый снаряд подать некому, ведь его товарищ артиллерист застыл на морозе в позе парковой статуи, умерев от потери крови...



И танк со странно уложенными траками окончательно добивает доблестных героев - пушкаря и... пушкаря. Он же убивает и несчастного Вакутагина с его товарищем, а потом долго ездит по их окопу, засыпая тела землей, а заодно бесстыже паля свое 3D-происхождение.



Что с траками на корпусе, дойчи их что, спьяну укладывали?

Он идет дальше, на бойцов во главе с Клочковым... Но тут встает тот самый усач!.. Или не тот... Неважно. Усач, который буквально восстает из-под земли на фоне ангельского света и в последнем порыве отчаянной ярости бросает гранату на жестокого врага! И тот взрывается, а героический солдат умира-а-ает... И тогда другой солдат мстит за него, бросив в люк к вылезающим танкистам бутылку.

Один из бойцов разживается шмайсером, Клочков с товарищем Шемякиным убегают в другие окопы, и там Клочков подбивает танку ходовую... за кадром. Попал или не попал? Горит или не горит? - спрашивает он Шемякина. Ну, не то чтобы совсем не попал - не попал в шарик, - отвечает тот. Тогда, - говорит тот, - "Жги, Шемякин!" (с) И Шемякин вместе с подбежавшим Добробабиным бегает по окопам, расстреливая наступающих немцев. И тут их накрывает тьма... И... ничего, с ними все в порядке. Правда, граната всего одна осталась и у ТТ, который откуда-то взялся у Добробабина, кончились патроны. Москаленко в отчаянии кидает немцам камень, чтобы потроллить. Немцы сначала ведутся, но потом все понимают, встают и начинают угрожающе идти на окопы. И вот они идут, а наши бойцы готовят подручные средства для рукопашной... А немцы идут... Идут... идут... Мда, как же долго они идут... Но вот наконец они подходят, и!.. и их всех уничтожает оживший пулеметчик. Да-да, знаменитая кавалерия из-за холмов, которая всех спасет в последний момент! Прием, конечно, не новый, но работает. Разочарованный немецкий командир, который смотрел на все это вдалеке в бинокль, решает, что им ничего не светит, и танковый отряд... просто отступает. Причем отступает быстрее, чем командир успевает это сказать в люк.



Подъем камеры, красивый план сверху, музыка. Добробабин говорит пулеметчику Даниле, что он молодец. А сколько танков мы подбили? С полсотни будет? - спрашивает тот. Ну, внукам можно и больше сбрехать, - отвечает тот, - а так 14, если не считать тех 4, что до обеда. За Россию герои, нынче так воют! - говорит самый большой патриот фильма Добробабин. Рядом в героическую позу становятся еще четыре человека, и потом вся группа превращается в памятник панфиловцам. Получается, кагбэ из 28 панфиловцев умерли не все? Получается, так. И титры с именами создателями и жертвователями, на что уходят последние 16 минут.



Не знаю почему, но Питер в титрах называют то Ленинградом, то Санкт-Петербургом. У нас есть какой-то другой Ленинград?

Вывод. Мое мнение неизменно - фильм неплохой патриотический боевик с хорошими (особенно учитывая бюджет) боями и спецэффектами. Но по художественной части - почти полный провал: ни сюжета, ни персонажей, ни актерской игры, ни нормальной звукорежиссуры. Просто полуторачасовая военная реконструкция с жалкими потугами исторической стилизации и патриотическо-русской идеологии. На слабую четыре тянет, но не больше, "Сталинград" Бондарчука имел гораздо меньше боев, но у него хотя бы была прописанная история немца Питера, за которой можно было с интересом следить. И заодно, бонусом - ответы на доводы в защиту фильма.

Этот фильм как глоток свежего воздуха среди бондарчуковско-михалковского дерьма, никаких штрафбатов, нквдшников и антисоветчины!
Начиная с Брестской крепости 2010 г., которая продемонстрировала нелюбовь публики к демонизации СССР, в военном кино сложно встретить живописание антисоветчины: см. А зори здесь тихие, Битва за Севастополь, Сталинград, а недавние 72 часа вообще идеализируют органы в духе "Оттепели". Но и положительных слов о СССР там - НЕТ. Все, что позволяют себе авторы - это мелкие антисоветские намеки (типа репрессированных героев в Брестской крепости и А зори здесь тихие), притягивание за уши тему религии, а также тщательную деполитизацию истории. Фильм Шальопы не отличается здесь НИЧЕМ. В нем нет ни единого упоминания СССР, ВКП(б) и Ленина хотя бы для атмосферы, да еще и выпячивается русский народ - причем именно в таких выражениях, которые даже в сталинские времена были вряд ли возможны. А уж ненужные моменты с молитвой перед боем и шуткой про колючую проволоку явно неслучайны. Никакого прорыва в этом направлении фильм не дает. Да и чего вы хотели от режиссера-монархиста?



Что с того, что здесь нет ярких персонажей и сложных человеческих отношений, это кино о простой будничной работе войны, здесь просто спокойно жгут танки!
Любой дурак может снять кино без сюжета, конфликта и характеров, но с кучей проверенных штампов - в этом нет ни заслуги, ни таланта. Наличие выделяющихся персонажей ничем вам не мешало в советских военных фильмах? Не отвлекали вас от действия персонажи в "Горячем снеге", где их много, все разные и все раскрыты? Если нет, то чего вы теперь так довольны? Давайте вообще ругать советские фильмы за акцент на персонажей. Откройте себе глаза - сюжет фильма, при всей приближенности к аутентичной войне, во многом фантастичен. Учитывая небольшой бюджет фильма, который вынудил вставить все бои во вторую половину действия, ничто не мешало режиссеру прописать сценарий так, чтобы заполнить первую часть развитием персонажей. Это сделать было можно и даже нужно. Что мешало? Ничего, кроме хренового опыта сценариста Шальопы. Да, фильм в первый раз производит впечатление и может возникнуть чувство гордости за подвиг предков. Но посмотрите фильм еще раз-два. Чтобы гордиться предками, их надо знать и понимать. А вы этих панфиловцев хотя по лицам можете различить? Это же одинаковая масса, где самым запоминающимся персонажем является полицай Добробабин. Да, именно так: лучший герой фильма - Добробабин, который на экране появляется чаще Клочкова. И это не случайно, ибо Шальопа искренне уверен, что Добробабин - герой.



Когда же оказалось, что Добробабин действительно перебежал в том бою к немцам, добрался до родного села Перекоп и стал там начальником полиции, Шальопа не придумал ничего лучше, чем повторить, как попка, того же Бека - и плевать, что у Бека имелось в виду совершенно другое. Патриот!



В этом фильме наконец-то показан героический подвиг нашего народа!
В этом фильме показана основная патриотическая идеология нынешней власти, которая проскальзывает везде и всюду и о которой упоминалось еще в "Герое" с Биланом - Россия убер аллес: "Умереть за родину без вопросов – вот смысл жизни для русского человека. Правда, родина немного идеологически подправлена. Так, сообщая о начале войны, русский офицер кричит: «Ура, теперь Россия помирит все народы Европы!»... Публика не поймет. То ли дело – Россия будет воевать за мир во всем мире. Дешево и сердито". И чем это отличается от "Весь мир смотрит на вас" или "Люди хотят жить на одной земле и говорить на одном языке"? В тех же советских фильмах показывалось, что война - это ад, страшная трагедия, смертельный труд и жестокое испытание для долга перед Родиной. Вся повесть "Волоколамское шоссе" посвящена тому, как победить инстинкт самосохранения, трусость, воззвать к разуму, чувству долга и патриотизма солдата, в том числе и репрессивными методами. Огромное количество советских фильмов показывает, какой страшной кровью оплатили ту войну люди и чего стоил даже самой небольшой военный успех. Та же панфиловская дивизия была почти разбита в тех боях и отошла на переформирование. А этот фильм? А этот фильм показывает яркое военное сражение, героическую, хотя и неправдоподобную гибель большей части солдат, которые не сомневаются в своей роли, не трусят, не говорят о родных и близких, неестественно естественно готовятся умереть, а после гибели почти всей роты даже лоб не морщат, а продолжают травить шуточки. Откройте себе глаза - вы повелись на патриотический боевик, а не драму о подвиге народа. Вот так фильм и надо оценивать, без всяких оправданий. Как боевик он неплох - ни секунды не спорю.

У этого фильма лучшая картинка, реквизит, танки и прочее - такого еще не было!
Не спорю, реквизит и техническая часть у фильма отличные, для современном отечественном кино - одни из лучших. Фильм доказывает, что можно за несколько миллионов снять технически отличный фильм. Но не стоит делать вид, что он идеален - многочисленные ляпы, которые я показал выше и еще чаще - не показывал, подтверждают, что ни одно кино не может быть идеальным по этой части. К тому же, если внимательно посмотреть фильм, окажется, что режиссеру пришлось допустить много ляпов - иначе его герои погибли бы еще в первые полчаса действия.

Вот такое мое мнение об этом фильме. Я сказал, что хотел, в серьезные споры по этому поводу вступать больше не хочу. Добавлю последнее - фильм Шальопы, безусловно, неплох, но он еще не прорыв, потому что для того, чтобы снять патриотическое кино, надо прежде всего понять, что патриотизм должен быть честным, а не сделанным на денежки РВИО, с оправданием полицаев и идеализацией собственной истории. Вот почему все эти Сталинграды, Викинги и Битвы за Севастополи дерьмо: они сняты не патриотами, а подельщиками, которые патриотизм лишь имитируют. У 28-ми схожая проблема - патриотизм там натужный и подчеркнуто осовремененный. И это неудивительно, с самого начала было понятно, что человек, который взял за основу сюжета неоднократно разоблаченный вымысел - либо не знающий своей истории невежда, либо конъюнктурщик, либо обманщик, который так делает пиар картине. Кто Шальопа теперь - каждый сам пусть решает, но патриотизм у него в фильме вовсе не такой народный, какой он обещал. И пока у нас будут исповедовать стыдливую идеологию патриотизма вне логики и пространства, с уравниванием Маннергейма и Клочкова, Бочкаревой и Панфилова, но с заматыванием Мавзолея на 9 мая и одновременным расхваливанием царей да князей - так и будет продолжаться.

Каменты 
11th-Jan-2017 06:46 pm (UTC) - само слово
"командирская" - не наталкивает?
Слово "командир" до середины 40-х употреблялось ровно там где до 17 и емнимс после 42 года было слово "офицер"
This page was loaded Feb 19th 2017, 2:17 pm GMT.